Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой и О.Х. Качмазова, с участием представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания Мамукова P.M., представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания М.В. Гацоева,
руководствуясь статьей 101.1 (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями первой и восьмой статьи 3, статьями 21, 56, 68, 69 и 70 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005 г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Гиоева Н.С. о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005 г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи - докладчика О.Х. Качмазова, объяснения представителей Парламента Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" устанавливает правовые, организационные и экономические основы деятельности в области функционирования пассажирского транспорта общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания, определяет порядок формирования государственного и муниципального заказов на организацию пассажирских перевозок, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание пассажиров, обеспечивает права граждан, пользующихся транспортными услугами.
Статьей 3 указанного Закона правомочие по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам, открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения возлагается на уполномоченный орган Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Кроме того, Законом запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов (статья 4); уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания предоставляется правомочие по организации работы маршрутных перевозчиков, по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения (статья 5), а также по организации конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок (статья 6).
Конституционность названных норм оспаривается гражданином Гиоевым Н.С., который считает, что принятый Парламентом Республики Северная Осетия-Алания Закон нарушает его право на самостоятельное осуществление местного самоуправления как жителя одного из муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания. По его мнению, оспариваемый Закон возлагает обязанность по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований и муниципальных учреждений на уполномоченный орган Правительства Республики Северная Осетия-Алания, что является нарушением статьи 8 и части 1 статьи 108 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, которыми установлена самостоятельность решения населением вопросов местного значения.
2. В период рассмотрения дела в оспариваемый Закон внесены изменения Законом Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2006 года N 19-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания". Несмотря на это, заявитель Гиоев Н.С. не отозвал свой запрос в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания и настаивает на проверке конституционности оспариваемого Закона с учетом внесенных в него изменений.
Исходя из этого, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания являются нормы Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" с учетом изменений, внесенных в него Законом Республики Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2006 года N 19-РЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания по настоящему делу являются:
- статья 3 оспариваемого Закона в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам (абзац первый); открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения (абзац второй);
- статья 4 оспариваемого Закона, запрещающая оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов;
- статья 5 оспариваемого Закона, предоставляющая уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания полномочия по организации работы маршрутных перевозчиков, а также правомочие по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения;
- статья 6 оспариваемого Закона в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по организации конкурса на право осуществления пассажирских перевозок (абзац первый).
3. В Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя, посредством которого народ осуществляет свою власть в границах муниципального образования. По смыслу статей 32 (часть 2), 130, 131, 132 Конституции Российской Федерации, граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел ( управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (часть 1 статьи 3). Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом (часть 2 статьи 3).
Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает право осуществления гражданином Российской Федерации местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (статья 3). Кроме того, данным Законом определяются конкретные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, порядок и условия их применения (статьи 22-33).
Оспариваемый гражданином Гиоевым Н.С. Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" не регулирует правоотношения в сфере местного самоуправления, не устанавливает и не ограничивает формы осуществления населением местного самоуправления.
Из изложенных конституционных и законодательных положений следует, что права заявителя на самостоятельное решение вопросов местного значения не нарушены. Заявитель свое конституционное право на самостоятельное осуществление местного самоуправления может реализовать через выборные и другие органы местного самоуправления, а также через конкретные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
4. В качестве одной из целей осуществления местного самоуправления Конституция Российской Федерации (статья 130) и Конституция Республики Северная Осетия-Алания (статья 108) называют обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. При этом статьей 133 Конституции Российской Федерации и статьей 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания в числе гарантий местного самоуправления устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Северная Осетия-Алания не закрепляют исчерпывающий перечень вопросов местного значения. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления, а также компетенцию органов местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципальных образований такие вопросы местного значения, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения (пункт 7 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 15, пункт 7 части 1 статьи 16). При этом, по смыслу указанных законодательных положений, муниципальные образования организовывают транспортное обслуживание населения лишь в границах соответствующих муниципальных образований.
5. В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения маршрутным транспортом общего пользования (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Сферой правового регулирования Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно статье 1 данного Закона, являются отношения по организации обслуживания пассажиров пассажирским маршрутным транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания. Статья 2 оспариваемого Закона относит к пассажирскому маршрутному транспорту общего пользования транспортные средства, которые осуществляют перевозки пассажиров и багажа, следуя по маршрутам регулярного сообщения, проходящим по территории Республики Северная Осетия-Алания (абзац 2). При этом под маршрутом регулярного сообщения понимается путь следования наземного пассажирского транспорта общего пользования, имеющий начальный и конечный пункты следования, пролегающий на территории двух и более муниципальных образований (абзац 3).
Из смысла указанных законодательных положений следует, что правомочия уполномоченного органа Правительства Республики Северная Осетия-Алания по организации транспортного обслуживания населения, предусмотренные абзацами один и два статьи 3, статьями 4 и 5, абзацем один статьи 6, относятся только к межмуниципальному транспортному сообщению, что соответствует пункту 12 части 2 статьи 26.3. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, право муниципальных образований на организацию транспортного обслуживания населения в границах соответствующего муниципального образования положениями оспариваемого акта не умалено и не ограничено.
Следовательно, нормы оспариваемого гражданином Гиоевым Н.С. Закона не ограничивают права местного самоуправления и принадлежащие ему полномочия по вопросам местного значения, гарантированные статьями 8, 108, 110 и 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 55, 56, 57 и 71 Конституционного Закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать статью 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по установлению маршрутов регулярного сообщения на территории Республики Северная Осетия-Алания с определением начальных и конечных пунктов маршрута, утверждению расписания движения транспорта по маршрутам, а также правомочия по открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярного сообщения, поскольку, по смыслу указанных положений в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения.
2. Признать статью 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно которой запрещается оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными перевозчиками вне установленных уполномоченным органом Правительства Республики Северная Осетия-Алания маршрутов, соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по смыслу указанного положения в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, данный запрет касается межмуниципального транспортного сообщения.
3. Признать статью 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания", согласно которой уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания предоставляются полномочия по организации работы маршрутных перевозчиков, а также по заключению договоров с каждым маршрутным перевозчиком о порядке работы на маршрутах регулярного сообщения, соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания, поскольку, по смыслу указанных положений в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения.
4. Признать статью 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2005 года N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" соответствующей Конституции Республики Северная Осетия-Алания в части предоставления уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания правомочия по организации конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок, поскольку, по смыслу указанного положения в нормативном единстве со статьей 2 оспариваемого Закона, они касаются межмуниципального транспортного сообщения.
5. Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных средствах органах государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2006 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2005 г. N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия-Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия-Алания в связи с запросом гражданина Гиоева Н.С."
Настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания ноябрь-декабрь 2006 г. N 6/31