Система образования Республики Северная Осетия-Алания является составной частью российской системы образования.
Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.
Являясь государственным документом, устанавливающим цели, направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века, Концепция осетинского национального образования определяет осетинское национальное образование как систему, которая вырастает из культурно-исторических традиций народа, обращена к его насущным потребностям, устремлена в будущее и которая должна развиваться в трехмерном пространстве национальной, общероссийской и мировой культуры.
В целях обеспечения условий для развития системы национального образования республики и создания осетинской национальной школы Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Концепцию осетинского национального образования Республики Северная Осетия-Алания и планы реализации Концепции осетинского национального образования.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. N 390 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания на 2014-2016 годы"
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) обеспечить в 2004 году и в последующие годы финансирование планов реализации Концепции осетинского национального образования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на образование.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Совет Правительства Республики Северная Осетия-Алания по координации социально-экономического развития республики.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания |
М.Шаталов |
Концепция
осетинского национального образования
(утв. постановлением Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104)
Общие положения
В современном мире образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности хозяйства, укрепления благосостояния народа. Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.
Образовательная политика России отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.
Осетинское национальное образование является составной частью российской системы образования. Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.
Концепция осетинского национального образования - государственный документ, устанавливающий цели, основные направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века.
Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития национального образования.
Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества.
Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.
Процессы накопления, функционирования и трансляции этнокультурной информации в системе образования подчинены общей логике развития национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации этнического и гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Естественной функцией национальной культуры (а значит и национального образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.
Обеспечить социокультурную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.
Создание системы осетинского национального образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития Республики Северная Осетия-Алания, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.
Концепция разработана на основании:
Конституции Российской Федерации;
Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";
Закона Российской Федерации "Об образовании";
Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ;
Конституции Республики Северная Осетия-Алания;
Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании";
Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2013 г. N 2 "О республиканской целевой программе "Осетинский язык" на 2013-2015 годы"
Система осетинского национального образования
Система осетинского национального образования является неотъемлемой, органической частью единой системы образования Республики Северная Осетия-Алания и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Осетинское национальное образование - это образовательная система, которая:
формирует содержание образования и воспитания в рамках единого государственного стандарта Российской Федерации;
использует осетинский и русский языки в качестве языков обучения и воспитания;
транслирует национальную культуру, обеспечивает открытость в другие культуры и гарантирует современное политическое, экономическое и социальное развитие нации.
В системе осетинского национального образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.
Учреждения национального дошкольного образования предназначены для гармоничного развития ребенка в соответствии с единым государственным стандартом Российской Федерации на основе овладения осетинской и русской речью.
Базовым учреждением национального образования является одиннадцатилетняя общеобразовательная школа. Осетинская национальная школа построена на принципе реализации государственного стандарта среднего образования Российской Федерации с использованием осетинского и русского языков в качестве языков обучения и изучения. Последовательность, продолжительность и объем использования языков обучения определяются республиканским учебным планом национального образования.
Учреждения начального профессионального образования обеспечивают подготовку специалистов рабочих профессий с полным средним образованием для промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
Учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования берут на себя подготовку и переподготовку кадров для системы осетинского национального образования.
Для научно-методической поддержки учреждений национального образования создаются специальные научные подразделения и временные научно-исследовательские коллективы.
Цели и приоритеты осетинского национального образования
Целями осетинского национального образования являются:
Постоянное воспроизводство и развитие национальной культуры и родного языка как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы жизнедеятельности осетинской нации.
Развитие образовательного и профессионального потенциала Осетии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в социокультурных условиях Осетии-Алании, Кавказа, России.
Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе осетинской национально-культурной традиции, ценностей российской и мировой культуры; личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире.
Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики Республики Северная Осетия-Алания:
сохранение целостности цивилизационного и образовательного пространства России;
гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
научная основа содержания образования и принципов воспитания;
приобщение учащихся к духовному наследию своего народа; сохранение этнокультурной самобытности, традиционной и профессиональной национальной культуры;
вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка;
ориентация на высокий уровень подготовленности выпускников школы к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации;
предоставление личности широких возможностей для последующей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности;
создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп населения, образующих единое социальное, экономическое и политическое сообщество Осетии-Алании;
формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания.
