Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Носковой А.А, при секретаре Беляк В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Волгоградского областного суда дело N 34OS0000-01-2020-000089-41 по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Развитие территорий", общества с ограниченной ответственностью "Орловское", общества с ограниченной ответственностью "Зелёный дом", открытого акционерного общества "Автодорис" о признании недействующим в части распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" по апелляционным жалобам административных ответчиков - комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, председателя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Романовой В.В. на решение Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В, объяснения представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью "Развитие территорий", общества с ограниченной ответственностью "Орловское" - Кузьмичева А.Б, представителя административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Голубевой Т.В, представителя заинтересованного лица администрации Волгоградской области - Каглик М.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, полагавшего решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Развитие территорий" (далее - ООО "Развитие территорий") обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим подпункта 8.1 пункта 8 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград" (в редакции распоряжения от 13 декабря 2013 г. N 2743-р), в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3.
Общество с ограниченной ответственностью "Орловское" (далее - ООО "Орловское") обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим подпункта 26.3 пункта 26 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2, 80.
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" (далее - ООО "Зелёный дом") обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим подпункта 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 1, 40.
Открытое акционерное общество "Автодорис" (далее - ОАО "Автодорис") обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим подпункта 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14 февраля 2013 г. N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в размере - 1, 10.
Предъявляя административные исковые требования, административные истцы указали, что оспариваемое в соответствующих частях распоряжение не отвечает принципу экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 8.1 пункта 8 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 года "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), на период с 1 января по 31 марта 2017 г.
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 26.3 пункта 26 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2, 80 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), на период с 1 марта по 30 апреля 2017 г.
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 1, 40 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 года, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), на период с 1 ноября 2015 года по 30 апреля 2017 г.
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в размере - 1, 10 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 года N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), на период с 1 октября 2015 года по 30 апреля 2017 г.
Взыскана с комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счёт бюджета Волгоградской области в пользу ООО "Зелёный дом" государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд, в размере 4500 рублей.
Взыскана с комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счёт бюджета Волгоградской области в пользу ООО "Развитие территорий" государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд, в размере 4500 рублей.
Взыскана с комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счёт бюджета Волгоградской области в пользу ОАО "Автодорис" государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд, в размере 4500 рублей.
Взысканы с комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области за счёт бюджета Волгоградской области в пользу ООО "Независимая экспертная оценка Волга" судебные расходы по проведённой судебной экспертизе, в размере 108000 рублей.
Не согласившись с решением суда, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Романова В.В, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области ссылается на недоказанность нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административных истцов и указывает на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Романова В.В. обжалует свое привлечение судом к участию в деле в качестве административного ответчика.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административными истцами и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ОАО "Автодорис", ООО "Зеленый дом", председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, представители администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебном заседании участия не принимали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые представлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п утверждён Порядок расчёта арендной платы (далее - Порядок расчета арендной платы) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 4 и 11 п. 1.5 Порядка расчёта арендной платы (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, устанавливался нормативным правовым актом министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка расчёта арендной платы размер арендной платы за земельные участки из категории земель населённых пунктов рассчитывается по следующей формуле: А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов; Ккан - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов; Ки - коэффициент индексации.
Суд первой инстанции, с учетом приведенных положений пришел к обоснованному выводу о том, что коэффициент дифференциации (Кдп) является неотъемлемым элементом определения размера арендной платы и подлежит применению вне зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1.13 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков, коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за земельные участки, льгот по её уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области.
В соответствии с абзацами 4, 11 пункта 1.6 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. N 469-п коэффициент дифференциации, применяемый при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде, устанавливается нормативным правовым актом министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Оспариваемым в части распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. утверждены значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населённых пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области (далее - распоряжение N 281-р).
Согласно подпункту 8.1 пункта 8 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда, было утверждено в размере 2, 60.
В силу изменений, внесенных распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 декабря 2013 г. N 2743-р, указанное значение составило - 3, которое оспаривает ООО "Развитие территорий" в настоящем административном деле.
Согласно подпункту 26.3 пункта 26 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 2, 80.
Согласно подпункту 14.1 пункта 14 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 1, 40.
