Постановление Мэра города Южно-Сахалинска
от 4 июня 2009 г. N 954
"Об утверждении Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 25 марта 2010 г. N 532 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск" постановляю:
1. Утвердить Порядок по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (прилагается).
2. Опубликовать постановление мэра города в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
3. Контроль исполнения постановления мэра города возложить на вице-мэра по вопросам городского хозяйства Ю.М. Алпацкого.
И. о. мэра города Южно-Сахалинска |
С.А. Надсадин |
от 4 июня 2009 г.
N 954
г. Южно-Сахалинск
Порядок
по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению
и организации транспортного обслуживания населения на территории
городского округа "Город Южно-Сахалинск"
(утв. постановлением Мэра города Южно-Сахалинска
от 4 июня 2009 г. N 954)
1. Общие положения
1.1. Задачи и предмет регулирования настоящего Порядка.
Настоящий Порядок по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения (далее - Порядок) определяет основные положения транспортного обслуживания населения, функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании и в его организации, и устанавливает правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных городских и пригородных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Порядок устанавливает требования к организации работ по открытию маршрутов, информационному обеспечению транспортных средств и автобусных остановок, безопасности перевозок, квалификации водителей, оснащению транспортных средств.
Организация транспортного обслуживания включает следующие основные элементы:
- разработку проектов планов развития пассажирского транспорта в соответствии с перспективами хозяйственно-экономического развития территории и ожидаемых демографических изменений;
- разработку оптимальных комплексных маршрутных схем и расписаний движения транспортных средств;
- обеспечение маршрутов объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты и др.) и транспортных средств (производственно-техническая база, системы контроля и др.);
- организацию технической готовности автотранспорта для обеспечения перевозок пассажиров;
- организацию работы и контроля перевозчиков;
- реализацию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды от вредного влияния работы пассажирского транспорта.
Отношения, возникающие в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, регулируются федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Сахалинской области, а также нормативно-правовыми актами городского округа "Город Южно-Сахалинск".
1.2. Основные термины.
В настоящем Порядке применяются следующие основные термины:
транспортное обслуживание - комплекс услуг, предоставляемых пассажиру юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица в процессе организации осуществления перевозки и ее ожидания, а также обеспечение технической готовности маршрутных транспортных средств;
организатор транспортного обслуживания населения - департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - Департамент), ответственный за выполнение функций по организации перевозок пассажиров и багажа на маршрутной сети городского округа "Город Южно-Сахалинск";
координатор пассажирских перевозок - специально организованное муниципальное автономное учреждение (далее - Координатор), которому Департамент вправе передать часть своих полномочий по транспортному обслуживанию населения с установлением муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения в соответствии с нормативными актами городского округа "Город Южно-Сахалинск";
билет - проездной документ, удостоверяющий оплату проезда, а также заключение договора перевозки пассажира и распространение действия условий договора перевозки на конкретного пассажира;
проездной документ - документ, удостоверяющий право пассажира на пользование услугой по перевозке. К проездным документам могут относиться: билет, месячный проездной билет;
график (расписание) движения - регламент, определяющий время отправления транспортного средства с начального, промежуточных и конечного пунктов маршрута; интервал движения; время технологических перерывов и другие сведения о маршруте;
маршрут - путь следования пассажирского транспорта общего пользования от начального до конечного пункта;
остановочный пункт - начальный, промежуточные и конечный пункты остановки пассажирского транспорта, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, оборудованные с учетом требований безопасности дорожного движения, включенные в состав маршрута движения (обозначенные в паспорте маршрута и в схеме маршрута), а также содержащие обязательную информацию в указателе, остановочного пункта: о наименовании конкретного остановочного пункта, номерах Проходящих через него маршрутов, режиме работы этих маршрутов;
пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира либо по проездному билету установленной формы;
перевозчик - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, и оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа на маршрутной сети;
транспорт общего пользования - транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, если это вытекает из закона, иных правовых актов, или выданного перевозчику разрешения (лицензии);
реестр маршрутов пассажирского транспорта (маршрутная сеть) - совокупность маршрутов пассажирского транспорта общего пользования;
маршрут - заранее установленный путь следования транспортного средства при перевозке пассажиров между начальным и конечным пунктами;
схема маршрута - графическое изображение маршрута с условными обозначениями опасных участков, дорожных искусственных сооружений, технических средств регулирования движения, остановок пассажирского транспорта и т.д.;
паспорт автобусного маршрута - документ, характеризующий маршрут, наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги, работу автобусов на маршруте с момента его открытия;
рейс - путь следования автотранспортного средства по маршруту из начального до конечного остановочного пункта.
1.3. Классификация маршрутов и перевозок.
Пассажирские маршруты подразделяются:
1.3.1. По территориальному признаку:
- городские, проходящие в пределах границ города;
- пригородные, выходящие за пределы границ города на расстояние не более 50 км;
- междугородные, выходящие за пределы городских границ на расстояние свыше 50 км.
