В соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476, распоряжением Правительства Сахалинской области от 17.02.2012 N 93-р "О разработке концепции областной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы" (прилагается).
2. Определить министерство социальной защиты Сахалинской области органом, ответственным за разработку долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы" (далее - Программа).
3. Министерству социальной защиты Сахалинской области в срок до 01 июня 2012 года обеспечить разработку и представить на утверждение в Правительство Сахалинской области проект Программы.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И. Трутневу.
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
С.Г. Шередекин |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры
отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы"
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 21 мая 2012 г. N 341-р)
1. Общие положения
Концепция долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы" (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжение Правительства Сахалинской области от 17.02.2012 N 93-р "О разработке концепции областной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы", перечня поручений Губернатора Сахалинской области от 10.02.2011 N 7-ПП, а также в соответствии с Положением о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.
Концепция основана на следующих нормативных и правовых актах Российской Федерации и Сахалинской области:
- Федеральный закон от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- перечень поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.11.2010 N Пр-3418;
- перечень поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 16.05.2011 N ПР-1365;
- Закон Сахалинской области от 05.10.2010 N 80-ЗО "Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области";
- Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99;
- распоряжение Правительства Сахалинской области от 09.11.2011 N 781-р "Об итогах проведения летней оздоровительной кампании детей в Сахалинской области".
В Сахалинской области действуют целевые программы, в рамках которых реализуются мероприятия, направленные на решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей, такие как:
- областная целевая программа "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 252-па);
- областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010-2014 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 28.08.2009 N 347-па);
- долгосрочная комплексная целевая программа Сахалинской области "Профилактика правонарушений в Сахалинской области на 2010-2012 годы" (утверждена постановлением администрации Сахалинской области от 24.12.2009 N 551-па);
- долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Комплексное развитие системы социальной защиты населения Сахалинской области на 2010-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 23.09.2010 N 455);
- региональная программа "Семья и дети Сахалинской области на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 20.05.2011 N 185).
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики Сахалинской области.
Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей претерпел качественные изменения. Тревожным фактором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка, сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей, социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление.
Изменения в федеральном законодательстве определили новые условия организации детского оздоровления. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 01 января 2010 года полномочиями в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей наделены субъекты Российской Федерации, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления.
Организация отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области осуществляется круглогодично и охватывает детей в возрасте до 18 лет.
Ежегодно в целях реализации мероприятий по обеспечению полноценного и безопасного отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области обновляется нормативная правовая база по обеспечению и организации отдыха и оздоровления детей, формируется реестр оздоровительных учреждений различного типа, проводятся круглые столы, учебно-методические семинары, рабочие совещания с участием руководителей учреждений отдыха, представителей заинтересованных министерств и ведомств. Работу в оздоровительных учреждениях обеспечивают квалифицированные кадры, владеющие современными педагогическими и оздоровительными технологиями.
В области в 2011 году было охвачено различными видами отдыха, оздоровления и занятости 51102 ребенка (2010 год - 51086), из них 7368 - в санаторно-оздоровительных учреждениях (5,1%, 2010 год - 7013); 21349 - в лагерях дневного пребывания, профильных, палаточных лагерях, организованных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Сахалинской области (4,4%, 2010 год - 20450).
Различными видами отдыха и занятости (общественно-полезная практика, производственные бригады, трудоустройство, клубные объединения) было охвачено 11998 детей. Более 10 тысяч детей отдыхали за пределами Сахалинской области.
Из общего количества детей, охваченных различными видами отдыха, оздоровления и занятости, 23544 - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (74% от общего количества детей, состоящих на учете в банке данных). Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются не только бесплатными путевками в загородные стационарные оздоровительные учреждения, но и за счет средств областного бюджета финансируется их проезд к местам отдыха и обратно, а также страхование на время пребывания в стационарных оздоровительных учреждениях.
Специалистами оздоровительных учреждений для детей готовятся тематические смены по разнообразным направлениям: "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена", "Детский экспресс "Добродея", "Последний герой", "Мы - дети Сахалина", "Тайна заколдованного леса", "Морской круиз", "Содружество", "Звездный десант", "Говорит и показывает "Чайка", "Осенний дозор" и др. Для ребят проводятся различные культурно-массовые и развлекательно-спортивные мероприятия.