Согласно подпункте 14.1 пункта 14 приложения N 2 к распоряжению N 281-р значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов (Кдп), расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, утверждено в размере - 1, 10.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение действовало в редакциях распоряжений министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 сентября 2013 г. N 2041-р, от 13 декабря 2013 г. N 2743-р, от 4 июля 2014 г. N 1208-р, приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с учетом решений Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г. от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72, частями 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка его принятия, опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Распоряжение N 281-р действовало в период с 16 февраля 2013 г. до 1 мая 2017 г. и утратило силу в связи с изданием приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 25 апреля 2017 г. N 49-н.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования по существу, обоснованно исходил из того, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закреплённого в статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, проанализировав фактические обстоятельства административного дела, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административных истцов и его оспариваемыми положениями затрагиваются их права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Развитие территорий" является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно материалам дела, департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратился к ООО "Развитие территорий" с требованиями о погашении задолженности по договору аренды, размер которой рассчитан, в том числе за период с 1 января по 31 марта 2017 г. с применением коэффициентов (Кдп) в значении 3, утверждённого подпунктом 8.1 пункта 8 распоряжения N 281-р (в редакции распоряжения от 13 декабря 2013 г. N 2743-р).
ООО "Орловское" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2019 г. по делу N А12-22850 частично удовлетворены исковые требования департамента муниципального имущества администрации Волгограда к ООО "Орловское" о взыскании задолженности по арендной плате в рамках договора N "данные изъяты" от 21 марта 2017 г. за период с 1 марта 2017 г. по 31 мая 2019 г.
При расчёте задолженности Арбитражный суд применил положения подпункта 26.3 пункта 26 распоряжения N 281-р и коэффициент 2, 80.
ООО "Зеленый дом" являлось арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", срок действия договора аренды которого, истек 6 июля 2016 г.
Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-37198/2018 принято решение от 5 апреля 2019 г. по спору между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и ООО "Зелёный дом" о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за период с 1 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2018 г. по делу N А12-8344/2018 с ООО "Зелёный дом" взыскано неосновательное обогащение за пользование земельным участком за период с 6 июля 2016 г. по 11 мая 2017 г.
Разрешая названные споры, суд исходил из того, что при расчёте суммы арендной платы и неосновательного обогащения в расчёте формулы применялся Кдп в размере 1, 4 в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению N 281-р.
ОАО "Автодорис" являлось арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 января 2018 г. по делу N А12-41935/2017 с ОАО "Автодорис" в пользу комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскана задолженность по арендной плате по договору N 2823 от 26 января 2000 г. за период с 1 апреля по 30 сентября 2017 г, рассчитанная по формуле с применением Кдп в размере 1, 10, установленного подпунктом 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению N 281-р.
Удовлетворяя административные исковые требования об оспаривании в части нормативного правового акта, суд первой инстанции установил, что оспариваемые положения распоряжения N 281-р, закрепившие соответствующие значения коэффициентов Кдп, подлежащих использованию при расчете размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, противоречат одному из принципов определения арендной платы - принципу экономической обоснованности, закреплённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в материалы дела представлены экономические обоснования по экспертизе проектов в целях принятия управленческих решений по расчёту и экономическому обоснованию коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки в 2013 году и 2014 году, на основе многофакторного анализа характеристик данных земельных участков, составленных оценщиком - членом Некоммерческого партнёрства "Сообщество специалистов-оценщиков СМАО" Наборщиковым В.В, заказчиком которого являлся комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В связи с возникшими сомнениями обоснованности приведенных в экономических обоснованиях выводов об определении оспариваемых коэффициентов дифференциации Кдп судом назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам экспертного исследования, изложенным в заключении эксперта N20/025сэ, эксперт ФИО14 (ООО "Независимая экспертная оценка Волга") пришел к выводу, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 3.
Эксперт установил, что авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 3, не определялись, не анализировались, а, кроме того, в отдельных случаях их авторами допускались методологические ошибки, которые существенным образом повлияли на конечный результат расчётов Кдп. Информация, использованная при их составлении, в значительной части не является проверяемой, достаточной и достоверной.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 3, не является экономически обоснованным.
Эксперт пришел к выводу, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 2, 80.
Согласно заключению эксперта, авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 2, 80, не определялись, не анализировались, а, кроме того, в отдельных случаях их авторами допускались методологические ошибки, которые существенным образом повлияли на конечный результат расчётов Кдп. Информация, использованная при их составлении, в значительной части не является проверяемой, достаточной и достоверной.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 2, 80, не является экономически обоснованным.
Эксперт установил, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 40.