1.3.2. По территориально-административному признаку:
- внутримуниципальные, не выходящие за пределы границ территории муниципального образования;
- межмуниципальные, осуществляемые между двумя соседними муниципальными образованиями;
- внутриобластные, проходящие в пределах Сахалинской области по территории нескольких муниципальных образований.
1.3.3. По режиму работы:
- регулярные, действующие ежедневно более полугода;
- регулярные, действующие в течение продолжительного срока только в определенные периоды (дни, недели, месяцы или сезоны);
- временные, вводимые на период менее полугода.
1.3.4. По социальной направленности:
- социально значимые.
Социально значимые маршруты организуются с целью удовлетворения потребностей в перевозках пассажирским транспортом общего пользования и обеспечения доступности транспортных услуг для всех слоев населения. К социально значимым маршрутам, как правило, относятся маршруты, связывающие населенные пункты в условиях отсутствия альтернативного пассажирского транспорта общего, а также маршруты, обеспечивающие доставку населения и садово-огородным участкам,
Перечень социально значимых маршрутов утверждается постановлением мэра города Южно-Сахалинска.
2. Функции Организатора и Координатора транспортного обслуживания населения
2.1. В состав функций Департамента по организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных городских и пригородных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск" входят:
- разработка проектов планов развития пассажирского транспорта территории в соответствии с перспективами хозяйственно-экономических и социально-демографических изменений;
- внесение предложений в администрацию города Южно-Сахалинска о создании транспортных муниципальных предприятий и учреждений;
- мониторинг пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений на пути следования транспортных средств, условий, характеризующих безопасность дорожного движения;
- обеспечение поддержания в надлежащем состоянии дорожного покрытия и оборудования маршрутов необходимыми для обслуживания пассажиров и работы перевозчиков объектами инфраструктуры;
- формирование оптимальной маршрутной сети;
- внесение предложений в администрацию города Южно-Сахалинска об открытии новых и закрытии ранее действовавших маршрутов;
- согласование расписаний (графиков) движения транспортных средств перевозчиков;
- контроль качества обслуживания пассажиров и регулярности движения маршрутных транспортных средств;
- контроль обеспечения технической готовности автотранспорта;
- контроль за выполнением перевозчиками нормативных и законодательных актов;
- сбор данных о наличии и состоянии пассажирских транспортных средств, а также составе кадров у перевозчиков;
- внесение предложений о поощрении должностных лиц пассажирских предприятий, индивидуальных предпринимателей за достижение высоких результатов работы, снижение аварийности и т. д.
2.2. Функциями, выполняемыми совместно Организатором и Координатором транспортного обслуживания, являются:
- изучение потребности населения в пассажирских перевозках, существующих пассажиропотоков, определение основных мест концентрации пассажиров;
- учет и рассмотрение предложений населения и организаций по формированию маршрутной сети и графиков движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, принятие мер по устранению недостатков;
- паспортизация маршрутов;
- нормирование скоростей движения (продолжительности рейса) транспортных средств;
- определение интервалов движения транспортных средств на каждом маршруте;
- определение требований к вместимости транспортных средств, а также к их количеству по каждому маршруту;
- контроль объема выполняемой перевозчиками транспортной работы на маршруте (в рейсах и машино-часах), графика и регулярности движения по маршруту, качества предоставляемых транспортных услуг;
- осуществление прогнозных расчетов по величинам затрат, необходимых для обслуживания маршрута (на основе действующих норм и нормативов);
- ежегодное формирование предложений о величинах тарифа и требуемых в следующем финансовом году бюджетных субсидий;
- информирование населения об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также предоставление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг.
2.3. Функции, являющиеся исключительной компетенцией Координатора:
- осуществление маршрутного (линейного) контроля (как правило, выборочного) работы перевозчиков по показателям регулярности движения, технического и санитарного состояния транспортных средств, правильности выдачи проездных документов и учета выручки;
- осуществление централизованного диспетчерского управления движением транспортных средств, содержание и эксплуатация муниципальной системы автоматизированного диспетчерского управления движением;
- организация регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутной сети городского округа "Город Южно-Сахалинск" автотранспортом, независимо от его ведомственной принадлежности;
- обеспечение технической готовности автотранспорта для перевозок пассажиров и багажа;
- координация работы перевозчиков, а также с другими видами транспорта;
- прекращение движения транспортных средств на маршрутах, не соответствующих требованиям безопасности перевозок;
- ведение учета дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием перевозчиков.
3. Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршрутной сети городского округа "Город Южно-Сахалинск" автотранспортом
3.1. Требования к квалификации должностных лиц перевозчика и к водителям.
Лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов, должны проходить аттестацию в установленном законодательством РФ порядке.
Специалисты перевозчиков, осуществляющих обслуживание населения автомобильным транспортом, должны удовлетворять квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом".
Водители пассажирских автобусов с числом мест более 8 мест должны:
- иметь право на управление транспортным средством соответствующей категории;
- быть не моложе 20 лет;
- иметь допуск на осуществление перевозок пассажиров транспортными средствами определенных типов по определенным маршрутам;
Заключение о допуске водителя для перевозки пассажиров выдается по результатам стажировки в соответствии с требованиями Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27.
