Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 16 апреля 2007 г. N 95
"О правилах безопасности при организации и проведении туристских
походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная
Осетия-Алания"
Во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Закона Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 1999 года N 5-РЗ "О туризме" и в целях обеспечения безопасности граждан, посещающих Республику Северная Осетия-Алания в познавательных, спортивных, деловых, религиозных и иных целях, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 24 марта 2010 г. N 16-РЗ "О туристской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания"
1. Утвердить прилагаемые:
Правила безопасности при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания;
Инструкцию об организации обслуживания туристов и экскурсантов на пассажирских канатных дорогах и горно-лыжных трассах;
Инструкцию по обеспечению безопасности туристов на туристских базах и маршрутах.
2. Рекомендовать юридическим лицам независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся туристской индустрией, туроператорской, турагентской деятельностью и владеющим туристскими ресурсами:
наладить повседневную оперативную связь по вопросам обеспечения безопасности туристов с Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Северо-Осетинским поисково-спасательном# отрядом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственным учреждением "Северо-Осетинский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
наметить возможные зоны укрытия и маршруты вывода групп из опасных мест;
в обязательном порядке информировать туристов о возможных опасностях на маршрутах, о необходимости строго соблюдать правила походов и путешествий.
3. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и Комитету Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям разработать план взаимодействия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на туристских маршрутах и горнолыжных трассах и оказанию помощи туристам, терпящим бедствие во время путешествия на туристических маршрутах.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания оказывать содействие туристам в получении правовой и других видов неотложной помощи.
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания Костарнова В.Н. (по согласованию).
Председатель Правительства |
Н. Хлынцов |
Правила
безопасности при организации и проведении туристских походов,
экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 16 апреля 2007 г. N 95)
Настоящие Правила определяют порядок взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии Республики Северная Осетия-Алания по вопросам обеспечения безопасности при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Правила базируются на положениях Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 ноября 1999 года N 69 "О туристской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания" и других нормативных актов Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
I. Задачи республиканских органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, туристских организаций Республики Северная
Осетия-Алания по обеспечению безопасности при организации и проведении
туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики
Северная Осетия-Алания
1. Основными задачами республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, туристских организаций Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания являются:
а) обеспечение соблюдения законности при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания;
б) координация деятельности туристских организаций Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности туристов при проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания;
в) организация взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, местного самоуправления, туристских организаций Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности туристов при проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания;
г) обеспечение выполнения требований к предоставлению туристских услуг при организации туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания для обеспечения безопасности туристов.
2. Правоохранительные органы республики организуют обеспечение безопасности пребывания туристов на туристских объектах республики (базах, гостиницах, пансионатах, частных домовладениях) и при прохождении ими маршрутов.
3. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания:
а) обеспечивает информирование всех организаций, занимающихся туристской деятельностью, о местах возможного схода снежных лавин, селевых потоков, срыва камней и оползней;
б) в зависимости от количества туристов, степени потенциальной опасности маршрута и других факторов определяет состав сил и средств постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, а также порядок ведения информационного обмена с находящимися на маршруте туристами.
4. Северо-Осетинский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает информирование всех организаций, занимающихся туристской деятельностью, о внезапных изменениях погоды на территории Республики Северная Осетия-Алания.
5. При получении сигнала бедствия или истечении контрольного срока возвращения туристов Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) силами аварийно-спасательных формирований, в зону ответственности которых входит район маршрута (совершения путешествия), организует поисково-спасательные работы, исходя из возможностей аварийно-спасательных формирований;
б) привлекает к участию в спасательных и эвакуационных работах необходимое количество спасателей, альпинистов, туристов, совершающих походы (восхождения) в данном районе, а также необходимый транспорт, дополнительные средства и снаряжение;
в) обращается, в случае недостаточности сил и средств, за помощью к органам местного самоуправления, органам управления туризмом Республики Северная Осетия-Алания, иным организациям;
г) осуществляет координацию деятельности всех организаций по проведению поисково-спасательных работ и оказанию помощи туристам, терпящим бедствие.
