О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 января 2005 г. N 84
См. также Отраслевую программу "Общая врачебная (семейная) практика", утвержденную приказом Минздрава РФ от 30 декабря 1999 г. N 463
В целях реализации на территории Республики Северная Осетия-Алания основных положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387, развития в Республике Северная Осетия-Алания института врача общей практики (семейного врача) Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие общей врачебной практики (семейная медицина) в Республике Северная Осетия-Алания" на 2005-2007 годы.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев), Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) включить Программу в перечень республиканских целевых программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, и при формировании бюджета на 2006 год и последующие годы предусматривать финансирование мероприятий Программы.
3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления г. Владикавказа и Алагирского, Пригородного, Дигорского районов предусмотреть финансирование отдельных мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания О.С. Хацаева.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания |
А.Меркулов |
Республиканская целевая
программа "Развитие общей врачебной практики
(семейная медицина) в Республике Северная Осетия-Алания"
на 2005-2007 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Северная
Осетия-Алания от 11 февраля 2005 г. N 45)
Паспорт Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа "Развитие
общей врачебной практики (семейная медицина)
в Республике Северная Осетия-Алания"
на 2005-2007 годы.
Основание для разработки Концепция развития здравоохранения и
Программы медицинской науки в Российской Федерации на
2001-2005 гг. и на период до 2010 года;
приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 26.08.1992 N 237
"О поэтапном переходе к организации первичной
медицинской помощи населению по принципу
врача общей практики";
решение коллегии Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 15.01.2002
"О ходе выполнения отраслевой программы
"Общая врачебная (семейная) практика";
приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 20.11.2002 N 350
"О совершенствовании
амбулаторно-поликлинической помощи населению
Российской Федерации".
Государственный Министерство здравоохранения Республики
заказчик Программы Северная Осетия-Алания.
Разработчик Программы Министерство здравоохранения Республики
Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинская
государственная медицинская академия.
Цели Программы Улучшение качества, доступности и
эффективности оказания медицинской помощи
населению.
Формирование врача новой формации,
ориентированного на организацию и координацию
лечебно-профилактической работы на участке
обслуживания.
Задачи Программы Разработка плана организации службы общей
врачебной практики в Республике Северная
Осетия-Алания. Организация профессиональной
подготовки врачей и медицинских сестер общей
врачебной практики.
Создание в структуре здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания службы
общей врачебной практики.
Нормативно-правовое и материально-техническое
обеспечение общей врачебной практики.
Реализация механизмов использования
потенциала службы общей врачебной практики
для повышения доступности, эффективности
и качества оказания медицинской помощи
населению.
Основной исполнитель Министерство здравоохранения Республики
Программы Северная Осетия-Алания.
Сроки реализации 2005-2007 годы
Программы
Этапы реализации I этап (II-IV кварталы 2005 г.)
Программы Организационно-методическое обеспечение
системы общей врачебной практики.
Подготовка кадрового обеспечения системы
общей врачебной практики, обучение врачей
и медицинских сестер.
Разработка системы оплаты деятельности
работников общей врачебной практики
с включением механизма стимулирования за
расширение объема и улучшение качества
оказанных медицинских услуг.
II этап (2006 г.)
Организация, материально-техническое
оснащение, лицензирование и начало
функционирования первой очереди кабинетов
общей врачебной практики на территории
г. Владикавказа и районов Республики Северная
Осетия-Алания.
III этап (2007 г.)
Организация, материально-техническое
оснащение и обеспечение работы второй очереди
кабинетов общей врачебной практики на
территории г. Владикавказа и районов
Республики Северная Осетия-Алания.
Ожидаемые результаты Удовлетворение спроса населения Республики
Северная Осетия-Алания на доступную,
качественную и эффективную амбулаторно-
поликлиническую помощь. Обеспечение
рационального использования финансовых и
кадровых ресурсов здравоохранения за счет
снижения уровня госпитализации и обращаемости
населения за скорой и узкоспециализированной
медицинской помощью.
