В целях устойчивого развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области и решения вопросов продовольственной безопасности региона:
1. Утвердить Концепцию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области до 2015 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Министерству сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области (Т.А. Кончева) осуществлять координацию работ по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке и проведении мероприятий по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, а также отраслевых и районных программ учитывать положения Концепции.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П. Карепкина.
Исполняющий обязанности председателя Правительства Сахалинской области |
С.П. Вильямов |
Концепция
развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области
до 2015 года
(утв. распоряжением Правительства Сахалинской области
от 12 ноября 2010 г. N 844-р)
1. Введение
Концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи и основные направления государственной политики по устойчивому развитию местного производства продовольствия на долгосрочный период в целях обеспечения продовольственной безопасности и повышения качества жизни населения Сахалинской области.
В Концепции учтены положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, областной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сахалинской области на 2008-2010 годы", утвержденной Законом Сахалинской области от 24.10.2008 N 100-ЗО, Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11.07.2008 N 203-па.
2. Современное состояние пищевой и перерабатывающей промышленности
Сахалинской области
Пищевая и перерабатывающая промышленность региона представлена рыбоперерабатывающей, мясомолочной, хлебопекарной, кондитерской, пивобезалкогольной отраслями, сбором и переработкой недревесных продуктов леса (дикоросов), объединяющими более 380 хозяйствующих субъектов с общей численностью работающих порядка 10 тыс. человек. Предприятия пищевой промышленности области вырабатывают широкий ассортимент продуктов питания для населения, в том числе лечебного, профилактического назначения.
В общем объеме промышленного производства региона доля пищевой и перерабатывающей промышленности составляет порядка 5%. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области, формируется до 2% доходной части бюджета области.
Динамика производства продукции
Показатели |
Единица измерения |
годы |
||||||||||
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные (включая консервы)* |
тыс. тонн |
486 |
356,9 |
391,8 |
348,9 |
410,6 |
389,6 |
502,5 |
471,1 |
597,6 |
509,1 |
692,8 |
Консервы рыбные |
муб |
310,1 |
41,6 |
58,9 |
45,3 |
65,2 |
54,3 |
78,5 |
51,3 |
60,3 |
58 |
50,4 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тыс. тонн |
76,1 |
34,2 |
34,2 |
31,6 |
30 |
27,4 |
26,8 |
25,1 |
24,9 |
23,4 |
21,7 |
Кондитерские изделия |
тыс. тонн |
14,8 |
1,78 |
2,17 |
2,29 |
2,20 |
2,0 |
1,9 |
2 |
2 |
2,2 |
2,4 |
Макаронные изделия |
тыс. тонн |
4,26 |
0,7 |
1,29 |
0,98 |
0,89 |
0,57 |
0,29 |
0,07 |
0,10 |
0,07 |
0,01 |
Минеральная вода |
тыс. п/л |
4932 |
12244 |
22578 |
23807 |
26606 |
26437 |
45218 |
47565 |
45909 |
47431 |
46050 |
Безалкогольные напитки |
тыс. дкл |
1929 |
377 |
555 |
611 |
758 |
731 |
1023 |
1108 |
1124 |
1058 |
975 |
Пиво |
тыс. дкл |
3306 |
902 |
1021 |
1177 |
1280 |
1175 |
1300 |
1632 |
1601 |
1602 |
1535 |
Водка и ликероводочные изделия |
тыс. дкл |
866 |
894,4 |
759,56 |
488,57 |
311,37 |
243,62 |
137,11 |
31,79 |
20,26 |
1,64 |
2,9 |
Спирт-сырец из пищевого сырья |
тыс. дкл |
252 |
235 |
150,5 |
128,5 |
59,71 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мясо, включая субпродукты 1 категории |
тонн |
19928 |
1574 |
1559 |
1397 |
1500 |
1222 |
1203 |
916,5 |
942 |
1158 |
1266 |
Колбасные изделия |
тонн |
11937 |
526 |
332 |
458 |
378 |
397 |
313 |
379 |
498 |
682 |
945 |
Масло животное |
тонн |
875 |
57 |
42 |
57 |
30 |
22 |
21 |
25 |
42 |
48 |
40 |
Цельномолочная продукция |
тыс. тонн |
113,3 |
14,45 |
14,85 |
19,04 |
18,7 |
18,85 |
19,08 |
20 |
21,7 |
22,8 |
25 |
Мука |
тыс. тонн |
63760 |
6523 |
2332 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Крупа |
