1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы" (прилагается).
2. Определить министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ответственным координатором - разработчиком проекта долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы".
3. Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в срок до 01 октября 2011 года обеспечить разработку и представить на утверждение в Правительство Сахалинской области проект долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы".
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П. Карепкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий
регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 11 августа 2011 г. N 576-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются традиционной и одной из самых эффективных форм природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети ООПТ обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
ООПТ, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угроз природных катаклизмов и изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности основной миссией системы ООПТ становится предоставление востребованных обществом услуг в области:
- поддержания экологической стабильности территорий, существенно модифицированных хозяйственной деятельностью;
- воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов, востребованных в экономике;
- поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
- реализации эколого-просветительских программ;
- фундаментальных и прикладных исследований в сфере естественных наук.
Вопросы сохранения биологического разнообразия и природных комплексов, а также организации, охраны и использования ООПТ в Российской Федерации на федеральном уровне регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Отношения в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения в Сахалинской области регулируются Законом Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области". В указанном законе приведен перечень ООПТ Сахалинской области, даны их основные характеристики.
Основной целью создания ООПТ на территории Сахалинской области является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.
Приоритеты государственной политики в природоохранной сфере, в том числе в отношении ООПТ, определяются следующими основными документами:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;
- проект Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, одобренный на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 29 октября 2010 года;
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28 марта 2011 года N 99;
- Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06 апреля 2004 года N 323;
- Стратегия сохранения сахалинской кабарги в Российской Федерации, одобренная распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 марта 2008 года N 9-р.
При реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы" (далее - Программа) также следует учитывать, что в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, одобренной на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 29 октября 2010 года, в 2018 году предусмотрено создание государственного природного заповедника "Среднекурильский".
Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года определяет основные стратегические цели, среди которых - создание условий для комфортного проживания, работы, творческого развития и отдыха жителей Сахалинской области; рациональное использование природных ресурсов.
Цель региональной экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Уникальные природные ресурсы Сахалинской области определяют ее конкурентные преимущества. В сочетании с человеческим капиталом они являются решающим фактором развития экономики и обеспечения высокого качества жизни населения. Сохранение природного потенциала для будущих поколений и обеспечение устойчивого развития экономики возможно при рациональном и неистощительном использовании природных ресурсов.
Одна из приоритетных стратегических задач социально-экономического развития Сахалинской области - сохранение уникальных природных экосистем. Контрольными показателями выполнения этой задачи в Стратегии определены площадь ООПТ и рекреационный потенциал.
Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области относит туристическую отрасль к одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей экономики, оказывающих мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Ресурсным потенциалом для интенсивного развития экологического туризма являются государственные природные заповедники, государственные природные заказники, природные парки, памятники природы и другие уникальные природные объекты на 59 островах Сахалинской области. Рекреационные ресурсы являются важным фактором при выборе приоритетных видов и форм хозяйственной и иной деятельности: рекреации, туризма, охоты, спортивного и любительского рыболовства и улучшения здоровья населения.
ООПТ относятся к объектам общенационального достояния, имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Сохранение и развитие сети ООПТ является одной из форм реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Предлагаемая Программа представляет собой комплекс мер по поддержке и развитию сети ООПТ регионального значения, направленных на устойчивое использование и сохранение уникальных природных объектов для ныне живущих и будущих поколений. Программа является инструментом реализации эффективной государственной политики в сфере управления ООПТ регионального значения и обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и отдых.
Таким образом, проблема поддержки и развития ООПТ регионального значения в Сахалинской области соответствует стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области.
Для обеспечения реализации целей и задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, необходимо осуществить природоохранные мероприятия, направленные на сохранение природно-ресурсного потенциала и поддержание экологического баланса в Сахалинской области путем поддержки и развития сети ООПТ регионального значения.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Программно-целевой метод в качестве основы государственного управления для принятия сбалансированных и последовательных решений является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность решения проблем поддержки и развития ООПТ, стоящих перед государственными органами власти в Сахалинской области.
Система ООПТ Сахалинской области обеспечивает сохранение биологического разнообразия и создает условия для устойчивого развития территории. Наличие этой системы помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе, способствует решению социальных вопросов.
Необходимость комплексного и системного подхода в решении задач сохранения и развития сети ООПТ регионального значения в Сахалинской области обусловливается следующими причинами:
- разнообразие особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране;
- интенсивное развитие хозяйственной деятельности в Сахалинской области и, как следствие, увеличение антропогенного воздействия на природные объекты;
- состояние существующей сети ООПТ регионального значения, отсутствие реального управления, недостаточность контроля за соблюдением установленного режима особой охраны;
- интенсивное развитие неорганизованной рекреации и туризма на особо охраняемых природных территориях.
Для комплексного решения задач сохранения и развития ООПТ регионального значения, развития инфраструктуры для экологического просвещения, отдыха и туризма, регламентации рекреации и использования рекреационного потенциала необходима разработка комплексной целевой Программы поддержки и развития ООПТ регионального значения Сахалинской области.
Реализация такой Программы позволит объединить ООПТ в Сахалинской области в единую систему, совершенствовать все этапы работ по нормативно-правовому обеспечению, расширению сети, повышению эффективности функционирования ООПТ.
Природоохранные мероприятия на ООПТ регионального значения и развитие инфраструктуры на их территории могут осуществляться в том числе и за счет внебюджетных источников - средств организаций-инвесторов, заинтересованных в использовании рекреационного потенциала ООПТ.
Программно-целевой метод предусматривает выполнение комплекса производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, что обеспечит эффективное решение целевых задач по развитию и сохранению ООПТ.
Статьи 6 и 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривают разработку и реализацию региональных целевых программ в области охраны окружающей среды субъектами Российской Федерации. Поддержка и развитие системы ООПТ регионального значения является одним из приоритетных направлений охраны окружающей среды, так как развитая, эффективно функционирующая система ООПТ обеспечивает поддержку экологического баланса региона.