Перевозчик обязан:
- вести учет данных о квалификации водителей их профессиональной пригодности;
- организовывать занятия по повышению профессионального мастерства водителей;
- обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте (пути следования), проводя предрейсовые инструктажи;
- вести учет прохождения водителями инструктажей в специальном журнале, с кратким указанием их содержания;
- делать соответствующие отметки о проведении инструктажа в путевом листе транспортного средства.
Для выполнения маршрутных пассажирских перевозок перевозчик должен иметь следующие документы:
- лицензия на право деятельности по перевозке пассажиров;
- журналы проведения медицинского контроля водителей и технического осмотра транспортных средств;
- свидетельство на право выполнения маршрутных пассажирских перевозок и муниципальное задание (договор) на их осуществление;
- свидетельство о прохождении стажировки водителей на маршруте;
- паспорт маршрута и расписание движения транспортных средств.
3.2. Требования к состоянию здоровья, режимам труда и отдыха водителей.
К управлению пассажирскими транспортными средствами допускаются водители, состояние здоровья которых обеспечивает безопасность перевозок. Водители, находящиеся в болезненном или утомленном состоянии, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, к управлению транспортным средством не допускаются.
Водители пассажирских транспортных средств проходят предварительные (при поступлении на работу), а также периодические медицинские осмотры в лечебно-профилактических организациях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Перед началом работы на линии водители проходят предрейсовый медицинский осмотр. N 954 от 04.06.2009 г.
Документами, подтверждающими способность водителя по состоянию здоровья управлять пассажирским транспортным средством, являются медицинское заключение, выдаваемое после прохождения предварительного или периодического осмотра в лечебно-профилактическом учреждении, а также путевой лист транспортного средства с отметкой (штампом) о прохождении водителем предрейсового медосмотра.
Режимы труда и отдыха водителей устанавливают в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством РФ и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденным постановлением Минтруда РФ от 25.06.1999 N 16. С учетом этих норм перевозчик составляет графики работы водителей, контролирует соблюдение установленного режима работы, ведет учет времени их труда и отдыха.
3.3. Требования к техническому состоянию и содержанию транспортных средств.
Перевозчик обеспечивает исправное состояние транспортных средств.
На линию не допускаются транспортные средства, не прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр, а также имеющие неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с требованиями Правил дорожного движения РФ.
Перевозчик обеспечивает:
- проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и с периодичностью, определенными действующими нормативными документами и документацией изготовителей транспортных средств;
- соответствие транспортных средств требованиям к их конструкции и оснащению;
- надлежащее санитарное состояние транспортных средств;
- уборку салонов от мусора и посторонних предметов не реже 2 раз за смену, влажную уборку с применением моющих средств - 1 раз;
- межсменное хранение транспортных средств на охраняемой стоянке, исключающее их порчу и разукомплектование.
3.3.1. Требования к конструкции и оснащению транспортных средств.
Все пассажирские транспортные средства, используемые для перевозки транспортом общего пользования, должны иметь левостороннее рулевое управление, двери для посадки и высадки пассажиров с правой стороны и соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции и ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 МЗ в отношении к общей конструкции.
Для перевозки пассажиров на маршрутной сети городского округа "Город Южно-Сахалинск" используются транспортные средства:
- автобусы особо малого класса, длина от 4,5 м до 5 м, номинальная вместимость - до 15 мест;
- автобусы малого класса, длина от 6 м до 7,5 м, номинальная вместимость - до 40 мест;
- автобусы среднего класса, длина от 8 м до 9,5 м, номинальная вместимость - до 70 мест;
- автобусы большого класса, длина от 10,5 до 12 м, номинальная вместимость - до 120 мест;
- автобусы особо большого класса, длина от 16,5 м до 24 м, номинальная вместимость - до 145 мест.
Автобусы, используемые для перевозок пассажиров, должны быть укомплектованы медицинской аптечкой, огнетушителем емкостью не менее 5 л, знаком аварийной остановки. Автобусы с разрешенной максимальной массой свыше 5 т должны быть укомплектованы противооткатными упорами (в количестве не менее двух).
Все пассажирские транспортные средства, кроме автобусов особо малого класса, должны иметь громкоговорящее устройство для оповещения пассажиров водителем или кондуктором.
В правом нижнем углу ветрового стекла пассажирского автотранспортного средства должны находиться талон о прохождении государственного технического осмотра и лицензионная карточка.
Маршрутные пассажирские транспортные средства должны иметь передние, боковые и задние указатели маршрутов. На переднем указателе, обычно устанавливаемом в специальной нише, предусмотренной конструкцией транспортных средств, должен быть нанесен номер маршрута и название начального и конечного остановочных пунктов (допускается наносить только номер маршрута, если конструкция ниши не позволяет разместить всю информацию; при отсутствии ниши указатель устанавливают внутри салона за ветровым стеклом, при условии обеспечения требований надлежащей обзорности с места водителя). Указатель в темное время суток должен быть освещен.