тыс. тонн |
498 |
4 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
* - по рыбе данные 1995 года
В настоящее время отраслевая специализация региональных товаропроизводителей позволяет за счет собственного производства полностью удовлетворить потребность населения в картофеле, яйце. Имеется возможность обеспечить потребность региона в полном объеме за счет лососевых и тресковых пород рыб, но с учетом насыщения рынка разнообразным ассортиментом баланс по данной товарной группе выравнивается за счет внеобластных поставок (порядка 37% от емкости рынка) разнообразного ассортимента. В овощах, молоке и мясе обеспеченность составляет соответственно 69%, 32% и 5,2%, пиве и безалкогольных напитках соответственно 37% и 54,6%. По остальным продовольственным группам потребность обеспечивается за счет товаров и сельхозпродукции, ввозимых из других регионов.
Современное состояние пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области характеризуется сокращением объемов производства в ряде отраслей и недостаточно широким ассортиментом выпускаемой продукции, высокими производственными затратами в расчете на единицу продукции, неудовлетворительным состоянием материально-технической базы предприятий и недостатком инвестиций для его модернизации.
Предпосылки такого состояния были заложены еще в доперестроечный период. Многие региональные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, созданные в 30-50 годах прошлого столетия, отличаются не только устаревшими основными фондами (по оценке, степень износа основных производственных фондов составляет 50-60%), но и не соответствующей новым условиям структурой управления и системой организационно-экономических связей.
Недостаточный учет экономической конъюнктуры рынка, несовершенство механизмов прогнозирования и планирования, маркетинга привели многие пищевые и перерабатывающие предприятия к низким результатам их деятельности, спонтанному характеру принятия управленческих решений в области хозяйственной стратегии. На предприятиях возникли проблемы с несбалансированностью имущественных отношений, организацией инвестирования развития производства, финансового обеспечения.
С середины 2000 года, после многократного снижения объемов производства различных видов товаров, несколько удалось переломить негативную тенденцию в различных отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. Определенный импульс придала реализация проектов по освоению континентального шельфа.
Улучшение финансовой деятельности предприятий создало реальные возможности для инвестирования в обновление основных фондов производства, в том числе газификацию производств и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий.
На сегодня провели мероприятия по газификации производств ЗАО КЗПиН "Северная звезда" и ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский".
В 2011 году будут закончены работы по переводу на газ на ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И.И. Кацева". Рассматривается вопрос о газификации ООО "Сахалинский кондитерско-мармеладный комбинат" и в рамках областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года" рассматривается вопрос о включении в перечень объектов газификации и газоснабжения предприятий хлебопекарной отрасли.
В целях эффективного функционирования приоритетных отраслей агропромышленного комплекса Сахалинской области предусматривается государственная поддержка в виде предоставления льготных тарифов и налоговых льгот, государственных гарантий, поручительств и обязательств перед кредитными организациями, предоставления займов и бюджетных субсидий организациям и субъектам малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на сложившиеся в последнее время темпы роста производства, оказываемую государственную поддержку, пищевая и перерабатывающая промышленность Сахалинской области в целом находится в состоянии, не обеспечивающем растущие потребности населения.
В рассматриваемой перспективе необходимо решение задач по выходу на новый уровень развития пищевой и перерабатывающей промышленности, способной повысить конкурентоспособность вырабатываемой продукции и решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности островной области.
