Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма "Юность без границ", поданную 7 декабря 2020 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 октября 2020 года
по административному делу N 2а-2200/2020 по административному исковому заявлению Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма "Юность без границ" (далее - ИРОО РДИМТ "Юность без границ", Общественная организация) о признании незаконным представления прокуратуры Иркутской области от 21 июня 2019 года N 21-0919/23167 об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях, установила:
ИРОО РДИМТ "Юность без границ" обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконным представления прокуратуры Иркутской области от 21 июня 2019 года N 21-0919/23167 об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха в части изложенных в нем выводов:
в абзаце первом - прокуратурой области проведена проверка по обращению Кисилевой Д.В. по факту организации поездки несовершеннолетних лиц Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодежного туризма "Юность без границ" в г. Сочи в рамках образовательного проекта "Моя Россия" в ходе которой установлены нарушения законодательства в части отдыха, оказания туристических услуг детям;
в абзаце третьем третьей страницы - указанные нарушения законодательства образовательной организацией стали возможны ввиду ненадлежащего оказания туристических услуг общественной организацией, которая как организатор поездки по программе "Моя Россия: Олимпийский Сочи" ввела в заблуждение участников поездки о том, что программа "Моя Россия: Олимпийский Сочи" реализуется в соответствии с Национальной программой детского образовательного, культурно-познавательного туризма "Моя Россия", государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы;
в абзаце четвертом третьей страницы - более того, общественная организация не представила участникам поездки достоверную информацию о фактическом исполнителе, который непосредственно предоставлял им услуги в ходе всей поездки, в т.ч. услуги страхования";
в последнем абзаце третьей страницы - таким образом, нарушения прав несовершеннолетних и законных представителей детей стали возможны, в том числе, в связи с распространением в муниципальные образования непроверенной информации по организаций поездки Иркутской региональной общественной организацией развития детского й молодёжного туризма "Юность без границ" в г. Сочи в рамках образовательного проекта "Моя Россия" министерствами по образованию области и Агентством по туризму Иркутской области. Кроме того, ненадлежащая организация отдыха детей породила обоснованное обращение граждан в органы прокуратуры.
В обоснование требований указано, что Общественная организация совместно с Иркутской областной общественной организацией Объединение родительских комитетов, педагогического и школьного сообществ "Диалог", Главным штабом всероссийского детско-юношеского военно-патриотического Движения "Юнармия", при информационной поддержке Агентства по туризму Иркутской области, оказывала организационную и информационную помощь педагогам образовательных учреждений Иркутской области и родителям учеников в организации поездок на детских железнодорожных поездах по различным маршрутам в целях патриотического, культурного и исторического развития детей. В январе 2020 года при подготовке очередной поездки директору Иркутской областной общественной организации Объединение родительских комитетов, педагогического и школьного сообществ "Диалог" Е.А. поступил отказ Министерства образования Иркутской области об информировании родителей и педагогов Иркутской области о военно-патриотической, историко-культурной экспедиции на специальном детском поезде "Сибирский эшелон Победы" в год 75-летия Великой Победы. Согласно ответу Министерства образования в информационной поддержке было отказано на основании того, что в июне 2019 года в Правительство Иркутской области поступило представление прокуратуры Иркутской области "Об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха" по итогам рассмотрения обращения Киселевой Д.В. по факту нарушения законодательства в части отдыха и оказания туристических услуг детям при организации поездки в г..Сочи по проекту "Моя Россия: Олимпийский Сочи". Из представления следуют выводы, что административный истец нарушает законодательство в сфере организации туризма, а также нарушает права лиц, участвующих в поездках. На обращение в прокуратуру с просьбой отменить представление, поступил ответ от отказе.
Полагают, что представление прокуратуры Иркутской области от 21 июня 2019 года является незаконным в указанной части, поскольку вынесено на основании недостоверных обстоятельств и при ошибочных выводах. Оспариваемое представление по своему содержанию затрагивает права и интересы Общественной организации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодежного туризма "Юность без границ" ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Иркутской области, Министерством образования Иркутской области, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела прокуратурой Иркутской области по результатам проведенной проверки 21 июня 2019 года в адрес заместителя председателя Правительства Иркутской области Вобликовой В.Ф. внесено представление N 21-0919/23167 об устранении нарушений законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха. Из представления следует, что проверка проводилась по обращению Киселёвой Д.В. по факту организации поездки несовершеннолетних лиц Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодёжного туризма "Юность без границ" в г..Сочи в рамках образовательного проекта "Моя Россия". Проверкой установлено, что общественная организация, являясь координатором федеральных и региональных проектов в области детского туризма на территории области на основании соглашения, заключенного с агентством по туризму области в 2016 года организовало с 23 марта по 5 апреля 2018 года поездку несовершеннолетних обучающихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29 г..Ангарска" в г..Сочи. Однако, соглашение о сотрудничестве в ходе проверки не представлено. Информация об организации выезда детей была доведена по средствам рассылки информационных писем Министерством образования области и Агентством по туризму области до сведения территориальных Управлений образования области, в т.ч. Ангарского городского округа, руководителей органов по делам молодёжи муниципальных образований области. 19 февраля 2018 года в МБОУ COШ N 29 г..Ангарска директор учреждения сообщила педагогам школы о реализации образовательного проекта "Моя Россия: Олимпийский Сочи" в период весенних каникул. Педагоги школы выразили желание организовать группы обучающихся для участия в данном проекте в каникулярное время.