Впервые на базе Центра медико-социальной реабилитации "Чайка" проведена экспериментальная тематическая смена для подростков из Кировского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, направленная на раскрытие творческого потенциала детей, подготовлены различные мероприятия, способствующие продвижению ребенка в эмоциональной и интеллектуальной жизни, направленные на получение возможности самореализации в коллективе, повышение самооценки. Ежегодно для детей с ограниченными возможностями проводятся областные олимпиады "Мы такие, как все", в ходе которых для детей-инвалидов проводятся спортивные состязания, различные праздничные мероприятия.
Для одаренных детей в санатории-профилактории "Лесное озеро" ежегодно проводятся тематические смены "Вдохновение", в рамках которых организован отдых учащихся детских школ искусств из различных муниципальных образований области.
В 2011 году впервые были компенсированы за счет средств областного бюджета транспортные расходы одаренным детям, направляемым министерством образования Сахалинской области во Всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан".
Как правило, самыми многочисленными формами отдыха детей являются такие формы, как лагеря дневного пребывания, профильные лагеря.
Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обеспечивается деятельность более 300 учреждений отдыха различной направленности, в том числе лагерей дневного пребывания, профильных, палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха. Широко используется возможность организации досуга детей не только на базе образовательных учреждений, но и учреждений культуры (клубы, библиотеки), спорта и других сфер. С целью создания благоприятных условий для укрепления здоровья, организации отдыха и расширения кругозора детей разрабатываются смены краеведческой, экологической, туристической, военно-патриотической направленности.
Ежегодно в летний период в области работают областные профильные лагеря для одаренных детей "Эврика" и "Зеленый остров". Учебную деятельность и организацию культурно-массовой, оздоровительной работы лагеря обеспечивали преподаватели, в том числе кандидаты наук из Новосибирского государственного университета. По итогам работы лагеря "Эврика" учащиеся получают рекомендации на обучение в физико-математической школе Новосибирского государственного университета.
В рамках деятельности областного туристско-краеведческого лагеря "Роза ветров" организовывается работа профильных передвижных лагерей. С ребятами ведется работа по формированию навыков и умений выживания в экстремальных условиях, развитию экологического мышления, освоению практических навыков по высадке саженцев хвойных и лиственных деревьев.
Впервые в рамках реализации областной целевой программы "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009-2015 годы" в Александровск-Сахалинском, Холмском районах и г. Южно-Сахалинске организована работа областных военно-спортивных лагерей "Патриот" для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе ОАУ "Оздоровительно-досуговый центр "Юбилейный" ежегодно в летний период проводятся специализированные смены. В 2011 году проведена смена под названием "Защитники Отечества", в ходе которой реализованы такие мероприятия, как "Школа выживания", конкурс инсценированной песни, конкурс агитбригад "Перекличка героев", тематический вечер "Равнение на Россию".
Ежегодно в летний период организована работа молодежного стационарного палаточного лагеря "Юность" общественной организацией "Глена". Все программы лагеря носят гражданско-патриотическую направленность. Каждая смена имеет профильный тематический характер: "Волонтер", "Гражданин", "Патриот". Также разработаны образовательные, спортивные и оздоровительные программы. Участники лагеря вовлекаются в трудовую и воспитательную деятельность.
Детям, находящимся в социально опасном положении, из года в год отдых обеспечивается на базе 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее - социальные учреждения). На базе социальных учреждений организована работа стационарных палаточных лагерей "Робинзон" в Макаровском районе и "Экстремалы" в Томаринском районе в рамках проведения тематических смен туристической и экологической направленности.
Впервые в 2011 году этнический лагерь для детей из числа коренных малочисленных народов Севера организован на базе школы-интерната среднего (полного) общего образования с. Некрасовка муниципального образования городской округ "Охинский". Основная цель лагеря - освоение навыков традиционной хозяйственной деятельности, популяризация декоративно-прикладного искусства и национальных видов спорта среди подрастающего поколения коренных малочисленных народов Севера.