II. Обязанности туристских организаций Республики Северная
Осетия-Алания по обеспечению безопасности при организации и проведении
туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики
Северная Осетия-Алания
6. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов руководители туристских организаций при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания, настоящие Правила, уточняющие механизм взаимодействия с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, а именно:
а) осуществлять туристскую деятельность на основании лицензии и получать сертификаты соответствия на турпродукт;
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ лицензирование турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 г.
б) предоставлять по требованию туриста информацию о наличии лицензии на туристскую деятельность, сертификата;
в) осуществлять страхование туристов на все время путешествия;
г) предоставлять заинтересованному лицу исчерпывающую информацию о туре, о правилах и сроках въезда, выезда и нахождения в стране (месте) временного пребывания, об объектах туристского показа, о состоянии окружающей природной среды;
д) предупреждать об угрозе безопасности в месте временного пребывания, представлять туристам исчерпывающие сведения об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествия или на маршруте, и осуществлять предупредительные меры по обеспечению безопасности туристов;
е) незамедлительно информировать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, поисково-спасательный отряд Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ПСО) о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествий и походов, а также о не возвратившихся из путешествия туристах;
ж) обеспечивать предоставление полного комплекса услуг, предусмотренного туром;
з) возмещать убытки в случае существенного нарушения условий договора об оказании туристских услуг по их вине;
и) предоставлять органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания сведения о количестве туристов, посещающих Республику Северная Осетия-Алания.
7. Информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в информационном листке к туристской путевке.
8. Туристские организации:
а) при организации туристских услуг, связанных с посещением памятников истории и культуры, природы и других объектов туристского показа, находящихся под охраной, разъяснять туристам правила и режим посещения данных объектов;
б) при организации услуг, подлежащих обязательной сертификации, иметь договор с предприятием, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на соответствующие услуги;
в) при возникновении бедствия на маршруте, чрезвычайного происшествия обязаны принять меры по спасению пострадавших, организовав спасательные работы собственными силами, и направить сообщение о происшествии в Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.
III. Права и обязанности туриста по обеспечению безопасности при
проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории
Республики Северная Осетия-Алания
9. При совершении путешествия на территории Республики Северная Осетия-Алания турист имеет все права, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, а также вправе потребовать от организатора туристского маршрута:
а) полную и достоверную информацию о маршруте и мерах безопасности, обеспечивающих прохождение маршрута, проведение инструктажа по мерам безопасности и оказанию первой медицинской помощи;
б) обеспечение средствами связи и сигнализации, средствами оказания первой медицинской помощи.
10. При совершении путешествия на территории Республики Северная Осетия-Алания турист обязан соблюдать правила путешествий и экскурсий и выполнять все требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, а также:
а) своим поведением на маршруте способствовать установлению дружеских отношений с другими туристскими группами, местными жителями, уважать традиции, обычаи и особенности культуры народа Республики Северная Осетия-Алания;
б) бережно относиться к окружающей среде, памятникам истории и культуры;
в) соблюдать правила личной безопасности.
11. При самодеятельном виде туризма туристы обязаны:
а) зарегистрироваться в Комитете Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО, указав маршрут следования, время выхода и возвращения из путешествия;
б) иметь при себе карту местности, средства оказания первой медицинской помощи, страховой медицинский полис обязательного страхования граждан.
12. При возникновении бедствия на маршруте туристы обязаны принять меры по спасению пострадавших, организовать спасательные работы собственными силами и направить сообщение в Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.
IV. Организация взаимодействия по обеспечению безопасности туристов
на территории Республики Северная Осетия-Алания
13. Туристские организации Республики Северная Осетия-Алания осуществляют взаимодействие с Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО в вопросах безопасности туристов.
14. Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО по обращениям туристских организаций предоставляют информацию и осуществляют необходимые меры в пределах установленных полномочий в целях обеспечения безопасности и качественного обслуживания туристов на территории Республики Северная Осетия-Алания.
