Законом Республики Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2002 г. N 22-РЗ настоящий Закон изложен в новой редакции
Закон Республики Северная Осетия-Алания
от 27 апреля 1998 г. N 3-З
"О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания"
23 августа 2000 г., 14 ноября 2002 г., 4 февраля 2005 г.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон определяет основные принципы регулирования отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр, а также отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств и иных минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Северная Осетия-Алания и проживающих на ее территории граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Северная Осетия - Алания о недропользовании
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в абзац 1 статьи 1 настоящего Закона внесены изменения
Законодательство Республики Северная Осетия - Алания о недропользовании основывается на Конституции Российском Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", иных федеральных законах, Конституции Республики Северная Осетия - Алания, и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.
Настоящий Закон действует на всей территории республики.
Законы и иные нормативные правовые акты Республики Северная Осетия - Алания, регулирующие отношения недропользования, не могут противоречить настоящему Закону.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ часть 1 статьи 2 настоящего Закона изложена в новой редакции
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Республика Северная Осетия - Алания принимает свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Статья 3. Собственность на недра
Недра в границах территории Республики Северная Осетия - Алания, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, по условиям лицензии, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности республики, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения
Статья 4. Государственный фонд недр
Государственный фонд недр Республики Северная Осетия - Алания составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах административных границ Республики Северная Осетия - Алания.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания в интересах народов, проживающих на ее территории.
Правительство Республики Северная Осетия - Алания в пределах своих полномочий утверждает государственные республиканские программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально - сырьевой базы и рационального использования недр; по представлению территориального органа управления государственным фондом недр и под контролем Парламента Республики Северная Осетия - Алания решает вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
Российской Федерацией из республиканского фонда недр могут выделяться участки (объекты федерального значения) для обеспечения государственной безопасности основ ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Pеспублики Северная Осетия - Алания в сфере регулирования отношений недропользования
К полномочиям Республики Северная Осетия - Алания в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов о недрах;
2) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально - сырьевой базы;
5) участие в разработке и реализации федеральных и региональных программ использования недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;
6) участие в совместном с Российской Федерацией определении перечня республиканских полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
См. текст пункта 7
8) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком Правительством Российской Федерации;
9) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
10) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
11) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета республики и соответствующих местных бюджетов;
12) составление республиканского баланса запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых;
13) установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр республиканского значения и строительства подземных сооружений республиканского значения;
14) защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
15) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории республики и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, республиканского и местного значения;
16) утратил силу;
См. текст пункта 16
17) контроль за использованием средств (отчислений), направляемых из бюджета Республики Северная Осетия - Алания на целевое финансирование геолого - разведочных работ;
19) участие в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр в пределах полномочий, установленных федеральными законами;
20) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношении недропользования
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношении недропользования относятся:
1) участие в разработке и реализации республиканских программ развития и использования минерально - сырьевой базы с учетом социально - экономических и экологических интересов населения территории;
2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление, в соответствии с установленным порядком, разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений 22 статьи настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
См. текст пункта 6
7) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков.
Раздел II.
Пользование недрами
Статья 7. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого - геофизические работы, геологическую съемку, инженерно - геологические изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается совмещение нескольких видов пользования недрами.
При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут, согласно лицензии, начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Статья 8. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья, недра предоставляются пользователю в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр.
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
При определении грани горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставленному в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению территориального органа управления государственным фондом недр придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
Статья 9. Ограничение пользования недрами
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей природной среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Статья 10. Пользователи недр и предоставление недр в пользование
В соответствии с федеральным законодательством пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в абзац второй статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключить договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Пользователями недр, в соответствии с федеральным законодательством, при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в наименование статьи 11 настоящего Закона внесены изменения
Статья 11. Сроки пользования участками недр
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
На определенный срок недра предоставляются в пользование:
для геологического изучения - на срок до 5 лет;
для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико - экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года;
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, для образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ часть 4 статьи 11 настоящего Закона изложена в новой редакции
Cрок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр;
Порядок продления срока пользования участками недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования недрами исчисляются с момента государственной регистрации лицензии на пользование этими участками недр.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ статья 12 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 12. Основания возникновения права пользования участками недр
Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
1) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;
2) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой включаются представители Правительства Республики Северная Осетия-Алания для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
в целях геологического изучения участков недр на территории Республики Северная Осетия-Алания;
при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
для образования особо охраняемых геологических объектов;
3) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых на территории Республики Северная Осетия-Алания по совмещенной лицензии;
4) решение Правительства Республики Северная Осетия-Алания, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
5) решение Правительства Республики Северная Осетия-Алания или его уполномоченного органа о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ статья 13 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 13. Лицензия на пользование участками недр
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 14. Утратила силу.
См. текст статьи 14
Статья 15. Утратила силу.
См. текст статьи 15
Статья 16. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ часть 1 статьи 16 настоящего Закона изложена в новой редакции
Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальным органом и Правительством Республики Северная Осетия-Алания (в части участков недр общераспространенных полезных ископаемых). Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.
Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются: научно - технический уровень программ геологического изучения и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально - экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды.
Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр, является размер разового платежа за право пользования участком недр.
В случае, если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.
Информация о предстоящих конкурсах или аукционах на право пользования участками недр, результатах проведения указанных конкурсов или аукционов должна быть опубликована в общероссийских и республиканских средствах массовой информации.