Система контроля за Непосредственный контроль за реализацией
исполнением Программы Программы осуществляет государственный
заказчик Программы - Министерство
здравоохранения Республики Северная
Осетия-Алания.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
Деятельность всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения в значительной степени зависят от состояния амбулаторно-поликлинической помощи. До 80 % населения, обращающегося за медицинской помощью, начинают и заканчивают обследование и лечение на амбулаторно-поликлиническом уровне. Одним из ведущих инструментов в стратегии достижения здоровья Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает первичную медико-санитарную помощь.
Происходившие последние годы изменения социальной и экономической ситуации в Российской Федерации вскрыли серьезные недостатки действующей системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи. Ориентиры на развитие узкоспециализированной помощи, стремление к увеличению числа коек в стационарах, отсутствие экономической мотивации развития малозатратных форм оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе привели к тому, что поликлиника перестала являться главным координатором лечебно-профилактической работы, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и, фактически, не несет ответственность за здоровье прикрепленного населения. Понятие "участковый врач" трансформировалось в специальность "участковый терапевт". Профилактические и лечебно-диагностические функции участкового терапевта сменились диспетчерскими. 40-50 % обратившихся к нему больных участковый терапевт направляет на консультации к узким специалистам. Престиж участкового терапевта среди населения и медицинских работников упал, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказалась низкой.
Переход на страховой принцип финансирования лечебно-профилактических учреждений определяет необходимость создания ресурсосберегающей системы организации амбулаторно-поликлинической помощи, системы, основанной на принципах общей врачебной практики.
Ключевой фигурой системы общей практики является фигура врача общей практики - семейного врача. Врач общей практики (ВОП) - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. Общей врачебной (семейной) практике присущи, по определению ВОЗ, такие характерные черты, как всеобщность, доступность, целостность, персональный характер и ориентированность как на обслуживаемый контингент, так и на семью.
Накопленный зарубежный опыт и опыт регионов страны показывает, что переход к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов.
Плодотворность деятельности общей врачебной практики проявляется такими результатами, как снижение уровня госпитализации на 30 %, снижение обращаемости населения на станции скорой помощи на 40 %, снижение обращаемости к "узким" специалистам амбулаторно-поликлинического звена в 2 раза. Развиваются патронаж, стационары на дому, дневные стационары, увеличивается объем реабилитационных мероприятий для инвалидов и объем диспансеризации населения. Врач общей практики (семейный врач) становится своего рода пусковым механизмом структурных преобразований в системе медицинской помощи и здравоохранения в целом.
Общие врачебные практики функционируют в 59 регионах России, однако развитие их идет неравномерно. Внедрение общей врачебной практики сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной разработанностью правовой и финансовой базы, информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия общей врачебной практики со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения.
В числе успешно развивающих семейную медицину - Самарская, Кемеровская, Тверская, Волгоградская области, Северо-Западный регион. Плохо "приживается" общая врачебная практика в Москве и некоторых других субъектах федерации.
Опыт успешных регионов убедительно свидетельствует о несомненной эффективности внедрения общей врачебной практики, для чего требуется разработка продуманной стратегии ее развития.
Для реорганизации первичной медико-санитарной помощи в Республике Северная Осетия-Алания необходимы последовательные действия, включающие конкретизацию стратегических целей, разработку, апробацию и поэтапную реализацию плана развития общей врачебной практики. Решению всего комплекса данных задач будет способствовать республиканская целевая программа.
2. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Целями Программы являются: улучшение качества, доступности и эффективности оказания медицинской помощи населению Республики Северная Осетия-Алания; формирование врача новой формации, ориентированного на организацию и координацию лечебно-профилактической работы на участке обслуживания.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
разработка концепции организации службы общей врачебной практики в Республике Северная Осетия-Алания;
организация профессиональной подготовки врачей и медицинских сестер общей врачебной практики;
создание в структуре здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания службы общей врачебной практики;
нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение общей врачебной практики;
реализация механизмов использования потенциала службы общей врачебной практики для повышения доступности, эффективности и качества оказания медицинской помощи населению.
Сроки реализации Программы - 2005-2007 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы.
Объемы и источники финансирования
тыс. руб.
