Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батюшина Владимира Анатольевича к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", военному комиссариату Ростовской области о признании права на социальные гарантии, перерасчете пенсии, установлении факта участия в боевых действиях, по кассационной жалобе Батюшина В.А. на решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
Батюшин В.А обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", военному комиссариату Ростовской области с требованиями: подтвердить первоначальный факт календарной выслуги в льготном исчислении 20 лет 1 месяц; подтвердить, что удостоверение участника боевых действий в Республике Эфиопия, выданное 19 декабря 1988 года, подтверждает факт участия в боевых действиях в Республике Эфиопия; обязать Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу пересчитать пенсию с момента назначения и включить в общую выслугу лет, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций", один месяц за три, то есть с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года; взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб. и расходы на оплату юридических услуг в сумме 54 340 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1978 года до 1995 года он проходил военную службу в различных должностях в разных частях Министерства обороны Российской Федерации и СССР. Согласно приказу командующего войсками СКВО от 23 октября 1995 года N 0439 его календарная выслуга лет в льготном исчислении составила 20 лет 1 месяц. 24 июля 1996 года ему выдана справка военного комиссара Ростовской области ДР 126541, о том, что он уволен с правом на пенсию и социальную гарантию.
Однако, в праве на социальную гарантию ему отказано в связи с отсутствием календарной выслуги более 20 лет. Он неоднократно обращался в Центр социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области для перерасчета выслуги лет с учетом боевых действий во время прохождения службы в составе 800-го отдельного автомобильного батальона в/ч полевая почта 04012 в качестве помощника начальника штаба, в период нахождения в Республике Эфиопия с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года, однако получал отказ со ссылкой на п.п. "в" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты; пенсий, компенсаций" в связи с тем, что факт непосредственного участия в боевых действиях архивными данными не подтвержден.
По мнению истца, факт его участия в боевых действиях в Республике Эфиопия подтверждается архивной справкой Министерства обороны Российской Федерации, записью в личном деле и удостоверением "Участника боевых действий", а также судебной практикой в отношении сослуживцев ФИО9 и ФИО10
Решением Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 19 июня 2020 года исковые требования Батюшина В.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 августа 2020 года решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 19 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Батюшина В.А. - без удовлетворения.
В своей кассационной жалобе Батюшин В.А. просит отменить решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 августа 2020 года и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. В качестве оснований для отмены указано на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От истца поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Ответчики о причинах неявки своих представителей не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и следует из дела, что в период с 1 июля 1978 года по 18 ноября 1995 года Батюшин В.А. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации, уволен, по п. "а" ч. 2 ст. 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями, является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
В графе 11 военного билета N имеются сведения об участии истца в боевых действиях в Чечне в зоне вооруженного конфликта с 8 марта 1995 года по 7 апреля 1995 года и с 17 апреля 1995 года по 19 мая 1995 года в должности "данные изъяты".
Согласно выписке из приказа командующего войсками CKBО от 30 октября 1995 года N 0439 при увольнении Батюшина В.А. с военной службы в запас выслуга лет в Вооруженных силах составляла календарная - 19 лет 9 месяцев, в льготном исчислении - 20 лет 1 месяцев. В послужном списке Батюшина В.А. имеются сведения о его пребывании в Республике Эфиопия с 7 ноября 1984 года по 12 апреля 1986 года.
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 4 июня 2019 года N капитан Батюшин В.А, ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу на территории Эфиопии в качестве "данные изъяты" с 8 ноября 1984 года (приказ командира N от 16 января 1985 года N по 11 апреля 1986 года (приказ командира N от 14 марта 1988 года N). Сведениями о непосредственном участии Батюшина В.А. в боевых действиях на территории Республики Эфиопии Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не располагает.
Согласно удостоверению ГФ N от 28 ноября 2018 года, Батюшину В.А. назначена пенсия 18 ноября 1995 года за выслугу лет 20 (17) лет.
20 августа 2019 года Батюшин В.А. обратился в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному Федеральному округу" с просьбой пересчитать выслугу лет в льготном исчислении за период участия в боевых действиях в Республике Эфиопия и провести перерасчет пенсии с момента ее назначения.
3 сентября 2019 года, по результатам рассмотрения указанного заявления, начальником ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" было сообщено об отсутствии оснований зачета на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии периода службы Батюшина В.А. на территории Эфиопии по представленным документам в соответствии с п.п. "в" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты, пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", поскольку факт непосредственного участия в боевых действиях архивными данными не подтвержден.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты, пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и исходил из того, что для включения периода службы на территории иностранного государства в льготном исчислении необходимо подтверждение факта непосредственного участия в боевых действиях. Поскольку документов, свидетельствующих о непосредственном участии Батюшина А.В. в боевых действиях на территории Республики Эфиопия, выданных органами военного управления, в материалах дела не имеется, суд первой инстанции, оценив иные представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что факт непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории Эфиопии, в период с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года, не подтвержден. Учитывая отсутствие оснований для удовлетворения основного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении производных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с данными выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно разделу III этого перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 2 названной инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с частью третей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 9 пп. "б" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается на льготных условиях- один месяц службы за три месяца на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г, для лиц рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, - с 5 апреля 2016 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах.
Следовательно, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из приведенных норм, для признания военнослужащего ветераном боевых действий, истцу необходимо предоставить доказательства, подтверждающие не только направление его органами государственной власти в другое государство, но и факт непосредственного его участия в боевых действиях на территории данного государства.
Поскольку представленные истцом доказательства, как каждое в отдельности, так и в своей совокупности (письменные документы, показания свидетелей, фотографии) не подтверждают факт непосредственного участия Батюшина В.А. в боевых действиях на территории Республики Эфиопии и установлено, что отдельный автомобильный батальон, в котором заявитель проходил службу с 8 ноября 1984 года по 11 апреля 1986 года в качестве помощника начальника штаба, был сформирован по просьбе правительства Эфиопии с единственной целью ликвидации последствий засухи, поразившей страну и доставки продовольствия и вещевого имущества, вывод суда об отказе в удовлетворении требований является правильным.
Выражая несогласие с обжалуемыми судебными постановлениями, заявитель в кассационной жалобе приводит доводы, которые получили правовую оценку в судебных постановлениях судов первой и апелляционной инстанций, и по существу направлены на переоценку выводов судов.
Однако, переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда города Ростова-на-Дону от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батюшина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.