В Сахалинской области отдых и оздоровление детей обеспечивают стационарные загородные санаторно-оздоровительные учреждения:
- санаторий "Синегорские минеральные воды";
- санаторий "Аралия";
- "Оздоровительно-досуговый центр "Юбилейный";
- "Центр медико-социальной реабилитации "Чайка";
- детский санаторий нетуберкулезного профиля "Тополек";
- санаторий-профилакторий "Лесное озеро";
- детский областной многопрофильный санаторий;
- детский оздоровительный лагерь "Юный железнодорожник".
Экологически благоприятные условия территорий, на которых располагаются детские оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные стационарные оздоровительные учреждения одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей. Общее количество детей, отдохнувших в загородных детских оздоровительных учреждениях в 2011 году, составило более 7 тыс. человек (14,4% от общего количества детей, охваченных всеми видами отдыха и оздоровления).
Руководителями оздоровительных учреждений постоянно принимаются меры по соблюдению требований пожарной безопасности, проводятся учебные занятия для обслуживающего персонала. Органами государственного пожарного надзора МЧС России по Сахалинской области регулярно проводятся проверки учреждений по обеспечению пожарной безопасности.
В стационарных санаторно-оздоровительных учреждениях обеспечивается соблюдение правопорядка и безопасного пребывания детей. За всеми загородными оздоровительными лагерями, школами и другими учреждениями, в которых функционируют лагеря дневного пребывания, профильные лагеря, закреплены инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, сотрудники уголовного розыска для поддержания правопорядка и проведения профилактической работы. С целью обеспечения охраны общественного порядка и безопасности детей разрабатываются планы и графики проведения проверок данных учреждений.
Сотрудниками органов внутренних дел регулярно проводятся лекции и беседы, направленные на воспитание позитивного правосознания, патриотического воспитания среди несовершеннолетних, изучение правил поведения в нестандартной экстремальной ситуации, проводятся конкурсы на правовые темы, спортивные состязания среди подростков.
Благодаря принятым совместным мерам по обеспечению качественного отдыха и оздоровления детей фактов чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми в области не зарегистрировано.
Вместе с тем, полноценные отдых и оздоровление детей невозможны без сохранения и развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, качественной подготовки и содержания материально-технической базы детских оздоровительных учреждений.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.11.2010 N Пр-3418 в 2011 году министерством социальной защиты Сахалинской области как уполномоченным органом по обеспечению проведения детской оздоровительной кампании проведена инвентаризация и паспортизация детских оздоровительных учреждений, расположенных на территории Сахалинской области (далее - учреждения).
Изменения, произошедшие с начала 90-х годов в экономике страны и области, непосредственным образом отразились на состоянии системы отдыха и оздоровления детей. Из года в год сокращалось количество детских оздоровительных лагерей как на муниципальном уровне, так и учреждений, находящихся на балансе различных ведомств.
Вместе с тем организация работы по обеспечению детского отдыха в Сахалинской области характеризовалась стремлением найти оптимальные формы в условиях противоречия между необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся и ограниченностью финансовых возможностей.
В 2010 году на укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений из областного бюджета выделено 15 миллионов рублей, в 2011 году - 35 миллионов рублей.
В ряде стационарных оздоровительных учреждений проведены ремонты зданий и сооружений, приобретено медицинское, музыкальное, компьютерное и кухонное оборудование, автотранспорт для перевозки детей, обновлена мебель для жилых корпусов, спортивный инвентарь, материалы для противопожарной безопасности, что позволило обеспечить комплексную безопасность детских оздоровительных организаций, создать более комфортные условия для отдыха детей.
Вместе с тем этих средств недостаточно для приведения учреждений отдыха и оздоровления детей в состояние, полностью отвечающее требованиям санитарного и противопожарного законодательства. Материально-техническая база учреждений, особенно построенных в период 1960-1980 годов, нуждается в существенной модернизации и обновлении. По этой причине приостановлена деятельность муниципального унитарного предприятия "Оздоровительный детский центр "Лесная поляна", детского оздоровительного центра "Восток".
В связи с отсутствием выделяемых средств на реконструкцию и капитальный ремонт в настоящее время учреждения нуждаются в существенном обновлении. Ежегодно в них ведется лишь выборочный текущий ремонт, в то время как необходима реконструкция имеющихся и не соответствующих современным требованиям корпусов, пищеблоков, медицинских пунктов.