Для реализации Программы помимо участия специально уполномоченных органов власти в сфере ООПТ потребуется участие областных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями в сфере образования, рекреационной деятельности, туризма.
Решение проблемы поддержки и развития системы ООПТ регионального значения программно-целевым методом позволит:
- обеспечить эффективную охрану и стабильное функционирование существующей системы ООПТ регионального значения, сохранение уникальных природных комплексов и объектов, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений в Сахалинской области;
- систематизировать организационное и финансовое обеспечение функционирования и развития системы ООПТ регионального значения в Сахалинской области;
- создать предпосылки для эффективного использования рекреационного и научного потенциалов ООПТ регионального значения;
- реализовать весь комплекс задач по образованию, охране, содержанию, управлению и использованию ООПТ регионального значения при взаимодействии с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, научными институтами как на уровне отдельных ООПТ, так и для всей системы ООПТ регионального значения.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В настоящее время (по состоянию на 01 мая 2011 года) на территории Сахалинской области функционируют 57 ООПТ, в том числе:
- 4 ООПТ федерального значения (2 государственных природных заповедника, 1 государственный природный заказник, 1 округ санитарной охраны курорта) общей площадью 144573 га, или 1,66% от площади Сахалинской области;
- 53 ООПТ регионального значения (1 природный парк, 11 государственных природных заказников, 41 памятник природы) общей площадью 680657,85 га, или 7,81% от площади Сахалинской области.
Таким образом, ООПТ на территории Сахалинской области занимают 825230,85 га, или 9,47% от всей площади Сахалинской области*(1).
За последнее десятилетие в Сахалинской области было ликвидировано 21 ООПТ, в том числе:
1 государственный заповедник регионального значения: "Остров Уруп";
3 государственных природных заказника регионального значения: "Олений", "Лосиный", "Полуостров Крильон";
7 памятников природы регионального значения: "Горный массив Вагис", "Популяция вакциниума выдающегося (красники)", "Популяция эндемичных видов растений", "Кедр корейский", "Анивская роща белой акации", "Россыпь агатов мыса и реки Черной" (полностью разрушен), "Новоалександровский реликтовый лес";
10 памятников природы местного значения в Курильском районе.
Кроме того, существенно сократились площади ООПТ регионального значения. В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации были уменьшены площади:
- государственных природных биологических заказников: "Северный", "Макаровский", "Долинский" (ранее - "Изюбровый"), "Озеро Добрецкое",
- государственных памятников природы: "Острова Врангеля", "Остров Чайка" (ранее - "Чаячий"), "Лесогорские термальные источники", "Группа Пугачевских грязевых вулканов", "Мыс Кузнецова", "Успеновские клюквенники", "Корсаковский ельник", "Озеро Тунайча", "Лагуна Буссе", "Высокогорья горы Чехова".
Общее сокращение территории Сахалинской области, занятой ООПТ, составило 3,51% (с 12,98% в 2000 году до 9,47% в 2011 году).
Общая площадь, занятая ООПТ в Сахалинской области, уменьшилась на 27,0%. В количественном отношении сокращение площади ООПТ в Сахалинской области за прошедшие 10 лет составило 305517,45 га.
При этом площадь, занятая ООПТ федерального значения, осталась практически на прежнем уровне. Сокращение площади ООПТ произошло за счет ООПТ регионального и местного значения.
За тот же период в Сахалинской области не было создано ни одной новой ООПТ регионального значения.
Кроме того, в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Сахалинской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 20 июня 2005 года N 111-па, памятники природы местного значения "Черные скалы", "Ущелье Рока", "Медвежий хребет", "Кальдера Урбич", "Кальдера Львиная Пасть", "Водопад Илья Муромец", "Белые скалы" к концу 2010 года должны были изменить категорию ООПТ на "Памятник природы регионального значения" и перейти в ведение органов исполнительной власти Сахалинской области, однако до настоящего времени это не произошло.
К числу других наиболее актуальных проблем в области управления ООПТ относится осуществление их охраны.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации, при этом финансирование содержания администраций осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации.
В настоящее время функцию администрации или дирекции ООПТ регионального значения Сахалинской области осуществляет государственное казенное учреждение (далее - ГКУ) "Сахалинские лесничества" на основании Устава, утвержденного распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 02 марта 2011 года N 104-р.
Вместе с тем ставки егерей для осуществления охраны ООПТ в штатах лесничеств не предусмотрены. Необеспеченность ГКУ "Сахалинские лесничества" трудовыми ресурсами, необходимыми транспортными средствами, оборудованием и полевым снаряжением, средствами связи для осуществления природоохранной деятельности не позволяет проводить регулярную оперативную рейдовую работу по охране ООПТ и антибраконьерскую деятельность.
В числе важных проблем следует также отметить недостаточное использование сети ООПТ в рекреационных и туристических целях. Разработаны и обустроены всего две экотропы - памятник природы "Структурно-денудационный останец "Лягушка" и памятник природы "Высокогорья горы Чехова". Рядом с ООПТ практически отсутствует туристическая и инженерная инфраструктура (визит-центры, гостиницы, общественное питание, дороги, причалы).
Таким образом, отсутствие системного и комплексного подхода в вопросах создания, охраны и управления особо охраняемыми природными территориями, разрозненность усилий государственных органов исполнительной власти Сахалинской области при использовании ООПТ, непоследовательное решение задач в сфере охраны ООПТ может привести к деградации системы ООПТ в Сахалинской области.
