В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" и во исполнение пункта 10.2 перечня поручений Губернатора Сахалинской области от 10.02.2011 N 7-ПП "О реализации основных направлений деятельности Правительства Сахалинской области на 2011 год":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (прилагается).
2. Министерству экономического развития Сахалинской области (С.А. Карпенко) в срок до 15 сентября 2011 года разработать и внести в установленном порядке на согласование проект долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года".
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области C.В. Хоточкина.
Губернатор Сахалинской области |
А.В. Хорошавин |
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 5 августа 2011 г. N 560-р)
Настоящая Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа) является системой основополагающих принципов, методических рекомендаций, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти Сахалинской области, субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям предпринимателей, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективно участвовать в развитии предпринимательства в Сахалинской области.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Малое и среднее предпринимательство Сахалинской области обладает значительным потенциалом экономического роста, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, в том числе обеспечивает занятость населения, создает конкурентную рыночную среду, смягчает социальные проблемы.
Настоящая Концепция, как и Программа, разработана с учетом опыта реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы", утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 16.02.2009 N 45-па "Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы".
В рамках реализации вышеуказанной программы наибольшее распространение получили следующие мероприятия финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области:
- возмещение части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;
- гранты начинающим предпринимателям;
- возмещение части затрат предпринимателям из числа молодежи;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере инноваций;
- займы и поручительства автономного учреждения "Фонд содействия развитию предпринимательства".
За три года реализации программных мероприятий удалось достичь положительной динамики роста основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в таблице ниже.
Наименование субъекта малого и среднего предпринимательства |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
Прирост количества, % |
|
по состоянию на 01.01.2009 |
по состоянию на 01.01.2011 |
||
Малые предприятия |
3204 |
7200 |
124, 7 |
Средние предприниматели |
123 |
184 |
49,6 |
Индивидуальные предприниматели |
19593 |
20649 |
5,4 |
Среднемесячная заработная плата выросла по сравнению с 2008 годом на малых предприятиях на 4,8 тыс. рублей (или на 25,4%), на 01 января 2011 года среднемесячная заработная плата составила 23,7 тыс. рублей.
По состоянию на 01 января 2011 года, число работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет около 82,2 тыс. человек, или более 29% населения, занятого в экономике Сахалинской области.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году составил около 100 млрд. рублей против 91 млрд. рублей в 2009 году.
Сложившаяся в последние годы на территории Сахалинской области отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, а также работает в рыбохозяйственном комплексе. В 2010 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинской области (без учета микропредприятий) составил 506,6 млн. руб. Динамика инвестиций в основной капитал приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Отдельно необходимо сказать и о значимости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании доходов областного бюджета Сахалинской области. Так, в 2010 году налоговые поступления в консолидированный бюджет Сахалинской области от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства составили более 1,6 млрд. рублей.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, необходимо и в дальнейшем совершенствовать механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью стимулирования его дальнейшего роста, активизации инновационной деятельности.
Сегодня малое и среднее предпринимательство характеризуется:
- высокой степенью риска;
- значительной зависимостью от инициативы и компетенции руководителя;
- финансовой и коммерческой неустойчивостью;
- низким уровнем финансовых резервов;
- ограниченностью основных фондов;
- небольшим объемом хозяйственной деятельности;
- небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала;
- значительным объемом привлеченных ресурсов;
- другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
К категориям предпринимательства, подверженных наибольшему риску, можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, молодежный бизнес, сельский туризм, ремесленники и т. д.). На их развитии сказываются и размеры финансирования на первоначальном этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.
Данные обстоятельства позволяют переориентировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказывать реальную поддержку предпринимателям.
При формировании мероприятий Программы и определении объемов их финансирования основной упор будет сделан на софинансирование муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Местным администрациям муниципальных образований Сахалинской области будет рекомендовано разработать и утвердить соответствующие долгосрочные муниципальные программы.
Данные меры связаны со значительным разрывом в уровне развития малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям Сахалинской области.
Различия наблюдаются в уровне концентрации субъектов малого и среднего предпринимательства (более 70% находится в границах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск"), в распределении по отраслевой принадлежности, в уровне занятых в малом и среднем бизнесе на душу населения и по иным показателям.
В связи с этим реальной и в полной мере отражающей информацией об уровне развития малого и среднего предпринимательства в границах муниципальных образований Сахалинской области обладают местные администрации. Данное обстоятельство позволит им разработать долгосрочные муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства, учитывая сложившуюся в конкретном муниципальном образовании ситуацию, что поможет увеличить эффективность мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области.
