Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-678/2020 по иску Петровой Анны Вячеславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату, по кассационной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Петрова А.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Ирбите), в котором просила признать незаконным отказ пенсионного органа в предоставлении единовременной выплаты на детей - "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" года рождения, установленной Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249, возложить обязанность произвести единовременную выплату.
В обоснование исковых требований указала, что решением УПФР в г.Ирбите от 05 июня 2020 года ей неправомерно отказано в предоставлении единовременной выплаты на детей, установленной Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249, по тому основанию, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года N 474 "Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал" не предусмотрена возможность обращения путем направления заявления почтовым отправлением.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 27 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Петровой А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 27 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Петровой А.В. о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной выплаты отменено; решение Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное), (оформленное в форме письма от 05 июня 2020 года N 05/19) об отказе в предоставлении единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" признано незаконным; в остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Петровой А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УПФР в г.Ирбите просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Петрова А.В, Петров Н.С, представитель УПФР в г.Ирбите в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Петрова А.В. является матерью "данные изъяты" года рождения и "данные изъяты" года рождения.
29 мая 2020 года Петрова А. В. посредством почтовой связи обратилась в УПФР в г.Ирбите с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на детей, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Письмом УПФР в г.Ирбите от 05 июня 2020 года N заявление Петровой А.В. возвращено по тому основанию, что Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей имеющих детей", способ подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты посредством почтовой связи не предусмотрен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Петровой А. В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249, Правилами осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 года N 474, исходил из того, что установленный вышеуказанными нормативными актами порядок обращения за мерами социальной поддержки не предусматривает возможность подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты посредством почтовой связи, в связи с чем пришел к выводу о правомерности действий ответчика. При вынесении решения судом также учтено, что на момент разрешения спора единовременные выплаты на детей Петровой А.В. перечислены в полном объеме.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о несоблюдении истцом порядка обращения за мерами социальной поддержки, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Петровой А.В. в части признания незаконным отказа в предоставлении единовременной выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обращение истца за выплатой осуществлялось в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введения ограничительных мер, в том числе по осуществлению личного приема граждан, проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов, определяющих порядок предоставления мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на детей, суд апелляционной инстанции указал, что законодательные акты не содержат запрета на обращение в пенсионный орган посредством подачи заявления почтовым отправлением.
Настаивая на отмене судебных постановлений заявитель ссылается на то, что действующий порядок и условия осуществления единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет не предусматривают возможность направления заявления о предоставлении единовременной выплаты посредством почтовой связи, при направлении заявления о предоставлении единовременной выплаты почтовой связью становится невыполнимым для заявителя требование о предъявлении документов, удостоверяющих личность заявителя, предусмотренное указанным порядком.
Изложенные в кассационной жалобе ответчиком доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность вывод суда апелляционной инстанции и законность принятого им решения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Президент Российской Федерации как глава государства и гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина обеспечивает в установленном ею порядке согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 80, части 1 и 2 статьи 90). В соответствии с полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-19", Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 года был издан Указ N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Пунктом 1.1 Указа N 249 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 317) предусмотрено осуществление начиная с 1 июня 2020 года единовременной выплаты в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года).
Пунктом 3 данного Указа поручено Правительству Российской Федерации обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией Указа N 249, в том числе расходов на доставку ежемесячных и единовременных выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.
Во исполнение требований Указа N 249 Правительство Российской Федерации постановлением от 09 апреля 2020 года N 474 утвердило Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей".
Согласно пункту 3(1) Правил единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года.
Для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3(1) настоящих Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020 года.
В силу пунктов 5(1), 6 Правил заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Таким образом, Правилами осуществления выплат определены возможные варианты направления заявления о предоставлении единовременной выплаты, в том числе путем направления заявления в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы, подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, запрет на подачу заявления иными способами не установлен.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие в законодательстве прямого указания на возможность направления заявления о предоставлении единовременной выплаты посредством почтового отправления не может являться достаточным основанием для ограничения прав граждан на получение мер социальной поддержки в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в связи с введением ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в период обращения Петровой А.В. была приостановлена (ограничена) деятельность организаций, в том числе территориальных подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции о необоснованном отказе ответчика в выплате Петровой А.В. единовременного пособия на детей соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подвержены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.