Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционным Законом Республики Северная Осетия-Алания от 19 мая 2011 г. N 1-РКЗ в статью 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона и применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением референдумов Республики Северная Осетия-Алания, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу названного Конституционного Закона
Статья 35. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме, участковой комиссией по проведению референдума
Участковая комиссия по проведению референдума оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем участке референдума.
Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:
1) номер экземпляра;
2) название референдума, дата голосования;
3) слово "Протокол";
4) адрес помещения для голосования с указанием номера участка референдума;
5) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, внесенных в список на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3: число бюллетеней, выданных участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания в помещении для голосования в день голосования;
строка 4: число бюллетеней, выданных участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 5: число погашенных бюллетеней;
строка 6: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 7: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 8: число недействительных бюллетеней;
строка 9: число действительных бюллетеней;
строка 9а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
строка 9б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания до дня голосования;
строка 9в: число участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания;
строка 9г: число погашенных на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания открепительных удостоверений;
строка 9д: число открепительных удостоверений, выданных Центральной комиссией референдума Республики Северная Осетия-Алания участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания;
строка 9е: число утраченных открепительных удостоверений;
строка 10 и последующие строки: число голосов участников референдума Республики Северная Осетия-Алания по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме Республики Северная Осетия-Алания.
Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном частью 25 настоящей статьи, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
строка 9ж: число утраченных бюллетеней;
строка 9з: число бюллетеней, не учтенных при получении;
6) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
8) дату и время подписания протокола;
9) печать участковой комиссии.
Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, установленных федеральным законодательством, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией.
Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также выбывших по другим причинам);
2) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);
3) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);
4) утратил силу;
См. текст пункта 4 части 6 статьи 35
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума на участке референдума;
6) число участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума.
После внесения указанных данных каждая страница списка участников референдума Республики Северная Осетия-Алания подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 6 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
1) в строку 1 - число участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, внесенных в список участников референдума Республики Северная Осетия-Алания на момент окончания голосования;
2) в строку 3 - число бюллетеней, выданных участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
3) в строку 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
4) в строку 9а - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
5) в строку 9б - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с внесенными изменениями
7) в строку 9в - число участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания;
8) в строку 9г - число погашенных на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания открепительных удостоверений;
9) в строку 9д - число открепительных удостоверений, выданных Центральной комиссией референдума Республики Северная Осетия-Алания участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания;
После осуществления указанных действий проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией участникам референдума Республики Северная Осетия-Алания на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания до дня голосования, и числа открепительных удостоверений, погашенных на участке референдума Республики Северная Осетия-Алания. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список участников референдума Республики Северная Осетия-Алания, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 9е протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 9е проставляется цифра "0".
После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, установленные федеральным законодательством, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, установленные федеральным законодательством.
Непосредственный подсчет голосов участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Конституционным законом. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.
На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное настоящим Конституционным законом.
В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
Общее число недействительных бюллетеней заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против").
При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.
Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования , и вносит данные о расхождении в строки 11д и 11е протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11д и 11е протокола проставляется цифра "0".
После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии членов вышестоящей комиссии и работников ее аппарата, членов или уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, установленным федеральным законодательством.
Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, установленных федеральным законодательством, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать этим лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению референдума и возврату в участковую комиссию по проведению референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса, а также поступившие в участковую комиссию по проведению референдума в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалобы (заявления) на нарушения законодательства, на основании которого проводится референдум, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии по проведению референдума и составленные участковой комиссией по проведению референдума акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии по проведению референдума прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию по проведению референдума председателем или секретарем участковой комиссии по проведению референдума либо иным членом участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии по проведению референдума. При указанной передаче протокола участковой комиссии по проведению референдума вправе присутствовать другие члены участковой комиссии по проведению референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию по проведению референдума.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, установленным федеральным законодательством, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией по проведению референдума, после чего второй экземпляр протокола вместе со всей документацией референдума, включая бюллетени для голосования, список участников референдума, а также печать участковой комиссии по проведению референдума передается в территориальную комиссию по проведению референдума для хранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.