Без реализации мероприятий Программы не будут должным образом обеспечены:
- охрана ООПТ регионального значения;
- предотвращение вреда животному и растительному миру на ООПТ регионального значения;
- ведение научно-исследовательских работ и мониторинг на ООПТ регионального значения;
- расширение и развитие сети ООПТ регионального значения;
- эколого-просветительская деятельность на ООПТ регионального значения;
- организованная рекреация и туризм на ООПТ регионального значения;
- вклад в выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия.
В связи с этим не будут в полной мере реализованы полномочия органов государственной власти Сахалинской области в сфере организации, охраны и использования объектов животного мира, развития ООПТ регионального значения.
Без своевременной поддержки деятельности и развития региональной сети ООПТ могут возникнуть такие неблагоприятные последствия, как:
- нарушение природоохранного законодательства и причинение вреда природным комплексам;
- увеличение размера экологического ущерба;
- разрушение уникальных природных комплексов и уничтожение объектов особой охраны на ООПТ регионального значения;
- сокращение биологического разнообразия, нарушение экологического равновесия.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы 3 различных варианта решения проблем:
Первый вариант (умеренный) предусматривает сохранение качества научно-методического и материально-технического обеспечения природоохранной деятельности в рамках существующей сети ООПТ Сахалинской области, преимущественно в условиях действующего регионального законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий Сахалинской области.
Второй вариант (оптимальный) предусматривает развитие и восстановление сети ООПТ регионального значения Сахалинской области, содействие в разработке и внедрении новых технологий, включая ГИС-системы, широкое использование конкурсных процедур отбора для реализации первоочередных инвестиционных проектов в сфере поддержки и развития сети ООПТ регионального значения Сахалинской области на условиях частно-государственного партнерства.
Третий вариант (оптимистичный) предусматривает развитие сети ООПТ регионального значения Сахалинской области, значительное повышение эффективности их деятельности путем конкурсных процедур отбора проектов реализации создания и развития ООПТ, в том числе на условиях частно-государственного партнерства.
Следует отметить следующие риски, существующие при любом варианте реализации Программы:
- техногенные и экологические риски: любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий, в том числе и на ООПТ, что может негативно сказаться на реализации Программы;
- законодательные риски: отказ от внесения изменений в действующую схему территориального планирования Сахалинской области;
- финансовые риски: увеличение бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточный уровень бюджетного финансирования;
- макроэкономические риски: влияющие в том числе на уровень внебюджетного финансирования мероприятий Программы.
Первый сценарий (умеренный вариант) предполагает разработку и реализацию мероприятий Программы, необходимость которых обусловлена действующими расходными обязательствами, в том числе в рамках выполнения государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) ГКУ "Сахалинские лесничества" и ОБУ "Природный парк "Остров Монерон".
В рамках данного сценария предполагается методическая и организационная работа для внедрения небольшого количества пилотных проектов на действующей сети ООПТ регионального значения.
При этом путем реализации мероприятий Программы обеспечивается ограниченный охват проблемной части, направленной в основном на сохранение действующей сети ООПТ регионального значения Сахалинской области.
Преимуществами данного сценария являются его экономичность и низкие затраты на реализацию. Недостатком данного сценария является частичное решение проблем в сфере поддержки существующей сети ООПТ регионального значения Сахалинской области.
Второй сценарий (оптимальный вариант) рассматривает возможность более тщательной проработки законодательной и методической части реализации Программы, а также выполнение первоочередных проектов по расширению сети ООПТ регионального значения Сахалинской области. Данный сценарий, в частности, потребует внесения изменений в Закон Сахалинской области от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области" и другие нормативно-правовые акты Сахалинской области в данной сфере.
Кроме того, данный сценарий предполагает реализацию на конкурсной основе ряда инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры, расположенной рядом с ООПТ, на условиях частно-государственного партнерства.
Существенными преимуществами рекомендуемого сценария являются сбалансированное соотношение затрат и выгод и видимый экологический эффект, начиная с первого этапа его реализации. Прикладной характер сценария дает возможность учитывать опыт практической реализации уже на ранних стадиях (при разработке методического обеспечения, ведения организационных работ и т.д.).
При этом сохраняется риск того, что в отсутствие внебюджетных вложений цели Программы будут достигнуты лишь частично.
С целью минимизации данного риска Программой предусматривается комплекс мер государственного регулирования, создающий на уровне Сахалинской области экономические механизмы стимулирования внебюджетных вложений в сферу поддержки и развития сети ООПТ.
Наряду с экономическими мерами стимулирования предусматривается усиление ответственности за нарушение установленных требований в сфере развития сети ООПТ регионального значения Сахалинской области.
Третий сценарий (оптимистичный вариант) позволяет получить максимальный экологический эффект за счет большего охвата проблемных участков сферы развития сети ООПТ регионального значения, в том числе путем:
- строительства и организации деятельности визит-центров, гостиниц, пунктов общественного питания, дорог, причалов (рядом с ООПТ регионального значения);
- расширения количества экотроп на территории всех ООПТ регионального значения,
- поддержки создания и развития сети ООПТ на муниципальном уровне (на конкурсной основе) путем предоставления субсидий органам местного самоуправления на развитие сети ООПТ.
При реализации данного сценария можно выделить следующий его основной недостаток: данный сценарий не в достаточной мере учитывает возможности по использованию альтернативных методов финансирования (в т.ч. привлечения внебюджетных источников) и является высокозатратным.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к затратам, может быть обеспечена в рамках второго сценария (оптимального варианта).
В отличие от двух других сценариев, характеризующихся фрагментарным характером и узкой направленностью мероприятий, в оптимальном варианте предполагается комплексное осуществление всех направлений Программы при обеспечении необходимых корреляционных связей мероприятий Программы.
В целом, результаты проведенного анализа преимуществ и рисков свидетельствуют о том, что выбранный разработчиками настоящей Концепции вариант решения проблем является оптимальным.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки первоочередных направлений поддержки и развития сети ООПТ регионального значения Сахалинской области на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы.
