Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Чуфистова И.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2020 года административное дело N2а-2938/20 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2020 года по административному исковому заявлению К.В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 09 октября 2019 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца К.В.А, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Корниловой Е.С, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2019 года сроком до 31 декабря 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.В.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, изложенное в уведомлении от 09 октября 2019 года N.., об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права К.В.А. просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии устранить допущенное нарушение путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в соответствии с заявлением N... о государственном учете изменений объекта недвижимости (л.д. 4-6).
В обоснование заявленных требований К.В.А. указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Решением Межведомственной комиссии администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 20 сентября 2013 года N... согласован проект перепланировки указанной квартиры. Актом о завершении перепланировки и (или) переустройства жилого помещения от 15 мая 2019 года, утвержденном заместителем главы администрации Центрального района Санкт-Петербурга, квартира была принята приемочной комиссией администрации Центрального района Санкт-Петербурга. После приемки работ в отношении квартиры были проведены работы по ее технической инвентаризации, составлен технический план; административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, предоставив все документы, однако, административным ответчиком 09 октября 2019 года было вынесено решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с тем, что заявителем в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно при сопоставлении сведений технического плана и проекта перепланировки было выявлено несоответствие выполненных работ указанному проекту: разночтения в части помещения 4 технического плана и части помещения 1 помещения перепланировки (наличие углублений в капитальной стене), разночтения в части помещения 1 технического плана и в части помещения 4 проекта (оконно-дверного блока).
По мнению административного истца, решение является незаконным, поскольку все необходимые документы для осуществления государственного кадастра учета изменений объекта недвижимости им были представлены административному ответчику; вопросы соответствия выполненных работ согласованному проекту не входят в компетенцию государственного регистратора и были проверены приемочной комиссией, какие-либо нарушения при выполнении работ им не были допущены.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 09 октября 2019 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - квартиры "адрес"; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии возложена обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - квартиры "адрес" на основании заявления К.В.А. от 28 июня 2019 года при предоставлении им пакета документов (л.д. 149-157).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что судом не дана надлежащая оценка разночтениям, выявленным при проведении экспертизы предоставленных на государственный кадастровый учет изменений документов, из которых следовало, что имеются разночтения: в ч.п. 4 технического плана и ч.п. 1 проекта планировки - наличие углубления в капитальной стене (ниши); в ч.п.1 технического плана и ч.п. 4 проекта планировки - оконно-дверной блок; административным истцом не представлено документов, обосновывающих указанные расхождения; К.В.А. был представлен неполный комплект документов, а именно не было представлено приложение к плану перепланировке в виде листов АС-5 и АС-6 (л.д. 176-178).
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
К.В.А. является с 26 мая 2012 года собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 7, 81-83).
20 сентября 2013 года решением администрации Центрального района Санкт-Петербурга N... К.В.А. согласован проект перепланировка указанной квартиры в соответствии с представленным планом перепланировки (л.д. 68-69).
14 июня 2017 года, после перепланировки квартиры, расположенной по адресу: "адрес", ПИБ Центрального района ГУП "ГУИОН" был составлен план и ведомость помещений и их площадей для предоставления в межведомственную комиссию администрации Центрального района Санкт-Петербурга (л.д. 14-16).
15 мая 2019 года приемочной комиссией администрации Центрального района Санкт-Петербурга составлен акт о завершении перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому установлено соответствие проектных решений ранее согласованному проекту (л.д. 63-64).
10 июня 2019 года ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района Санкт-Петербурга составлен технический паспорт на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в котором указано, что в помещении N... на стене, противоположной от окна, имеется ниша глубинной 0, 28 м и шириной 1, 35 м (л.д. 85-86).
17 июня 2019 года кадастровым инженером Д.Л.Ю. составлен технический план квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в котором также указано, что в помещении N... на стене, противоположной от окна, имеется ниша глубинной 0, 28 м и шириной 1, 35 м (л.д. 85-86).
28 июня 2019 года К.В.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о государственном кадастровом учете изменений технических характеристик квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в связи с произведенной перепланировкой (л.д. 59-61).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 09 июля 2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений приостановлено до 09 октября 2019 года по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно несоответствие графической части технического плана, документу на основании которых она оформлена, поскольку при сопоставлении графических сведений технического плана и проекта перепланировки, выявлено несоответствие выполненных работ указанному проекту, а именно разночтения в ч.п. 4 технического плана и ч.п. 1 проекта (наличие углубления в стене) и разночтения в ч.п. 1 технического плана и ч.п. 4 проекта (оконно-дверной блок) (л.д. 75-77).
