N 88-251/2021
10 февраля 2021 г. г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А.
при секретаре Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Кирпия Романа Александровича на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 10 июля 2020 г. (дело N 2-81/2020) и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 13 октября 2020 г, принятые по исковому заявлению командира войсковой части N2 к бывшим военнослужащим названной воинской части "звание" Краснову Денису Юрьевичу и "звание" Кирпию Роману Александровичу о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В, изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
вышеуказанным решением Реутовского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, исковые требования командира восковой части N2 удовлетворены частично, к ограниченной материальной ответственности привлечен Краснов Д.Ю. и с него в пользу войсковой части N2 взысканы денежные средства в размере 59 226 руб. 70 коп, в доход бюджета городского округа Реутов Московской области 1977 руб. в счет уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении требованию к Кирпию Р.А. отказано.
В поданной 11 декабря 2020 г. кассационной жалобе ответчик Кирпий Р.А, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового судебного решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование этого он приводит доводы, которые сводятся к тому, что вина ответчиков в причинении материального ущерба войсковой части отсутствует, так как ими были проведены работы по ремонту водомерных узлов, и они приняты, приборы коммерческого учета холодного водоснабжения установлены на тех же местах и участках без изменения схемы и конструкции водомерных узлов, правила по получению технических условий в данном случае не применимы.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Кроме того, для отмены судебных постановлений в кассационном порядке в любом случае являются основания, предусмотренные частью 4 статьи 379.7 того же Кодекса.
Таких оснований по данному гражданскому делу не усматривается.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что 27 августа 2015 г. Красновым Д.Ю. занимавшим на тот момент должность командира войсковой части N2 заключён государственный контракт с ООО " "данные изъяты"" (подрядчик), на ремонт водомерных узлов N 1, 3, 4 на территории войсковой части N1 и замены изношенной запорной арматуры на водомерных узлах соединения. Цена контракта составила "данные изъяты". После проведения ремонта комиссия войсковой части N2 произвела приёмку выполненных подрядчиком работ и на основании акта приёмки и справки о стоимости выполненных работ, утверждённых Красновым Д.Ю, произвела оплату денежных средств.
Однако, ООО "Балашихинский водоканал" (ресурсоснабжающая организация) узлы учёта N 1, 3, 4 к эксплуатации не допустил ввиду несоблюдения войсковой частью N2 порядка проведения ремонта, установленного пунктом 8 и разделом VI Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 N 776 (далее - Правила), а именно предварительно не были получены технические условия на проектирование узлов учёта. В этой связи Красновым Д.Ю. была направлена заявка в ООО "Балашихинский водоканал" на выдачу технических условий на организацию узлов учёта холодного водоснабжения, после получения, которых войсковой частью N2 заключён новый государственный контракт от 10 сентября 2017 г. на выполнение работ по текущему ремонту наружной системы водоснабжения с приведением водомерных узлов N 1, 3, 4 к коммерческому учёту. Вновь смонтированные узлы учёта в ноябре 2017 г. ООО "Балашихинский водоканал" допустил к эксплуатации.
В феврале-марте 2019 г. в войсковой части N1, в состав которой входит войсковая часть N2, проведена аудиторская проверка, которая установила, что денежные средства в размере "данные изъяты", перечисленные за выполнение первого государственного контракта, являются незаконным расходом, поскольку цель работ не достигнута, несоблюдение воинской частью порядка ремонта узлов учёта привело к тому, что они не были допущены к эксплуатации организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
При разрешении данного гражданского спора суды обеих инстанций, установив обстоятельства дела, обосновано пришли к выводу, что Краснов Д.Ю, будучи командиром части, при проведении мероприятий по ремонту узлов учета холодного водоснабжения воинской части должен был своевременно выяснить порядок их осуществления, организовать работу подчиненными в соответствии с Правилами и принять меры по реализации поставленной задачи в установленном порядке. Несоблюдение им данных требований привело к излишнему расходу воинской частью денежных средств и, следовательно, причинению материального ущерба. А законных оснований для привлечения к материальной ответственности Кирпия Р.А. не имеется.
При этом, судами правильно применены положения статьи 4 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" во взаимосвязи с нормами Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, определяющих ограниченную материальную ответственность командира войсковой части при ненадлежащем выполнении им должностных обязанностей.
Изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой нет оснований не согласиться.
Таким образом, вопреки мнению ответчика Кирпия, до заключения государственного контракта от 27 августа 2015 г. и выполнения по нему работ, командир войсковой части N2 должен был, на основании соответствующей заявки, получить технические условия от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и произвести проектирование узлов учета, чего им сделано не было. Данные обстоятельства в последующем повлекли необходимость заключения нового государственного контракта от 10 сентября 2017 г. и повторную оплату войсковой частью N2 работ по текущему ремонту наружной системы водоснабжения с приведением водомерных узлов N 1, N 3, N 4 к коммерческому учету.
При таких обстоятельствах Кассационный военный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба несостоятельной.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, в том числе и безусловную, судами не допущено.
Руководствуясь ст. 379.5, 379.6, п. 1. ч. 1 ст. 390 и ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 10 июля 2020 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 13 октября 2020 г, принятые по иску командира войсковой части N2 к Краснову Денису Юрьевичу и Кирпию Роману Александровичу, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.