Согласно экспертной оценке, авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 1, 40, не определялись, не анализировались. Какая-либо отчётная часть, подтверждающая экономическую обоснованность значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 40 полностью отсутствует.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13 в Тракторозаводском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 40, не является экономически обоснованным.
Эксперт пришел к выводу, что в материалах дела нет удовлетворяющего требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов в области оценки документа - экономического обоснования, аргументирующего значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г.Волгограда (Кдп) в размере 1, 10.
По результатам экспертного исследования эксперт пришел к выводу о том, что авторами представленных в материалы дела "экономических обоснований", "финансово-экономических обоснований" факторы, влияющие на размер данного Кдп, установленного в размере 1, 10, не определялись, не анализировались. Какая-либо отчётная часть, подтверждающая экономическую обоснованность значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 1, 10 полностью отсутствует.
Значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках из категории земель населённых пунктов, предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда (Кдп) в размере 1, 10, не является экономически обоснованным.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по административному делу доказательства в их совокупности, включая заключение эксперта, составленное по результатам судебной экономической экспертизы, и, установив, что оспариваемые значения коэффициентов не являются экономически обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы, изложенных в указанном заключении, поскольку оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит обоснованные выводы, которые предельно ясны, не содержат противоречий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта в его оспариваемых частях недействующим.
Приведенные в апелляционной жалобе комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении значений оспариваемых коэффициентов не подтверждают.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании недействующими оспариваемых положений распоряжения N 281-р, судебная коллегия также исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым, если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В рассматриваемом деле суд первой инстанции разрешиладминистративные исковые требования как требования об оспаривании соответствующих нормативных положений в соответствующих редакциях, в том числе, с учетом требования о признании недействующим значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3, установленного распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 декабря 2013 г. N 2743-р.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве административного ответчика председателя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области не влекут вывода о незаконности обжалуемого решения суда.
Согласно пунктам 3.1, 3.3 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. N 222, Комитет возглавляет председатель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Волгоградской области; председатель Комитета, в числе прочего издает приказы и иные правовые акты комитета.
Привлечение к участию в административном деле об оспаривании распоряжения N 281-р, в том числе в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, его председателя не противоречит разъяснениям пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", не влечет нарушения прав и законных интересов данного лица и, само по себе, не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части указания момента признания недействующими оспариваемых положений распоряжения N 281-р и периодов, на которые соответствующие нормативные положения признаны недействующими.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в его соответствующих частях должен быть признан недействующим, судебная коллегия, руководствуется статьей 215 КАС РФ, учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", принимает во внимание, что оспариваемое распоряжение N 281-р утратило силу с 1 мая 2017 г, и исходя из необходимости восстановления нарушенных прав административных истцов, приходит к выводу, что для достижения указанной цели, нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня принятия его оспариваемых положений.
Поскольку настоящие административные исковые требования разрешены судом в порядке абстрактного нормоконтроля, указание периодов, на которые соответствующие положения признаются недействующими, определенных в зависимости от времени их применения к административным истцам при регулировании конкретных арендных правоотношений, по мнению судебной коллегии, может повлечь правовую неопределенность в вопросе применения оспоренных положений в отношении неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции с применением положений части 1 статьи 111 КАС РФ верно разрешен вопрос о распределении судебных расходов по настоящему административному делу.
Оснований для изменения решения суда в указанной части судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 14 октября 2020 г. изменить, изложив абзацы 2-5 в следующих редакциях:
"Признать недействующим подпункт 8.1 пункта 8 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предоставленных для размещения автозаправочных и газозаправочных станций в Советском районе г. Волгограда в размере - 3 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим подпункт 26.3 пункта 26 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для размещения баз и складов, за исключением указанных в пункте 26.1, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 2, 80 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Тракторозаводском районе г. Волгограда в размере - 1, 40 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 г, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия.
Признать недействующим подпункт 14.1 пункта 14 приложения 2 к распоряжению министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 281-р от 14 февраля 2013 г. "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), предназначенных для строительства объектов, указанных в пунктах 5-13, в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в размере - 1, 10 (в редакции приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2015 г. N 44-н, с изменениями, внесёнными решениями Волгоградского областного суда от 10 февраля 2014 года, от 29 марта 2016 г. по делу N 3а-47/2016, от 18 января 2019 г. по делу N 3а-5/2019), со дня его принятия".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.