3. Цели и задачи Концепции
Основными целями настоящей Концепции предусматривается формирование устойчивого, эффективного и конкурентоспособного производства продуктов питания, гарантирующего обеспечение продовольственной безопасности региона, при создании условий для развития предпринимательства.
В рамках реализации целей Концепции и на основании анализа факторов, оказывающих воздействие на эффективность деятельности отраслевых предприятий, необходимо решение следующих задач:
1. Осуществление мер в сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения.
2. Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства.
3. Развитие приоритетных направлений деятельности перерабатывающих предприятий и повышение инвестиционной привлекательности.
4. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и создание необходимых условий для развития производств, ориентирующихся на выпуск новых товаров для существующих и новых рынков, как внутренних, так и внешних.
5. Стимулирование и развитие новых форм организации в сфере производства и обращения сельскохозяйственной и рыбной продукции.
6. Осуществление мероприятий, направленных на обеспечение и повышение уровня кадрового персонала предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области.
4. Приоритетные направления развития отраслей пищевой и перерабатывающей
промышленности Сахалинской области
4.1. Береговые рыбоперерабатывающие производства
Береговые рыбоперерабатывающие мощности РХК области включают в себя более 230 береговых предприятий, осуществляющих выпуск широкого ассортимента мороженой, консервной, пресервной, кулинарной и прочей продукции. Стоимость основных фондов составляет 1,2 млрд. рублей. Возможности предприятий позволяют перерабатывать 3,4 млн. тонн водных биоресурсов в год, но в силу сезонного использования мощностей их годовая загрузка не превышает 15%.
По оценке, в Сахалинской области потребляется рыбы и морепродуктов через торговлю, спортивное и любительское рыболовство по лицензиям в объеме до 30 тыс. тонн в год, исходя из среднего годового потребления на душу 34 кг. Собственная сырьевая база позволяет полностью обеспечить население области рыбопродукцией, но в целях насыщения рынка разнообразным ассортиментом предусматриваются внеобластные поставки в пределах 6 тыс. тонн.
В 2009 году улов рыбы и добыча других морепродуктов предприятиями рыбохозяйственного комплекса составили 642,9 тыс. тонн, из них направлено на российский берег 447,3 тыс. тонн, вывезено за рубеж - 207,7 тыс. тонн.
Реализовано товарной продукции на сумму более 20 млрд. рублей. Произведено 692,8 тыс. тонн товарной пищевой рыбопродукции, 50,4 муб консервов.
Сдерживающими факторами развития рыбоперерабатывающей отрасли Сахалинской области являются:
- особенность сырьевой базы рыбохозяйственного комплекса, связанная с сезонностью добычи, подвижностью водных биоресурсов, трудностью прогнозирования запасов, ограничением морской акватории для ведения прибрежного рыболовства, приводящая к отсутствию сырьевого разнообразия;
- износ основных средств, низкий уровень модернизации действующих производств высокотехнологическим оборудованием, отсутствие у предприятий финансовых ресурсов для замены изношенного оборудования с низкими технико-экономическими показателями;
- неразвитость береговой инфраструктуры и коммуникаций, нехватка холодильных мощностей;
- высокие цены на энергоносители, прочие ресурсы производственного потребления;
- отсутствие стимулов к переходу на передовые безотходные технологии, внедрению инноваций;
- недостаточная организованность рынка рыбной продукции региона, характеризующаяся высокой степенью звенности;
- отсутствие в достаточной мере квалифицированных кадров и научно-исследовательских разработок;
- недостаточное потребление рыбопродукции и морепродуктов населением.
Вместе с тем, несмотря на сложности, хозяйствующие субъекты рыбохозяйственного комплекса играют значительную роль в развитии экономики области и располагают достаточным потенциалом для выпуска конечной продукции высокой степени переработки гидробионтов, в том числе на экспорт.