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними факторами.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, являются:
- неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
- высокие налоги;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- наличие административных барьеров;
- недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, особенно в сельской местности;
- малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
- неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "О Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года" (далее - Стратегия), развитию малого и среднего предпринимательства Сахалинской области уделяется роль одного из основных инструментов по достижению главной цели Стратегии - обеспечение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения островного региона, соответствующих уровню развитых стран.
Учитывая значимость проблемы, необходимо наметить и реализовать комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Сахалинской области.
Таким образом, создание условий для развития малого и среднего бизнеса является необходимым для реализации Стратегии и программы социально-экономического развития Сахалинской области на ближайшие семь лет, что также является одной из приоритетных государственных задач Российской Федерации в целом.
Концепция Программы разработана в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области".
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Для реализации целей и задач, определенных настоящей Концепцией, необходим системный подход для объединения усилий всех заинтересованных сторон.
Как показывает практика, программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства основываются на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед государством или его административно-территориальными единицами, а также других факторов, в том числе социальных.
Несмотря на положительные тенденции в сфере развития малых и средних форм бизнеса, его потенциал задействован не в полном объеме.
Целесообразность разработки Программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
- необходим системный подход к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, определяют необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
- необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
- важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- необходим комплекс взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений;
- обеспечение объективного контроля реализации Программы в соответствии с четко обозначенными критериями достижения цели и целевыми индикаторами выполнения Программы.
Программа будет способствовать решению проблем, стоящих перед органами государственной власти Сахалинской области, в части оказания содействия развитию малого и среднего бизнеса и формированию единой государственной политики в сфере поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода
В случае сохранения сегодняшней ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства его развитие будет носить инерционный характер.
Инерция развития малого и среднего предпринимательства Сахалинской области будет определять:
- незначительное увеличение валового регионального продукта, производимого субъектами малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области;
- неравномерное развитие малого и среднего бизнеса на территории Сахалинской области;
- отсутствие развитой сети рынков сбыта для товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства Сахалинской области;
- слабую инвестиционную привлекательность, низкие темпы обновления основного капитала, а, следовательно, и незначительную возможность технологической адаптации предприятий к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
- низкие темпы внедрения современных технологий;
- слабость саморегулируемых организаций, не обеспечивающих внутриотраслевую координацию экономической деятельности;
- отсутствие системной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
При таком подходе развития основными проблемами по-прежнему будут оставаться:
- невозможность в относительно короткий срок существенно увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
- инерционность в развитии конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;
- отсутствие комплексного контроля государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- сложность в привлечении к решению проблем в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства органов местного самоуправления;
- зависимость малого и среднего бизнеса от различных форм поддержки.
При этом неурегулированными останутся вопросы межведомственной и межрегиональной координации в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Представленные данные свидетельствуют, что деятельность и развитие сектора малого и среднего предпринимательства не могут быть сведены к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Возможны следующие варианты создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, при помощи программно-целевых методов с учетом целей и задач, поставленных в Стратегии и программе социально-экономического развития Сахалинской области.
Вариант 1. Совершенствование нормативно-правовых, финансовых и организационных предпосылок, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности, независимо от территориального расположения.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития малого и среднего предпринимательства следует исходить из того, что для многих предприятий различного рода нарушения являются единственным возможным в сегодняшних условиях способом выживания.
Если одновременно не предпринимать усилий по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить "параллельного" реформирования и повышения эффективности и значимости малого и среднего бизнеса в экономической жизни Сахалинской области, системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса, переживаемого этим сектором экономики, предопределит как минимум в среднесрочной перспективе выход из бизнеса значительного числа предприятий, спад объемов реализации товаров (работ, услуг), производимых малыми и средними предпринимателями, другие негативные социально-экономические последствия.
Вариант 2. Концентрация усилий на поддержке развития промышленно-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках этого варианта развитие субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи механизмов государственной поддержки будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (лесная промышленность, производство строительных материалов, производство рыбных товаров), а также в сфере науки и инновационных технологий.
При таком варианте решения проблем возрастет роль наукоемкой составляющей в малом и среднем бизнесе, а также увеличится удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в производстве.
Недостаточный рынок потребления наукоемких технологий и продукции сахалинской промышленности может обусловить только единовременный всплеск в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих работу в наукоемкой сфере или промышленном производстве, что означает невозможность решения системных проблем малого и среднего предпринимательства. Также формированию данной тенденции способствует слабо развитая система логистики, совершенствование которой данным вариантом решения проблемы не предусмотрено.
Вариант 3. Концентрация усилий на поддержке развития социально-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы возрастает роль бизнеса в целом и субъектов малого и среднего предпринимательства в частности в социальном секторе, а именно в здравоохранении, культуре, образовании и др. Также произойдет планомерное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере туризма, предоставления коммунальных и бытовых услуг. При таком варианте решения проблемы удастся создать конкуренцию в сложившихся на сегодняшний день монопольных отраслях экономики Сахалинской области.
Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, продукты инновационной деятельности в рамках данного сценария решения проблемы будут приобретаться за пределами Сахалинской области, что создаст дополнительные трудности для разработки инновационного продукта Сахалинской области.
В основу Программы предлагается положить систему мер по поддержке малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики в зависимости от экономического потенциала каждой отрасли.
Анализ различных вариантов решения проблем показывает, что наиболее оптимальным является вариант 1, который позволяет при адекватных затратах обеспечить эффективное решение проблемы.
Указанные меры государственной поддержки окажут значительное влияние на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области и позволят уменьшить разрыв в развитии в различных сферах предпринимательской деятельности.
5. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий
Основными целями Программы являются:
- в экономическом аспекте - увеличение к концу 2018 года по сравнению с 2011 годом: валовой добавленной стоимости, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, количества субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области;
- в социальном аспекте - повышение роли малого и среднего предпринимательства в реализации социальной политики, содействии росту уровня жизни и доступности социальных благ, увеличение числа занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства Сахалинской области.
Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов ее реализации необходимо решение следующих задач:
1) Создание общих благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в Сахалинской области, в том числе:
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности и на этой основе вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города, в том числе молодежи и его социально незащищенных групп;
- стимулирование инновационной деятельности, направленной на снижение энерго- и материалоемкости, экологических рисков, а также повышения производительности труда в нефинансовом секторе экономики города;
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства.
2) Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Сахалинской области в следующих формах:
- имущественной поддержки;
- финансовой поддержки;
- информационно-консультационной поддержки;
- поддержки в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);
- правовой поддержки;
- поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
3) Развитие, совершенствование и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области.
Данный комплекс основных задач Программы, направленный на достижение прогнозируемых результатов, рассчитан на период до 2018 года.
6. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Предполагается осуществлять решение поставленных задач в течение семи лет.
В первую очередь будут решаться задачи по улучшению финансового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе создание нормативных основ и механизмов осуществления микрофинансирования, государственно-частного партнерства.
В целях обеспечения ускоренных темпов инвестирования для совершенствования материально-технической базы субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих глубокую переработку продукции, особенно в сферах рыбного и лесного комплексов, а также в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, необходимо осуществить мероприятия, направленные на повышение капитализации частных компаний, улучшение финансово-экономических показателей и повышение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, в том числе создать условия для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, внедрять применение системы качества выпускаемой продукции с целью повышения конкурентоспособности сахалинских производителей.
В случае создания в Сахалинской области особой экономической зоны важным является создание технопарков или иных организаций для подготовки субъектов малого и среднего предпринимательства к работе в условиях особой экономической зоны.
Источники финансирования названных мероприятий, а также порядок государственно-частного партнерства будут рассмотрены при формировании проекта Программы.
При этом перечень мероприятий, а также системы их реализации в проекте Программы могут уточняться.
7. Предложения по участию областных органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области в формировании Программы
Органами исполнительной власти Сахалинской области, ответственными за формирование и реализацию Программы, являются:
- министерство экономического развития Сахалинской области;
- министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области;
- министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;
- министерство строительства Сахалинской области;
- министерство образования Сахалинской области;
- министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области;
- министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области;
- министерство финансов Сахалинской области;
- министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области;
- министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- агентство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;
- агентство по рыболовству Сахалинской области;
- агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области.
8. Предложения по назначению областного органа исполнительной власти, аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области в качестве координатора-разработчика Программы
Координатором-разработчиком Программы целесообразно определить министерство экономического развития Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов. Также возможно привлечение финансовых средств из федерального бюджета посредством участия Сахалинской области в мероприятиях федеральных программ, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Финансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета будет начато с 01 января 2012 года. Предельный объем, предполагаемый для выделения из областного бюджета Сахалинской области, для реализации Программы с 2012 по 2018 год составит 816 100 тыс. рублей, в том числе по годам:
- 2012 - 86 950 тыс. рублей;
- 2013 - 112 900 тыс. рублей;
- 2014 - 116 700 тыс. рублей;
- 2015 - 125 650 тыс. рублей;
- 2016 - 124 400 тыс. рублей;
- 2017 - 125 000 тыс. рублей;
- 2018 - 124 500 тыс. рублей.
Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на будущий год, исходя из его возможностей.
Определение предполагаемых механизмов расходования средств областного бюджета будет осуществляться исходя из привлечения большего количества средств из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий Программы из средств областного и (или) местных бюджетов будет осуществлено по тем мероприятиям, по которым не производится финансирование из средств коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также в тех секторах, где требуется поддержка государства (государственно-частное партнерство) для интенсивного развития.
