2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания, Комитету топлива и энергетики Республики Северная Осетия-лания,# Комитету Республики Северная Осетия-Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов организовать работу по привлечению инвестиций в строительство объектов.
3. Поручить органам исполнительной власти республики, рекомендовать администрации местного самоуправления Ирафского района производить оформление земельных участков под строительство гидроэлектростанций на реке Урух в соответствии с утвержденной Концепцией.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.Ш. Дзантиева.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания |
Н. Хлынцов |
Концепция
использования гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 13 июня 2007 г. N 146)
Бассейн реки Урух ввиду стабильного расхода воды, возможностей для создания регулирующих емкостей, наличия больших уклонов и высокой удельной мощности водотока содержит гидроэнергетический потенциал, равный 2850 млн. кВт/часов электроэнергии, что в 1,4 раза превышает годовой уровень ее потребления в Республике Северная Осетия-Алания.
Максимальное использование имеющегося гидроэнергетического потенциала в интересах республики - основная цель, преследуемая настоящей Концепцией.
Данной Концепцией предусматривается строительство малых ГЭС суммарной установленной мощностью около 240 мегаватт со среднегодовой выработкой электроэнергии 980 млн. кВт/часов в год, что на половину сократит имеющийся дефицит в производстве собственной электроэнергии на территории республики.
На основе анализа природно-хозяйственных условий, выполненного с использованием топографических, геологических и гидрологических материалов, предварительных проектных проработок и проведенного рекогносцировочного обследования бассейна верховьев реки Урух, были рассмотрены 24 потенциальных створа, расположенных как непосредственно в русле реки Урух, так и на ее притоках: Танадон, Караугом, Билягидон и Айгамуга. В ходе детального обследования русла рек и оценки рельефа местности, уточнения материалов по геодезии, картографии и геологии было выбрано 17 створов для размещения гидротехнических сооружений МГЭС.
Проектный замысел сооружений построен на использовании следующих факторов:
расход воды (куб. м/с);
использование участков водотоков с перепадом уровней более 20 м/км;
расположение створов в относительно доступных местах, которые позволят организовать подъезды к гидротехническим сооружениям;
минимизация влияния МГЭС на окружающую природную среду и исключение рисков техногенных опасностей.
Исходя из этих факторов, разработчиками предполагается рассмотреть строительство 17 малых ГЭС установленной мощностью около 240 мВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 980 млн. кВтч:
пять гидроэлектростанций на основном створе реки Урух;
два гидроузла на реке Танадон;
три гидроузла на реке Караугом;
четыре гидроузла на реке Билягидон;
три гидроузла на реке Айгамуга.
Месторасположение каждой ГЭС определялось рельефом местности с учетом условий получения наибольшего напора при наименьших объемах общестроительных работ, максимально возможного использования гидроэнергетического потенциала выбранного участка реки и минимизации капитальных вложений.
Проведенные финансово-экономические расчеты в работе "Схема и концепция использования гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух" показывают высокую эффективность строительства МГЭС. Из анализа сводных технико-экономических и финансовых показателей по гидроузлам, предусмотренным к строительству в верховьях бассейна реки Урух, следует:
себестоимость выработки электроэнергии отдельными МГЭС изменяется от 0,11 до 0,24 рубля за 1 кВтч, что является хорошим показателем для малых гидроэлектростанций и ниже себестоимости электроэнергии, производимой МГЭС в ряде государств зарубежья;
срок окупаемости капитальных вложений соответствует нормативам для объектов электроэнергетики;
значительную часть годовых издержек составляют амортизационные отчисления, а не производственные расходы.
Необходимые капитальные вложения, сроки окупаемости инвестиций по каждой ГЭС приведены в таблице.
N п/п |
Наименование МГЭС |
Капвложения, млн. руб. |
Срок окупаемости инвестиций, лет | ||||
расчетные | рисковые | простой | дисконтированный | ||||
расчетный | рисковый | расчетный | рисковый | ||||
1 | Харвеская | 93,5 | 102,85 | 2,1 | - | - | |
2 | Водопадная | 244,8 | 269,28 | 4,2 | 4,2 | 5,4 | 6,1 |
3 | Танадон | 107,5 | 118,25 | 6,8 | 7,6 | 10,2 | 12,1 |
4 | Кубусская | 955,4 | 1050,94 | 6,9 | 7,7 | 10,4 | 12,3 |
5 | Стур-Дигора | 569,3 | 626,23 | 5,6 | 6,2 | 7,8 | 9,0 |
6 | Караугомская | 555,7 | 611,27 | 5,2 | 5,7 | 6,9 | 7,9 |
7 | Бартуидонская | 168,7 | 185,57 | 5,2 | 5,7 | 6,9 | 8,0 |
8 | Дзинагская | 566,9 | 623,59 | 5,3 | 5,9 | 7,2 | 8,2 |
9 | Билягидон-1 | 96,9 | 106,59 | 6,5 | 7,2 | 9,5 | 11,2 |
10 | Билягидон-2 | 134,0 | 147,4 | 6,2 | 6,9 | 8,8 | 9,7 |
11 | Билягидон-3 | 281,7 | 309,87 | 9,2 | 10,3 | 17,4 | 22,6 |
12 | Ахсауская | 393,0 | 432,3 | 6,2 | 6,9 | 9 | 10,5 |
13 | Фаснальская | 341,8 | 375,98 | 12,8 | 14,4 | - | - |
14 | Айгамуга-1 | 375,0 | 412,5 | 6,4 | 7,1 | 9,2 | 10,8 |
15 | Айгамуга-2 | 244,4 | 268,84 | 7 | 7,8 | 10,7 | 12,7 |
16 | Мацута | 1449,0 | 1 593,9 | 6,5 | 7,3 | 9,6 | 11,3 |
17 | Дигорская | 1987,8 | 2186,58 | 5,6 | 6,2 | 7,7 | 8,9 |
С точки зрения экологии при разработке проекта "Схема и концепция использования гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух" были учтены требования Федерального закона "Об охране окружающей среды", Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, Руководства по определению ОВОС. Забор воды из реки Урух и ее притоков не превышает допустимых пределов. Минимальные санитарные попуски на реке Урух и ее притоках достаточны для обеспечения воспроизводства и поддержания существующей ихтиофауны. Отработанная в агрегатах вода возвращается в реку без изменения качества. Не предусматривается затопление сельскохозяйственных земель. После проведения строительно-монтажных работ проводится рекультивация земель. В проектах будут предусматриваться защитные сооружения.
Строительство гидроэлектростанций в Ирафском районе Республики Северная Осетия-Алания окажет значительное влияние на развитие всего хозяйственного комплекса республики, будет способствовать быстрой и качественной перестройке условий жизни местного населения, воспитанию специалистов-энергетиков и гидростроителей, создаст благоприятные условия для реализации программы строительства туристических комплексов, альпинистских лагерей, баз отдыха. Осуществление данной программы в значительной степени повысит устойчивость и экономичность схемы электроснабжения потребителей, обеспечит энергетическую безопасность республики и возможность устойчивого развития горного отгонного животноводства и аграрно-промышленного комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 июня 2007 г. N 146 "Об использовании гидроэнергетического потенциала бассейна реки Урух"
Текст постановления официально опубликован не был