Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
г. Южно-Сахалинск
28 мая 2008 года
N 43-30
Приложение к Закону Сахалинской области
"Об областной целевой программе
"Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту в Сахалинской области на 2008-2009 годы"
Паспорт
областной целевой Программы
Наименование программы - областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2008-2009 годы" (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы - 20 сентября 2006 года решение Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе N 36
Государственный заказчик Программы - администрация Сахалинской области
Разработчик Программы - Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Сахалинской области
Цель и задачи Программы -
цель Программы: сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Сахалинской области на 5 - 10 процентов по сравнению с 2007 годом;
задачи Программы:
1) совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотиками, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;
2) снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
3) совершенствование методов лечения, приобретение новых средств медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
4) осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Сроки реализации Программы - 2008-2009 годы
Объемы и источники финансирования Программы - для реализации мероприятий Программы необходимо 8000,0 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе:
2008 год - 3590,0 тыс. рублей;
2009 год - 4410,0 тыс. рублей
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы - департамент здравоохранения Сахалинской области, департамент социальной защиты населения Сахалинской области, департамент образования Сахалинской области, департамент по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области, управление молодежной политики Сахалинской области, комитет по физической культуре и спорту Сахалинской области
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - целевым показателем реализации Программы является масштаб незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по отношению к уровню 2007 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
1) доля детей в возрасте от 11 до 18 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц (в процентах);
2) доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3-х лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах);
3) степень доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте);
4) отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах);
5) отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);
6) отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и оценка ее социально-экономической эффективности - в результате реализации Программы к 2010 году предполагается:
1) сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Сахалинской области на 5 - 10 процентов по сравнению с 2007 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ на 45 - 90 человек;
охватить профилактическими мероприятиями 25 процентов детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет;
снизить степень доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления на 20 процентов по сравнению с 2007 годом.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Необходимость подготовки Программы и ее последующей реализации вызвана тем, что ситуация в Сахалинской области на момент принятия Программы характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, ростом числа преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
С увеличением числа выявленных преступлений отмечается рост заболеваемости наркоманией среди различных групп населения Сахалинской области. По данным департамента здравоохранения Сахалинской области, за последние 4 года число больных наркоманией увеличилось более чем в 2 раза. Число зарегистрированных в наркологических учреждениях - 3304. Молодежь составляет около 62 % от числа лиц, стоящих на учете. Проблема наркомании детей и молодежи особенно актуальна в областном центре, где проживает более 78 % от числа зарегистрированных наркоманов.
В 2004-2005 годах наркоситуация в области характеризовалась развитием негативных тенденций, а также отсутствовало финансирование на эти цели из областного бюджета, в связи с чем была затруднена реализация программных мероприятий.
На территории Сахалинской области действовала областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2006 - 2007 годы", утвержденная Законом Сахалинской области от 23 ноября 2005 года N 78-30 "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2006-2007 годы", в результате ее реализации наметилась тенденция к снижению следующих показателей:
1) на 33 % уменьшилось количество состоящих на диспансерном учете детей, больных наркоманией;
2) на 54,2 % сократилось число состоящих на профилактическом учете детей, злоупотребляющих наркотическими средствами без наркотической зависимости;
3) на 94,4 % уменьшилось количество лиц, потребляющих наркотики, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, наркоситуация в области по-прежнему остается сложной.
В целях позитивных изменений наркоситуации необходимо обеспечить преемственность Программ.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их финансирование из областного бюджета.
Использование указанного метода позволяет мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
1) профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
2) диагностика и выявление лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
3) пресечение незаконного оборота наркотиков.
Раздел 2. Основная цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Сахалинской области на 5-10 процентов по сравнению с 2007 годом. Программа предусматривает решение следующих задач:
N п/п |
Задачи |
Целевые индикаторы и показатели |
1 |
2 |
3 |
1. |
Совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотиками, предупреждение связанных с наркотиками правонарушении |
Доля детей в возрасте от 11 до 18 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц (в процентах) |
2. |
Снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления |
Степень доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте) |
3. |
Совершенствование методов лечения, приобретение новых средств медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией |
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3-х лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах) |
4. |
Осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ |
Отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах); отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах) |
Раздел 3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:
1) организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
2) профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами;
3) диагностика и выявление лиц, потребляющих наркотики без назначения врача.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимо предусмотреть финансирование в размере 8000,0 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе:
в 2008 году - 3590,0 тыс. рублей;,
в 2009 году - 4410,0 тыс. рублей.
Бюджетополучатели по финансированию затрат основных программных мероприятий:
1. Департамент здравоохранения Сахалинской области - 3170,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 1390,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 1780,0 тыс. рублей.
2. Департамент образования Сахалинской области - 660,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 330,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 330,0 тыс. рублей.
3. Комитет по физической культуре и спорту Сахалинской области - 1020,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 370,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 650,0 тыс. рублей.
4. Департамент по печати, телерадиовещанию и связи Сахалинской области - 570,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 270,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 300,0 тыс. рублей.
5. Управление молодежной политики Сахалинской области - 2500,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 1200,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 1300,0 тыс. рублей.
