Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 7 июля 2008 г. N 152
"Об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в Республике Северная Осетия-Алания"
Во исполнение федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации и организации проведения работ по их ликвидации Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2014 г. N 37-РЗ "О профессиональных аварийно-спасательных службах Республики Северная Осетия-Алания, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Северная Осетия-Алания и гарантиях спасателям"
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в Республике Северная Осетия-Алания.
2. Поручить руководителям республиканских органов исполнительной власти, рекомендовать главам муниципальных образований, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организовать заблаговременную и целенаправленную подготовку органов управления аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к возможным действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 сентября 1997 года N 225 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Северная Осетия-Алания".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Дзансолова Е.Г.
Председатель Правительства Республики |
Н.Хлынцов |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 7 июля 2008 г. N 152
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных работ
в Республике Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее -АСДНР) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и звеньев ТП РСЧС муниципальных образований и организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня ТП РСЧС. При недостаточности сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (руководитель) привлекает силы и средства участников взаимодействия.
2. Аварийно-спасательные работы в учреждениях, на предприятиях и территориях, подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях:
спасения жизни людей и сохранения их здоровья;
снижения размеров материальных потерь и ущерба окружающей природной среде;
локализации зон чрезвычайных ситуаций и прекращения воздействия опасных факторов.
3. Одновременно с аварийно-спасательными работами организуются и проводятся другие неотложные работы, которые включают:
прокладку путей колоннам в завалах и в зоне чрезвычайной ситуации;
укрепление или обрушение зданий, угрожающих обвалом;
ремонт и восстановление поврежденных или разрушенных линий связи, коммунально-технических и энергетических сетей для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся взрывоопасных предметов.
II. Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
4. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), как правило, включает три этапа.
4.1. На первом этапе предусматривают:
проведение разведки и рекогносцировки объекта (территории);
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях, прекращение воздействия аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) в целях обеспечения безопасных условий проведения аварийно-спасательных работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших, оказанию им первой медицинской помощи и выводу (выносу) их в безопасное место;
эвакуацию (отселение) населения из зоны чрезвычайной ситуации.
4.2. На втором этапе предусматривают:
выдвижение и ввод основных сил и средств на объект (территорию); непосредственное проведение АСДНР;
всестороннее обеспечение действий сил в зоне чрезвычайной ситуации; жизнеобеспечение пострадавшего и эвакуированного (отселенного) населения в местах эвакуации (отселения).
4.3. На третьем этапе предусматривают:
вывод сил и средств после завершения работ и возвращение их в места постоянной дислокации;
проведение дегазационных работ и работ по ремонту техники и оборудования (при необходимости);
возвращение эвакуируемого населения в места постоянного проживания;
принятие мер по решению социальных и материальных проблем пострадавших.
5. Основными принципами деятельности всех аварийно-спасательных служб и формирований должны являться:
принцип, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства при проведении аварийно-спасательных работ;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на проведение работ по их локализации и ликвидации.
6. Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:
а) заблаговременной и целенаправленной подготовкой органов управления, поисковых и аварийно-спасательных формирований к возможным действиям на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирования возможной обстановки;
б) оперативным реагированием на возникновение чрезвычайных ситуаций;
в) организацией и проведением эффективной разведки и развертыванием системы управления;
г) всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованных решений на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
д) созданием и наращиванием необходимой группировки сил, организованным вводом ее на участки и объекты работ, ведением согласованных действий по спасению пострадавших и локализации вторичных источников поражения;
е) непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ до полного их завершения;
ж) применением эффективных способов и технологий ведения работ, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей спасательных подразделений;
з) непрерывным и устойчивым управлением действиями аварийно-спасательных формирований и служб, поддержанием устойчивого взаимодействия между ними;
и) неуклонным выполнением спасателями требований охраны труда и безопасности ведения работ применительно к характеру работ, сложившейся обстановке, организацией эффективного медицинского обеспечения, в том числе санитарно-эпидемических мероприятий;
к) своевременной сменой подразделений, исходя из условий ведения работ, с целью восстановления их работоспособности;
л) организацией всестороннего обеспечения ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечения и психологической помощи спасателям и пострадавшим.
III. Технология проведения АСДНР
7. До ввода аварийно-спасательных сил и средств на объект (территорию) проводится общая и специальная разведка в зоне чрезвычайной ситуации, которая включает наземную, воздушную, водную, радиационную, химическую, инженерную, медицинскую, бактериологическую, биологическую, ветеринарную и др. виды разведки.
Общая разведка проводится для определения общего характера и ориентировочного объема разрушений и поражений в зоне чрезвычайной ситуации.
Специальная разведка проводится в целях получения более полных и точных сведений о состоянии людей, о характере разрушения зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического комплекса, о заваленных защитных сооружениях и наиболее безопасных путях подхода к объектам работ.