Содержание осетинского национального образования
Содержание осетинского национального образования сохраняет общие принципы системности российского образования, в том числе определение обязательного минимума содержания и требований к подготовке учащихся как на всех уровнях и ступенях образования, так и по всем предметам и предметным областям.
В системе осетинского национального образования федеральный и национально-региональный компоненты совмещаются на основе принципов идейно-тематического единства и толерантности, содержательного соответствия и системности, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта учащихся.
Вместе с тем интересы социального и культурного развития, потребности модернизации Осетии предполагают создание содержательно целостной системы национального образования, дающей ребенку возможность усвоения как родной культуры, так и культуры общероссийской и мировой. Открытость осетинского национального образования должна обеспечиваться на каждом учебном уровне принципами поликультурности и полилингвальности на диалоговой межкультурной основе.
В этом смысле содержание осетинского национального образования включает в себя три взаимосвязанных компонента:
национальный, то есть обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю осетинской национально-культурной традиции;
межкультурный, то есть создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением;
общечеловеческий, то есть обеспечивающий включенность личности в мировые общецивилизационные процессы.
Учебные предметы в той или иной степени должны совмещать национально-культурную ориентацию, региональные особенности и общероссийские, общечеловеческие идеалы.
Межкультурный компонент осетинского национального образования необходимо строить прежде всего на изучении культуры и истории народов Кавказа и России.
Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности осетинского национального образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Задача особой важности - качественная подготовка учащихся в области естественных и математических наук. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природною среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной, информационной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.
Языки обучения в системе осетинского национального образования
Фундаментальным принципом функционирования системы осетинского национального образования является использование осетинского языка в качестве языка обучения и изучения. Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве одного из языков обучения и изучения в осетинской школе.
Система осетинского национального образования строится на принципе паритетного двуязычия в школьном обучении и углубленного изучения иностранных языков. Такой подход совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций осетинского языка со специфическим усилением роли русского языка, который становится активным посредником в функционировании родного языка и действенным катализатором диалога культур.
Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на родном, части - на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. Родному языку уделяется больше внимания на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и осетинским языками может быть использован также английский язык, поскольку практическое владение им (в частности, для работы в глобальных компьютерных сетях) становится насущной потребностью современного человека.
Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях, задаваемых социокультурными и общественно-политическими ориентирами российского образования.
Принципы воспитания
Воспитательный идеал, как общая цель осетинского национального образования, формируется в соответствии с важнейшими критериями национально-культурной укорененности, гуманистической открытости, личностной состоятельности, гражданской ответственности, созидательной активности.
Национально-культурная основа воспитания создается использованием для обучения и воспитания детей родного языка, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка, систематическим приобщением подрастающего поколения к национальной культуре и традиционным духовным и социально-этическим ценностям народа.
Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам - необходимые качества современного человека, живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов осетинского национального образования - воспитание в духе многонациональной отечественной культуры, являющейся краеугольным камнем российской цивилизации.
Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Личностно ориентированная модель воспитания предполагает вовлечение учащихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Насущной задачей осетинской школы является включение здорового образа жизни, высокого образовательного стандарта, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.
Воспитание гражданской ответственности предполагает формирование таких качеств, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.
Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально значимой деятельности, обеспечение занятости и трудоустройства учащихся в летний период и другие формы трудового воспитания в осетинской школе должны быть использованы для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач: освоения учащимися приемов активной деятельности, выработки умения ставить цели и организовывать собственную регулярную деятельность по их достижению, формирования навыков общения и работы в коллективе, а также привычки к технологическому мышлению, то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.
План
реализации Концепции осетинского национального образования
(утв. постановлением Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104)
(вариант 1: осетинско-русско-иностранный)
2003-2004 учебный год.
