Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
3.1.1# Основными целями этого направления являются:
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;
изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;
определение роли осетинского языка в национальной идентификации;
выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.
3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
определение основных принципов государственной политики в области осетинского языка, обеспечивающих создание условий для его функционирования и развития как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания, для оптимального взаимодействия русского и осетинского как государственных языков, включая изучение и творческое использование опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере языковой политики;
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие осетинского языка, законодательных актов, регулирующих использование осетинского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации, в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм осетинского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в деятельности по связям с общественностью;
разработка мер помощи при комплектовании фондов библиотек литературой на осетинском языке и специализированной литературой по осетинскому языку (словари, справочники и т.п.);
создание при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания Научно-экспертного совета по осетинскому языку;
формирование системы подготовки и переподготовки работников административного управления и общественного самоуправления для внедрения делопроизводства на осетинском языке;
создание терминологической комиссии для разработки системы делопроизводства на осетинском языке и современной учебно-научной терминологии;
создание ономастической комиссии для унификации осетинской ономастики в соответствии с принятыми международными стандартами.
3.2. Осетинский язык как национальный язык осетинского народа, основа развития его духовной и художественной культуры.
3.2.1. Основными целями этого направления являются:
максимальное приобщение населения к ценностям осетинской художественной культуры, литературы, языка;
защита ценностей литературы и фольклора;
воспитание художественного вкуса и чувства слова;
повышение уровня духовной культуры общества.
3.2.2. Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи:
подготовка и издание академических собраний сочинений классиков осетинской литературы и сборников осетинского устного народного творчества;
массовое издание лучших произведений осетинской литературы и фольклора;
внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по осетинскому языку и культуре;
поддержка творческой и научной молодежи, работающей в области осетинского языка и литературы;
проведение творческих, научных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам осетинской словесности;
улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества.
3.3. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.3.1. Целями данного направления Программы являются:
изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;
расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.
3.3.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
проведение постоянного социолингвистического мониторинга функционирования осетинского языка в его диалектных разновидностях;
расширение и углубление исследований по осетинскому языку, художественной литературе, фольклору и духовной культуре;
создание полной грамматики современного осетинского языка;
усиление нормотворческой работы в области литературного осетинского языка, разработка теоретических основ культуры осетинской речи;
подготовка и издание справочных и учебных пособий по основам речевой культуры;
проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения;
углубленная разработка вопросов осетинской диалектологии;
издание научно-популярной литературы об осетинском языке, литературе и фольклоре;
расширение лексикографических исследований, подготовка и издание массовыми тиражами различного типа и назначения словарей современного уровня;
объединение и подчинение литературоведческих и фольклорных исследований задаче монографического описания истории осетинской литературы и фольклористики;
создание комплексных банков данных по осетиноведению.
3.4. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
3.4.1. Основными целями направления являются:
воспитание бережного отношения к осетинскому языку как национальной культурной ценности, основе национального самосознания и духовности;
повышение языковой культуры населения;
разработка и внедрение модели национальной осетинской школы, способной предоставить современный уровень среднего образования на осетинском языке и одновременно обеспечить возможность эффективного обучения в высшей школе как в Российской Федерации, так и за рубежом;
обновление содержания и методов обучения осетинскому языку в русскоязычной средней общеобразовательной школе.
3.4.2. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
оценка уровня преподавания в школах Республики Северная Осетия-Алания осетинского языка и владения как родным и как неродным;
разработка программы приоритетных научных исследований в области методики преподавания осетинского языка в национальной и русскоязычной школе;
разработка новой и уточнение существующей осетинской терминологии, создание учебных терминологических систем для перевода преподавания ряда предметов в осетинской школе на родной язык;
составление и издание для осетинской школы государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебников и методических пособий нового поколения, позволяющих обеспечить высокий уровень общеобразовательной подготовки и углубленное изучение осетинского, русского и иностранного языков;
подготовка и издание серии учебников по осетинскому языку, по истории и теории осетинской литературы для образовательных учреждений всех уровней;
создание системы подготовки и переподготовки учителей-предметников, владеющих осетинской терминологией, учебно-научной речью, методикой преподавания на родном языке;
освоение новейших концепций преподавания, в первую очередь методик обучения иностранным языкам, для использования в процессе преподавания осетинского языка в русскоязычной средней школе;
усиление контроля качества преподавания осетинского языка.
Данное направление рассматривается в качестве приоритетного и предполагает полномасштабную реализацию Концепции осетинского национального образования, имеющей целью создание полноценной системы национального образования и, прежде всего, возрождение осетинской школы, способной обеспечить:
трансляцию (сохранение и развитие) национальной культуры и значимого общественно-исторического опыта;
открытость в другие культуры, интенсивный культурный обмен и поликультурный характер образования;
международный стандарт образования; современное цивилизационное развитие нации.
3.5. Осетинский язык в сфере культуры и средствах массовой информации.
3.5.1. Основными целями данного направления являются:
соблюдение норм осетинского литературного языка в средствах массовой информации;
регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в осетинском языке;
повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан;
воспитание у населения Республики Северная Осетия-Алания уважения к осетинскому языку.
3.5.2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
организация практических конференций, постоянно действующих курсов, школ, семинаров для работников средств массовой информации с целью повышения уровня владения нормами и выразительными средствами осетинского языка;
обеспечение работников средств массовой информации словарной и научно-популярной литературой по современному литературному осетинскому языку;
издание научной литературы, посвященной языку средств массовой информации;
возобновление системы теле- и радиопередач об актуальных проблемах осетинской словесности;
организация широкого обсуждения в средствах массовой информации актуальных проблем современного состояния осетинского языка.
3.6. Кадровое обеспечение реализации Программы.
3.6.1. Целями данного направления являются:
анализ потенциала и потребностей в педагогических и научно-исследовательских кадрах в области осетинского языка и литературы;
реформирование системы подготовки и переподготовки учителей осетинского языка и литературы, учителей-предметников для национальной осетинской школы и преподавателей осетинского языка для высшей школы;
совершенствование подготовки исследователей осетинского языка, литературы и фольклора, специалистов в области теории и практики художественного перевода, а также журналистов и работников средств массовой информации.
3.6.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
организация системы целевой подготовки специалистов, способных реализовать цели и задачи данной Программы;
создание системы подготовки и переподготовки учителей-предметников для осетинской национальной школы, владеющих осетинской терминологией, учебно-научной речью, методикой преподавания на осетинском языке;
разработка предложений по структуре и содержанию национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего и среднего специального образования для соответствующих учебных заведений республики, их ориентация на изучение осетинского языка, в частности, в области профессиональной специализированной осетинской терминологии и делопроизводства;
приведение содержания учебных планов и программ высшего и среднего профессионального образования в соответствие с новыми национально-региональными компонентами государственных образовательных стандартов;
разработка новых концепций и методик преподавания осетинского языка в высших и средних специальных учебных заведениях, позволяющих подготовить выпускников к использованию осетинского языка в своей производственной деятельности;
совершенствование системы подготовки высококвалифицированных педагогов-осетиноведов для высшей школы в системе аспирантуры и докторантуры;
целевое обучение кадров нового поколения исследователей осетинского языка, литературы и фольклора в ведущих научных центрах Российской Федерации и мира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.