5. Предложения по целям и задачам программы, механизм формирования мероприятий программы и определение исполнителей программных мероприятий
Основной целью Программы является сохранение и восстановление биологического разнообразия на ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели Программа будет предусматривать решение следующих задач:
1. Создание правовых условий и научно-методическое обеспечение эффективной деятельности ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
2. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
3. Реализация практических мероприятий по сохранению природных комплексов и редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в границах ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
4. Развитие системы ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
5. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
Реализация поставленных целей и задач и использование результатов запланированных мероприятий Программы позволит комплексно подойти к решению проблем сохранения и восстановления биологического разнообразия, системы ООПТ регионального значения и наметит перспективы ее дальнейшего развития.
Достижению целей настоящей Программы будут способствовать также мероприятия, предусматриваемые в сфере сохранения и восстановления биологического разнообразия в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (ответственный исполнитель - Министерство природных ресурсов Российской Федерации).
Для мониторинга и оценки степени достижения целей и задач настоящей Программы разработана система индикаторов реализации Программы согласно приложение N 2 к настоящей Концепции.
Реализация настоящей Программы позволит обеспечить достижение следующих конечных результатов:
Доля площади территории Сахалинской области, занятая ООПТ федерального, регионального значения, в общей площади территории Сахалинской области составит к 2018 году 11,5%, в том числе:
Доля площади территории Сахалинской области, занятая ООПТ регионального значения, составит к 2018 году 10%.
Доля ООПТ регионального значения, охваченных природоохранными мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения к 2018 году составит 100%.
Динамика нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, за которые виновные лица привлечены к установленной законом ответственности, будет положительной и составит в 2018 году 90% от общего количества выявленных нарушений.
Доля видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, сохраняемых на ООПТ федерального и регионального значения в Сахалинской области (за исключением залетных видов птиц), от общего количества видов таких животных, зарегистрированных на территории Сахалинской области, составит к 2018 году 90%.
Динамика посетителей природных парков регионального значения, посетивших их в рекреационных и просветительских целях с 2012 по 2018 год будет положительной (числовое значение показателя будет уточняться после первого года реализации Программы).
Для достижения целей настоящей Программы необходима реализация следующего комплекса основных мероприятий:
- Развитие нормативно-правовой и методической базы в сфере поддержки и развития ООПТ на территории Сахалинской области.
- Выполнение международных обязательств в сфере сохранения и восстановления биоразнообразия на территории ООПТ Сахалинской области.
- Научное обеспечение сохранения и восстановления биоразнообразия на территории ООПТ Сахалинской области.
- Ведение Красной книги Сахалинской области.
- Осуществление контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, в т.ч. на ООПТ регионального значения.
- Мероприятия по повышению уровня экологического образования населения Сахалинской области в сфере сохранения видового разнообразия.
- Проведение инвентаризации и составление кадастра объектов животного и растительного мира Сахалинской области по унифицированным методикам (за исключением объектов охоты и водных биоресурсов).
- Совершенствование методов государственного мониторинга объектов животного и растительного мира Сахалинской области (за исключением объектов охоты и водных биоресурсов).
- Проведение конкретных работ по сохранению и восстановлению популяций "модельных" видов животных Сахалинской области на территории ООПТ регионального значения.
- Разработка и внедрение систем мониторинга численности и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных Сахалинской области, в т.ч. с использованием дистанционных ГИС-технологий (по "модельным" видам).
- Развитие сети ООПТ регионального значения за счет создания новых ООПТ, определенных утвержденной Схемой развития и размещения ООПТ Сахалинской области на период до 2020 года, включая:
- региональной ООПТ на р. Даги;
- региональных ООПТ на островах Курильской гряды
- и расширения площадей существующих ООПТ.
- Развитие туристической инфраструктуры в границах ООПТ регионального значения и на прилегающих к ним территориях путем реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
Планируется, что исполнителями программных мероприятий в рамках выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) будут в первую очередь:
- государственное казенное учреждение "Сахалинские лесничества", находящееся в ведении министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;
- областное бюджетное учреждение "Природный парк "Остров Монерон", находящееся в ведении департамента управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
Исполнители мероприятий, предусматривающих размещение государственного заказа на закупку товаров (работ, услуг), будут определяться на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятий по развитию туристической инфраструктуры на территориях, находящихся рядом с ООПТ, будет осуществляться путем конкурсного отбора инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства в инвестиционной сфере.
Инициаторами инвестиционных проектов в сфере развития туристической инфраструктуры могут являться любые физические и юридические лица, общественные организации, органы местного самоуправления Сахалинской области, а также органы исполнительной власти Сахалинской области.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации программы
Настоящая Программа будет реализована в 2012-2018 годах. В реализации Программы не предусматривается выделение этапов, что обеспечит преемственность и непрерывность усилий по решению приоритетных проблем в сфере сохранения и восстановления биологического разнообразия.
7. Предложения по участию областных органов исполнительной власти в формировании программы
Разработчиком и ответственным исполнителем Программы предлагается определить министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
В качестве соисполнителей реализации Программы предлагается определить:
- агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;
- министерство образования Сахалинской области;
- министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области;
- министерство строительства Сахалинской области;
- департамент управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
8. Предложения по определению областного органа исполнительной власти в качестве координатора - разработчика программы
В качестве координатора - разработчика Программы предлагается определить министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению программы
Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составляет 735 441,2 тыс. рублей, в том числе:
522 773,2 тыс. рублей - из средств областного бюджета;
80 200 тыс. рублей - из средств федерального бюджета;
132 468 тыс. рублей - внебюджетные средства (АНО "Сахалинская лососевая инициатива", НПО "Экологическая вахта Сахалина").