Материально-техническая база детских оздоровительных учреждений требует улучшения как с точки зрения обеспечения безопасности объектов, так и создания адекватных современным требованиям бытовых и санитарно-гигиенических условий, условий для занятий спортом, интересного досуга и развлечений детей.
Анализ показателей, характеризующих состояние материально-технической базы детских оздоровительных учреждений, позволяет сделать вывод о проблемах, на которых необходимо сконцентрировать внимание областных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Социальная значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки и реализации четкой региональной стратегии и координации действий областных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и руководителей учреждений отдыха и оздоровления детей, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды.
Решение выявленных проблем не ограничивается рамками принятого планового периода, требует пролонгированного поддержания безопасных и комфортных условий отдыха и оздоровления детей, объединения ресурсов областного и местных бюджетов, оптимального распределения средств по выделенным направлениям, координации действий многих участников, что и обусловило применение программно-целевого метода и разработку долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы".
Организация процесса укрепления и развития материально-технической базы детских учреждений будет способствовать повышению эффективности отдыха и оздоровления детей, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению эффективности функционирования оздоровительных учреждений области.
Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей позволит:
- повысить эффективность финансовых вложений за счет концентрации ресурсов на наиболее важных, первоочередных объектах;
- обеспечить четкое планирование мероприятий, направленных на достижение конкретной цели.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области
Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. На федеральном уровне предпринимаются шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования, созданию условий дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 21.12.2004 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение сущности понятия "отдых детей и оздоровление", узаконив также понятие "организация отдыха детей и их оздоровление". Кроме этого вышеуказанный закон поставил значимость проблемы детского отдыха в один ряд с проблемами укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
Существенным моментом, отраженным в вышеуказанном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление. Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Концепция является продолжением комплексных мероприятий Правительства Сахалинской области, органов исполнительной власти Сахалинской области, администраций муниципальных образований, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни в период проведения оздоровительной кампании.
Отличительными чертами последних трех лет стали:
- ежегодное увеличение средств, выделяемых из различных источников финансирования на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
- создание условий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, особенно в каникулярный период, и снижение подростковой преступности;
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;
- приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- создание вожатского педагогического отряда на базе Сахалинского государственного университета;
- максимальное вовлечение и охват различными формами отдыха детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
Вопросы сохранения здоровья и улучшения демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков в Сахалинской области.
В жизни ребенка критический период совпадает с систематическим обучением (получение начального, среднего и среднего профессионального образования), становлением личности индивидуума в социальном плане, формированием взрослых стереотипов поведения. В связи с этим уровень здоровья на этапе 7 - 18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка, организации питания, отдыха и оздоровления.
В современных условиях система образования характеризуется значительной вариативностью программ обучения, практическая реализация которых сопровождается интенсификацией процесса обучения, увеличением дневной и недельной нагрузки, снижением физической активности учащихся, формированием устойчивых нарушений режима дня.
Вместе с тем по результатам ежегодно проводимых профилактических осмотров в общеобразовательных учреждениях прослеживается тенденция ухудшения показателей здоровья школьников от младших классов к окончанию школы по основным, регистрируемым при профилактических осмотрах заболеваниям:
|
Нарушение зрения (%) |
Сколиоз (%) |
Нарушение осанки (%) |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Выявлено из числа осмотренных детей в возрасте до 14 лет |
4,27 |
5,52 |
5,8 |
0,84 |
0,55 |
0,4 |
2,75 |
2,24 |
1,8 |
Выявлено из числа осмотренных подростков 15 - 17 лет |
19,28 |
20,61 |
19,1 |
4,08 |
3,71 |
3,0 |
7,07 |
7,78 |
8,5 |
Выявлено из числа осмотренных детей перед окончанием школы 16-17 лет |
17,28 |
16,02 |
13,4 |
3,74 |
3,59 |
3,1 |
5,65 |
7,11 |
7,4 |
У большинства детей и подростков школьного возраста диагностируется до двух-трех хронических заболеваний и функциональных отклонений. Основными причинами заболеваемости детей являются болезни органов дыхания, пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
Показатель заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет в 2011 году составил 216170,3, что ниже уровня 2010 года на 1,9% (2010 год - 220320,7 на 100 000 детского населения).
