Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 7 августа 1998 г. N 231
"О Концепции развития и реформирования здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания"
В целях улучшения и совершенствования оказания медицинской помощи населению республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития и реформирования здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (Бугаев) разработать и представить на утверждение Правительства Республики Северная Осетия-Алания план мероприятий по реализации Концепции к 1 января 1999 г.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.К. Такоева.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания |
К.Каргинов |
Концепция
развития и реформирования здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания
(утв. постановлением Правительства Республики Северная
Осетия-Алания от 7 августа 1998 г. N 231)
I. Введение
II. Основные направления развития системы здравоохранения
III. Совершенствование организации медицинской помощи
IV. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения
V. Организация здравоохранения
VI. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
VII. Государственные гарантии по предоставлению
бесплатной медицинской помощи и защита прав пациентов
VIII. Развитие медицинской науки
IX. Совершенствование медицинского образования
и кадровой политики
X. Совершенствование лекарственного обеспечения.
Гарантии в области лекарственной помощи населению
XI. Расширение социальной базы
XII. Механизмы и этапы реализации Концепции
I. Введение
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.
Размеры финансирования здравоохранения из бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем, имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.
В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения.
II. Основные направления развития системы здравоохранения
Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РСО-Алания (далее - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Основными задачами Концепции являются:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;
повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
единство медицинской науки и практики;
активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 20 процентов внутреннего валового продукта;
развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
повышение санитарной культуры и заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
III. Совершенствование организации медицинской помощи
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе всех уровней здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию системы врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:
интенсивное лечение - до 20 %;
восстановительное лечение - до 45 %;
длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 %;
медико-социальная помощь - до 15 %.
Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.
Продолжить развитие межрайонных специализированных медицинских центров.
Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.
Принять действенные меры по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
В соответствии с законодательством и целевыми программами необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Требуется повысить роль СОГМА и медколледжа во внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.
Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи на базе участковых больниц, санаторных учреждений, оздоровительных учреждений и организаций.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению рационально использовать лечебно-диагностические комплексы, ЦРБ, ТМО, развивая передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, организуя межрайонные клинико-диагностические и лечебно-восстановительные (реабилитационные) центры.
Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Причем степень участия медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
IV. Совершенствование системы финансирования
здравоохранения
Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
В этих целях необходимо:
разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;
установить порядок распределения средств обязательного медицинского страхования, направляемых для выравнивания условий финансирования государственных программ обязательного медицинского страхования в городе и районах республики;
совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги;
ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Северная Осетия-Алания бесплатной медицинской помощью;
определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств здравоохранения необходимо:
совершенствовать систему учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование;
совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, широко используя финансовый лизинг для оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием;
повысить ответственность фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности;
органам исполнительной власти и местного самоуправления, фондам обязательного медицинского страхования, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и за оказание платных услуг.
V. Организация здравоохранения
В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принять республиканские законы о государственном и муниципальном здравоохранении и частно-предпринимательской медицины в соответствии с законами Российской Федерации, что позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне.
Главными задачами организации здравоохранения на республиканском уровне следует считать:
определение стратегии развития здравоохранения в республике;
разработку и исполнение республиканских целевых программ здравоохранения;
разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;
координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;
разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом основой финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий должна стать система обязательного медицинского страхования.
Основой планирования станут республиканские программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:
республиканские целевые программы развития здравоохранения;
программы государственных гарантий по обеспечению граждан РСО-Алания бесплатной медицинской помощью.
Республиканские целевые программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.
Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на республиканском уровне должны быть утверждены медико-социальные стандарты, в том числе:
основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
нормативы подушевого финансирования здравоохранения.
В программах здравоохранения РСО-Алания по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью должны быть определены:
показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;
объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;
общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
основные направления и объемы профилактической деятельности.
Определить в РСО-Алания соотношение нормативных затрат, используемых на амбулаторное и стационарное лечение.
Программы здравоохранения РСО-Алания служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.
Органы исполнительной власти всех уровней контролируют исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.
В целях более рационального использования финансовых и материальных средств в здравоохранении республики необходимо установить, что крупнейшие инвестиционные проекты, на которые направляются бюджетные средства, подлежат обязательной экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации.
VI. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения республики.
Обеспечение эффективного функционирования службы состоит в реализации государственной программы ее развития, предусматривающей приведение организационной структуры управления, ресурсного и научного обеспечения службы, организации ее деятельности в соответствие с задачами и функциями.
Необходимо обеспечить:
усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;
внедрение новых научных разработок;
охрану территории республики от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;
реорганизацию системы гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения.
VII. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской
помощи и защита прав пациентов
Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию и других поступлений. Для этого необходимо принять программу государственных гарантий по предоставлению гражданам РСО-Алания бесплатной медицинской помощи, которая должна содержать:
1. Перечень соответствующих видов медицинской помощи.
