Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Цели Закона "Об охране окружающей природной среды"
Целями настоящего Закона являются реализация конституционного права граждан Республики Северная Осетия-Алания на благоприятную окружающую природную среду и, в комплексе с мерами организационного, правового, экономического, образовательного и воспитательного воздействия, формирование и укрепление экологического правопорядка, обеспечение экологической безопасности Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 2. Основные понятия
К основным понятиям, применяемым в настоящем Законе, относятся:
Государственный контроль за охраной и использованием природных ресурсов - управление, использование, воспроизводство и охрана отдельных природных ресурсов (недр, земли, водоемов, растительного и животного мира и других) на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Государственный экологический контроль - государственное регулирование и координация в области охраны окружающей природной среды, контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды, ее состоянием и изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности; обеспечение экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, осуществление государственной экологической экспертизы.
Загрязнение - привнесение в окружающую природную среду или возникновение в ней обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднего уровня концентраций перечисленных агентов в окружающей природной среде.
Лицензия на природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на пользование определенным видом природных ресурсов и на определенное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий, в том числе экологических.
Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, складированием, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов.
Окружающая природная среда - совокупность природных и антропогенных факторов, оказывающих непосредственное и опосредствованное воздействие на человека.
Охрана окружающей природной среды - система мер, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждающих прямое или косвенное отрицательное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и проявляется воздействие на компоненты окружающей природной среды.
Природопользователь - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы.
Специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей природной среды - орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, государственный экологический контроль, проводящий государственную экологическую экспертизу в целях оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Специально уполномоченные государственные органы в области охраны и использования природных ресурсов - органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, использование, восстановление и охрану отдельных видов природных ресурсов (недр, земли, водоемов, растительного и животного мира и других) на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Экологическое аудирование - независимая, систематическая, объективная и обязательная проверка текущей деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенным для предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду.
Экологический мониторинг - проводимые по определенной программе наблюдения за компонентами природной среды, природными ресурсами, растительным и животным миром и другими природными объектами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду; оценка состояния указанных объектов наблюдения, прогноз их изменений.
Экологический паспорт - технический документ предприятия, отражающий уровень воздействия на окружающую природную среду.
Экологические требования - общие процедурные нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую природную среду, закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах.
Экологические условия - условия, соответствующие действующим нормам качества окружающей природной среды, социально-экономическим и природным особенностям территории, регулирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности.
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 3. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране окружающей природной среды
Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране окружающей природной среды основывается на Конституции и законах Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия-Алания и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.
Настоящий Закон действует и регулирует отношения по охране окружающей природной среды на всей территории Республики Северная Осетия-Алания.
Природоохранные отношения Республики Северная Осетия-Алания регулируются федеральными законами, настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Северная Осетия-Алания, не противоречащими настоящему Закону.
Статья 4. Основные принципы охраны окружающей природной среды
Охрана окружающей природной среды осуществляется исходя из соблюдения следующих основных принципов:
- приоритета охраны жизни и здоровья человека, создания благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
- научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Северная Осетия-Алания при соблюдении реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
- рационального использования природных ресурсов;
- максимального сохранения биологического разнообразия;
- соблюдения требований природоохранного законодательства, неотвратимости ответственности за его нарушение;
- гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
- международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.
Статья 5. Объекты охраны окружающей природной среды
1. Охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения на территории Республики Северная Осетия-Алания подлежат почва, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, а также озоновый слой атмосферы.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные категории особо охраняемых природных территорий, памятники природы, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, места их обитания.
О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также:
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ,
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
См. Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 72
См. также Стратегию сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденную приказом МПР РФ от 6 апреля 2004 г. N 323
Статья 6. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды
Разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды осуществляется федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия-Алания, Соглашением о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды, а также настоящим Законом.