Образовательная организация выступала в т.ч. организаторами поездки, так как педагогами осуществлялся сбор детей желающих поехать в г..Сочи, составлялись списки участников и протоколы согласия родителей с условиями поездки, размещалась информация на стенде школы, сайте школы, создавали информационную презентацию, раздавали листовки школьникам, классным руководителям, осуществляли сбор денежных средств для оплаты за поездку. Однако образовательная организация не предоставила достоверную информацию родителям о фактическом исполнителе, который непосредственно предоставлял услуги в ходе всей поездки, в том числе услуги страхования. По результатам поездки у родителей (законных представителей) возникли претензии к организаторам поездки в части оказания ненадлежащих услуг, обозначенных накануне поездки. Нарушения прав несовершеннолетних и их законных представителей стали возможны, в том числе в связи с распространением в муниципальные образования непроверенной информации по организации поездки Иркутской региональной общественной организацией развития детского и молодёжного туризма "Юность без границ" в г..Сочи в рамках образовательного проекта "Моя Россия" Министерствами по образованию области и Агентством по туризму Иркутской области. Ненадлежащая организация отдыха детей породила обоснованное обращение граждан в органы прокуратуры.
По итогам рассмотрения представителя прокуратуры Иркутской области заместителем председателя Правительством Иркутской области Вобликовой В.Ф. сообщено, что позиция прокуратуры Иркутской области о необходимости упорядочить взаимодействие органов государственной власти Иркутской области и общественных организаций, осуществляющих подготовку и проведение туристических поездок детей за пределы Иркутской области в рамках образовательно - туристических программ, поддержана. Принято решение о разработке порядка взаимодействия органов исполнительной власти Иркутской области с общественными организациями при реализации туристических проектов с участием несовершеннолетних, разработанный порядок будет представлен в прокуратуру в сентябре 2019 года.
Из письма заместителя председателя Правительства Иркутской области Вобликовой В.Ф. от 27 сентября 2019 года N 02-40-54-33/19 следует, что в соответствии с пунктом 2 протокола совещания по рассмотрению представления прокуратуры Иркутской области N 06-40-340/19 от 9 июля 2019 года "Об устранении нарушений законодательства о соблюдении правил и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации отдыха" Министерством образования Иркутской области совместно с Агентством по туризму Иркутской области и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разработан порядок взаимодействия органов исполнительной власти Иркутской области с общественными организациями при реализации туристических проектов с участием несовершеннолетних. Порядок проходит установленную процедуру согласования и будет представлен в Прокуратуру Иркутской области в IV квартале 2019 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, оценив представленные доводы и доказательства, суд первой указал, что выводы, изложенные в представлении о том, что нарушение прав несовершеннолетних и их законных представителей стали возможны, в том числе, в связи с распространением в муниципальные образования средствами рассылки информационных писем органами государственной власти Иркутской области - Министерством образования области и Агентством по туризму Иркутской области, непроверенной информации по организации поездки в рамках образовательного проекта "Моя Россия". Факты, указанные в представлении основаны на результатах проведенной прокуратурой проверки, не опровергнуты по существу. Доводы административного истца о несоответствии действительности фактов в оспариваемой части представления голословны. Решения Свердловского районного суда г. Иркутска по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении не свидетельствуют о незаконности представления и обстоятельств в нем изложенных, поскольку постановления по делу об административном правонарушении были отменены по процессуальным основаниям, выводов о недостоверности изложенных в представлении фактов, не содержат. Обжалуемое представление не возлагает на административного истца какие-либо обязанности и не препятствуют реализации прав, не влекут каких-либо неблагоприятных последствий, доказательств обратного не представлено.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что Иркутская региональная общественная организация развития детского и молодёжного туризма "Юность без границ" не является стороной публичного правоотношения, возникшего в связи с внесением представления по результатам проведенной проверки, права и законные интересы административного истца представлением не затрагиваются. В ходе проверки установлены нарушения в деятельности исполнительных органов государственной власти, образовательных учреждений. В отношении общественной организации проверка прокуратурой не проводилась.
Выводы суда и судебной коллегии являются по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушений судами норм права не подтверждают.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет надзор за соблюдением законов предметом которого является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (часть 2 статьи 21).
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление прокурора возлагает обязанность на орган или должностное лицо, которому внесено, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме, о чем установлена обязанность в абзаце 2 части 1 статьи 24 указанного федерального закона.
В силу указанных норм права, в их правовой взаимосвязи с положениями статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемое представление внесено прокурором заместителю председателя правительства Иркутской области, по вопросу организации деятельности государственных органов исполнительной власти и образовательных учреждений, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права. Оспариваемое представление прокурора не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, не создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, основания для судебной зашиты отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о нарушении процедуры проведения проверки не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку как правильно указано судами, проверка в отношении Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодёжного туризма "Юность без границ" не проводилась. Не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и обжалуемых судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что прокуратурой г. Ангарска проверка проводилась, в том числе, в отношении Общественной организации, поскольку оспариваемое предписание внесено прокуратурой Иркутской области по результатам проверки деятельности государственных органов исполнительной власти.
Вопреки доводам кассационной жалобы оспариваемое предписание не направлено на установление вины заявителя - Иркутской региональной общественной организации развития детского и молодежного туризма "Юность без границ" в нарушении законодательства в сфере организации туризма. Указанные доводы жалобы основаны на субъективной оценке заявителем содержания представления и его правовых последствий, о нарушении судами норм права не свидетельствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела судами установлены правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют. Оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.