Заявление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 14 августа 2008 г.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинское руководство вопреки своим заверениям о недопустимости использования силы при решении грузино-югоосетинской проблемы, полностью осознавая серьезность последствий, совершила вероломное нападение на Южную Осетию, допустив тем самым грубейшие нарушения норм международного права и разрушив установленный в 1992 году Дагомысским соглашением хрупкий мир:
Исходя из этого, Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания считает необходимым заявить следующее:
1. Одним из принципов международного права является принцип неприменения силы, закрепленный в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Обязанность неприменения силы носит ярко выраженный универсальный характер и распространяется на все государства. Действия грузинской стороны по своей сути являются актом агрессии, полностью подпадают под ее определение, содержащееся в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии". Более того, согласно статье 5 этого же документа никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира, которое влечет за собой международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
2. Устав Организации Объединенных Наций требует всеобщего уважения и соблюдения прав и основных свобод для всех, независимо от национальности, расы, пола, языка и религии. Бесчеловечными вооруженными актами грузинских вооруженных сил против осетинского народа были нарушены самые сокровенные права, являющиеся неотъемлемыми и неотчуждаемыми - право на жизнь и достоинство, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему его достоинство обращению. Эти права закреплены в качестве высшей ценности нормами как национального, так и международного права, в частности, в таких фундаментальных актах, как Всеобщая декларация прав человека (ст.ст. 3, 5), Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (п.1 ст.2, ст.З), Международный пакт о гражданских и политических правах (п.1 ст.6, ст.7) и др.
3. Даже в случае возникновения вооруженных конфликтов в международном праве действует ряд актов, нормы которых обязательны для исполнения конфликтующими сторонами и нацелены на ограничение бедствий в этот период: II Женевская Конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, III Гаагская Конвенция об открытии военных действий, Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и др. В соответствии с ними в случае вооруженного конфликта при всех обстоятельствах гражданское население не должно являться объектом нападений, ему должно быть гарантировано гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам национальности, расы, религии или веры, пола или любых других критериев. Больницы и транспортные средства медицинских служб, а также транспорт, используемый для перевозки больных, раненых и оказания иной медицинской помощи, не могут ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападению, но должны пользоваться покровительством и охраной сторон, находящихся в конфликте; стороны должны предпринимать все необходимые меры по обеспечению возможности подобрать больных, раненых и мертвых, оставшихся на поле боя, транспортировать их. Нападения неизбирательного характера запрещаются, в том числе и нападение путем бомбардировки любыми методами; гражданские объекты не должны являться объектом нападения; запрещается подвергать нападению или уничтожать объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, сооружения для снабжения питьевой водой и ее запасы и т.п.
4. Конституционный суд РСО-Алания обращает внимание на концепцию "законного применения вооруженной силы". Устав ООН предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). Таким образом, Российская Федерация, применяя силу, реализовала предоставленное ей право на самооборону, а также выполнила свою конституционную обязанность по обеспечению защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).
5. В связи с совершением руководителями Республики Грузия преступлений, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда, а именно геноцида в отношении осетинского народа, преступлений против человечности, военных преступлений (ст. ст. 5, 6, 7, 8 части 2 Римского статута Международного уголовного суда) и на основании статьи 14 названного международного акта Российская Федерация имеет право на обращение в Международный уголовный суд с просьбой провести расследование действий грузинских властей.
6. Принимая во внимание изложенное, Конституционный суд РСО-Алания поддерживает намерение Российской Федерации обратиться в международные судебные органы в целях установления всех обстоятельств и объективной оценки совершенного грузинским руководством злодеяния, а также привлечения к ответственности виновных лиц.
Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания |
А.Цалиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 14 августа 2008 г. О поддержании намерения Российской Федерации обратиться в международные судебные органы в целях установления всех обстоятельств и объективной оценки совершенного грузинским руководством злодеяния, а также привлечения к ответственности виновных лиц
Текст заявления официально опубликован в газете "Владикавказ" от 20 августа 2008 г. N 62 ( 629 )