Показатель заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2011 году составил 225625,1, что ниже уровня 2010 года на 1,4% (2010 год - 228883,6 на 100 000 детского населения).
Показатель заболеваемости детей в возрасте 15 - 17 лет в 2011 году составил 168200,7, что ниже уровня 2010 года на 4,9% (2010 год - 176876,1 на 100 000 детского населения).
Из общего числа детей и подростков, проживающих на территории области, на 01 января 2012 года 1734 ребенка имеют ограничения жизнедеятельности, что на 0,4% меньше, чем в 2010 году (2010 год - 1741 ребенок). Впервые в 2011 году инвалидность была установлена 204 детям. Показатель первичного выхода на инвалидность 21,1 (2010 год - 17,8 на 10000 детей).
Основными заболеваниями у детей, приводящими к ограничениям жизнедеятельности, являются психические расстройства - 37,3% (2010 год - 33,5%), заболевания нервной системы - 30,2% (2010 год - 16,6%), врожденные аномалии развития - 23,7% (2010 год - 24,3%).
Одной из причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки данной категории в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Решающим фактором, повышающим неспецифическую сопротивляемость организма детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, является организация их отдыха и оздоровления.
В Сахалинской области проживает более 96 тысячи детей (20 процентов от общей численности постоянного населения области), из них детей и подростков школьного возраста - более 51 тысячи.
В течение последних лет в Сахалинской области отмечаются положительные итоги детской оздоровительной кампании. Остается стабильно высокой численность оздоровленных детей и подростков от общего числа детей школьного возраста.
Это стало возможным благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, туристические походы, многодневные мероприятия для детей, которые сложились в целях компенсирования дефицита финансовых возможностей. Получили широкое распространение вариативные программы (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности. Началось внедрение инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей.
Закрепилось представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.
Однако, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по решению вопросов организации отдыха и оздоровления детей и подростков, остается много проблем, которые требуют решения, а именно:
- повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков;
- расширение и улучшение инфраструктуры и материально-технической базы загородных санаторно-оздоровительных учреждений (в течение последних лет число загородных стационарных оздоровительных учреждений в Сахалинской области уменьшается из-за слабой материально-технической базы оздоровительных учреждений, отсутствия перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей, соответствующего финансирования загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей на содержание лагерей, нерентабельности организации отдыха и оздоровления детей);
- обеспечение комплексной безопасности детей и подростков в период пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;
- подготовка квалифицированных педагогических кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, а также технологиями организации досуга детей, для работы в организациях отдыха и оздоровления детей;
- привлечение студентов педагогических вузов для работы с детьми и подростками в организациях отдыха и оздоровления детей.
Обозначенные направления реализации мероприятий носят комплексный характер и их решение требует принципиально новых и эффективных технических, организационных и иных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли.
В настоящее время на территории Сахалинской области основные принципы и направления по организации отдыха и оздоровления детей определены Законом Сахалинской области от 05.10.2010 N 80-ЗО "Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области".
Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей основывается на следующих принципах:
1) приоритет интересов личности ребенка;
2) социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при организации их отдыха и оздоровления;
3) взаимодействие органов государственной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, организаций при осуществлении мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, а также при реализации целевых программ по организации отдыха и оздоровления детей;
4) обеспечение государственной защиты прав детей на отдых и оздоровление.
Закон определяет основные направления деятельности органов государственной власти Сахалинской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, включающие в себя:
1) приобретение и предоставление путевок в загородные стационарные оздоровительные и санаторные учреждения круглогодичного действия;
2) оплата проезда организованных групп детей и лиц, назначенных сопровождающими, до места нахождения загородных стационарных оздоровительных и санаторных учреждений круглогодичного действия, в том числе Всероссийских детских центров "Океан" и "Орленок", и обратно;
3) предоставление субсидий органам местного самоуправления на реализацию полномочий по организации и обеспечению отдыха детей в лагерях дневного пребывания в каникулярное время;
4) обеспечение функционирования областных учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;
5) осуществление мероприятий по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей;
6) информационно-методическое обеспечение организаций, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
Механизм реализации настоящей Концепции предусматривает разработку долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы" (далее - Программа).