Бюджет Программы по годам:
2012 год - 68 371,95 тыс. рублей, в том числе 36 913,95 тыс. рублей из областного бюджета;
2013 год - 141 065,1 тыс. рублей, в том числе 107 991,1 тыс. рублей из областного бюджета;
2014 год - 124 356,8 тыс. рублей, в том числе 96 436,75 тыс. рублей из областного бюджета;
2015 год - 106 199,7 тыс. рублей, в том числе 74 729,74 тыс. рублей из областного бюджета;
2016 год - 107 469,2 тыс. рублей, в том числе 73 105,21 тыс. рублей из областного бюджета;
2017 год - 91 139,8 тыс. рублей, в том числе 59 619,8 тыс. рублей из областного бюджета;
2018 год - 96 838,95 тыс. рублей, в том числе 73 976,65 тыс. рублей из областного бюджета.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Для ряда мероприятий планируется софинансирование из средств Федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России (2012-2020 годы)", проект которой в настоящее время включен в Государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (ответственный исполнитель - Министерство природных ресурсов Российской Федерации).
Расчеты и объемы финансовых ресурсов подлежат ежегодной корректировке. Объем финансирования мероприятий будет уточняться при уточнении коэффициентов дефляции, определяемых Министерством финансов Российской Федерации.
Расходование средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- обеспечение охраны природных комплексов и объектов, биологического и ландшафтного разнообразия;
- снижение численности экологических правонарушений; предотвращение экологического ущерба;
- создание новых рабочих мест при организации охраны и развитии инфраструктуры на ООПТ;
- поступления в бюджет Сахалинской области: налоги от организаций, занимающихся экологическим туризмом и организованной рекреацией, плата за аренду земель и участков лесного фонда;
- развитие системы экологического воспитания и просвещения населения и пропаганды экологических знаний;
- ведение научно-исследовательских работ на ООПТ, в том числе мониторинг состояния экосистем, животного и растительного мира;
- расширение сети ООПТ в целях сохранения экосистем и ландшафтов, которые в настоящее время в существующей сети не представлены и могут быть утеряны под влиянием антропогенных нагрузок;
- выполнение международных обязательств Российской Федерации в части охраны биологического и ландшафтного разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия.
Ожидаемый экономический эффект от реализации Программы за счет предотвращения экологического ущерба по прогнозным оценкам в несколько раз превысит расходы, связанные с финансированием мероприятий Программы.
Социально-экономический эффект мероприятий Программы будет выражен в количественных значениях индикаторов для оценки результатов реализации Программы согласно приложению N 2 к настоящей Концепции. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 3 к настоящей Концепции.
*(1) Морские акватории, занятые ООПТ федерального значения, не включены в общую площадь ООПТ на территории Сахалинской области, поскольку в соответствии с Уставом Сахалинской области в состав территории Сахалинской области входят только территории острова Сахалин с прилегающими к нему островами, Курильских островов с островами Малой Курильской гряды. Примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль является территориальным морем Российской Федерации и находится под юрисдикцией Российской Федерации согласно ст. 2 и 4 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Вместе с тем площадь ООПТ на акваториях озер (Тунайча, Буссе, Добрецкое) и внутренних заливов (Лунский) входит в общую площадь ООПТ в Сахалинской области, поскольку указанные внутренние водные объекты находятся в пределах границ Сахалинской области и, согласно Уставу, входят в ее территорию.
Охранные зоны ООПТ также не включены в общую площадь ООПТ на территории Сахалинской области, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года) "Об особо охраняемых природных территориях" охранные зоны не относятся к категории особо охраняемых природных территорий.
Приложение N 1
к концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 11 августа 2011 г. N 576-р
План
мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы
Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы"
N пп. |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения, год |
Единица измерения |
Ориентировочный объем средств, тыс. рублей |
Исполнитель |
Задача 1. Создание правовых условий и научно-методическое обеспечение эффективной деятельности особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Сахалинской области (далее - ООПТ) | |||||
|
Разработка проектов нормативных правовых актов, стратегических документов, научно-методических материалов для обеспечения деятельности в сфере создания и функционирования ООПТ регионального и местного значения |
2012-2018 Областной бюджет |
|
2012 - 100,0 2013 - 2016 годы - по 750,0 2017 - 700,0 2018 - 500,0 Всего: 4 300,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Создание информационных баз данных на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий в сфере ООПТ |
2013-2014 Областной бюджет |
|
3 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Проведение комплексного экологического обследования, картирования государственных природных заказников Сахалинской области |
2013-2016 Областной бюджет |
|
4 500,0 ежегодно Всего: 18 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Проведение инвентаризации, обследования, картирования, паспортизации памятников природы Сахалинской области |
2012 - 2016 Областной бюджет |
|
1 000,0 ежегодно Всего: 5 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Содействие информированию широких слоев населения об экологической политике правительства Сахалинской области и проводимых в данной сфере мероприятиях |
2012-2018 |
|
100,0 ежегодно Всего 700,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Задача 2. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | |||||
|
Осуществление природоохранных мероприятий на ООПТ регионального значения |
2012-2018 Областной бюджет |
|
2012 - 2015 годы - 1 500,0 тыс. руб. ежегодно 2016 - 2018 годы - 2 000 тыс. руб. ежегодно Всего: 12 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества" |
|
Увеличение штатной численности лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" для осуществления полноценной охраны ООПТ регионального значения |
2012 - принятие решения 2012-2018 Областной бюджет |
Исходя из нагрузки на 1 госинспектора, потребность в численности инспекторского состава для обеспечения охраны 11 региональных заказников составляет 22 чел. (2 чел на 1 ООПТ) |
Общая потребность в дополнительном бюджетном финансировании на год на оплату труда инспекторского состава региональных заказников, составляет: оплата труда - 6 600,0 тыс. руб. 22 х 300,0 = 6 600,0; начисления на оплату труда - 2 257,2 руб.(6 600,0 х 34,2%) 8 857,2 тыс. руб. в год х 7 = 62 000,4 Всего: 62 000,4 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