15. Руководители туристских организаций обязаны представлять лицензию на туристскую деятельность и сертификат на все виды активных маршрутов в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу, Главное управление МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
16. Руководители туристских организаций обязаны письменно уведомлять Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО о туре, о правилах и сроках въезда, выезда и нахождения в месте временного пребывания, об объектах туристского показа.
Не позднее срока начала туристского мероприятия руководитель туристской организации сообщает сведения об изменениях состава участников, маршрута и сроков проведения, подтверждают выход на маршрут, а после выхода с маршрута сообщает об окончании туристского мероприятия.
17. Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется ПСО и Северо-Осетинским поисково-спасательным отрядом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
V. Ответственность за нарушение настоящих Правил
18. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
19. Возмещение ущерба, причиненного туристским ресурсам Республики Северная Осетия-Алания, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
20. Непредставление или несвоевременное представление сведений, определенных настоящими Правилами, руководителями туристских организаций Республики Северная Осетия-Алания в ПСО, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
Инструкция
об организации обслуживания туристов и экскурсантов на пассажирских
канатных дорогах и горно-лыжных трассах
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 16 апреля 2007 г. N 95)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет вопросы, связанные с организацией обслуживания туристов и экскурсантов на пассажирских канатных дорогах (в том числе объединенных пассажирских канатных дорогах) и горно-лыжных трассах.
2. Пассажирские канатные дороги (далее - ПКД) предназначаются для транспортировки туристов и экскурсантов, обслуживаемых туристско-экскурсионными организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
3. ПКД обеспечивают потребность туристско-экскурсионных организаций в перевозке туристов и экскурсантов, их безопасность, необходимые удобства, охрану природы на закрепленных за ПКД участках земли.
Туристско-экскурсионные организации и работники ПКД обязаны обеспечить для туристов, экскурсантов и других граждан, обращающихся к услугам ПКД, высокую культуру обслуживания. Работники ПКД должны быть всегда вежливыми и предупредительными, проявлять заботу о каждом пассажире, принимать меры к устранению возможных недостатков в их перевозке и обслуживании независимо от причин, вызвавших эти недостатки.
4. Работники ПКД, непосредственно контактирующие с пассажирами, должны иметь бейджи с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Работники, характер работы которых связан с перемещением по территории, должны иметь нагрудные знаки.
II. Основные услуги ПКД
1. Основными услугами ПКД являются:
1.1. Транспортные услуги - доставка туристов и экскурсантов к обзорным площадкам и к местам начала пешеходных (лыжных) маршрутов, а также к местам катания на горных лыжах, санях и других средствах спуска с гор.
Администрация и обслуживающий персонал ПКД при оказании транспортных услуг должны руководствоваться в своей деятельности действующими должностными инструкциями и обязаны:
а) оказывать помощь пассажирам при посадке и высадке, особенно пассажирам с детьми и престарелым, сообщать о них на следующие станции;
б) следить за соблюдением пассажирами Правил пользования пассажирскими канатными дорогами;
в) содержать в чистоте станции, пристанционные и притрассовые участки и подвижной состав;
г) предупреждать пассажиров в холодное и ненастное время о необходимости тепло одеваться и иметь средства, предохраняющие от дождя;
д) предупреждать заранее о приближении времени окончания работы ПКД;
е) обеспечивать организованную посадку, соблюдение расписания и графика загрузки ПКД;
ж) расчищать подходы к станциям после снегопада или сильного ветра (метели), а при обслуживании горнолыжников следить за тем, чтобы от ближайших горно-лыжных трасс до места посадки не было проталин или посторонних предметов, мешающих подъезду на лыжах;
з) сообщать пассажирам в случае остановки о продолжительности задержки и необходимости соблюдать спокойствие;
и) принимать срочные меры к спуску пассажиров на землю в случае, если для устранения неисправности ПКД требуется длительное время, в течение которого пассажиры в силу погодных условий и конструкции подвижного состава не могут находиться в креслах (кабинах, вагонах). Привлекать в случае необходимости для проведения эвакуационных работ, кроме работников ПКД, поисково-спасательный отряд Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ПСО) и работников туристских учреждений.