Программа представляет собой комплекс мер по реализации основных направлений деятельности органов государственной власти Сахалинской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Таким образом, развитие и укрепление инфраструктуры отдыха и оздоровления детей соответствует стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Сахалинской области.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Социальная значимость проблем, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков, обуславливает необходимость дальнейшего их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Программно-целевой метод позволяет обеспечить решение проблем и рационально использовать ресурсы. Применение программно-целевого метода по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей дает возможность оптимизировать действия органов исполнительной власти области, что позволит создать единые стандарты работы в данном направлении в регионе и организовать комплексную работу, объединяющую усилия всех заинтересованных субъектов. Оптимизация их деятельности в решении поставленных задач возможна при условии обеспечения скоординированных действий, оперативного контроля и повышения гибкости при реализации запланированных мероприятий.
Применение программно-целевого метода, обусловленного его системным, интегрирующим характером, позволит обеспечить качественное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей и рациональное использование ресурсов. Указанный подход позволяет обеспечить общие подходы и взаимосвязь целей и задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, носит межведомственный характер и учитывает ресурсные возможности региона.
Применение программно-целевого метода позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль вложения государственных средств в реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей;
- внедрить инновационные гуманитарные, социальные и информационно-коммуникационные технологии;
- создать предпосылки для расширения и укрепления инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
Предлагаемая Концепцией к разработке Программа должна включать в себя комплекс мероприятий и мер, направленных на создание благоприятных и комфортных условий для организации полноценного отдыха и оздоровления детей в разных районах области.
Программно-целевой подход позволяет использовать механизмы софинансирования за счет федерального, регионального, муниципальных и иных источников.
4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода деятельность органов исполнительной власти не будет носить системного характера и не будет скоординирована на должном уровне, а также будут отсутствовать единые подходы в работе по проведению оздоровительной кампании детей, объединяющие усилия различных ведомств и муниципальных образований области. Как следствие, будет снижена степень управляемости действующих инструментов поддержки и эффективность реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области.
При отсутствии программно-целевого метода решения проблемы возможно усиление таких негативных тенденций, как уменьшение количества оздоровленных и отдохнувших детей и подростков, снижение качества отдыха детей и подростков, рост подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, социальной напряженности, алкоголизма и наркомании в молодежной среде.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных сценариях действий по решению проблемы
При разработке Программы рассматривались два варианта решения проблемы развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области.
Первый вариант. Реализация мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в рамках действующих долгосрочных целевых программ, а также в рамках заявочного механизма формирования комплекса мероприятий.
Второй вариант. Создание единого программного механизма - долгосрочной целевой Программы и финансирование данной Программы в полном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное выделение средств не обеспечит решения поставленных целей и задач. Не будет решена и достигнута согласованность действий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, что не позволит эффективно решать актуальные проблемы в необходимые сроки.
Вторым вариантом предусмотрено выполнение мероприятий с учетом осуществления мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе соответствующих индикаторов, осуществление корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.
Преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, возможность создания более развитой инфраструктуры отдыха и оздоровления детей и обеспечение удовлетворенности населения предоставленными оздоровительными услугами, возможность реализации механизма государственной поддержки, координации работ с последующим анализом результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с необходимостью правильного определения приоритетов, подчинения распределения ресурсов достижению определенной цели, мониторинга мероприятий Программы для обеспечения эффективного комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта.
Общими рисками двух вариантов являются риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации и перераспределения средств, что приведет к снижению ожидаемых эффектов. Кроме того, законодательная база в сфере организации отдыха и оздоровления детей требует дальнейшего совершенствования. Поэтому уровень решения поставленных задач будет зависеть от своевременности принятия необходимых нормативных правовых актов.
Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
6. Предложения по целям и задачам Программы, описание механизма формирования мероприятий Программы и определение исполнителей программных мероприятий
При формировании мероприятий Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы:
- учет ресурсных возможностей Сахалинской области;
- управление по результатам;
- целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в инфраструктуре отдыха и оздоровления детей;
- комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, нормативное правовое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Программные мероприятия направлены на решение задач, сориентированных на достижение двух основных целей:
1. Оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
2. Создание устойчивой, саморазвивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях инфраструктуры круглогодичного отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области.