|
Оснащение лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" необходимой транспортной техникой (снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы, внедорожники, морские надувные лодки с подвесными моторами), противопожарным и иным оборудованием и инвентарем |
2013-2015 Областной бюджет |
Расчет производился исходя из потребности 1 ООПТ (17 действующих ООПТ, 1 планируемый заказник, 1 действующий и 1 планируемый природные парки). Примерный перечень необходимой техники: - транспортная техника (1 УАЗ-Хантер или УАЗ-Фермер, 2 снегохода "Буран", 1 мотовездеход, 1 квадроцикл, 1 надувная лодка с мотором), - средства связи (2 спутниковых навигатора, 2 спутниковых телефона, 1 ксерокс, 1 компьютер, 1 ноутбук, 1 цифровая видеокамера, 2 цифровых фотоаппарата), - расходные материалы и предметы снабжения, - мебель, инвентарь, хозтовары и пр. предметы |
Техника, оборудование, расходные материалы - 40 000 (на 1 ООПТ - 2000,0: транспортная техника - 1 200,0 средства связи - 300; прочее оборудование и расходные материалы - 500,0) Всего: 40 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
|
Оснащение всех работников лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" форменным обмундированием и спецодеждой на зимний и летний сезоны |
2012 2014 2016 2018 Областной бюджет |
Расчет производился исходя из стоимости комплекта 26,4 тыс. руб. на 22 чел. В дальнейшем требует уточнения численность работников лесничеств ГКУ |
26 х 345 чел." 8970 Всего: 35880 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
|
Изготовление и установка информационных знаков (аншлагов) для обозначения границ и режима особо ООПТ регионального значения |
2012-2014 Областной бюджет |
Расчет исходя из 5 аншлагов на памятник природы и 8 аншлагов на заказник и природный парк Всего: 317 аншлагов |
10 тыс. руб. х 317 = 3 170 тыс. руб. Всего: 3 170 тыс. руб. |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества" |
|
Строительство противопожарных дорог, дорог лесохозяйственного назначения в государственном природном заказнике "Островной" |
2012-2013 Областной бюджет |
Расчеты сделаны ООО "Охотничье хозяйство "Островной медведь". Строительство 1 км дорог составляет 83, 4 тыс. руб., дополнительная расчистка 1 км дороги - 83,4 тыс. руб. Требуется расчистить и разровнять 18 км дорог, построить 1 км дороги |
18 км х 83,4 тыс. руб. + 1 км х 83,4 тыс. руб. = 8 340 тыс. руб. Всего: 1 584,6 тыс. руб. |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества" |
|
Строительство кордонов на территориях государственных природных заказников регионального значения |
2012-2013 Областной бюджет |
Расчет произведен для 11 действующих заказников и 3 планируемых заказников и природного парка по два кордона на 1 ООПТ на основании сведений, предоставленных Курильским лесничеством для заказника "Островной" |
700 тыс. руб. х 14 ООПТ х 2 = 19600 тыс. руб. Всего: 19600 тыс. руб. |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества" |
|
Осуществление природоохранных мероприятий на территории природного парка "Остров Монерон" |
2012-2018 Областной бюджет |
|
200 ежегодно Всего 1400 |
ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
|
Увеличение штатной численности природного парка для осуществления полноценной охраны территории природного парка "Остров Монерон" |
2012-2018 Областной бюджет |
Исходя из организации службы охраны, состоящей из 6 участковых инспекторов по охране территории природного парка, потребность в главном участковом инспекторе (1 чел.) для обеспечения контроля охраны территории природного парка |
Общая потребность в дополнительном бюджетном финансировании на год на оплату труда 1 главного участкового инспектора по охране территории природного парка составляет: оплата труда - 25 тыс. руб. х 12 мес. х 7 лет = 2100 начисления на оплату труда - 300 х 34,2% = 102,6 х 7 лет = 718,2 Всего: 2 818,2 |
Департамент управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
|
Оснащение областного бюджетного учреждения "Остров Монерон" необходимой транспортной техникой: 1. морское судно 2. морские надувные лодки с подвесными моторами 3. грузовая автомашина с кран-балкой 4.противопожарное и иное оборудование и инвентарь |
2013-2018 Областной бюджет |
Морское судно - 1; надувная лодка с мотором - 5; грузовая автомашина - 1; средства связи (2 спутниковых навигатора, 2 спутниковых телефона, 1 ксерокс, 1 компьютер, 1 ноутбук, 4 цифровых видеокамеры, 2 цифровых фотоаппарата); расходные материалы и предметы снабжения; мебель, инвентарь, хозтовары и пр. предметы. |
Техника, оборудование, расходные материалы: транспортная техника: морское судно - 15000 надувные лодки - 5000 грузовая автомашина с кран-балкой - 4000 средства связи - 2000 прочее оборудование и расходные материалы - 6000 Всего: 32000 |
Департамент управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
|
Оснащение работников ОБУ "Природный парк "Остров Монерон"", работающих на острове, форменным обмундированием и спецодеждой на зимний и летний сезоны |
2012 2014 2017 Областной бюджет |
Расчет производился исходя из стоимости комплекта 20 000 тыс. руб. на 18 человек. В дальнейшем требуется уточнение численности работников ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
20 тыс. руб. х 18 чел. = 360 тыс. руб. х 3 = 1080 Всего: 1080 |
Департамент управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
|
Изготовление и установка информационных знаков (аншлагов) для обозначения границ и режима природного парка "Остров Монерон" |
2012-2014 |
4 аншлага на природный парк |
10 тыс. руб. х 4 = 40 Всего: 40 |
ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
Задача 3. Реализация практических мероприятий по сохранению природных комплексов и редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в границах ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | |||||
|
Инвентаризация и составление кадастра объектов животного и растительного мира, зарегистрированных на ООПТ Сахалинской области |
2012-2015 Областной бюджет, ФЦП "Экологическая безопасность России (2012 - 2020 годы)" |
По 1 800 тыс. руб. ежегодно на период 2012-2015 годов |
7 200 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Проведение учетов численности и мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники, ФЦП "Экологическая безопасность России (2012-2020 годы)" |
По 2 000 тыс. руб. ежегодно на весь период программы в границах государственных природных заказников регионального значения "Восточный" и на реке Даги 10 000 тыс. руб. в 2014-2017 годах на создание и оснащение лососевой биостанции в границах создаваемой ООПТ на реке Даги для изучения, мониторинга, обеспечения регулярной охраны сахалинского тайменя на Сахалине |
24 000 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению популяций животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории ООПТ регионального значения |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники, ФЦП "Экологическая безопасность России (2012-2020 годы)" |