1. Передача 13 СОШ г. Владикавказа в ведение Министерства образования республики, изменение ее устава и названия ("Первая осетинская школа"), ремонт и материально-техническое оснащение.
2. Отбор в школах города группы (10 человек) учителей начальных классов и организация их переподготовки для преподавания на осетинском языке предметов начальной школы.
3. Утверждение Министерством общего и профессионального образования РСО-А учебного плана национального образования (УПНО).
4. Корректировка программ по предметам: осетинский язык, русский язык, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыкальное искусство, изобразительное искусство и физическая культура, - для начальной школы в соответствии с учебным планом национального образования.
5. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 1 класса, их малотиражное издание.
6. Составление и издание осетинских учебно-терминологических словарей по математике, естествознанию и искусству.
7. Проведение широкомасштабной пропаганды национальной школы.
8. Осуществление приема в первые классы Первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2004-2005 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1 классе ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 2 класса, их малотиражное издание.
3. Издание первого тома толкового словаря осетинского языка.
4. Организация в СОГУ специализации по иностранному и осетинскому языкам.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1 классе и в учебники.
6. Осуществление приема в первые классы первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2005-2006 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1 и 2 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 3 класса, их малотиражное издание.
3. Издание второго тома толкового словаря осетинского языка.
4. Корректировка программ по предметам основной школы в соответствии с учебным планом полилингвального образования (УПНО).
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1 и 2 классах и в учебники.
6. Осуществление приема в первые классы первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2006-2007 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1, 2 и 3 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 4 класса, их малотиражное издание.
3. Издание третьего тома толкового словаря осетинского языка.
4. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1, 2 и 3 классах и в учебники.
5. Осуществление приема в первые классы первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2007-2008 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1, 2, 3 и 4 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка группы учителей математики для ее преподавания на осетинском языке в 5 и 6 классах.
3. Подготовка группы учителей истории для ее преподавания на осетинском языке в 5 и 6 классах.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 5 класса, их малотиражное издание.
5. Издание четвертого тома толкового словаря осетинского языка.
6. Подготовка и издание осетинского учебно-терминологического словаря общественно-политической лексики.
7. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1, 2, 3 и 4 классах и в учебники.
8. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 1 класса национальных школ.
9. Внесение по итогам эксперимента изменений в структуру подготовки учителей начальных классов с целью их ориентации на полилингвальную школу.
10. Анализ итогов эксперимента по начальной школе, внесение необходимых корректив, осуществление комплекса подготовительных мероприятий по внедрению полилингвальной модели на начальной ступени национальной школы республики. Набор первых классов национальных школ.
11. Продолжение приема в первые классы первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2008-2009 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-5 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка группы учителей для преподавания географии в 6 и 7 классах на осетинском языке.
3. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 6 класса, их малотиражное издание.
4. Издание нормативной грамматики осетинского языка.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-5 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 2 класса национальных школ.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2009-2010 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-6 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 7 класса, их малотиражное издание.
3. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-6 классах и в учебники.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 3 класса национальных школ.
5. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2010-2011 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-7 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 8 класса, их малотиражное издание.
3. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 4 класса национальных школ.
4. Организация на историческом факультете СОГУ специализации по преподаванию истории на осетинском языке.
5. Разработка учебника по культуре Осетии на осетинском языке и его малотиражное издание.
6. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-7 классах и в учебники.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2011-2012 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-8 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка группы учителей географии для преподавания географии Осетии на осетинском языке в 9 классе.
3. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 9 класса, их малотиражное издание.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 5 класса национальных школ.
5. Подготовка и издание осетинского учебно-терминологического словаря географических терминов.
6. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-8 классах и в учебники.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2012-2013 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-9 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка для преподавания на осетинском языке в 10 и 11 классах групп учителей по ОБЖ и прикладной экономике; подготовка соответствующих учебников.
3. Подготовка для преподавания на иностранном языке в 10 и 11 классах групп: учителей истории для преподавания обществознания, учителей географии для преподавания экологии, учителей физики для преподавания физики.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 10 класса, их малотиражное издание.
5. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 6 класса национальных школ.