Комплексные мероприятия Программы предлагается реализовать посредством решения следующих задач:
1. Создание нормативно-правовой базы, регулирующей организацию сферы круглогодичного отдыха и оздоровления детей.
2. Создание современной системы управления и научно-методической поддержки оздоровления и отдыха детей и подростков.
3. Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного отдыха и оздоровления детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения.
4. Обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Сахалинской области с акцентом на увеличение числа стационарных загородных оздоровительных учреждений.
5. Обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации сферы круглогодичного оздоровления и отдыха детей, включая организацию учебного процесса.
6. Формирование и широкое использование профильных направлений в рамках проведения оздоровительной кампании (военно-патриотические, оборонно-спортивные, экологические, туристические и др.).
7. Содействие развитию различных организационно-правовых форм собственности организаций детского отдыха и оздоровления в данной сфере.
8. Создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления и отдыха детей.
Для решения поставленных задач запланированы разработка и принятие Программы, в ходе реализации которой предполагается проведение следующих мероприятий:
- совершенствование нормативной и правовой базы Сахалинской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
- формирование и издание сборников нормативно-правовых документов для организации и проведения мероприятий в рамках оздоровительной кампании детей;
- осуществление нормативного правового регулирования;
- организация мероприятий в рамках проведения тематических смен, направленных на профилактику асоциальных явлений в подростковой среде;
- организация мероприятий по экологическому воспитанию детей;
- организация мероприятий по приобщению детей к культурным ценностям;
- проведение специализированных смен для одаренных детей с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
- разработка оздоровительных программ по работе с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также проведение мероприятий по профилактике правонарушений среди детей и подростков;
- модернизация системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с детьми;
- софинансирование мероприятий по строительству и капитальному ремонту государственных и муниципальных оздоровительных учреждений в рамках Программы;
- направление финансовых средств на укрепление материальной базы инфраструктуры отдыха и оздоровления детей: приобретение различного оборудования, комфортабельного автотранспорта, аппаратуры, туристического инвентаря, спортивного снаряжения и т.д.;
- разработка методических пособий по реализации основных мероприятий Программы;
- проведение анкетирования и мониторинга предоставления оздоровительных услуг.
Окончательно перечень мероприятий будет определен в ходе разработки Программы.
Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению основных целей Программы по созданию и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области.
В ходе реализации Программы будет обеспечиваться координация деятельности основных исполнителей, осуществляться контроль за ходом реализации мероприятий.
7. Примерные сроки решения проблемы программно-целевым методом, включая определение этапов реализации Программы
Программа будет реализована в 2013-2018 годах.
По итогам каждого года осуществляется анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оцениваются основные целевые индикаторы и показатели.
8. Предложения по участию областных органов исполнительной власти в формировании Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Сахалинской области, которое контролирует исполнение ее мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Ответственным за формирование Программы является министерство социальной защиты Сахалинской области (далее - Министерство).
Реализация Программы на территории области осуществляется в рамках совместной деятельности Министерства, министерства финансов Сахалинской области, министерства образования Сахалинской области, министерства культуры Сахалинской области, министерства здравоохранения Сахалинской области, министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерства строительства Сахалинской области, агентства государственной службы занятости населения Сахалинской области, управления Роспотребнадзора по Сахалинской области, Главного управления МЧС России по Сахалинской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, органов, курирующих вопросы реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в администрациях муниципальных образований Сахалинской области.
К реализации основных направлений Программы планируется привлечь представителей правоохранительных структур, воинских частей, дислоцированных на территории области, преподавателей, учащихся и студентов учреждений образования, профсоюзные организации, работодателей, представителей средств массовой информации, представителей детских и молодежных общественных организаций и другие заинтересованные структуры.
Предложения по конкретным мероприятиям для включения в Программу поступают от областных органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, других организаций и ведомств, представители которых входят в состав группы по разработке Программы. Исполнители определяются с учетом их компетенции и специфики запланированных мероприятий.