Переход на качественно новый тип развития отрасли, предусматривающий в долгосрочной перспективе обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения конкурентоспособности вырабатываемых предприятиями товаров, требует реализации комплекса приоритетных мероприятий, в том числе:
- модернизация рыбоперерабатывающего сектора и создание условий для развития предприятий, осуществляющих круглогодичную производственную деятельность;
- решение вопроса по бесперебойному снабжению береговых производств сырьем не только собственного вылова, но и добытого в различных промысловых зонах рыбодобывающим флотом;
- стимулирование внедрения новых технологий глубокой и безотходной переработки водных биоресурсов;
- приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике. Основополагающим документом формируемой отраслевой системы станет технический регламент на рыбную и иную продукцию из водных биоресурсов;
- развитие биотехнологического производства, предусматривающего организацию выпуска биологически активных добавок из ламинарии, краба, двустворчатых моллюсков и др.
4.2. Мясомолочная промышленность
Стабильное развитие мясомолочной отрасли во многом определяется развитием сельского хозяйства как основного поставщика сырьевого ресурса.
В настоящее время производственный потенциал отрасли включает в себя 31 перерабатывающее предприятие, из них 12 по переработке молока, включая 7 цехов при сельскохозяйственных предприятиях, и 19 предприятий по переработке мяса.
Сдерживающими факторами развития мясной и молочной отраслей являются низкие темпы роста производства в сельском хозяйстве, износ основных фондов и недостаточные темпы их обновления, а также устаревшие энергоемкие технологии. Степень износа машин и оборудования составляет около 60%.
Отсутствие рационального сочетания крупного, среднего и мелкотоварного производства выдвигает проблему рационального использования вторичных ресурсов переработки, которые являются ценным пищевым сырьем. Из-за отсутствия оборудования комплексной и безотходной технологий переработки сырья вторичные ресурсы в большом объеме направляются на кормовые цели.
4.3. Молочная отрасль
Потребление молока и молокопродуктов в Сахалинской области в расчете на душу населения составляет чуть более 200 кг в год при рекомендуемой рациональной норме потребления 390 кг. За счет ресурсов области обеспечивается лишь порядка 30% потребности в молоке. Ввиду низкой самообеспеченности региона в молоке имеющиеся мощности загружены менее чем на 40%. Для полного удовлетворения потребности населения в молоке и молочных продуктах, а также полной загрузки производственных мощностей необходимо производить порядка 160 тыс. тонн молока в год.
Спад в молочном животноводстве в период реформ способствовал резкому снижению выработки молока и молочных продуктов. На сегодня региональными предприятиями производится цельномолочной продукции в 4,6 раза ниже относительно показателя 1990 года.
Основными причинами снижения объемов производства молочной продукции являются: сокращение сырьевых ресурсов молочной промышленности, устаревшая материально-техническая база и отсутствие инвестиций для ее модернизации, нарушение ценового паритета, высокие налоги и процентные ставки по кредитам, отсутствие детальных маркетинговых исследований рынка молока и молочных продуктов.
Нарушение ценового паритета, в результате которого на долю молочных ферм приходится 40% от розничной цены на молоко вместо 50-55%, приводит к убыточности молочного скотоводства, снижению экономической заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства продукции молочного животноводства, вынуждая их налаживать собственную переработку сельскохозяйственной продукции. В последние годы региональная структура предприятий молокоперерабатывающего комплекса представлена в основном цехами при сельскохозяйственных предприятиях, на которых чаще всего отсутствует необходимое технологическое оборудование, позволяющее вырабатывать широкий ассортимент продукции в разнообразной упаковке и обеспечивающее высокий уровень качества.
Остается актуальным для всех предприятий вопрос полного использования компонентов молока, в частности, переработка молочной сыворотки, что позволит решать вопросы здорового питания (производство белкового продукта с содержанием микронутриента) и увеличить выход добавочного продукта.
В 2009 году выработка цельномолочной продукции составила 25 тыс. тонн, или к уровню 2008 года 109,6%.