В первую очередь подлежат эвакуации дети и люди преклонного возраста.
Обеспечить сопровождение снятых с подвижного состава ПКД пассажиров к безопасным для дальнейшего самостоятельного их передвижения местам или к нижним станциям ПКД.
1.2. Информационные услуги.
1.2.1. На нижней, верхней и промежуточных станциях ПКД вблизи места посадки, в удобном для ознакомления пассажирами месте, помещается следующая информация:
а) вывеска с указанием принадлежности ПКД и высотной отметки станции;
б) адрес и телефоны вышестоящей организации туристского учреждения по туризму и экскурсиям;
в) правила пользования ПКД;
г) перечень дополнительных услуг, предоставляемых ПКД, с указанием мест расположения служб, предоставляющих эти услуги;
д) табло с указанием основных гидрометеорологических явлений в месте расположения нижней, верхней и промежуточных станций (температура воздуха, скорость ветра, характер осадков, наличие облачности, состояние снежного покрова, лавиноопасность), а также время проезда до станции высадки;
е) схемы расположения смотровых и обзорных площадок, маркированных маршрутов и достопримечательностей в районе получасовой пешеходной доступности;
ж) указатели направлений к различным объектам;
з) рекомендации о поведении в горах.
1.2.2. На станциях ПКД, обслуживающих туристов - горнолыжников, кроме того, вывешиваются:
а) правила поведения туристов при катании на горных лыжах;
б) схемы расположения горно-лыжных трасс, постов поисково-спасательного отряда и других объектов;
в) таблицы, поясняющие значение знаков маркировки горно-лыжных трасс.
1.3. Преимущественным правом при пользовании услугами представляемыми ПКД (подъем и спуск ПКД, предоставление смотровых площадок, прогулочных троп, трасс (склонов, полей) для катания, пользуются туристы и экскурсанты. Предоставление услуг сторонним организациям (не туристско-экскурсионным), не должно препятствовать проведению запланированных мероприятий туристско-экскурсионными организациями.
Проектирование, строительство, обслуживание смотровых площадок, прогулочных троп, трасс (склонов, полей) для горно-лыжного, санного и других видов катания с гор и последующий уход за ними администрация ПКД осуществляет совместно с Комитетом по туризму и курортному делу Республики Северная Осетия-Алания.
В местах скопления туристов и экскурсантов, а также любителей горно-лыжного катания необходимо оборудовать помещения для обогрева, кафе, туалеты, торговые киоски и другие пункты предоставления дополнительных услуг.
1.4. Дополнительные услуги.
В зависимости от типа, месторасположения, специализации и других местных условий администрация ПКД организует предоставление платных дополнительных услуг как отдельным гражданам, так и организациям, согласно перечню, утверждаемому для каждой дороги администрацией туристского учреждения, при котором создана ПКД, Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу.
2. На ближайших к станциям опорах ПКД размещаются транспаранты, напоминающие пассажирам основные положения Правил пользования пассажирскими канатными дорогами, например: "Застегни цепочку кресла!", "Не раскачивайся, это опасно!", "Открой запорный рычаг кресла!", "Не закручивай фал бугеля на руку, это опасно!", "Сойдя с кресла, быстро отойди направо!" и т. п.
3. С помощью громкоговорящей радиотрансляции, там, где она есть, должна передаваться информация об основных положениях Правил пользования пассажирскими канатными дорогами, об основных параметрах ПКД (протяженность, пропускная способность, высота над уровнем моря станций, особенность конструкции и т.п.), о предоставляемых дополнительных услугах, рекомендации о поведении в горах, а также музыкальные программы.
4. Станции должны быть оформлены различными видами информации.