|
2012 год - 5 000,0 2012-2013 годы - по 25 000,0 ежегодно 2014 - 2018 годы - по 20 000,0 ежегодно Всего: 140 000 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества", НПО |
|
Организация мероприятий по благоустройству ООПТ регионального значения (очистка территорий, вывоз мусора, установка мусорных контейнеров), в том числе: "Озеро Тунайча", "Лагуна Буссе", "Дагинские термальные источники", "Стародубские дубняки" |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники |
|
38 000,0 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества", органы местного самоуправления |
|
Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности на ООПТ регионального значения и прилегающих территориях |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники |
|
1 000 ежегодно Всего: 7 000 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Задача 4. Развитие системы ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | |||||
|
Разработка Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на период до 2020 года |
2012 Внебюджетные источники |
|
Используются исключительно внебюджетные источники |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области |
|
Комплексное экологическое обследование участков территорий и подготовка научного обоснования для последующего придания им правового статуса ООПТ регионального значения в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на период до 2020 года |
2013-2015 Областной бюджет, внебюджетные источники |
Расчет выполнен исходя из аналогичных затрат на другие ООПТ |
6 000 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Проведение обязательной государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения |
2012-2013 Областной бюджет |
|
100 |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
|
Обеспечение деятельности новых ООПТ регионального значения, предусмотренных утвержденной Схемой развития и размещения ООПТ Сахалинской области |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники, ФЦП "Экологическая безопасность России (2012 - 2020 гг.)" |
Расчет выполнен исходя из средних величин по стране |
35 000 |
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ГКУ "Сахалинские лесничества", НПО |
Задача 5. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | |||||
|
Оценка рекреационного потенциала ООПТ Сахалинской области, оценка допустимой антропогенной нагрузки на охраняемые природные комплексы, разработка рекомендаций по организации экологического туризма |
2012-2013 Областной бюджет |
|
5 000 |
Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, научные институты, НПО |
|
Подготовка предложений по формированию новых туристических маршрутов на ООПТ регионального значения в Сахалинской области |
2012-2013 Областной бюджет, внебюджетные источники |
|
3 000 |
Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, НПО |
|
Разработка пакета экскурсионных программ для природных парков Сахалинской области |
2012-2013 Областной бюджет, внебюджетные источники |
|
2 000 |
Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, НПО |
|
Развитие инфраструктуры познавательного туризма, строительство и оснащение информационных и визит-центров, обустройство учебно-просветительских маршрутов (экотроп) на ООПТ регионального значения и прилегающих территориях путем реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники, ФЦП "Экологическая безопасность России (2012-2020 гг.)" |
|
20 000 |
Агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, НПО |
|
Проведение мероприятий по повышению уровня экологического образования населения Сахалинской области в сфере сохранения видового разнообразия и ООПТ |
2012-2018 Областной бюджет, внебюджетные источники |
|
3 500 |
Министерство образования Сахалинской области |
Приложение N 2
к концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 11 августа 2011 г. N 576-р
Индикаторы
для оценки результатов реализации мероприятий долгосрочной
целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие
особо охраняемых природных территорий регионального значения
Сахалинской области на 2012-2018 годы"
N пп. |
Наименование мероприятий |
Индикаторы для оценки результатов реализации Программы |
Единица измерения |
Количественное значение индикатора |
Задача 1. Создание правовых условий и научно-методическое обеспечение эффективной деятельности ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | ||||
|
Разработка проектов нормативных правовых актов, стратегических документов, научно-методических материалов для обеспечения деятельности в сфере создания и функционирования ООПТ регионального и местного значения |
Доля площади Сахалинской области, занятая ООПТ федерального, регионального и местного значения Доля площади Сахалинской области, занятая ООПТ регионального значения Количество изданных и утвержденных научно-методических и нормативных правовых документов, направленных на эффективное выполнение должностных обязательств органов исполнительной власти Сахалинской области и на повышение эффективности деятельности ООПТ Сахалинской области |
% |
11,5 |
|
Создание информационных баз данных на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий в сфере ООПТ |
% |
10 |
|
|
Проведение комплексного экологического обследования, картирования государственных природных заказников Сахалинской области |
Ед. документов |
Будет определено исходя из потребностей |
|
|
Проведение инвентаризации, обследования, картирования, паспортизации памятников природы Сахалинской области |
|
|
|
|
Содействие информированию широких слоев населения об экологической политике Правительства Сахалинской области и проводимых в данной сфере мероприятиях |
|
|
|
Задача 2. Совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | ||||
|
Осуществление природоохранных мероприятий на ООПТ регионального значения |
Доля ООПТ регионального значения, охваченных природоохранными мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения |
% |
100 |
|
Увеличение штатной численности лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" для осуществления полноценной охраны ООПТ регионального значения |
% |
90 (динамика будет уточняться после первого года реализации Программы и определения базовых величин) |
|
Динамика нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, за которые виновные лица привлечены к установленной законом ответственности | ||||
|
Оснащение лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" необходимой транспортной техникой (снегоходы, мотовездеходы, квадроциклы, внедорожники, морские надувные лодки с подвесными моторами), противопожарным и иным оборудованием и инвентарем |
|
|
|
|
Оснащение всех работников лесничеств ГКУ "Сахалинские лесничества" форменным обмундированием и спецодеждой на зимний и летний сезоны |
|
|
|
|
Изготовление и установка информационных знаков (аншлагов) для обозначения границ и режима особо ООПТ регионального значения |
|
|
|
|