Наибольший удельный вес (более 50%) в общем объеме производства приходится на ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский". Чуть более 37%, или порядка 10 тыс. тонн цельномолочной продукции, производится на сельхозпредприятиях области.
Ассортимент выпускаемых на предприятиях отрасли молочных продуктов насчитывает порядка 100 наименований цельномолочной продукции.
Для дальнейшего устойчивого развития молочной отрасли необходимо:
- развитие собственной сырьевой базы, в том числе за счет мероприятий по организации сбора молока от населения, предусматривающих создание сети молокоприемных пунктов с первичной обработкой молока. Необходимы приобретение автомобильной техники для перевозки молока и организация на территориях районов молокоприемных пунктов с полным набором технологического оборудования;
- проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей на молокоперерабатывающих предприятиях, использование современной упаковки, способствующей повышению качества и увеличению сроков годности продукции;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет внедрения новых безотходных технологий, в том числе производства продукции с использованием сыворотки и обогащающих добавок.
4.4. Мясная отрасль
Анализ динамики производства мяса за 1990-2000 годы позволяет сделать вывод, что общая тенденция к сокращению сельскохозяйственного производства характерна и для производства мяса. За годы реформ существенно была подорвана материально-техническая база животноводства и птицеводства, в результате чего в них сложилась критическая ситуация. Прекратил производственную деятельность ряд крупных сельскохозяйственных предприятий, включая и бройлерную птицефабрику.
Сокращение мясных ресурсов привело к значительному снижению производства мяса и мясных продуктов в области, коэффициент самообеспеченности региона в мясе сырье составляет чуть более 5%. В связи с этим в отрасли по-прежнему высока доля зависимости от внеобластных поставок.
В настоящее время переработка мяса осуществляется как на специализированных предприятиях мясной отрасли, так и на предприятиях в системе сельского хозяйства (ООО ТФ "Сахалинский бекон", ГУСП "Комсомолец"). Наибольший удельный вес в общем объеме производства продукции обеспечивают ООО ТФ "Сахалинский бекон" (более 30%) и порядка 29% - ООО Долинский комбинат мясопродуктов "Гурман".
На рынке колбасных изделий региональные производители занимают не более 10%.
В 2010 году в с. Троицкое Анивского района предусматривается ввод в эксплуатацию мясоперерабатывающего предприятия номинальной мощностью 5 тонн в сутки. Для загрузки его мощностей существенно возрастет потребность в сырье.
В 2009 году товаропроизводителями реализовано мяса и субпродуктов первой категории 1266 тонн, или 109,3% к уровню 2008 года, колбасных изделий - 945 тонн, или 138,6% к уровню 2008 года, мясных полуфабрикатов - 767 тонн, или 92,3% к уровню 2008 года. Наибольший темп роста наблюдался в производстве колбасных изделий, который определялся повышенным спросом на эту продукцию.
В структуре вырабатываемой продукции наибольший удельный вес занимают колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.
Основные проблемы развития отрасли - это крайне низкая собственная сырьевая база, отсутствие современной производственно-технологической базы по убою скота, отсутствие производственного потенциала по переработке сопутствующих продуктов убоя скота (кровь, кость, кишечное и эндокринно-ферментное сырье) для выработки продукции пищевого, медицинского и технического назначения.
Основными направлениями развития мясной отрасли предусматривается:
- формирование собственной сырьевой базы за счет стабилизации поголовья КРС и повышения их продуктивности; восстановление свиноводческого хозяйства и птицеводства;
- организация современных убойных цехов при сельхозпредприятиях;
- приобретение передвижной бойни для забоя скота у населения;
- проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей на мясоперерабатывающих предприятиях, в том числе развитие цехов по производству мясных полуфабрикатов по типу "быстрый продукт";
- активизация маркетинговых мероприятий, способствующих продвижению региональной продукции на внутренний и внешний рынки;
- реализация ассортиментной политики, направленной на производство продукции, удовлетворяющей по своим ценам население с разными уровнями доходов (производство колбас с белковыми наполнителями, мясных полуфабрикатов, а также сырокопченых колбас и мясных деликатесов).