III. Подготовка и содержание пешеходных троп, горно-лыжных, санных и
других трасс и склонов
Подготовка и содержание пешеходных троп, горно-лыжных, санных и других трасс и склонов является одной из главных обязанностей администрации ПКД.
Для ухода за пешеходными тропами, горно-лыжными трассами (склонами, полями) ПКД должны иметь в необходимом количестве инвентарь и оборудование.
Опасные участки огораживаются сетками, щитами, матами и т. п.
Горно-лыжные трассы, склоны, поля оборудуются указательными, запрещающими и предупреждающими знаками и обозначаются разноцветными марками.
Марки устанавливаются в начале трасс, в местах пересечения и разветвления, а также вдоль трасс через 200-500 м. При этом простейшие трассы обозначаются марками зеленого цвета, трассы средней сложности - синего, сложные - красного, особо сложные - черного.
Соответствующим цветом линий обозначаются разные по трудности трассы на схемах.
Каждая трасса на местности и на схемах должна быть обозначена номером или иметь какое-либо название. Нумеруются и участки для учебных занятий. Номера (названия) трасс указываются на цветных марках.
Трассы могут быть оснащены в зависимости от их площади и протяженности радиотрансляцией, домиками для работников поисково-спасательного отряда.
IV. Обеспечение безопасности на трассах
1. Для выполнения профилактических работ, предупреждающих несчастные случаи среди туристов и экскурсантов, контроля за выполнением ими соответствующих правил, связанных с безопасным нахождением в горах и безопасным катанием, а также для оказания доврачебной помощи пострадавшим и доставки их к нижним станциям ПКД привлекается ПСО.
ПСО осуществляет свою работу под непосредственным руководством начальника ПСО.
Работники ПСО должны в совершенстве владеть приемами горнолыжного катания в сложных условиях, способами и приемами подготовки трасс, иметь знания по лавиноведению и основам метеорологии, уметь организовывать спасательные и поисковые работы, транспортировать пострадавших, оказывать доврачебную помощь, пользоваться средствами связи.
ПСО ежедневно открывает для катания трассы и склоны, поддерживает и при необходимости изменяет маркировку и сигналы-указатели на трассах, предупреждает о возникающих на трассах препятствиях и опасностях, по возможности устраняет их, систематически патрулирует трассы, особенно в туман, закрывает вечером трассы после личной проверки трасс путем спуска по ним. После снегопадов ПСО обеспечивает совместно с другими работниками ПКД раскатку склонов и уплотнение снега, используя для этого специальную технику и привлекая туристов-горнолыжников.
В обязанности ПСО входит поддержание лавинной безопасности на горно-лыжных трассах (склонах, полях), для чего он совместно с администрацией ПКД привлекает в необходимых случаях работников ПКД, а также специализированные организации для осмотра опасных участков и профилактического спуска снежных масс со склонов (с помощью взрывных работ, артиллерийского обстрела и других действий), раскатывания снежных склонов снегоуплотняющими машинами и лыжами.
Кроме того, ПСО следит за соблюдением туристами правил поведения на горно-лыжных и других трассах, содействует оказавшимся в затруднительном положении туристам, оказывает первую доврачебную помощь травмированным лыжникам и транспортирует их к нижней станции ПКД. В необходимых случаях оказывает помощь работникам ПКД в эвакуации пассажиров из подвижного состава.
Работники ПКД обеспечиваются необходимыми средствами радио- и телефонной связи, спасательным снаряжением, медикаментами, транспортом.
Домики для спасателей, расположенные на трассе, оснащаются необходимыми средствами телефонной и радиосвязи, спасательными санями, набором медикаментов, снаряжением для поиска в лавинах, громкоговорящими устройствами, спальными утепленными мешками или одеялами.
2. Книга отзывов и предложений.
По требованию пассажира или отдыхающего должна быть выдана книга отзывов и предложений, в которой он имеет право сделать соответствующую запись, относящуюся к работе ПКД.