Боковые указатели устанавливают в специальных нишах, предусмотренных конструкцией транспортных средств. При отсутствии ниш допускается установка указателей внутри салона в специальных держателях снаружи у нижней окантовки оконного проема или внутри салона за боковым стеклом. Также допускается использовать в качестве боковых указателей легкоклеящиеся пленки с нанесенным на них текстом; пленки (прозрачные) можно наклеивать у нижней окантовки оконного проема или на боковое стекло при условии обеспечения требований надлежащей обзорности,
На боковых указателях маршрутов указывают их номера, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов. На боковых указателях автобусов особо малого класса допускается указывать номера маршрутов и названия только начальных и конечных остановочных пунктов
В автобусах, следующих по маршруту с ограниченным числом остановок и с оплатой проезда по повышенному тарифу, на переднем и боковых указателях дополнительно над наименованиями остановочных пунктов наносят надпись "Экспресс".
Размеры надписей на всех указателях, освещение переднего и заднего указателей маршрутов, а также четкость надписей должны обеспечивать их легкую читаемость в светлое и темное время суток в секторе не менее 90° для автобусов (кроме особо малого класса), а для автобусов особо малого класса - на переднем и заднем указателе - с расстояния не менее 10 м, на боковом - не менее 3 м.
Внутри салонов пассажирских транспортных средств должны быть таблички, содержащие:
- наименование Организатора перевозок; наименование его подразделения для направления предложений и жалоб от пассажиров, и номер контактного телефона;
- наименование перевозчика, номер контактного телефона руководителя;
- фамилия, имя и отчество водителя и кондуктора;
- схему маршрута для информирования пассажиров о последовательности прохождения транспортным средством остановочных пунктов маршрута;
- таблицу стоимости проезда или указатель тарифа за одну поездку;
- правила пользования пассажирами транспортным средством;
- указатели мест расположения огнетушителя и медицинской аптечки; аварийных выходов с указанием способа их открывания; расположения кнопки экстренной остановки;
- указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов. Информационные надписи на табличках могут дополняться или заменяться соответствующими символическими изображениями (пиктограммами).
Информационные надписи (пиктограммы) на табличках, обозначающие аварийные выходы, места расположения огнетушителя и медицинской аптечки, должны быть красного цвета.
Таблички с указанием наименования Организатора и Координатора перевозок, наименования перевозчика, номера регистрации транспортного средства, таблицы стоимости проезда или указатели тарифа за одну поездку, схемы маршрута, правил пользования пассажиров транспортным средством должны располагаться напротив или над каждой входной (выходной) дверью. Таблички с указанием фамилии, имени и отчества водителя и кондуктора располагают вблизи кабины водителя.
Размеры всех надписей, схем и пиктограмм на указателях должны обеспечивать их читаемость внутри салона с расстояния не менее 2 м в условиях естественного дневного, а также искусственного освещения.
3.4. Правила организации и открытия городских и пригородных маршрутов пассажирского транспорта общего пользования
Организация новых или изменение существующих маршрутов производится исходя из потребности населения в перевозках с соблюдением требований безопасности движения. Организация новых маршрутов ставит своей целью обеспечить транспортные связи для наибольшего количества пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пассажирообразующими и пассажоропоглащающими пунктами на новом маршруте.
3.4.1. Перед открытием нового маршрута Координатор на основании изучения сплошного или выборочного пассажиропотоков, материалов транспортно-социологических опросов и предложений граждан:
- определяет (прогнозирует) ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между вновь образованными местами концентрации пассажиров с целью удовлетворения возникших потребностей в перевозках;
- выявляет наличие финансовых и материальных ресурсов и возможность привлечения перевозчиков для обслуживания вновь организуемых маршрутов;
- разрабатывает технико-экономическое обоснование целесообразности организации и открытия маршрута;
- выбирает оптимальную трассу движения и обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерное оборудование, наличие необходимых объектов инфраструктуры и т. д.);
- осуществляет (совместно с перевозчиком) контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения транспортных средств на трассе маршрута, предварительно определив расположение начальных и конечных пунктов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах, а также выбирает промежуточные остановочные пункты на всем протяжении маршрута, так чтобы расстояние для подхода к ним пассажиров не превышало 600 метров; расстояние между остановочными пунктами, особенно в зонах, где формируются наиболее крупные пассажиропотоки, нужно выбирать в пределах 400-500 м, в исключительных случаях - не более 800 м; по результатам нормирования устанавливают оптимальные нормы времени движения транспортных средств между остановочными пунктами и на всем маршруте;
- определяет, какое количество транспортных средств и какого типа необходимо использовать для обслуживания маршрута, устанавливает интервалы их движения;
- составляет по установленной постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 15.01.2005 N 58 "Об утверждении временной Инструкции по заполнению паспорта автобусных, таксомоторных маршрутов транспорта общего пользования" форме проект паспорта маршрута и проводит расчеты затрат, необходимых для его обслуживания, субсидий из местного бюджета;
- организует обеспечение координированного движения на вновь открываемом маршруте с движением транспортных средств на других маршрутах; определяет средства контроля регулярности движения;
- разрабатывает мероприятия по обустройству маршрута линейными сооружениями, остановочными пунктами и дорожными карманами.