4.5. Хлебопекарная и кондитерская отрасль
Хлебопекарная отрасль - одна из ведущих отраслей пищевой промышленности. В этой отрасли функционирует более 80 предприятий, среди которых порядка 87% представляют малые пекарни.
Ежегодное снижение выработки хлеба и хлебобулочной продукции в области определяется потребительским спросом и миграционными процессами. Производство хлеба уменьшилось с 76,1 тыс. тонн в 1990 году до 21,7 тыс. тонн в 2009 году.
Один из самых сложных вопросов в отрасли - повышение эффективности использования производственных мощностей крупных предприятий. В настоящее время на хлебокомбинатах коэффициент использования производственных мощностей на уровне 10-30%. Такая ситуация связана и с тем, что за период с 1990 года по настоящее время введено в строй значительное количество предприятий малой мощности, в том числе цехов при крупных торговых центрах.
В рассматриваемом периоде сохранится существующая структура отрасли, предусматривающая совмещение как крупных предприятий (хлебокомбинатов), так и цехов малой мощности. При этом основной проблемой останется жесткая ценовая конкуренция.
В целях повышения экономической эффективности отрасли необходимы достижение оптимальной видовой, возрастной и технологической структуры основных фондов, ориентация на выпуск продукции с современными потребительскими характеристиками.
Региональная структура кондитерской отрасли представлена кондитерскими цехами при хлебокомбинатах, доля которых в общем объеме производства составляет около 60%, а также цехами малой мощности и профильным предприятием ООО "Сахалинский кондитер", которое, имея производственные мощности до 7 тыс. тонн, вырабатывает только продукцию сахаристой группы в объеме до 140 тонн в год.
Потенциальный объем рынка составляет порядка 8 тыс. тонн. В 2009 году выработано 2 тыс. тонн продукции, или 13,5% от уровня 1990 года.
В общем объеме производства кондитерских изделий выпуск мучных изделий занимает 95%.
Специфика развития отрасли определяется отсутствием сырьевой базы, высокой энергоемкостью производства, что делает продукцию неконкурентоспособной с завозимыми аналогами.
Развитие кондитерских производств - это одно из направлений обеспечения экономической устойчивости предприятий хлебопекарной отрасли. Производство кондитерских изделий достаточно рентабельное. Широкий спектр выпускаемых изделий позволяет вырабатывать на одном оборудовании различный внутригрупповой ассортимент и таким образом быстро реагировать на потребительский рынок.
Основными направлениями развития хлебопекарной и кондитерской отраслей станут:
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности областных хлебокомбинатов, часть акций которых принадлежит Сахалинской области;
- замена морально и физически устаревшего оборудования на современное с более высокими техническими и технологическими характеристиками, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе за счет перевода действующих производств на газ;
- расширение ассортимента и увеличение объемов выпускаемой продукции, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами, за счет внедрения новых технологий производства хлебобулочных и кондитерских изделий и применения современных видов упаковок;
- активизация маркетинговых мероприятий, способствующих продвижению на внутренний и внешний рынки.
4.6. Пивобезалкогольная отрасль
Удельный вес пивобезалкогольной отрасли в структуре пищевой промышленности области составляет 26%. Предприятиями отрасли вырабатывается до 20 наименований напитков, в том числе с использованием натуральных соков дикорастущих ягод.
Рынок безалкогольных напитков и пива Сахалинской области оценивается в объеме свыше 10 тыс. дал.
Определенный толчок в развитии производства пивобезалкогольной отрасли был обеспечен за счет реализации контрактов на поставку продукции по обеспечению участников шельфовых проектов.