8. Для получения сведений привлекаются силы и средства разведки, определенные постановлением (распоряжением, приказом) органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администрации муниципального образования, руководителя учреждения или предприятия, а также определенные планом разведки.
Разведка проводится силами разведывательных формирований служб территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания (звена) РСЧС, звеньев объектов экономики, штатных и нештатных военизированных разведывательных формирований, а также силами поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований.
9. Разведка должна установить:
а) место возникновения чрезвычайной ситуации;
б) степень зараженности окружающей среды (воды, почвы, воздуха);
в) общую обстановку в районе аварии или предполагаемой чрезвычайной ситуации;
г) характеристику разрушения и предварительные потери;
д) состояние маршрутов для ввода сил и места расстановки аварийно-спасательной техники;
е) наличие опасных участков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (угроза возможного взрыва, обрушения конструкций, наличие электросетей, наличие АХОВ);
ж) наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов в зоне чрезвычайной ситуации и за ее пределами;
з) места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, мест отдыха и жизнеобеспечения сил, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
10. Состав разведывательных формирований устанавливается решением руководителя АСДНР в зависимости от стоящих задач, площади зоны чрезвычайной ситуации и объема предстоящих работ.
Для проведения специальной разведки привлекаются специалисты, знающие территорию объекта (местности) и особенности объекта (местности).
11. После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с целью определения объемов и способов ведения АСДНР, а также проводится расчет необходимых сил и средств.
Объект (территория) разбивается на участки проведения работ и участки по видам работ. На каждый участок назначается руководитель проведения аварийно-спасательных работ. Между руководителем АСДНР - председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) и руководителями на участках работ устанавливается устойчивая телефонная или радиосвязь.
Для обеспечения непрерывности управления силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации приводится в готовность (развертывается) подвижный пункт управления председателя КЧС и ПБ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители (начальники) объектов, руководители аварийно-спасательных работ на участках работ, командиры поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, представители служб ТП РСЧС, члены оперативной группы КЧС и ПБ.
При отсутствии времени на рекогносцировку проведение АСДНР может начинаться непосредственно после проведения разведки.
12. Технологические приемы и способы проведения АСДНР зависят от состояния объекта (территории), на котором произошла чрезвычайная ситуация, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших.
К аварийно-спасательным работам приступают только после доклада об окончании локализации аварий на газовых, энергетических и технологических сетях, прекращения воздействия АХОВ и определения средств индивидуальной защиты для личного состава поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований.
13. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является поиск и спасение пострадавших.
Поиск пострадавших проводится с использованием информации от непосредственных свидетелей, специально подготовленных и обученных собак, специального инструмента и приборов. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все работающие на данном участке.
К способам поиска пострадавших можно отнести:
а) органолептическое обследование участка работ: визуальное обследование, прочесывание, зондирование, поиск по следам, поиск с использованием транспортных средств;
б) кинологический;
в) технический (акустические, магнитомеры, тепловизоры, радиопоисковые и оптико-волоконные зонды);
г) по свидетельству очевидцев;
д) изучение отчетной и проектной документации и страхового фонда документации объекта.
14. При проведении аварийно-спасательных работ по спасению пострадавших необходимо использовать некоторые технологические приемы:
убираемые конструкции не должны приводить к уплотнению завалов, чтобы исключить поражение живых, которые могут находиться под завалами;
перед подъемом конструкций (плиты, столба, ригеля, швеллера и т.п.) проводится тщательная уборка мелкого мусора (кирпичей, обломков железобетона, досок и т.п.), находящегося на конструкции и вокруг нее;
при сборе мелкого мусора используются емкости или контейнеры, что позволяет освобождать объект работы от мусора, а не заниматься его перемещением с одного места на другое;
в целях экономии времени при проведении аварийно-спасательных работ за опасными элементами разрушенной конструкции устанавливается постоянное наблюдение.
Для подъема и перемещения конструкций максимально должен использоваться электрический, гидравлический и пневматический инструмент, а также инженерная и специальная техника. Необходимо предусматривать в составе аварийно-спасательного оборудования тросовое и веревочное оснащение с надежно закрепленными и освидетельствованными крюками и коушами.
В ходе ведения спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться паузы "минуты тишины", продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.
15. Как правило, аварийно-спасательные работы на одном участке работ проводятся одним составом спасателей от их начала до полного завершения. В сложных условиях обстановки и при невозможности выполнить данное условие организуется посменная работа спасателей, и вся информация о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ передается при смене расчетов. Смена расчетов проводится поэтапно, в соответствии с графиком.
При создании смен, по возможности, должна сохраняться организационно-штатная структура подразделения.