Выбор трассы маршрута для автобусных перевозок производят в соответствии с требованиями Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в ред. от 18.07.2000).
Общий вес (с максимальным наполнением) транспортного средства, выбранного для работы на маршруте, должен соответствовать допустимой нагрузке на мосты и путепроводы, расположенные на маршруте.
На вновь организованном маршруте нормирование скоростей транспортных средств производят перед открытием движения по нему, на существующих маршрутах - не реже одного раза в два года (на горных маршрутах - два раза в год), а также в случаях переноса трассы маршрута или остановочных пунктов, изменения марочного состава используемых транспортных средств дорожного движения (ширины и состояния дорожного полотна, появления или ликвидации различных стационарных объектов, влияющих на скорость движения: светофоров, пешеходных переходов, перекрестков, переездов железнодорожных путей, дорожных развязок и др.).
В зависимости от величины пассажиропотока, количества транспортных средств и их вместимости, которые предполагается привлечь к работе на маршруте, дорожных условий, при обустройстве маршрута Координатор предусматривает наличие площадок для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута.
3.4.2. Требования к расположению, параметрам и оборудованию остановочных пунктов городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования.
Выбор местоположения остановочных пунктов производит Координатор маршрута пассажирского транспорта - специально организованное муниципальное автономное учреждение, которому Департамент поручает организацию транспортного обслуживания населения.
Местоположение и оборудование остановочных пунктов Координатор согласовывает с Департаментом, подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска.
3.4.3. Классификация остановочных пунктов.
Остановочные пункты городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования классифицируют по следующим признакам:
- по регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров;
- по расположению на маршруте.
По регулярности осуществления посадки и высадки пассажиров остановочные пункты подразделяют на постоянные, периодически действующие, "по требованию", временные.
Постоянными остановочными пунктами являются такие, на которых транспортное средство осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров каждого рейса в течение всего времени работы на маршруте.
Периодически действующими являются остановочные пункты, на которых транспортное средство осуществляет остановку в течение определенных, заранее установленных, периодов времени.
Временными являются пункты, обустраиваемые на маршруте на короткий период времени (до нескольких месяцев), и ликвидируемые по прошествии этого периода.
Остановочными пунктами "по требованию" являются такие, на которых транспортные средства осуществляют остановку только в тех случаях, когда на этих пунктах имеются пассажиры, или когда пассажиры, находящиеся в транспортном средстве, заранее предупредили водителя соответствующим сигналом о своем желании выйти из транспортного средства на этом остановочном пункте.
По расположению на маршрутах остановочные пункты подразделяют на начальные (конечные) и промежуточные.
3.4.4. Месторасположение остановочных пунктов.
Остановочные пункты на городских маршрутах автобусов располагают вблизи жилых массивов, предприятий и учреждений, железных дорог, торговых центров, мест массового отдыха и др.
Остановочные пункты на пригородных маршрутах, кроме того, располагают вблизи или в границах сельских населенных пунктов.
Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки городского пассажирского транспорта, а также расстояния между остановочными пунктами принимают в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Расстояние от наиболее удаленных жилых зданий или мест занятости населения до остановочных пунктов на пригородных маршрутах не должно превышать 3 км.
Остановочные пункты на маршрутах городского транспорта располагают, как правило, вблизи перекрестков улиц.
При больших расстояниях между перекрестками или при наличии крупных пассажирообразующих пунктов вдали от перекрестков остановочные пункты могут быть расположены между перекрестками на перегонах улиц.
Планирование расположения остановочных пунктов автобусов необходимо производить, как правило, за перекрестком.
Остановочные пункты, в целях предоставления дополнительных удобств пассажирам, необходимо располагать как можно ближе к перекрестку, соблюдая при этом следующие требования.
Расстояние от перекрестка до остановочного пункта автобуса должно составлять:
- не менее 25 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему, не изменяя направления движения или после выполнения маневра левого поворота;
- не менее 40 м, если остановочный пункт располагается за перекрестком, а транспортные средства подъезжают к нему после выполнения маневра правого поворота или если остановочный пункт располагается до перекрестка.
При наличии подземного или надземного пешеходного перехода остановочные пункты должны располагаться в непосредственной близости от входа в него, но с расчетом, чтобы пассажиры, ожидающие прибытия транспортных средств, не мешали движению пешеходов, следующих через переход.
На городских площадях местоположение остановочных пунктов выбирают так же, как в случае с перекрестком.
В случае если на площади имеются значительные резервы по пропускной способности, допускается организация остановочных пунктов непосредственно на площади, при условии, что движению транспортных средств не будут созданы помехи.