Жалобы и заявления рассматриваются администрацией в установленном порядке.
Инструкция
по обеспечению безопасности туристов на туристских базах и маршрутах
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 16 апреля 2007 г. N 95)
I. Требования к руководителям туристских баз и пассажирских
канатных дорог
Одним из основных требований к руководителям туристских баз и пассажирских канатных дорог является обеспечение безопасности туристов на пешеходных, водных, горных и лыжных маршрутах и туристских горно-лыжных трассах.
В целях обеспечения безопасности руководители туристских хозяйств обязаны:
1. Обеспечить в предсезонный период тщательный подбор квалифицированных инструкторов на туристские базы, проводить с ними изучение техники туризма, трасс маршрутов, мест привалов, биваков и ночлегов, особенностей природных условий района, способов безопасного преодоления препятствий на трассах маршрутов. Обучить инструкторов проведению поисково-спасательных и транспортировочных работ, оказанию первой медицинской помощи.
2. Производить проверку и подготовку трасс туристских походов, прогулок и экскурсий для безопасного прохождения туристами, проводя эту работу как перед сезоном, так и во время сезона, особенно после ливней, продолжительных дождей, штормовых ветров, снегопадов и других стихийных явлений.
3. На маршрутах массового прохождения туристов в районе расположения туристской базы осуществить маркировку трасс этих маршрутов. На участках пути, где отклонение от трасс маршрутов может повлечь за собой опасность для жизни туристов, установить предупреждающие знаки, провести своевременный ремонт переправ через реки. Обозначить указателями броды, места для купания и умывания.
4. Во вступительных беседах знакомить туристов с характером препятствий на маршрутах и условиями их преодоления. Иметь в туристских кабинетах наглядный материал, показывающий меры безопасности и предупреждения несчастных случаев, а также схемы маршрутов с указанием опасных мест.
Во время подготовки к походам проводить специальные беседы о мерах безопасности и предупреждения несчастных случаев на маршрутах, об оказании первой медицинской помощи, а также обучать туристов элементарным правилам и техническим приемам, гарантирующим безаварийное преодоление бродов, переправ, завалов, камнепадов и лавиноопасных участков, крутых склонов, осыпей, снежников, ледовых трещин и т. п.
5. На туристских базах, организующих походы всех категорий сложности, проводить медицинский осмотр туристов.
6. Каждой группе туристов разъяснять, что дисциплина - это необходимость соблюдения правил и режима на туристской базе и в походе. Категорически запрещать выход туристов в походы в одиночку.
7. Установить контроль за обеспечением туристов доброкачественным снаряжением и продуктами питания. Следить за состоянием туристского снаряжения и инвентаря, своевременно проводить его ремонт, стирку и дезинфекцию.
8. Перед выходом туристов на маршрут проводить инструктаж по оказанию первой медицинской помощи. Обеспечивать каждую группу походной медицинской аптечкой.
9. По получении прогноза метеослужбы о резком ухудшении погоды или в случае начавшейся непогоды (сильные туманы, снегопады, ливневые дожди, штормовая погода на водных маршрутах, резкое падение температуры или сильный порывистый ветер на зимних маршрутах) туристские группы в походы не выпускать.
Вменить в обязанность инструкторов при резком ухудшении погоды во время их нахождения с туристами на маршруте принимать необходимые меры к обеспечению безопасности, прекращать передвижение, размещать туристов в безопасных местах и по возможности возвращаться с ними на основные, промежуточные базы или в ближайшие населенные пункты.
10. Определить в районах туристских баз и маршрутов места для купания туристов, оградить их при помощи буйков на якорях и запретить заплывы дальше этой границы, вывесить правила для купающихся, организовать в этих местах дежурство лиц, умеющих плавать и знающих приемы спасения утопающих, иметь спасательные средства. О запрете купания вывешивать на берегу соответствующие знаки.