9. Предложения по определению областного органа исполнительной власти Сахалинской области в качестве координатора-разработчика Программы
Так как на федеральном уровне мониторинг проведения мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, то на региональном уровне целесообразно определить разработчиком Программы Министерство.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Сахалинской области ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области.
10. Предложения по финансовому обеспечению Программы. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться за счет средств федерального, областного бюджетов и на условиях софинансирования средств местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области и областного бюджета при реализации совместных мероприятий и проектов.
Предполагаемый объем средств на весь период реализации Программы составляет 4047409,9 тыс. руб., в том числе:
- 2013 год - 223929,7 тыс. рублей, из них 44684,8 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 2014 год - 240244,2 тыс. рублей, из них 44684,8 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 2015 год - 763273,0 тыс. рублей, из них 44684,8 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 2016 год - 923434,0 тыс. рублей, из них 44685,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 2017 год - 943421,0 тыс. рублей, из них 44685,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
- 2018 год - 953108,0 тыс. рублей, из них 44685,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета.
Объемы финансирования Программы ежегодно корректируется в соответствии с законом о бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год с применением предполагаемого индекса-дефлятора.
В целях контроля за расходованием средств, предусмотренных на финансирование мероприятий Программы, предусматривается три срока представления отчетности:
- ежеквартальная отчетность;
- ежегодная отчетность;
- итоговая отчетность по завершении срока реализации Программы.
Окончательный объем и источники финансирования будут определены при формировании Программы.
11. Предварительная оценка ожидаемой результативности и социально-экономической эффективности предлагаемого варианта решения проблемы
Главным результатом реализации Программы должно стать развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, что позволит создать каждому ребенку гарантированные необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного и качественного отдыха и оздоровления.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- заложить основы саморазвивающейся на основе регулируемой рыночной ситуации государственно-общественной региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, ориентированной на развитие личности ребенка;
- сформировать развитый рынок услуг в сфере системы отдыха и оздоровления детей;
- обеспечить удовлетворение потребности населения Сахалинской области в услугах по круглогодичному отдыху и оздоровлению детей;
- обеспечить постоянное повышение качества круглогодичного оздоровления и отдыха детей и подростков;
- обеспечить качество реализации оздоровительно-образовательных программ в части оздоровления, отдыха и занятости детей;
- повысить качество подготовки кадрового потенциала, работающего в сфере оздоровления и отдыха детей;
- создать систему информирования населения о предоставлении услуг оздоровления, отдыха и занятости детей Сахалинской области;
- обеспечить в среднем снижение общей заболеваемости среди детей и подростков накануне учебного года;
- обеспечить максимальный охват детей различными организованными формами отдыха, оздоровления и занятости.
Предварительная оценка ожидаемой результативности производится по целевым индикаторам, позволяющим оценить ход реализации Программы.
Индикаторы результативности реализации Программы приведены в приложении к настоящей Концепции в табличной форме.
Приложение
к Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие
инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской
области на 2013-2018 годы", утвержденной распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 21 мая 2012 г. N 341-р
Индикаторы результативности
реализации долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры
отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы"
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Прогнозные показатели по годам |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Удельный вес детей и подростков, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости, к общему числу детей, подлежащих оздоровлению |
Процентов |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
2. |
Удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных различными видами отдыха, оздоровления и занятости, к общему числу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Процентов |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
3. |
Количество действующих загородных стационарных оздоровительных и санаторных учреждений, обеспечивающих оздоровление детей |
Учреждения |
8 |
8 |
8 |
9 |
10 |
11 |
4. |
Доля детских учреждений отдыха и оздоровления различного типа, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности |
Проценты |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Количество загородных стационарных оздоровительных учреждений, в которых реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы |
Учреждения |
8 |
8 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6. |
Удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект в детских оздоровительных лагерях, от числа отдохнувших детей |
Проценты |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
7. |
Доля педагогов, занятых в организации отдыха и оздоровления детей, прошедших переподготовку или повышение квалификации |
Проценты |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
8. |
Доля населения, удовлетворенного услугами по организации отдыха и оздоровления детей в оздоровительных учреждениях различного типа |
Проценты |
60 |
61 |
62 |
65 |
70 |
75 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 21 мая 2012 г. N 341-р "О Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013-2018 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 6 июня 2012 г. N 100