По итогам 2009 года выпуск безалкогольных напитков составил 975 тыс. дал, минеральной воды - 46050 тыс. п/литров, пива - 1535 тыс. дал, или к уровню 2009 года соответственно 94%, 103,4%, 99,4%.
Это одна из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям в 2009 году составил 43,1 млн. рублей прибыли, сумма инвестиций в основной капитал - порядка 42 млн. рублей.
Основными производителями пивобезалкогольных напитков и минеральной воды в регионе являются ОАО "Колос" и ЗАО КЗПиН "Северная звезда".
Рынок пива оценивается в 4 млн. дал. Доля регионального производства составляет порядка 40%.
Региональные предприятия в качестве сырья используют в том числе и солод сахалинского солодовенного завода, качество которого в целом соответствует установленным требованиям.
Сегодня на предприятиях области имеются линии как по розливу пива в ПЭТ бутылку, так и линии розлива в стеклянную бутылку.
В последнее время динамика развития пивоварения в области несколько снизилась. Сдерживающими факторами, с одной стороны, является высокая конкуренция на товарном рынке, обусловленная значительной долей завозимой продукции, закупаемой по более низкой цене, с другой стороны - номенклатура выпускаемой продукции, предусматривающей ограниченный ассортимент напитков, короткие сроки реализации.
Рынок безалкогольных напитков и минеральной воды оценивается в объеме свыше 6,5 тыс. дал и обеспечивается за счет сырьевых ресурсов региона на 60%. Особо следует выделить развитие безалкогольных напитков, объем которых в 2000 году достиг своего минимума - 377 тыс. дал и был в 5,1 раза меньше, чем в 1990 году. Затем выработка безалкогольных напитков стремительно стала увеличиваться и в 2005 году почти достигла уровня 1990 года.
В настоящее время безалкогольная отрасль имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития и будет определяться маркетинговой стратегией предприятий, покупательной способностью населения и потребительскими предпочтениями.
Основными направлениями в развитии отрасли должны стать:
- расширение ассортимента за счет применения современных технологий, например, разработка напитков функционального назначения, т.е. напитков, изготовленных с применением новых технологических приемов и обладающих новыми органолептическими характеристиками или усиленными полезными свойствами (напитки на основе кваса и сока, бирмиксы (пиво + сок), сокосодержащие напитки на минеральной воде, напитки на основе сока и ферментированного молока и т.д.);
- активизация маркетинговых мероприятий, совершенствование процессов транспортной логистики, способствующих продвижению продукции на внутренний и внешний рынки.
4.7. Переработка овощной продукции и дикорастущего сырья
В соответствии с задачами, стоящими перед пищевой и перерабатывающей промышленностью Сахалинской области, переработку овощной продукции и дикорастущего сырья необходимо рассматривать как перспективное направление.
Выделяются следующие сегменты:
- производство овощных и ягодных консервов по технологии "мягких" консервов (овощные: консервированные огурцы, томаты, салаты, икра овощная, маринады и т.д.; ягодные: компоты, повидло, варенье, джемы и т.д.);
- производство сушеной ягоды, грибов, овощей;
- овощная, ягодная, грибная заморозка (сырая резаная; готовая резаная - например, картофель фри) по технологии IQF (шоковая заморозка).
Для развития производств требуется обеспечение решений следующих задач:
1. Для выработки направлений дальнейшего развития в области переработки дикоросов необходима объективная научная оценка состояния ресурсного потенциала.
После ликвидации в 90-х годах системы потребкооперации, которая имела соответствующую материально-техническую базу для изучения сырьевых ресурсов, рационального их использования, обеспечения сбыта заготовленной продукции, изучение и научные исследования допустимых норм изъятия дикоросов практически не производились. В связи с нерегулируемым сбором, а также из-за интенсивной вырубки лесных массивов, несоблюдением населением природоохранного законодательства резко сократилась продуктивность ягодных, грибных угодий, подорваны запасы дикорастущих пищевых растений.