11. При проведении туристских походов по отдельным видам туризма установить следующие дополнительные требования по обеспечению безопасности:
11.1. По горным туристским маршрутам:
а) вывесить в туристских кабинетах плакаты, фотографии, рисунки и другие наглядные пособия, характеризующие формы горного рельефа, правила передвижения в горах, снаряжение туриста, применяемое в горных походах, приемы страховки в горах, организацию биваков и меры по обеспечению безопасности при проведении походов в горах;
б) перед выходом туристов в походы обучать их способам и приемам преодоления форм горного рельефа, встречающихся на маршруте. Научить туристов простейшим способам страховки и самостраховки;
в) на турбазах, расположенных в горных районах, установить порядок, при котором даже кратковременный уход туристов с территории базы может быть только по разрешению дежурного по базе.
11.2. По лыжным туристским маршрутам:
а) при подготовке туристов к путешествиям на лыжах особое внимание уделять подбору и подготовке обуви, лыжного инвентаря, а также обеспечению теплой одеждой;
б) перед выходом в лыжный поход повышенной категории сложности обязывать инструкторов проверять подготовленность каждого туриста по лыжной технике и физической подготовке, профилактике обморожения и оказанию первой медицинской помощи.
11.3. По пассажирским канатным дорогам:
а) ежедневно перед пуском канатной дороги проверять состояние туристской лыжной трассы, очищать ее от посторонних предметов;
б) после снегопада не разрешать спуск до проверки ее сотрудниками поисково-спасательного отряда;
в) обращать внимание на состояние площадок посадки и высадки туристов и установить в местах их расположения постоянное дежурство;
г) информировать туристов о начале и конце работы канатной дороги;
д) во время высокогорного спуска туристов устанавливать на трассах постоянное дежурство инструкторов;
е) на видных местах территории станции и опорах канатной дороги вывесить предупреждающие знаки, правила пользования и поведения туристов на дорогах;
ж) установить на верхних станциях световую и звуковую сигнализации, возле них оборудовать обзорные площадки с ограждениями;
з) разработать систему и определить места установки предупреждающих знаков и указателей трасс для новичков и опытных лыжников, на крутые склоны и повороты, на лавиноопасные и камнепадные места;
и) четко указать лыжные спуски, разметить и промаркировать пешеходные спуски с верхних станций по безопасным и живописным местам;
к) обеспечить освещение трасс, работающих в вечернее время;
л) для предупреждения травматизма закрыть стволы деревьев, находящихся вблизи трасс;
м) предусмотреть системы ограждения на крутых поворотах склонов.
II. Ответственность за обеспечение безопасности туристов
Ответственность за обеспечение безопасности туристов на базе, пешеходных, горных и лыжных маршрутах, комплектование и обучение инструкторского состава, маркировку маршрутов и благоустройство мест биваков и переправ возлагается на руководителя туристской базы.
Старший инструктор отвечает за безопасность туристов на базе, пешеходных, горных и лыжных маршрутах и работу инструкторов с группами.
За безопасность туристов во время пешеходных, горных и лыжных походов отвечает инструктор группы.
Ответственность за обеспечение безопасности на лыжных и горнолыжных трассах несет руководитель туристской базы, а на ПКД возлагается на ее руководителя.
III. Формирование аварийного фонда
1. Аварийный фонд раскладывается по рюкзакам, которые должны храниться в полной готовности, но не связанными, т. к. перед выходом производится пополнение продовольственного запаса или закладка собственных вещей.
2. Рюкзаки закрепляются персонально за отдельными членами поисково-спасательного отряда, о чем к каждому прикрепляется деревянная бирка (размер 3x5 см) с указанием фамилии спасателя. На рюкзак врача, где помещается аптечка, нашивается знак красного креста.
3. Каждый член поисково-спасательного отряда обязан примерить все предметы снаряжения, а высокогорные ботинки прожировать и разносить в течение трех - пяти дней, после чего заложить в рюкзак.