6. Департамент социальной защиты населения Сахалинской области - 80,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 50,0 тыс. рублей.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
1. Общий контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - администрацией Сахалинской области.
2. Текущее управление реализацией Программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения осуществляет областной орган исполнительной власти, назначенный администрацией Сахалинской области, который:
1) обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, осуществляет координацию деятельности ее исполнителей, отвечает за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, и получение социально-экономических результатов, предусмотренных Программой;
2) организовывает сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий, ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Программы.
3. Областной орган исполнительной власти, назначенный ответственным за текущее управление реализацией Программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения, направляет в администрации Сахалинской области:
1) ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы;
2) ежегодно до 20 января - отчет об объемах финансовых средств, использованных за прошедший год, и их целевом использовании, а также доклад об итогах выполнения Программы;
3) до 20 января 2010 года - доклад о выполнении Программы и ее социально-экономической эффективности за весь период реализации, а также отчет об объемах финансовых средств, использованных за весь период реализации, и их целевом использовании.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности, а также социальных и экономических последствий реализации
Программы Система оценки социально-экономической эффективности Программы осуществляется поэтапно (по годам) на основе следующих индикаторов:
1) доля детей в возрасте от 11 до 18 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц (в процентах);
2) доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3-х лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах);
3) степень доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте);
4) отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных С обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных Дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах);
5) отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);
6) отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах).
Программа имеет социальный характер, результаты ее реализации будут оказывать позитивное влияние на различные сферы жизнедеятельности области.
Реализация Программы и сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на 5 - 10 процентов к 2010 году позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространенней незаконного потребления наркотиков в Сахалинской области.
Реализация Программы будет способствовать прежде всего совершенствованию системы оценки объективных и субъективных факторов распространения злоупотребления наркотиками. Получение более полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, будет обеспечиваться за счет устранения негативных правовых последствий нахождения указанных лиц на учете в лечебно-профилактических учреждениях наркологического профиля.
Результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни молодежью.
Реализация программных профилактических мероприятий в отношении детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет создаст условия для формирования тенденции к снижению максимального количества больных наркоманией в возрастном диапазоне 25-30 лет.
Реализация программных мероприятий в сфере противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков позволит повысить эффективность выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, представляющих большую социальную опасность, добиться снижения на 20 процентов доступности наркотиков для незаконного потребления , что создаст необходимые условия для достижения цели Программы - приостановления роста злоупотребления наркотиками и пресечение их незаконного оборота.
|
Программные мероприятия |
||||||||
N п/п |
Перечень мероприятий |
Источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию мероприятий (тыс. рублей) |
Срок исполнения (год) |
Получатели денежных средств |
Главные исполнители |
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
||
Всего |
по годам |
||||||||
|
2008 |
2009 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Обучение классных руководителей, педагогов-организаторов, психологов, социальных работников, школьных инспекторов в рамках повышения квалификации слушателей курсов антинаркотической тематики |
Областной бюджет |
100 |
50 |
50 |
2008-2009 |
ДО * |
ДО |
Повышение профессиональной компетенции специалистов |
2. |
Повышение квалификации специалистов для работы в наркологической службе области (2 врача психиатра-нарколога, 2 психолога, 2 специалиста по социальной работе) |
Областной бюджет |
180 |
|
180 |
2009 |
ДЗ ** |
ДЗ |
Укомплектование наркологической службы специалистами |
3. |
Организация и проведение семинаров с работниками физической культуры и спорта по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками |
Областной бюджет |
200 |
100 |
100 |
2008-2009 |
КФКС *** |
КФКС |
Формирование навыков антинаркотической работы |
4. |
Организация тренингов для учителей по программе "Полезная прививка" |
Областной бюджет |
300 |
150 |
150 |
2008-2009 |
до |
ДО |
Формирование навыков антинаркотической работы |
|
Итого |
|
780 |
300 |
480 |
|
|
|
|
2. |
Профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Выявление семей, в которых дети занимаются токсикоманией и наркоманией |
Областной бюджет (за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия) |
|
|
|
2008-2009 |
ДО, ДЗ, ДСЗН **** |
ДО, ДЗ, ДСЗН |
Предотвращение либо прекращение потребления наркотических средств, психотропных веществ, в выявленных в ходе проведения мероприятий семьях. Постановка их на соответствующий учет для контроля и профилактической работы. Организация индивидуальной работы с семьей |