Вблизи железнодорожных переездов промежуточные остановочные пункты должны располагаться до железнодорожного переезда, а удаление остановочного пункта определяется возможной длиной очереди транспортных средств у переезда перед закрытым шлагбаумом, но должно быть не менее 50 м.
Остановочные пункты автобусов встречных направлений на перегонах улиц с двумя или тремя полосами движения в обе стороны должны быть удалены друг от друга на расстояние не менее 50 м.
Остановочные пункты должны быть оборудованы указателями остановочных пунктов, схемами маршрутов, имеющих на нем остановки, урнами для мусора.
На конечных остановочных пунктах оборудуются схемы маршрутной сети.
Остановочные пункты (посадочные площадки и указатели маршрутов) в темное время суток должны быть освещены.
Если на маршруте в какой-либо период времени интервал движения транспортных средств превышает 7-10 минут, остановочный пункт этого маршрута оборудуют утепленным павильоном или навесом. Навесы должны обеспечивать защиту пассажиров от прямых солнечных лучей, осадков, ветра. Кроме того, они должны быть оборудованы скамьями для пассажиров.
В случаях, когда стоящие на остановочных пунктах автобусы создают заторы движения, необходимо при наличии условий предусматривать устройство специальных площадок (карманов) для остановки транспортных средств полосы между тротуаром и проезжей частью, а в отдельных случаях - за счет тротуаров
Глубина кармана должна быть не менее 3 м; радиусы закруглений в плане - не менее 10 м. *
Длина прямого участка для остановки транспортных средств зависит от их габаритной длины и интенсивности движения и должна быть не менее длины посадочной площадки.
3.4.5. Указатели остановочных пунктов.
Указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки маршрутных пассажирских транспортных средств для посадки и высадки пассажиров, а также оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.
Указатели остановочных пунктов должны содержать следующую информацию:
- вид пассажирского транспорта, осуществляющий остановку для посадки и высадки пассажиров, название остановочного пункта;
- регулярность действия (постоянные, периодически действующий, "по требованию" или временный);
- номера маршрутов пассажирского транспорта, имеющих на нем остановки, название конечной остановки каждого маршрута;
- интервалы движения транспортных средств на каждом маршруте по периодам суток или расписания движения.
Стационарные указатели остановочных пунктов должны находиться на высоте 2,5-3,6 м от дорожного покрытия.
Расстояние от края проезжей части до указателя должно находиться в пределах 0,5-3,0 м.
Размеры надписей на всех указателях, их четкость и освещение должны обеспечивать их легкую читаемость в светлое и темное время суток с расстояния не менее:
- вид пассажирского транспорта, номер маршрута - 15 м;
- названия остановочного пункта - 10 м;
- прочая информация - 3-5 м.
После завершения Координатором всех подготовительных работ по открытию нового маршрута Департамент создает межведомственную комиссию с участием представителей потенциальных перевозчиков, дорожных организаций, ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора, общественных организаций и населения.
Комиссия выполняет следующую работу:
- проводит обследование трассы маршрута с целью определения ее соответствия требованиям обеспечения безопасности перевозки пассажиров;
- рассматривает соответствие расположения объектов инфраструктуры, а также проекты объектов инфраструктуры, которые необходимо построить;
- составляет акты о результатах обследования.
Комиссия обследует условия организации перевозок на вновь организуемом маршруте, вносит свои предложения по устранению недостатков с указанием сроков и ответственных лиц. После выполнения всех требований, составляется акт о готовности маршрута к открытию и началу регулярного движения.
Утвержденный паспорт маршрута с приложенным актом обследования маршрута является документом, подтверждающим соответствие условий движения на маршруте требованиям безопасности дорожного движения. Обследование маршрута проводится в порядке и в сроки, определенные Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в ред. от 18.07.2000).
Не позднее, чем за 10 дней до открытия маршрута и связанной с этим возможной корректировки других маршрутов или расписаний движения Координатор обязан оповестить об этом население через местные средства массовой информации, специальными объявлениями, помещаемыми на остановочных пунктах, в транспортных средствах и других местах на маршрутах, в первую очередь там, где образуются наибольшие пассажиропотоки.
При положительном решении вопроса об открытии нового маршрута Координатор составляет паспорт автобусного маршрута и передает его в Департамент для согласования. Паспорт маршрута утверждает вице-мэр, курирующий отрасль "Транспорт". Одновременно Департамент решает вопрос о возведении, оборудовании и порядке эксплуатации объектов инфраструктуры, предусмотренных проектом паспорта.
Организатор транспортного обслуживания населения отвечает за полноту удовлетворения транспортных потребностей граждан, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" или прибывших по разным причинам. Он обязан постоянно контролировать уровень обслуживания, соответствие маршрутной сети и расписаний потребностям в услугах. При возникновении несоответствий качеству обслуживания населения принимать меры к их устранению, прежде всего путем организации и открытия новых маршрутов, изменения существующих или закрытия тех из них, необходимость в которых отпала.
Реестр маршрутов пассажирского транспорта утверждается постановлением мэра города Южно-Сахалинска и размещается в средствах массовой информации.