В настоящее время сбором дикоросов занимается в основном население и в небольших объемах заготавливается ягода предприятиями перерабатывающей промышленности. Промышленный сбор и переработка дикоросов в силу указанных выше причин не ведутся.
В 2009 году предприятиями, занимающимися переработкой и реализацией дикоросов, заготовлено и отгружено на внутренний рынок 80 тонн ягод, 48 тонн пищевых растений, 14 тонн грибов.
2. Реализация мероприятий по привлечению инвестиций для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
3. Обеспечение овощеперерабатывающих предприятий необходимым для функционирования количеством сырья; организация выпуска широкого ассортимента продукции, нацеленной на конечного потребителя, с применением инновационных технологий в сферах глубокой переработки продукции и упаковки.
4. Активизация маркетинговых мероприятий, совершенствование процессов транспортной логистики, способствующих продвижению продукции на внутренний и внешний рынки.
5. Основные направления реализации государственной политики развития
пищевой и перерабатывающей промышленности в Сахалинской области
Государственная политика будет направлена на экономическое стимулирование производства пищевой и перерабатывающей промышленности.
В рамках реализации государственной политики предусматривается:
- совершенствование региональной нормативной правовой базы, направленной на улучшение инвестиционного климата; содействие в поиске потенциальных инвесторов.
- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования предприятий в виде субсидирования за счет средств областного бюджета процентных ставок по кредитам и договорам финансовой аренды;
- использование механизмов налогового стимулирования;
- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;
- стимулирование развития производств, использующих местные сырьевые ресурсы, технологии по переработке отходов производства, очистке сточных вод и вредных выбросов в атмосферу;
- оптимизация условий функционирования рынка продовольствия, сырья и материальных ресурсов через формирование объектов рыночной инфраструктуры;
- формирование и реализация комплекса мер по повышению качества продукции предприятий;
- содействие предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности в получении кредитных ресурсов;
- содействие в разработке новой конкурентоспособной продукции;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
- развитие межрегиональных и международных связей, содействие развитию выставочной (ярмарочной) деятельности, рыночной инфраструктуры и сбытовой торговой сети предприятий переработки;
- обеспечение поддержки экспорта готовой продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций;
- формирование и реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; содействие в формировании областного заказа на обучение специалистов по востребованным отраслью специальностям.
6. Сроки и механизм реализации Концепции
Концепция рассчитана на период с 2011 до 2015 год и предполагает разработку ежегодно уточняемых планов мероприятий по развитию отраслевых предприятий.
По окончании срока реализации Концепции может быть принято решение о продлении (завершении) ее действия.
Координацию работ по реализации Концепции осуществляет министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области. Реализация Концепции осуществляется через:
- областные целевые программы; административные и экономические (включая налоговые) преференции, соглашения;
- информационное и консультативное обеспечение.
7. Заключение
Реализация направлений Концепции создаст условия и предпосылки для ускоренного развития конкурентных преимуществ перерабатывающего комплекса Сахалинской области и позволит в дальнейшем обеспечить системный перевод перерабатывающего комплекса в режим инновационного развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основными целями Концепции является формирование устойчивого, эффективного и конкурентоспособного производства продуктов питания, гарантирующего обеспечение продовольственной безопасности региона, при создании условий для развития предпринимательства.
Определены приоритетные направления развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области. Среди них береговые рыбоперерабатывающие производства, мясомолочная, молочная, хлебопекарная, кондитерская и пивобезалкогольная отрасли, переработка овощной продукции и дикорастущего сырья,
Координацию работ по реализации Концепции осуществляет Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области.
Концепция рассчитана на период с 2011 до 2015 год. Реализация Концепции будет осуществляться через областные целевые программы; административные и экономические (включая налоговые) преференции, соглашения, а также информационное и консультативное обеспечение.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 12 ноября 2010 г. N 844-р "Об утверждении Концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области до 2015 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Губернские ведомости" от 21 декабря 2010 г. N 232