Строительство противопожарных дорог, дорог лесохозяйственного назначения в государственном природном заказнике "Островной" |
|
|
|
|
Строительство кордонов на территориях государственных природных заказников регионального значения |
|
|
|
|
Осуществление природоохранных мероприятий на территории природного парка "Остров Монерон" |
|
|
|
|
Увеличение штатной численности природного парка для осуществления полноценной охраны территории природного парка "Остров Монерон" |
|
|
|
|
Оснащение областного бюджетного учреждения "Остров Монерон" необходимой транспортной техникой: 1. морское судно 2. морские надувные лодки с подвесными моторами 3. грузовая автомашина с кран-балкой 4. противопожарное и иное оборудование и инвентарь |
|
|
|
|
Оснащение работников ОБУ "Природный парк "Остров Монерон"", работающих на острове, форменным обмундированием и спецодеждой на зимний и летний сезоны |
|
|
|
|
Изготовление и установка информационных знаков (аншлагов) для обозначения границ и режима природного парка "Остров Монерон" |
|
|
|
Задача 3. Реализация практических мероприятий по сохранению природных комплексов и редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в границах ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | ||||
|
Инвентаризация и составление кадастра объектов животного и растительного мира, зарегистрированных на ООПТ Сахалинской области |
Доля видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, сохраняемых на ООПТ федерального, регионального и местного значения в Сахалинской области, от общего количества видов таких животных, зарегистрированных на территории Сахалинской области |
% |
90 |
|
Проведение учетов численности и мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области |
|
|
|
|
Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению популяций животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, на территории ООПТ регионального значения |
|
|
|
|
Организация мероприятий по благоустройству ООПТ регионального значения (очистка территорий, вывоз мусора, установка мусорных контейнеров), в том числе: "Озеро Тунайча", "Лагуна Буссе", "Дагинские термальные источники", "Стародубские дубняки" |
|
|
|
|
Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности на ООПТ регионального значения и прилегающих территориях |
|
|
|
Задача 4. Развитие системы ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | ||||
|
Разработка Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на период до 2020 года |
Доля площади Сахалинской области, занятая ООПТ федерального, регионального и местного значения |
% |
11,5 |
Доля площади Сахалинской области, занятая ООПТ регионального значения | ||||
|
Комплексное экологическое обследование участков территорий и подготовка научного обоснования для последующего придания им правового статуса ООПТ регионального значения в соответствии со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на период до 2020 года |
% |
10 |
|
|
Проведение обязательной государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения |
|
|
|
|
Обеспечение деятельности новых ООПТ регионального значения, запланированных Схемой поддержки и развития ООПТ Сахалинской области |
|
|
|
Задача 5. Создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения на базе ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области | ||||
|
Оценка рекреационного потенциала ООПТ Сахалинской области, оценка допустимой антропогенной нагрузки на охраняемые природные комплексы, разработка рекомендаций по организации экологического туризма |
Динамика посетителей ООПТ регионального значения, посетивших их в рекреационных и просветительских целях, будет положительной |
% |
150 к уровню 2012 года (значение показателя будет установлено после первого года реализации Программы) |
|
Подготовка предложений по формированию новых туристических маршрутов на ООПТ регионального значения в Сахалинской области |
Объем платных услуг, оказываемых ОБУ "Природный парк "Остров Монерон" |
|
|
|
Разработка пакета экскурсионных программ для природных парков Сахалинской области |
тыс. руб. |
значение показателя будет установлено после его утверждения |
|
|
Развитие инфраструктуры познавательного туризма, строительство и оснащение информационных и визит-центров, обустройство учебно-просветительских маршрутов (экотроп) на ООПТ регионального значения и прилегающих территориях путем реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства |
|
|
|
|
Проведение мероприятий по повышению уровня экологического образования населения Сахалинской области в сфере сохранения видового разнообразия и ООПТ |
|
|
Приложение N 3
к концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 11 августа 2011 г. N 576-р
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы
Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы"
Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы" (далее - Программа) производится ежегодно на основе использования системы целевых индикаторов с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Степень достижения ожидаемых результатов планируется измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями. Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному и базовому показателям. Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.
Оценка эффективности реализации отдельного мероприятия Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
- эффективность хода реализации соответствующего мероприятия Программы (процентов);
- фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
- нормативное значение индикатора, утвержденное Программой.
Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
, , - фактические значения индикаторов, достигнутые в ходе реализации Программы;
, , - нормативные значения индикаторов, утвержденные Программой;
M - количество индикаторов Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ), является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда.
Основной целью Программы является сохранение и восстановление биологического разнообразия на ООПТ регионального значения на территории Сахалинской области.
Для достижения поставленной цели Программа будет предусматривать решение следующих задач: - создание правовых условий и научно-методическое обеспечение эффективной деятельности ООПТ; - совершенствование охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ; - реализация практических мероприятий по сохранению природных комплексов и редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в границах ООПТ; - развитие системы ООПТ; - создание условий для развития рекреации, туризма, экологического образования и экологического просвещения.
Программа будет реализована в 2012-2018 годах.
Ориентировочная сумма затрат на весь период реализации Программы составит 735 441,2 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 11 августа 2011 г. N 576-р "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на 2012-2018 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 3 сентября 2011 г. N 160