3.5. Диспетчерское управление перевозками пассажирского транспорта общего пользования.
Основной задачей Организатора транспортного обслуживания населения является обеспечение ритмичной работы общественного пассажирского транспорта на основе действующей системы централизованного диспетчерского управления движением транспортных средств и оптимального взаимодействия действующего на маршрутной сети пассажирского транспорта, независимо от его ведомственной принадлежности.
Для решения этих задач по заданию Департамента используются автоматическая система централизованного диспетчерского управления движением транспортных средств, действующая на основе современного радионавигационного оборудования.
Лицом, ответственным за регулярность движения транспортных средств, является Координатор, подчиненный Организатору перевозок.
Координатор обязан давать указания перевозчику при возникновении на маршрутах аварийных ситуаций, больших отклонений от расписаний движения транспортных средств, других случаев нарушения регулярности и качества транспортного обслуживания, в первую очередь подготавливать предложения и осуществлять действия при угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. В этих случаях Координатор обязан информировать Департамент.
3.5.1. Линейный контроль.
Координатор транспортного обслуживания пассажиров обязан осуществлять регулярный линейный контроль за работой транспорта и проверку выполнения требований настоящего Порядка в части:
- качества и полноты подготовки транспортных средств, их внутреннего и внешнего оформления и экипировки;
- соблюдения графиков движения транспортных средств на маршрутах;
- правильности оформления путевой документации;
- выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками должностных инструкций;
- состояния линейных сооружений.
О всех выявленных нарушениях Координатор обязан сообщить перевозчику и добиться устранения недостатков, а в случае необходимости принять решение о санкциях.
3.6. Обеспечение технической готовности автотранспорта для перевозки пассажиров и багажа.
Организатор должен организовать соответствие технического состояния маршрутных транспортных средств требованиям безопасности движения, природоохранным нормам, техники безопасности и охраны труда путем контроля проведения Координатором работ в составе технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Задачей Координатора является непосредственное обеспечение технической готовности маршрутных транспортных средств путем проведения первого и второго технического обслуживания, выполнения необходимых ремонтов.
3.7. Информационное обеспечение организации транспортного обслуживания населения.
Организуя транспортное обслуживание населения, Департамент, Координатор и перевозчики должны использовать достоверную информацию о потребности населения в транспортном обслуживании, в первую очередь о требуемом количестве и качестве услуг, платежеспособном спросе населения на эти услуги, предельных уровнях тарифов, в том числе и для наименее обеспеченных категорий жителей. Важнейшими сведениями являются распределение пассажиропотоков по часам суток, особенно в периоды пиковых нагрузок, и по сезонам.
Главными источниками информации о потребностях населения в транспортных услугах и пассажиропотоках являются транспортно-социологические опросы населения, обследования пассажиропотоков (сплошные и выборочные) и данные их оперативного мониторинга.
Пользователи услуг пассажирского транспорта должны иметь возможность получать всю необходимую для них информацию о работе транспорта (интервалах движения транспортных средств, времени работы маршрута и др.).
3.8. Транспортно-социологические опросы населения. Транспортно-социологические опросы населения проводит Координатор по
поручению Департамента. Целями проведения опросов является выявление:
- потребностей населения в транспортном обслуживании (услугах);
- уровня удовлетворения населения объемом и качеством услуг, охватом маршрутами территории городского округа;
- величины платежеспособного спроса на транспортные услуги при различном уровне тарифов на перевозки;
- уровня социальной доступности транспортных услуг для малообеспеченных слоев населения;
- оценки населением изменений, произошедших в работе пассажирского транспорта за предшествующие опросу 2-3 года.
Транспортно-социологические опросы Координатор обязан производить не реже одного раза в 2-3 года в анкетной форме, обеспечивая охват не менее 2,5-3% населения, относящегося к основным социально-демографическим группам населения территории городского округа.
3.9. Обследование пассажиропотоков и их оперативный мониторинг. Обследования пассажиропотоков на маршрутах проводит Координатор совместно с перевозчиками.
Главными целями обследований являются:
- определение объемов перевозок пассажиров;
- установление средней дальности поездки пассажиров;
- необходимость или целесообразность изменения маршрутной схемы пассажирского транспорта;
- выбор типа и графиков движения транспортных средств на маршрутах, обеспечивающих заданный уровень качества транспортного обслуживания;
- определение нормативных величин сбора платы за проезд (выручки) пере-
возчиками.
По уровню охвата маршрутов обследования пассажиропотоков подразделяются на сплошные и выборочные. По методу проведения - на отчетно-статистические и натурные. Натурные обследования по технологии проведения подразделяются на анкетные, талонные, счетно-табличные, таблично-опросные и глазомерные.
Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах, выборочное - на отдельных маршрутах или рейсах.
Отчетно-статистический метод применяется при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров и проданных билетах.
Результаты обследований пассажиропотоков используют:
- Департамент для определения выбора типа и графиков движения транспортных средств, а также нормативов сбора платы за проезд и выплаты субсидий;
- перевозчик для учета выполненных объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота.