6. Организация на историческом факультет СОГУ специализации по преподаванию культуры Осетии на осетинском языке.
7. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-9 классах и в учебники.
8. Анализ итогов эксперимента по основной общей ступени образования, внесение корректив, осуществление комплекса мероприятий по внедрению полилингвальной модели на основной общей ступени национальной школы республики.
9. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГГТИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2013-2014 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-10 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Организация на географическом факультете СОГУ специализации по преподаванию географии на осетинском и экологии на иностранном языках.
3. Организация на историческом факультете СОГУ специализации по преподаванию культуры Осетии на осетинском языке.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 11 класса, их малотиражное издание.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-10 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 7 класса национальных школ.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2014-2015 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-11 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Организация специализаций в СОГУ: на историческом факультете - по преподаванию обществознания на иностранном языке, на географическом - по преподавания географии и экологии на иностранном языке, на физикотехнологическом - для преподавания физики на иностранном языке.
3. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-11 классах и в учебники.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 8 класса национальных школ.
5. Анализ итогов полного экспериментального цикла, внесение необходимых корректив, осуществление комплекса мероприятий по внедрению полилингвальной модели на всех ступенях национальной школы республики.
6. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2015-2016 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-11 классах ПОШ и НШ в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-11 классах и в учебники.
3. Повторный анализ итогов полного экспериментального цикла, внесение необходимых корректив.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 9 класса национальных школ.
5. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы экспериментальных первой осетинской школы (ПОШ) и начальной школы при СОГПИ (НШ) детей со знанием осетинского языка.
2016-2017 учебный год
1. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 10 и 11 классов национальных школ.
2. Завершение создания сети национальных школ в городах и селах республики.
План
реализации Концепции осетинского национального образования
(утв. постановлением Правительства Республики
Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104)
(вариант 2: русско-осетинско-иностранный)
2004-2005 учебный год
1. Создание экспериментальной площадки (ЭП) на базе одной из школ г. Владикавказа.
2. Отбор в школах города группы (10 человек) учителей начальных классов и организация их переподготовки для частичного преподавания на осетинском языке предметов начальной школы.
3. Разработка методики преподавания осетинского языка как неродного и обучение учителей.
4. Составление осетинского букваря для невладеющих языком и его малотиражное издание.
5. Утверждение Министерством общего и профессионального образования РСО-А учебного плана национального образования.
6. Корректировка программ по предметам осетинский язык, русский язык, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыкальное искусство, изобразительное искусство, - для начальной школы в соответствии с учебным планом национального образования (УПНО).
7. Осуществление приема в первый класс ЭП детей без знания осетинского языка.
2005-2006 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1 классе ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление учебника и учебных пособий по осетинскому языку для невладеющих для 2 класса и их малотиражное издание.
3. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1 классе и в учебники.
4. Осуществление приема в первый класс ЭП детей без знания осетинского языка.
2006-2007 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1 и 2 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление учебника и учебных пособий по осетинскому языку для невладеющих для 3 класса и его малотиражное издание.
3. Составление или перевод на осетинский язык учебника по математике для 3 класса и его малотиражное издание.
4. Корректировка программ по предметам основной школы в соответствии с учебным планом полилингвального образования (УПНО).
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1 и 2 классах и в учебники.
6. Осуществление приема в первый класс ЭП детей без знания осетинского языка.
2007-2008 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1, 2 и 3 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление учебника и учебных пособий по осетинскому языку для невладеющих для 4 класса и их малотиражное издание.
3. Составление или перевод на осетинский язык учебников по математике, окружающему миру, музыкальному и изобразительному искусству для 4 класса и их малотиражное издание.
4. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1, 2 и 3 классах и в учебники.
5. Осуществление приема в первый класс ЭП детей без знания осетинского языка.
2008-2009 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1, 2, 3 и 4 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка группы учителей математики для ее преподавания на осетинском языке в 5 и 6 классах.
3. Подготовка группы учителей истории для ее преподавания на осетинском языке в 5 и 6 классах.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 5 класса, их малотиражное издание.
5. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 1 класса национальных школ.
6. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1, 2, 3 и 4 классах и в учебники.
7. Внесение изменений в структуру подготовки учителей осетинского языка с учетом опыта использования методики преподавания осетинского языка как неродного.
8. Анализ итогов эксперимента по начальной школе, внесение необходимых корректив, осуществление комплекса подготовительных мероприятий по внедрению полилингвальной модели на начальной ступени национальной школы республики. Набор первых классов национальных школ.
9. Осуществление приема в первый класс ЭП детей без знания осетинского языка.
2009-2010 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-5 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Переход на программу и учебники по осетинскому языку для владеющих.
3. Подготовка группы учителей для преподавания географии в 6 и 7 классах на осетинском языке.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 6 класса, их малотиражное издание.
5. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 2 класса национальных школ.
6. Внесение по итогам эксперимента изменений в структуру подготовки учителей начальных классов с целью их ориентации на полилингвальную школу.
7. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-5 классах и в учебники.
8. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2010-2011 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-6 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 7 класса, их малотиражное издание.
3. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-6 классах и в учебники.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 3 класса национальных школ.
5. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2011-2012 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-7 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 8 класса, их малотиражное издание.
3. Организация на историческом факультете СОГУ специализации по преподаванию истории на осетинском языке.
4. Разработка учебника по культуре Осетии на осетинском языке и его малотиражное издание.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-7 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 4 класса национальных школ.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2012-2013 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-8 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка группы учителей географии для преподавания географии и географии Осетии на осетинском языке в 9 классе.
3. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 9 класса, их малотиражное издание.
4. Подготовка и издание осетинского учебно-терминологического словаря географических терминов.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-8 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 5 класса национальных школ.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2013-2014 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-9 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Подготовка для преподавания на иностранном языке в 10 и 11 классах групп: учителей истории для преподавания обществознания, учителей географии для преподавания экологии, учителей физики для преподавания физики.
3. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособии для 10 класса, их малотиражное издание.
4. Организация на историческом факультет СОГУ специализации по преподаванию культуры Осетии на осетинском языке.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-9 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 6 класса национальных школ.
7. Анализ итогов эксперимента по основной общей ступени образования, внесение корректив, осуществление комплекса мероприятий по внедрению полилингвальной модели на основной общей ступени национальной школы республики.
8. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2014-2015 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-10 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Организация на географическом факультете СОГУ специализации по преподаванию географии на осетинском и экологии на иностранном языках.
3. Организация на историческом факультете СОГУ специализации по преподаванию культуры Осетии на осетинском языке.
4. Составление или перевод необходимых учебников и учебных пособий для 11 класса, их малотиражное издание.
5. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-10 классах и в учебники.
6. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 7 класса национальных школ.
7. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2015-2016 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-11 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Организация специализаций в СОГУ: на историческом факультете - по преподаванию обществознания на иностранном языке, на географическом - по преподавания географии и экологии на иностранном языке, на физико-технологическом - для преподавания физики на иностранном языке.
3. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-11 классах и в учебники.
4. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 8 класса национальных школ.
5. Анализ итогов полного экспериментального цикла, внесение необходимых корректив, осуществление комплекса мероприятий по внедрению полилингвальной модели на всех ступенях национальной школы республики.
6. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2016-2017 учебный год
1. Осуществление учебного процесса в 1-11 классах ЭП в соответствии с УПНО и новыми программами.
2. Анализ по итогам года результатов эксперимента, внесение необходимых изменений в структуру обучения в 1-11 классах и в учебники.
3. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 9 класса национальных школ.
4. Повторный анализ итогов полного экспериментального цикла, внесение необходимых корректив.
5. Осуществление приема в первые классы национальных школ, а также в первые классы ЭП детей без знания осетинского языка.
2017-2018 учебный год
1. Издание окончательных вариантов учебников и пособий для 10 и 11 классов национальных школ.
2. Завершение создание сети национальных школ в городах республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104 "О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации"
Текст постановления официально опубликован не был