09 октября 2019 года решением государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и неустранением причин, послуживших причиной приостановления государственной регистрации (л.д. 19-21).
Суд, удовлетворяя требования административного иска, пришел к выводу о том, что все произведенные в объекте недвижимости работы были согласованы в установленном законом порядке, соответствие выполненных работ согласованной проектной документации было проверено МВК Центрального района Санкт-Петербурга, о чем был оформлен акт приемочной комиссии. Каких-либо доказательств, что технический план содержит сведения, противоречащие сведениям, указанным в акте о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения, административным ответчиком не представлено. При этом устройство новых перегородок и демонтаж старых, является согласованным видом работ.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Порядок и основания государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также требования к документам, представляемым для осуществления действий по государственному кадастровому учету, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо и не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункты 2, 5 части 1 статьи 26 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основанием государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, который в соответствии с частью 1 статьи 24 названного Федерального закона представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Из материалов дела следует, что при обращении в регистрирующий орган К.В.А. представил документы о перепланировке квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; акт от 15 мая 2019 года приемочной комиссией администрации Центрального района Санкт-Петербурга; технический паспорт на квартиру, составленный ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района от 10 июня 2019 года; технический план квартиры, составленный 17 июня 2019 года кадастровым инженером Д.Л.Ю. (л.д.59-80, 85-143).
Согласно паспорту на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", составленному ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района от 10 апреля 2012 года, указанная квартира расположена на 4 этаже, жилой площадью 52, 2 кв.м, общей площадью 77, 6 кв.м.; состоит из трех комнат (18, 7 +14, 1 +19, 4 кв.м.), коридора (10, 2 кв.м.), кухни (9, 5 кв.м.), 4-х шкафов (0, 2 +0, 2 +0, 3 + 0, 3 кв.м.), туалета (1, 5 кв.м.), ванной (3, 2 кв.м), ниши в капитальных стенах не имеется (л.д.116-117).
Согласно паспорту на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", составленному ГУП "ГУИОН" - ПИБ Центрального района от 10 июня 2019 года, указанная квартира после перепланировки имеет следующие характеристики: жилая площадь 33, 7 кв.м, общая площадь 73, 2 кв.м.; состоит из двух комнат (18, 9 +14, 8 кв.м.), коридор (2, 6 кв.м.), кухня (7, 4 кв.м.), холл (20, 6 кв.м), 2 шкафа (1, 1 +1, 6 кв.м.), совмещенный санузел (6, 2 кв.м; в помещении N4 (холл) имеется ниша длиной 1, 35 м и глубиной 0, 28 м (л.д.85-86).
Проектом перепланировки указанной квартиры, согласованным 20 сентября 2013 года решением администрации Центрального района Санкт-Петербурга N.., устройство ниши не предусмотрено.
В акте приемочной комиссии администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 15 мая 2019 года указано, что соответствие проектных решений ранее согласованному проекту установлено визуальным осмотром жилого помещения, его границ и оборудования, без освидетельствования скрытых работ (л.д. 63-64).
Объяснения административного истца о том, что ниша в капитальной стене была обнаружена при производстве работ, в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации документально не подтверждены и опровергаются паспортом на квартиру от 10 апреля 2012 года (л.д.116-117).
Обозначения оконно-балконного блока в помещении N1 (комната площадью 14, 8 кв.м после перепланировки), указанные в паспорте на квартиру от 10 июня 2019 года и в техническом плане квартиры, составленном 17 июня 2019 года кадастровым инженером Д.Л.Ю, и в помещении N2 (18, 7 кв.м до перепланировки), указанные в паспорте на квартиру от 10 апреля 2012 года, различны (л.д.71-74, 85-86, 87-93, 116-117).
При таких обстоятельствах, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу правомерно было принято решение о приостановлении заявленных действий в отношении указанного помещения.
Согласно статье 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, последствием не устранения причин, по которым процедура проведения кадастрового учета была приостановлена, является принятие регистрирующим органом решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Учитывая, что административным истцом в течение срока приостановления государственного кадастрового учета не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, то Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу правомерно принято решение об отказе в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного
Таких обстоятельств по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, административный иск К.В.А. не подлежит удовлетворению, а решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2020 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления К.В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 09 октября 2019 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и обязании устранить допущенные нарушения отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинского районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.