Продолжительность работы спасателей в смене (включая перерывы на отдых) не должна превышать 8 часов в сутки и устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести работ и условий ее выполнения.
В ночное время продолжительность работы каждой смены спасателей уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха. Организуется освещение рабочих площадок и непосредственно рабочих мест.
Каждой отработавшей смене предоставляется отдых не менее 7-8 часов, который должен обеспечивать полноценный сон.
При отрицательных температурах окружающей среды места отдыха организуются в теплых помещениях, а при жаркой погоде - в тени.
При продолжительности проведения АСДНР более шести часов проводятся мероприятия по обеспечению питанием участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации за счет средств органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администрации муниципального образования или организации, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.
Прием пищи во время проведения АСДНР организуется до начала и после окончания рабочей смены.
16. В целях сохранения жизни и поддержания здоровья людей, пострадавших от чрезвычайной ситуации, заблаговременно создаются запасы неснижаемых материально-технических средств, продовольствия и медицинского имущества для всестороннего жизнеобеспечения пострадавших.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 февраля 2005 г. N 57 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств"
Положение о резерве медицинского имущества Минздравсоцразвития РФ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и его Номенклатура и объемы утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2006 г. N 253
В зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации продолжительность периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение пострадавшего населения и участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации сил и средств (по нормам чрезвычайной ситуации), можно принять:
при чрезвычайной ситуации локального характера - 3 суток;
при чрезвычайной ситуации муниципального характера - 7 суток;
при чрезвычайной ситуации межмуниципального характера - 14-20 суток;
при чрезвычайной ситуации регионального характера - 30-40 суток.
Аварийно-спасательные работы прекращаются только по приказу (распоряжению) руководителя АСДНР (председателя КЧС и ПБ).
IV. Руководство АСДНР
17. Общее, руководство организацией и проведением АСДНР на объекте (территории) возлагается на председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации.
18. Непосредственным руководителем АСДНР является руководитель участка проведения работ, которому подчиняются все работающие на данном участке аварийно-спасательные силы и средства. Он несет ответственность за организацию проведения АСДНР и безопасность людей, участвующих в работах.
Руководитель аварийно-спасательных и других неотложных работ обязан:
а) провести комплексную разведку на месте чрезвычайной ситуации и оценить обстановку для проведения АСДНР;
б) определить штаб руководства на период проведения АСДНР;
в) привлечь необходимую строительную и специальную технику;
г) организовать взаимодействие с прокуратурой для обеспечения сбора вещественных доказательств и определения мест ограниченного доступа спасателей и техники;
д) поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
е) указать места расстановки аварийно-спасательной техники в зоне чрезвычайной ситуации;
ж) организовать развертывание пунктов сбора пострадавших и оказания медицинской помощи;
з) определить места сбора и хранения личных вещей пострадавших, обеспечить их охрану;
и) определить порядок обеспечения пострадавших предметами первой необходимости;
к) организовать комендантскую службу в зоне чрезвычайной ситуации, охрану общественного порядка и материальных ценностей;
л) непрерывно следить за изменением обстановки в ходе проведения АСДНР, принимать соответствующие решения, привлекать дополнительные силы и средства, а также организовывать их встречу и расстановку по местам и видам работ;
м) создать резерв аварийно-спасательных сил и материально-технических средств, предусмотреть посменную работу подразделений, их питание и отдых;
н) назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
о) по окончании работ лично убедиться в завершении работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
п) определить порядок убытия аварийно-спасательных служб и формирований, а также участников взаимодействия из зоны чрезвычайной ситуации.
19. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации руководитель АСДНР должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов на ведение аварийно-спасательных работ;
требуемое количество сил и средств для проведения АСДНР;
необходимость привлечения специальных сил и средств, с учетом особенности чрезвычайной ситуации.
20. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке сил и довести его до руководителей аварийно-спасательных формирований с указанием кому, куда и как производить перегруппировку.
21. В случае крайней необходимости руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
а) проведение эвакуационных мероприятий;
б) остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
в) проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
г) ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
д) разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного резерва;
е) использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ж) привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных аварийно-спасательных формирований и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
з) привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
и) принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
V. Финансирование АСДНР
22. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти республики, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств органы исполнительной власти республики не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти республики, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.
23. Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Республики Северная Осетия-Алания;
в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
24. Финансовое обеспечение функционирования ТП РСЧС всех уровней и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 июля 2008 г. N 152 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в Республике Северная Осетия-Алания"
Текст постановления официально опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" июль-август 2008 г. N 4 (Дата подписания номера в печать 29 октября 2008 г.)
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2024 г. N 199 настоящий документ признан утратившим силу с 26 апреля 2024 г.