Источники финансирования |
Всего | В том числе по годам | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | ||
Всего | 13850,0 | - | 6550,0 | 7300,0 |
в том числе: Республиканский бюджет Местные бюджеты Всего в том числе г. Владикавказа Алагирского района Пригородного района Дигорского района |
7350,0 6500,0 750,0 3350,0 1150,0 1250,0 |
- |
3700,0 2850,0 350,0 1450,0 500,0 550,0 |
3650,0 3650,0 400,0 1900,0 650,0 700,0 |
4. Механизм реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является заказчик и основной исполнитель - Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания.
Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания разрабатывает и утверждает ежегодные планы выполнения мероприятий Программы, осуществляет организацию, контроль их исполнения.
К реализации Программы привлекаются органы местного самоуправления и организации - исполнители программных мероприятий. Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей.
Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания ежегодно уточняет показатели затрат на программные мероприятия, при необходимости вносит предложения по их коррекции.
Контрольные сроки рассмотрения хода выполнения Программы:
на коллегии Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания - ежегодно.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Удовлетворение спроса населения Республики Северная Осетия-Алания на доступную, качественную и эффективную амбулаторно-поликлиническую помощь.
Обеспечение рационального использования финансовых и кадровых ресурсов здравоохранения за счет снижения уровня госпитализации и обращаемости населения за скорой и узкоспециализированной медицинской помощью.
Мероприятия
Республиканской целевой программы
"Развитие общей врачебной практики (семейная медицина)
в Республике Северная Осетия-Алания"
на 2005-2007 годы
N | Наименование мероприятия |
Срок исполне- ния |
Ответственные исполнители |
Объем финансирования (в тыс. рублей) |
Источники финансирования |
||
всего | 2006 г. |
2007 г. |
|||||
I. Нормативно-правовое обеспечение | |||||||
1. | Разработка нормативных документов, регламенти- рующих деятельность общих врачебных практик |
III-IV кварталы 2005 г. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания |
- | - | - | |
2. | Разработка системы оплаты общих врачебных практик |
III-IV кварталы 2005 г. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, ТФОМС, АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
- | - | - | |
3. | Разработка и принятие муниципаль- ных программ развития общих врачебных практик |
III-IV кварталы 2005 г. |
АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
- | - | - | |
II. Организационно-методическое обеспечение | |||||||
1. | Разработка плана поэтапной организации общей врачебной практики на территории РСО-Алания |
III-IV кварталы 2005 г. |
АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
- | - | - | |
2. | Подготовка и проведение лицензирова- ния ОВП |
2005 - 2007 гг. |
АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
- | - | - | |
3. | Апробация модели общей врачебной практики на базах кабинетов на территории г. Владикавказа и в сельской местности |
2006 г. | Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, управления здравоохране- ния г. Владикавказа, районов РСО-Алания (по согласованию) |
- | - | - | |
4. | Организация и проведение рабочего совещания для подведения итогов апробации модели ОВП и выработки рекомендаций по ее коррекции |
I квартал 2007 г. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, Северо-Осе- тинская государствен- ная медицинская академия (по согласованию) |
- | - | - | |
5. | Организаци- онно-методи- ческое сопровожде- ние работы общих врачебных практик |
2005- 2007 гг. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания |
- | - | - | |
6. | Мероприятия по информа- ционной поддержке и популяриза- ции работы общих врачебных практик среди населения |
2005- 2007 гг. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания |
- | - | - | |
