Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2021 года гражданское дело N2-1283/2020 по иску Пироженко Елены Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Пироженко Елены Николаевны
на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 4 сентября 2020 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, установила:
Пироженко Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Пироженко Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 4 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в признания незаконным решения Управления пенсионного Фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от 8 ноября 2019 г о не включении в специальный стаж Пироженко Е.Н. периодов работы в качестве борпроводника до 1 января 1998 года. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области от 8 ноября 2019 года N N в части отказа во включении в специальный стаж Пироженко Е.Н. периодов работы в качестве бортпроводника до 1 января 1998 года признано незаконным. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области возложена обязанность включить в специальный стаж Пироженко Е.Н. для досрочного назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ периодов ее работы в качестве бортпроводника с 17 июня 1994 года по 8 апреля 1997 года в "данные изъяты" и с 9 апреля 1997 по 31 декабря 1997 года в "данные изъяты". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пироженко Е.Н. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Пироженко Е.Н. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом, Пироженко Е.Н. осуществляла трудовую деятельность в период с 4 сентября 1990 года по 2 сентября 2016 года в республике Казахстан.
13 августа 2019 года Пироженко Е.Н. обратилась в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении пенсии на основании пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", как бортпроводнику.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Пензе Пензенской области от 8 ноября 2019 года N N в назначении досрочной страховой пенсии по старости Пироженко Е.Н. отказано по причине отсутствия специального стажа.
Оспариваемым решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы Пироженко Е.Н.: с 24 июня 1991 года по 5 сентября 1991 года в должности бортпроводника в Алма-Атинском объединенном авиотряде, с 6 сентября 1991 года по 31 марта 1992 года в должности бортпроводника в "данные изъяты", с 01 апреля 1992 года по 21 января 1993 года в должности бортпроводника в "данные изъяты", с 17 июня 1994 года по 8 апреля 1997 года в должности бортпроводника в "данные изъяты", так как указанные периоды работы не подтверждены "данные изъяты".
Период работы истца с 9 апреля 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности бортпроводника в "данные изъяты" не включен ответчиком в специальный стаж, поскольку в указанный период налет составлял 409 часов 40 минут, при требуемом налете не менее 500 часов в год.
Ответчиком также не включен в специальный стаж период работы истца с 1 января 1998 года по 2 сентября 2016 года, поскольку с 1 января 1998 года в Республике Казахстан отменены досрочные пенсии за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, в связи с вступлением в действие Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".
Разрешая спор, и отказывая Пироженко Е.Н. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области N "данные изъяты" от 8 ноября 2019 года, включении в специальный стаж периодов работы: с 17 июня 1994 года по 8 апреля 1997 года, с 9 апреля 1997 года по 20 февраля 2003 года, с 1 сентября 2006 года по 13 июня 2008 года, с 3 июля 2008 года по 2 сентября 2016 года, назначении досрочной страховой пенсии с 13 августа 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как в государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации. Так, Списком N1, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан N1930 от 19 декабря 1999 года правом на досрочную пенсию пользуются "бортпроводники" при условии налета не менее 500 часов, однако данное условие истцом не выполнено, налет составлял менее 500 часов в год.
Учитывая, что право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 года не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец, проживая на территории Республики Казахстан, право на льготное пенсионное обеспечение не имела, в связи с чем спорные периоды после 1 января 1998 года не подлежат включению в специальный стаж и на территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о законности решения пенсионного органа об отказе включить в специальный стаж истца периоды работы в должности бортпроводника до 1 января 1998 года, указав, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также и после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Учитывая, что период работы истца в должности бортпроводника с 17 июня 1994 года по 31 декабря 1997 года имел место в период действия Списка N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, согласно которому бортпроводники пользуются правом для назначения досрочной пенсии без требований к налету часов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов ее работы в качестве бортпроводника с 17 июня 1994 года по 8 апреля 1997 года в Алматинком летно-техническом центре и с 9 апреля 1997 по 31 декабря 1997 года в "данные изъяты".
Лицами, участвующими в деле, в указанной части апелляционное определение не обжалуется, а потому не является предметом проверки суда кассационной инстанции.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Пироженко Е.Н. о включении в специальный стаж периодов работы истца в должности бортпроводника после 1 января 1998 года, суд апелляционной инстанции указал, что с 1 января 1998 года в республике Казахстан назначение льготных пенсий отменено, с этой даты стаж истца не подлежит учету как льготный в целях назначения пенсии на территории Российской Федерации, а доводы истца об уплате пенсионных начислений на территории Республики Казахстан после 31 декабря 1997 года не имеют правового значения и не влияют на законность и обоснованность судебного акта.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции в указанной части основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пенсионное обеспечение бортпроводников, являющихся специалистами, которые входят в состав кабинного экипажа гражданской авиации, осуществляется в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, согласно позиции 12003000-11217, подраздела 3 (гражданская авиация) раздела XXI (Транспорт).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Пироженко Е.Н. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения вышеуказанных норм закона, устанавливающих возможность учета страхового стажа, приобретенного на территории в государстве участнике Соглашения от 13 марта 1992 года не применили к спорным отношениям, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы истца в должности, предусмотренной Списком N1, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года, а после 1 января 2002 года доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
Судами положения норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были.
Суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, в связи с чем стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, с 1 января 1998 года не может быть учтен, нельзя признать правомерными, поскольку истец проживает на территории Российской Федерации, спор об определении оснований для включения в специальный стаж периодов работы подлежал разрешению с учетом указанных норм законодательства.
Поскольку суд апелляционной инстанции, разрешая апелляционную жалобу Пироженко Е.Н. не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 4 сентября 2020 года отменить в части оставления без изменения решения Ленинского районного суда г. Пензы от 22 мая 2020 года об отказе в удовлетворении исковых требований Пироженко Елены Николаевны о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области N N от 8 ноября 2019 года, включении в специальный стаж периодов работы: с 1 января 1998 года по 20 февраля 2003 года, с 1 сентября 2006 года по 13 июня 2008 года, с 3 июля 2008 года по 2 сентября 2016 года, назначении досрочной страховой пенсии с 13 августа 2019 года.
Дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение в Пензенский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 4 сентября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.