2. Объемы медицинской помощи.
3. Территориальную базовую программу обязательного медицинского страхования как составную часть программы государственных гарантий.
4. Подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи в республике.
В целях обеспечения прав граждан на охрану здоровья требуется принятие закона о правах пациента.
VIII. Развитие медицинской науки
Документ приводится в соответствии с источником
IX. Совершенствование медицинского образования
и кадровой политики
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо разработать программу реформирования системы медицинского образования, предусматривающую сокращение подготовки медицинских работников по традиционным специальностям, пересмотр структуры подготовки специалистов в пределах компетенции. Вносить предложения в образовательные медицинские учреждения о необходимости совершенствования системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения.
Необходимо совершенствовать систему сертификации специалистов здравоохранения.
Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних.
Следует распространить практику формирования органами управления здравоохранения целевых заказов по подготовке специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
В целях реформирования здравоохранения необходимо:
совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;
устанавливать и индексировать заработную плату работников здравоохранения в размерах не ниже прожиточного минимума;
регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на основе тарифных соглашений с профессиональными медицинскими объединениями;
расширить перечень категорий работников здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности учреждений, в которых они работают, имеющих право на пенсию за выслугу лет, работающих с особым риском для своего здоровья.
В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:
разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;
организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, студентов медицинских образовательных учреждений;
проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.
X. Совершенствование лекарственного обеспечения. Гарантии
в области лекарственной помощи населению
Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.
Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг.
В целях обеспечения безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему экспертизы и государственного контроля.
Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий, в том числе льготное.
На этапе амбулаторно-поликлинического лечения:
упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
формирование в рамках государственных и муниципальных заказов списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;
формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний.
На этапе стационарного лечения:
бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в республиканских программах государственных гарантий.
В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:
осуществлять эти закупки и продажу на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;
обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств путем отбора и контроля за соблюдением стандартов;
обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети - по программам государственных гарантий.
В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:
совершенствовать механизмы государственного регулирования лекарственного обеспечения;
совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и управление фармацевтической деятельностью.
XI. Расширение социальной базы
К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развивать принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:
поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;
привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;
содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству;
создание системы подготовки работников Министерства внутренних дел РСО-Алания, Министерства РСО-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других специальных служб для первой медицинской помощи.
XII. Механизмы и этапы реализации Концепции
Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции работа по ее реализации будет выполняться в 2 этапа.
I этап (1998-2000 гг.):
Принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения и повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
В этих целях оказание медицинской помощи населению, начиная с 1998 года, будет проводиться в рамках программ государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощи. При этом размеры финансовых средств, направляемых на реализацию этих программ, должны соответствовать предусмотренным в них государственным гарантиям.
Осуществление в течение 1998-1999 г.г. структурных преобразований в отрасли. Проведение реструктуризации стационарной помощи с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений и созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Важным направлением этой работы будет являться внедрение врача общей практики.
Введение в 1998 году стандартизации медицинских услуг, регламентации обеспечения больниц и поликлиник лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.
Завершение к 1999 году работы по реорганизации и устранению дублирования в деятельности республиканских учреждений здравоохранения, в том числе ведомственных.
Разработка и утверждение в 1998-1999 годах республиканских целевых программ по борьбе с заболеваниями, передаваемыми половым путем, по развитию онкологической помощи населению, профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании.
Продолжить работу по реализации межведомственной программы по борьбе с туберкулезом и республиканских целевых программ "Сахарный диабет", "Профилактика ВИЧ-инфекций", "Медицина катастроф", "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи", "Дети Осетии".
Проведение государственных антиалкогольных мер, разработка и последующая реализация Федеральной целевой программы борьбы с курением будут способствовать снижению заболеваемости и смертности населения.
II этап (2001-2005 гг.):
Дальнейшая реализация республиканских целевых программ развития здравоохранения, внедрения в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения болезней и обеспечение населения доступной квалифицированной и специализированной медицинской помощью.
Завершение работы по структурной перестройке отрасли с учетом возможностей формирующегося частного сектора. В системе первичной медико-санитарной помощи усиливать роль врачей общей практики, повышать уровень диагностических центров, межрайонных специализированных отделений медицинской помощи. Активно внедрять передвижные формы оказания медицинской помощи населению в сельской местности.
Формирование единой информационной системы мониторинга здоровья, создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и врачами общей (семейной) практики для консультирования пациентов, повышения профессиональных знаний медицинских работников и эффективности лечебно-оздоровительного воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 1998 г. N 231 "О Концепции развития и реформирования здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания"
Текст постановления опубликован в "Собрании Законодательства Республики Северная Осетия-Алания" от 20 февраля 2004 г. N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 2 июля 2003 г. N 181