6. |
Продолжение реализации профилактической акции "Все цвета, кроме черного" |
Областной бюджет |
60 |
30 |
30 |
2008-2009 |
ДО |
ДО |
Повышение эффективности антинаркотического воспитания младших школьников |
7. |
Проведение мероприятий по социальной поддержке семей, в которых дети занимаются токсикоманией и наркоманией |
Областной бюджет (за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия) |
|
|
|
2008-2009 |
ДСЗН |
ДСЗН, ДО, ДЗ, УМП***** КФКС |
Предотвращение либо прекращение потребления наркотических средств, психотропных веществ, в выявленных в ходе проведения мероприятий семьях. Постановка их на соответствующий учет для контроля и профилактической работы. Организация индивидуальной работы с семьей |
8. |
Проведение ранней профилактической работы по формированию здорового образа жизни, по предупреждению наркомании, токсикомании, алкоголизма, в том числе: в 2008 году - издание информационного справочника; в 2009 году -проведение тематического семинара (выпуск информационно-методических материалов, приобретение тематической литературы, программное компьютерное обеспечение) |
Областной бюджет |
80 |
30 |
50 |
2008-2009 |
ДСЗН |
ДСЗН, ДО, ДЗ, УМП, КФКС |
Популяризация здорового образа жизни, отказа от потребления наркотиков, психотропных веществ |
9. |
Проведение во всех муниципальных образованиях профилактической операции "Подросток" |
Областной бюджет (за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия) |
|
|
|
2008-2009 |
до |
ДСЗН, ДО, ДЗ, УМП, КФКС |
Получение учащимися образовательных учреждений знаний о медико-социальных и правовых последствиях потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также их незаконного оборота |
10. |
Тиражирование методических материалов по профилактике наркомании среди учащихся 10-11 классов |
Областной бюджет |
200 |
100 |
100 |
2008-2009 |
ДО |
ДО |
Обеспечение необходимыми методическими пособиями учащихся |
11. |
Проведение ежегодного турнира по футболу среди детей |
Областной бюджет |
100 |
50 |
50 |
2008-2009 |
КФКС |
КФКС |
Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, формирование у молодых людей здорового образа жизни |
12. |
Проведение ежегодных соревнований по легкой атлетике "Бег - вместо наркотиков" |
Областной бюджет |
80 |
40 |
40 |
2008-2009 |
КФКС |
КФКС |
Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, формирование у молодых людей здорового образа жизни |
13. |
Проведение ежегодного фестиваля спорта в рамках акции "Спорт Сахалина и Курил против наркотиков" |
Областной бюджет |
640 |
180 |
460 |
2008-2009 |
КФКС |
КФКС |
Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, формирование у молодых людей здорового образа жизни |
14. |
Организация и проведение агитационного мероприятия "Молодежный поезд "Нет - наркотикам" |
Областной бюджет |
2500 |
1200 |
1300 |
2008-2009 |
УМП |
УМП |
Популяризация здорового образа жизни, отказа от потребления наркотиков, психотропных веществ |
15. |
Производство и размещение в средствах массовой информации: - социальной рекламы профилактики наркомании (телевизионные ролики антинаркотической направленности); - телепередач, посвященных профилактике наркомании среди детей и молодежи; - печатных материалов направленных на профилактикунаркомании среди детей и подростков,популяризацию здорового образа жизни и стимулирующих отказ от употребления наркотических средств |
Областной бюджет |
570 |
270 |
300 |
2008-2009 |
ДПТС ****** |
ДПТС, ДО, ДЗ, УМП |
Информирование подростков и молодежи о последствиях употребления наркотиков и психоактивных веществ; формирование стремления к здоровому образу жизни и установки на отказ от рискованного поведения |
16. |
Приобретение и тиражирование методических и (видео-) материалов, листовок, плакатов в целях профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма; а также их распространение через общелечебную сеть, общеобразовательные учреждения и т. д. |
Областной бюджет |
300 |
150 |
150 |
2008-2009 |
да |
да |
Профилактическая работа среди молодежи |
17. |
Организация работы телефона доверия в государственном учреждении здравоохранения "Сахалинский областной наркологический диспансер" |
Областной бюджет |
340 |
240 |
100 |
2008-2009 |
да |
да |
Расширение информированности населения о наркологических заболеваниях, возможности получения специализированной помощи |
18. |
Регулярное и объективное освещение в печатных и электронных средствах массовой информации о деятельности по профилактике и противодействию незаконному обороту наркотиков |
Областной бюджет (за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятия) |
|
|
|
2008-2009 |
ДПТС |
ДПТС |
Информирование населения о результатах борьбы с наркобизнесом |
|
Итого |
|
4870 |
2290 |
2580 |
|
|
|
|
3. |
Диагностика и выявление лиц, потребляющих наркотики без назначения врача |
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
Приобретение тест-полосок с целью экспресс-диагностики обнаружения наркотических веществ в организме человека для использования в работе государственных и муниципальных учреждений Сахалинской области |
Областной бюджет |
2350 |
1000 |
1350 |
2008-2009 |
да |
да |
Раннее выявление и диагностика лиц, употребляющих наркотические вещества |
|
Итого |
|
2350 |
1000 |
1350 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО |
|
8000 |
3590 |
4410 |
|
|
|
|
ДО * - департамент образования Сахалинской области;
ДЗ ** - департамент здравоохранения Сахалинской области;
КФКС *** - комитет по физической культуре и спорту Сахалинской области;
ДСЗН **** - департамент социальной защиты населения Сахалинской области;
УМП ***** - управление молодежной политики Сахалинской области;
ДПТС ****** - департамент по печати, Телерадиовещанию и связи Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Сахалинской области от 28 мая 2008 г. N 43-ЗО "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2008-2009 годы" (Принят Сахалинской областной Думой 15 мая 2008 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Губернские ведомости" от 4 июня 2008 г. N 100