Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А.
судей Куратова А.А, Медведевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности, по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги"
на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мертиковой В.А, выслушав объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Панченко А.П, прокурора Нишонову Ф.А, судебная коллегия
установила:
Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО "Российские железные дороги", указав, что ОАО "РЖД" допустило значительную просрочку в проведении капитального ремонта некоторых участков железнодорожного пути, что влечет нарушение безопасности для жизни и здоровья пассажиров, для перевозки грузов и багажа, для эксплуатации железнодорожного транспорта, для экологической безопасности. В частности, на перегоне "адрес" с характеристиками: класс пути - 1, код группы - О, тип подрельсового основания - железобетонные шпалы, по состоянию на 1 января 2019 года наработка тоннажа превышает нормативную (700 млн.т брутто) более чем на 25 %, а именно составляет 922 млн.т брутто.
На перегоне "адрес" с характеристиками: класс пути - 1, код группы - О, тип подрельсового основания - железобетонные шпалы, по состоянию на 1 января 2019 года наработка тоннажа превышает нормативную (700 млн.т брутто) более чем на 25 %, а именно составляет 1185 млн.т брутто.
Истец просит суд обязать ОАО "Российские железные дороги" в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт указанных участков железнодорожного пути общего пользования, находящегося на балансе Спасск-Дальненской дистанции пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Производство по делу в части возложения обязанности провести капитальный ремонт на перегоне "адрес" прекращено в связи с отказом от иска.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, принять новое решение об отказе в иске прокурору.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании исследованных доказательств, в том числе информации Дальневосточной дирекции инфраструктуры, на перегоне "адрес", с характеристиками: класс пути -1, код группы О, тип подрельсового основания - железобетонные шпалы допускается эксплуатация железнодорожных путей с просроченным тоннажем, по состоянию на 1 января 2019 года наработка которого превышает нормативную (700 млн.т брутто) более чем на 25 %, а именно составляет 922 млн.т брутто.
Поскольку эксплуатация железнодорожных путей общего пользования в состоянии, не отвечающем требованиям безопасности движения на железнодорожном транспорте, создает опасность возникновения транспортных и экологических происшествий, предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся и имеющим намерение воспользоваться в будущем услугами железнодорожного транспорта, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, суд удовлетворил исковые требования, обязав ОАО "Российские железные дороги" провести капитальный ремонт указанных участков железнодорожного пути общего пользования.
Данные выводы суда соответствуют правильно примененным нормам статей 15, 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, и установленным судом обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ОАО "Российские железные дороги" о том, что наработка тоннажа или срока службы в годах является одним из условий планирования капитального ремонта, а не безусловным основанием для его проведения, несостоятельны в связи с вышеизложенным.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что дефектов и остродефектных рельсов на указанных участках не явлено, не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергает выводов суда о наличии оснований для проведения капитального ремонта спорных участков железнодорожного пути общего пользования.
Ссылка в кассационной жалобе на недоказанность создания угрозы безопасности движения противоречит установленным судом обстоятельствам и не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку по правилам части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.