Оперативный мониторинг текущих величин пассажиропотоков проводят водитель или кондуктор пассажирского транспортного средства, или специально выделенные лица.
Целью оперативного мониторинга является выявление на маршруте изменений по величине и во времени пиковых пассажиропотоков для недопущения систематических случаев нарушения норм вместимости (переполнения транспортных средств). Оперативный мониторинг осуществляется путем глазомерной оценки величины максимального наполнения салона транспортного средства в часы пик на наиболее напряженных участках маршрута.
В случае систематических нарушений норм вместимости Департаментом принимаются меры по изменению расписаний движения и типа транспортных средств, используемых на перевозках.
3.10. Организация работы пассажирского транспорта общего пользования в чрезвычайных ситуациях.
Организацию работы пассажирского транспорта в периоды возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляет Департамент и Управление по ГО и ЧС города Южно-Сахалинска.
Департамент и Управление по ГО и ЧС города Южно-Сахалинска разрабатывают и доводят до сведения всех транспортных организаций планы работы пассажирского транспорта в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях, создают аварийные запасы необходимых ресурсов.
Затраты транспортных организаций на проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций возмещаются за счет соответствующих бюджетов.
3.11. Учет транспортной работы, эксплуатационных и финансовых показателей работы перевозчиков
Учет выполненной транспортной работы (предоставленных транспортных услуг), эксплуатационных и финансовых показателей работы осуществляют перевозчик и Департамент.
На основании данных учета транспортной работы производятся финансовые расчеты между Департаментом и Координатором.
Данные учета финансовых показателей работы перевозчика (его затрат и доходов от сбора платы за проезд пассажиров по социально значимым маршрутам) Департамент использует при формировании муниципального задания.
Учет транспортной работы и показателей качества транспортного обслуживания осуществляет центральная диспетчерская служба Координатора, а также
Показатели работы каждого перевозчика и качества обслуживания на различных обслуживаемых им маршрутах Координатор учитывает раздельно по каждому маршруту, а также в целом по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, и заносит в журнал учета его работы (или в соответствующий раздел электронной базы данных).
Учет работы перевозчика на маршрутах центральная диспетчерская служба Координатора ведет по следующим показателям:
- общее количество выполненных рейсов, предусмотренных расписанием;
- число рейсов, выполненных с нарушением расписания;
- количество сорванных рейсов, связанных с невыпуском перевозчиком транспортных средств на линию по причине прекращения уже начатой перевозки на маршруте из-за возникшей технической неисправности, резкого ухудшения состояния здоровья водителя, снятия транспортного средства или водителя с маршрута в результате выявленных нарушений в ходе проверки на линии органами ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора, специалистами Координатора, а также вследствие других причин;
- число рейсов, выполненных с нарушением предусмотренных контрактом (договором) требований к типажу транспортных средств с указанием состава и причин нарушения;
- количество случаев переполнения транспортных средств сверх установленной вместимости с указанием рейса и перегонов маршрута;
- количество билетов за разовую поездку, а также реализованных проездных месячных проездных билетов.
По требованию Координатора перевозчик предоставляет ему следующие данные:
- пробеги на линии пассажирских средств различных типов или марок по маршрутам;
- объем потенциальных транспортных услуг по маршрутной сети, предоставленной ему Координатором по договору, с выделением типов и марок транспортных средств;
- отработанные на линии машино-часы по маршрутной сети в целом и по отдельным маршрутам, с выделением типов и марок транспортных средств;
- выполненные объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот в целом по маршрутной сети и по отдельным маршрутам.
В состав учетных показателей должны входить данные о доходах от сбора платы за проезд, а также о затратах перевозчика.
Первичный учет доходов от сбора платы за проезд ведет кондуктор (при его отсутствии - водитель транспортного средства). После выполнения запланированных на сутки рейсов лицо, ответственное за первичный учет доходов, отчитывается перед диспетчерской службой о сумме сбора платы за проезд, полученной от реализации проездных документов. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие перевозки пассажиров на договорных условиях с юридическими лицами, отчитываются перед диспетчерской службой предприятия о сумме сбора платы за проезд ежемесячно.
4. Финансирование пассажирских перевозок
Вопросы по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации пассажирского автотранспортного обслуживания на селения являются расходным обязательством городского округа "Город Южно-Сахалинск". Финансирование пассажирского автотранспортного обслуживания населения осуществляется в соответствии с порядками, принимаемыми по указанному вопросу администрацией города Южно-Сахалинска.
5. Контроль за соблюдением Порядка
Контроль за соблюдением настоящего Порядка осуществляют Департамент, управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области, ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск".
Начальник департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска |
В.В. Мицук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра города Южно-Сахалинска от 4 июня 2009 г. N 954 "Об утверждении Порядка по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Текст постановления опубликован в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 7 июля 2009 г. N 52
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 25 марта 2010 г. N 532 настоящее постановление признано утратившим силу