Механизм финансирования мероприятий Программы будет разработан в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области.
Подавляющая часть финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы будет направлена на принципах государственно-частного партнерства, а также привлечения наибольшего количества внебюджетных средств на 1 рубль средств из областного бюджета.
Объем финансовых средств на реализацию Программы будет определен непосредственно в Программе.
Направление финансовых средств в установленном настоящим разделом направлении будет осуществляться в течение всего срока реализации Программы, то есть с 2012 по 2018 год.
Расходование средств областного бюджета в форме бюджетных инвестиций, выделяемых юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, будет производиться на основании конкурса по принципу привлечения на 1 рубль бюджетных средств наибольшего количества денежных средств из внебюджетных источников.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на следующие мероприятия:
компенсация за счет средств областного бюджета части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области;
повышение доступа к кредитным ресурсам;
предоставление гарантий Сахалинской области субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, которые имеют высокую бюджетную и социальную эффективность;
иные мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области.
Контроль за расходованием бюджетных средств и выполнением мероприятий Программы осуществляется в установленном законодательством порядке.
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предполагаемого варианта решения проблемы
Экономическая эффективность деятельности малого и среднего предпринимательства оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, социальная эффективность - с точки зрения создания дополнительных рабочих мест, обеспечения жителей необходимыми товарами и услугами, бюджетная эффективность - с точки зрения налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, экологическая эффективность - с точки зрения изменений уровня воздействий на природную среду и изменения отношения бизнеса к экологии как фактору конкурентного преимущества на зарубежном и российском рынке.
Программой будут предусмотрены мероприятия по доведению количества субъектов малого и среднего предпринимательства к концу 2018 года до 34186 единиц.
При относительно невысоком увеличении количества субъектов малого и среднего предпринимательства интенсивно будут расти качественные показатели, в том числе увеличится уровень рентабельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Количество лиц, работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства, должно достигнуть в 2018 году 126,5 тыс. человек.
Объем инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса достигнет 1,1 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от предприятий малого и среднего бизнеса достигнет 6 млрд. рублей.
Количество признанных обоснованными обращений субъектов малого и среднего предпринимательства с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, государственных гражданских служащих Сахалинской области и муниципальных служащих, создающих препятствия для нормальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, должно составить не более 5% от общего количества таких обращений.
Доля производимой продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте составит не менее 9,9% от общего объема внутреннего регионального продукта.
Целевые индикаторы реализации Программы, а также показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам, приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Мониторинг Программы будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области".
Приложение N 1
к Концепции долгосрочной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 5 августа 2011 г. N 560-р
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий
Годы |
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, млн. рублей |
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий на душу населения в области, рублей |
Объем инвестиций на одного работника на малое предприятие, рублей |
2010 |
506,6 |
1015 |
16557 |
2011 |
557,3 |
1100 |
18212 |
2012 |
613,0 |
1215 |
20032 |
2013 |
674,3 |
1341 |
22035 |
2014 |
741,7 |
1476 |
24238 |
2015 |
815,9 |
1623 |
26663 |
2018 |
1010,6 |
2011 |
33026 |
Приложение N 2
к Концепции долгосрочной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года",
утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области
от 5 августа 2011 г. N 560-р
Целевые индикаторы реализации мероприятий
долгосрочной целевой программы "Развитие малого
и среднего предпринимательства в Сахалинской области
на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
N п/п |
Наименование |
Отчет, 2010 год |
Оценка, 2012 год |
Прогноз, 2013 год |
Прогноз, 2014 год |
Прогноз, 2015 год |
Прогноз, 2018 год |
1. |
Доля производимой продукции субъектами малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта (%) |
9,0 |
9,2 |
9,3 |
9,4 |
9,5 |
9,9 |
2. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
28033 |
31384 |
32885 |
33187 |
33386 |
34186 |
в том числе: | |||||||
2.1. |
индивидуальные предприниматели |
20649 |
23800 |
25201 |
25501 |
25700 |
26394 |
2.2. |
организации - субъекты малого и среднего предпринимательства |
7384 |
7584 |
7684 |
7686 |
7686 |
7792 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция долгосрочной целевой программы является системой основополагающих принципов, методических рекомендаций, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти Сахалинской области, субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям предпринимателей, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективно участвовать в развитии предпринимательства в Сахалинской области.
Представлены обоснование соответствия решаемой проблемы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области, а также обоснование решения проблемы программно-целевым методом.
Указаны характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода.
Определены примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации программы.
Представлены предложения по финансовому обеспечению программы.
Определена предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предполагаемого варианта решения проблемы.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 5 августа 2011 г. N 560-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 23 августа 2011 г. N 152-153