4. В рюкзак начальника поисково-спасательного отряда вкладываются компас и бинокль, в рюкзак врача отряда - аптечка, термос и эмалированная кружка. Прочие вещи распределяются по рюкзакам сотрудников отряда начальником поисково-спасательного отряда.
5. Продукты закладываются только непортящиеся, наиболее калорийные и компактные. Все сыпучие продукты (соль, перец, крупа, сахар и т. п.) должны быть упакованы в мешочки из материи. Закладка продуктов в стеклянной таре категорически воспрещается. Вместо хлеба закладываются сухари или хрустящие хлебцы, галеты, печенье и т. д.
6. Аварийный фонд должен храниться в отдельном помещении (под замком и пломбой), куда по сигналу тревоги доступ возможен независимо от кладовщика. Для этого второй ключ от замка вывешивается в специальном ящике (коробочке), передняя стенка которого наглухо застеклена. Взять ключ можно, только разбив стекло, о чем делается запись в журнале вскрытия помещения. На дверях помещения должны находиться настоящие Правила и Табель снаряжения.
IV. Порядок постановки на учет (снятия с учета) туристской группы в
Комитете Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному
делу, поисково-спасательном отряде Комитета Республики Северная
Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
1. Не позднее чем за 15 дней до выхода на маршрут в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и поисково-спасательный отряд Комитета Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ПСО) подается заявка на проведение туристского мероприятия. В заявке приводятся сведения о планируемом количестве туристов в группе, их гражданстве, фамилия, имя, отчество руководителя туристской группы (гида-проводника), название, адрес и телефоны туристской организации, сроки начала и окончания мероприятия, трасса маршрута с указанием начального, конечного и промежуточных пунктов маршрута. Полученное сообщение вносится в журнал учета туристских групп.
Примерная форма сообщения приведена в приложении к настоящей Инструкции.
2. Не позднее срока начала мероприятия в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО направляется телеграмма, подтверждающая фактический выход группы на маршрут. В телеграмме также указываются сведения об изменении состава участников, маршрута и сроков проведения.
3. Непосредственно после выхода группы с маршрута, но не позднее установленного в сообщении контрольного срока в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО подается телеграмма об окончании туристского мероприятия.
4. ПСО в зависимости от количества туристов, степени потенциальной опасности маршрута и других факторов определяет состав сил и средств постоянной готовности, а также порядок ведения информационного обмена с находящимися на маршруте туристами.
5. При возникновении бедствия на маршруте, чрезвычайного происшествия с туристами туристские организации и туристы обязаны принять меры по спасению пострадавших, организовав спасательные работы собственными силами, и направить сообщение о происшествии в Комитет Республики Северная Осетия-Алания по туризму и курортному делу и ПСО.
6. При получении сигнала бедствия или истечении контрольного срока возвращения туристов начальник ПСО:
силами ПСО, в зону ответственности которых входит район маршрута (совершения путешествия), организует поисково-спасательные работы, исходя из возможностей ПСО;
привлекает к участию в спасательных и транспортировочных работах необходимое количество спасателей, альпинистов, туристов, совершающих походы (восхождения) в данном районе, а также необходимый транспорт, дополнительные средства и снаряжение;
в случае недостаточности сил и средств обращается за помощью в Северо-Осетинский поисково-спасательный отряд МЧС России, органы местного самоуправления, иные организации;
осуществляет координацию деятельности всех организаций по проведению поисково-спасательных работ и оказанию помощи туристам, терпящим бедствие.
7. Оплата проведенных поисково-спасательных работ осуществляется за счет следующих источников финансирования:
средств туристских организаций по договорам обслуживания с ПСО, заключаемым на период проведения тура, путешествия либо на долгосрочный период;
страховых средств по договорам страхования туристских организаций (туристов);
общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан;
средств федерального, республиканского и местного бюджетов, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение деятельности ПСО в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 апреля 2007 г. N 95 "О правилах безопасности при организации и проведении туристских походов, экскурсий и путешествий на территории Республики Северная Осетия-Алания"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2019 г. N 369 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 октября 2019 г.