7. | Подведение итогов реализации Программы и принятие решения о ее пролонгации. |
IV квартал 2007 г. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания |
- | - | - | |
III. Мероприятия по профессиональной подготовке врачей и медицинских сестер общей врачебной практики |
|||||||
1. | Разработка плана профессио- нальной подготовки врачей и медицинских сестер общей врачебной практики |
2005 г. | Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, Северо-Осети- нская государствен- ная медицинская академия (по согласо- ванию), Северо-Осети- нский медицинский колледж |
- | - | - | |
2. | Материально- техническое оснащение клинической базы для обучения врачей и медицинских сестер общей врачебной практики |
2006- 2007 гг. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, Северо-Осе- тинская государствен- ная медицинская академия (по согласо- ванию), Северо- Осенский медицинский колледж |
250,0 | 100,0 | 150,0 | Республикан- ский бюджет |
3. | Профессио- нальная подготовка и повышение квалификации врачей и медицинских сестер общей врачебной практики |
2005- 2007 гг. |
Северо-Осе- тинская государствен- ная медицинская академия (по согласо- ванию), Северо-Осе- тинский медицинский колледж |
- | - | - | |
IV. Мероприятия по материально-техническому обеспечению ОВП | |||||||
1. | Приобрете- ние, ремонт, реконструк- ция помеще- ний для об- щих врачеб- ных практик г. Владикавказ (2 ед.) Алагирский район (6 ед.) Пригородный р-он (3 ед.) Дигорский р-он (3 ед.) |
2006- 2007 гг. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
900,0 600,0 300,0 4400,0 2700,0 1700,0 600,0 300,0 300,0 800,0 400,0 400,0 |
300,0 150,0 1000,0 800,0 150,0 150,0 200,0 200,0 |
300,0 150,0 900,0 900,0 150,0 150,0 200,0 200,0 |
Бюджет РСО-А г. Владикавказа Бюджет РСО-А Алагирского р-на Бюджет РСО-А Пригородного р-на Бюджет РСО-А Дигорского р-на |
2. | Приобретение медицинского оборудования для общих врачебных практик г. Владикавказ Алагирский р-он Пригородный р-он Дигорский р-он |
2006- 2007 гг. |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, АМСУ г. Вла- дикавказа, Алагирского Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
600,0 400,0 200,0 1800,0 900,0 900,0 900,0 450,0 450,0 900,0 450,0 450,0 |
200,0 100,0 400,0 400,0 200,0 200,0 200,0 200,0 |
200,0 100,0 500,0 500,0 250,0 250,0 250,0 250,0 |
Бюджет РСО-А Бюджет г. Владикавказа Бюджет РСО-А Алагирского р-на Бюджет РСО-А Пригородного р-на Бюджет РСО-А Дигорского р-на |
3. | Приобретение немедицинс- кого обору- дования и автотранс- порта для общих врачебных практик г. Владикавказ Алагирский р-он Пригородный р-он Дигорский р-он |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, АМСУ г. Владикавказа, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
400,0 200,0 200,0 1200,0 600,0 600,0 600,0 300,0 300,0 600,0 300,0 300,0 |
100,0 100,0 250,0 250,0 150,0 150,0 150,0 150,0 |
100,0 100,0 350,0 350,0 150,0 150,0 150,0 150,0 |
Бюджет РСО-А Бюджет г. Владикавказа Бюджет РСО-А Алагирского р-на Бюджет РСО-А Пригородного р-на Бюджет РСО-А Дигорского р-на |
|
4. | Приобретение компьютерной техники и программного обеспечения для общих врачебных практик г. Владикавказа Алагирского р-на Пригородного р-на Дигорского р-на |
Министерство здравоохране- ния РСО-Алания, АМСУ г. Владикав- каза, Алагирского, Пригородного, Дигорского р-нов (по согласованию) |
100,0 50,0 50,0 300,0 150,0 150,0 150,0 50,0 100,0 150,0 50,0 100,0 |
50,0 - 150,0 - 50,0 - 50,0 - |
50,0 - 150,0 - 100,0 - 100,0 |
Бюджет РСО-А Бюджет г. Владикавказа Бюджет РСО-А Алагирского р-на Бюджет РСО-А Пригородного р-на Бюджет РСО-А Дигорского р-на |
|
Всего: | 13850,0 7350,0 6500,0 |
6550,0 3700,0 2850,0 |
7300,0 3650,0 3650,0 |
Общий объем средств в том числе: республиканс- кий бюджет местные бюджеты |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 февраля 2005 г. N 45 "О Республиканской целевой программе "Развитие общей врачебной практики (семейная медицина) в Республике Северная Осетия-Алания" на 2005-2007 годы"
Текст постановления официально опубликован не был