Статья 7. Компетенция Парламента Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды
К компетенции Парламента Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды относятся:
- принятие и изменение законов Республики Северная Осетия-Алания и иных нормативах правовых актов в области охраны окружающей природной среды, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законов Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды
Правительство Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды:
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 7 октября 1998 г. N 13-З пункт 1 статьи 8 настоящего закона изложен в новой редакции
- определяет и реализует основные направления охраны окружающей природной среды;
- утверждает республиканские экологические программы;
- координирует деятельность государственных органов, общественных и иных организаций на территории Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды;
- учреждает специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды и государственные органы по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;
- определяет порядок деятельности государственной системы мониторинга окружающей природной среды на территории Республики Северная Осетия-Алания;
- устанавливает порядок образования и использования средств республиканского экологического фонда;
- организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
- вносит предложения в Парламент по совершенствованию природоохранного законодательства;
- принимает решения в пределах своих полномочий об организации особо охраняемых природных территорий и объектов, включении их в природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия-Алания;
- организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования и обеспечение населения необходимой экологической информацией;
- определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания порядок выдачи разрешений (лицензий) на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным (в том числе рыбы) миром; на ввоз, вывоз и размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов;
- принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими природоохранного законодательства;
- осуществляет руководство внешними связями Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания вправе осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 9. Компетенция специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды
1. Специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей природной среды:
См. Положение о Республиканской службе охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденное постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 марта 2001 г. N 66
- реализует государственную политику в области охраны окружающей природной среды, отнесенной к компетенции Правительства Республики Северная Осетия-Алания;
- обеспечивает реализацию экономического механизма охраны окружающей природной среды;
- формирует и использует государственные республиканские природоохранные информационные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания;
- проводит единую научно-техническую политику по вопросам охраны окружающей природной среды;
- готовит предложения по совершенствованию природоохранного законодательства Республики Северная Осетия-Алания в сфере своей компетенции;
- разрабатывает республиканские экологические программы;
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 сентября 2003 г. N 255 "О республиканских целевых программах в области природопользования и охраны окружающей среды на 2004 год"
- готовит и распространяет ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических требований и условий при использовании и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбы) на территории Республики Северная Осетия-Алания;
- осуществляет государственный контроль за порядком соблюдения экологических требований при использовании водных объектов для массового отдыха, купания, туризма и спорта, а также плавания на маломерных судах;
- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических норм и правил при добыче и переработке нефти; ввозе, вывозе, транзитном провозе, хранении, реализации, использовании; за качеством нефти и нефтепродуктов;
- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением государственных стандартов токсичности и дымности отработавших газов двигателей автомобильных, железнодорожных, воздушных и других транспортных средств;
- ведет кадастр особо охраняемых природных территорий и объектов;
- осуществляет ведение Красной книги Республики Северная Осетия-Алания, контроль за природно-заповедным фондом и организацией природно-заповедного дела;
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 7 октября 1998 г. N 13-З в абзац 14 пункта 1 статьи 9 настоящего закона внесены изменения
- участвует в ведении республиканских кадастров природных ресурсов;
- проводит государственную экологическую экспертизу;
- получает беспрепятственно и бесплатно от всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания, информацию, необходимую для осуществления природоохранных функций в установленном порядке;
- организует, координирует и контролирует функционирование Единой государственной системы экологического мониторинга в Республике Северная Осетия-Алания;
- разрабатывает, согласовывает или утверждает в пределах своей компетенции нормативы и правила по охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий, принимает участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов;
- участвует в нормировании качества окружающей природной среды;
- определяет для природопользователей необходимость разработки и ведения экологического паспорта;
- осуществляет лицензионную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания;
- выдает разрешение на сбор, ввоз, вывоз, транзитный провоз, размещение, захоронение (складирование), переработку промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- принимает участие в организации системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования и обеспечении населения экологической и природоохранной информацией;
- принимает участие в международном сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды, изучении, обобщении и распространении международного опыта, обеспечении обязательств Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с международными соглашениями в области охраны и использования окружающей природной среды;
- составляет акты и протоколы, рассматривает дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и выносит постановления об административной ответственности;
- предъявляет и взыскивает иски о возмещении ущерба, причиняемого в результате нарушения природоохранного законодательства;
- контролирует своевременность исполнения банками инкассовых поручений республиканского экологического фонда;
- ограничивает или приостанавливает в установленном законом порядке деятельность предприятий и иных объектов, если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, экологических норм и правил лицензий и разрешений на использование природных ресурсов и проведение других работ, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образования и накопления отходов;
- создает и ликвидирует в установленном законом порядке подведомственные предприятия и организации природоохранного назначения;
- выполняет иные природоохранные функции по поручению Правительства Республики Северная Осетия-Алания, если они не противоречат настоящему Закону и действующему законодательству.
2. Решения специально уполномоченного государственного органа охраны окружающей природной среды в пределах его компетенции обязательны для всех органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 10. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов
1. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов (недр, водных и земельных ресурсов, лесов, охотничьих ресурсов и других) определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 1999 г. N 146 "О специально уполномоченном государственном органе Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей природной среды"
2. Специально уполномоченные государственные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны и использования природных ресурсов выполняют свои функции в соответствии с полномочиями, возложенными на них органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды
К компетенции органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:
- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением интересов населения в области оздоровления окружающей природной среды;
- разработка и осуществление местных экологических программ и природоохранных мероприятий;
- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, отходов производства и потребления на территории местного самоуправления;
- участие в проведении экологической экспертизы проектов на территории местного самоуправления, экологического контроля за состоянием окружающей природной среды, использованием природных ресурсов;
- организация охраны памятников природы, особо охраняемых природных территорий, редких и исчезающих видов растений и животных;
- приостановление в установленном порядке деятельности предприятий и других объектов в случае нарушения ими требований природоохранного законодательства;
- установление дифференцированных ставок местных налогов, поощряющих деятельность предприятий, учреждений, организаций по охране окружающей природной среды;
- организация экологического воспитания, образования и просвещения; обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Органы местного самоуправления в осуществлении другой природоохранной деятельности руководствуются действующим законодательством о местном самоуправлении и настоящим Законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.