Порядок проведения и условия конкурса или аукциона на право пользования участком недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона
Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе (аукционе) либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса (аукциона);
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Статья 18. Государственная система лицензирования
Государственная система лицензирования единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую у юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:
практической реализации республиканских программ развития добывающей промышленности и минерально - сырьевой базы;
социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории республики;
равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
развитие рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранных) и защиты их права пользования недрами.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ статья 19 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 19. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования
Правительство Республики Северная Осетия-Алания в области государственной системы лицензирования участков недр, находящихся на ее территории:
1) обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Республики Северная Осетия-Алания;
2) осуществляет подготовку условий пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Республики Северная Осетия-Алания;
3) предоставляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы предложения по формированию программы лицензирования пользования участками недр, условиям проведения конкурсов и аукционов и условиям лицензий;
4) устанавливает порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
См. Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1
Статья 20. Антимонопольные требования при пользовании недрами
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
ограничение, вопреки условиям данного конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;
уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в часть 2 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения
Федеральный орган управления государственным фондом недр в соответствии с федеральным законодательством устанавливает предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Статья 21. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", другими федеральными законами и гражданским законодательством.
Статья 22. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, строительства подземных сооружений местного значения, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия - Алания.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.
Статья 23. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков
Собственники, владельцы индивидуальных земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
Статья 24. Основания для прекращения права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии,
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в пункт 8 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания, или представления недостоверной информации.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено, на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.
Статья 25. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами
В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее, чем за шесть месяцев до заявленного срока.
Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 24 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 24 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 35 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 24 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 24 настоящего Закона.
В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции условия и порядок досрочного прекращения права пользования недрами определяются указанным соглашением.
Статья 26. Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр
В случаях, если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользования соответствующим участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии и соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях.
Статья 27. Основные права и обязанности пользователя недр
Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
2) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
3) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
4) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
5) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
6) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
4) представление геологической информации в федеральный, региональный и республиканский фонды геологической информации;
5) предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Раздел III.
Рациональное использование и охрана недр
Статья 28. Рациональное использование и охрана недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутныx компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в часть 2 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Статья 29. Геолого - экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
Государственное регулирование отношений недропользования и решение задач развития минерально - сырьевой базы осуществляются с использованием геолого - экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр. Методики геолого - экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 30. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Статья 31. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пыли, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Статья 32. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр, являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
4) правильное использование взрывчатых веществ и взрывных средств, их надлежащий учет, хранение и расходование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензии на соответствующий вид деятельности.
О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ см. постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
См. Отраслевое положение о маркшейдерской службе в угольной промышленности, утвержденное приказом Минтопэнерго РФ от 2 сентября 1998 г. N 292
См. приказ Госстроя РФ от 6 сентября 2002 г. N 201 "Об утверждении Нормативов затрат на содержание профессиональной горноспасательной службы в транспортном строительстве"
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 33. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
См. Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденное постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения территориального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Статья 34. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых
Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральным органом исполнительной власти или Правительством Республики Северная Осетия - Алания в соответствии с разделением их полномочий.
Статья 35. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него федеральным законодательством и настоящим Законом.
При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июля 1999 г. N 741
Статья 36. Геологическая информация о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условии их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный, региональный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный, региональный и республиканский фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.
Должностные лица фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.
Статья 37. Государственный учет и государственная регистрация
Государственному учету и включению в региональный и республиканский реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставляемые для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляется по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения
Статья 38. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно - хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют федеральный орган управления государственным фондом недр и Правительство Республики Северная Осетия-Алания (в части общераспространенных полезных ископаемых) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета.
Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Об органах, осуществляющих указанную государственную экспертизу см. постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 210
Статья 39. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных, региональных и республиканских программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержит геолого - экономическую оценку каждого месторождения, а также включает в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Статья 40. Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки региональных и республиканских программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно - хозяйственных целях.
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, геолого - экономическую оценку каждого месторождения, а также включает в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Статья 41. Государственный баланс запасов полезных ископаемых
С целью учета состояния минерально - сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным и территориальным органами управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Статья 42. Ведение республиканского кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и республиканский баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся специально уполномоченным органом Республики Северная Осетия - Алания, территориальным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в республиканский фонд геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в указанный фонд в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 43. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.
Статья 44. Вознаграждение за выявление месторождений полезного ископаемого
Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в федеральном или территориальном органах управления государственным фондом недр. При подтверждении федеральным или территориальным органом управления государственным фондом недр ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.
Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение.
Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
См. Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1282
Раздел IV.
Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 45. Задачи государственного регулирования отношений недропользования
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально - сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу;
обеспечение развития минерально - сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории Республики Северная Осетия - Алания;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 46 настоящего Закона внесены изменения
Статья 46. Государственное управление отношениями недропользования
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Республики Северная Осетия - Алания, Правительством Республики Северная Осетия - Алания, уполномоченным органом управления республиканским фондом недр и органами государственного горного надзора.
Уполномоченный орган управления республиканским фондом недр не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Статья 47. Государственное геологическое изучение недр
В Республике Северная Осетия - Алания осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входят:
геологическое картирование территории Республики Северная Осетия - Алания;
поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с региональными и республиканскими программами;
мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов;
сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально - сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на территориальный орган управления государственным фондом недр.
Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет федерального и республиканского бюджетов и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Статья 48. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется для обеспечения соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка недропользования, законодательства, установленных стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр в республике осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
См. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 132
Статья 49. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.
Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горнотехнического надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными органами государственного контроля, профессиональными союзами.
Полномочия органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок его работы определяются Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в наименование раздела V настоящего Закона внесены изменения
Раздел V.
Платежи при пользовании недрами
Статья 50. Система платежей при пользовании недрами
В соответствии с федеральным законодательством при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Республикой Северная Осетия - Алания, на территории которой расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых между соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее в настоящей статье - разовые платежи за пользование недрами).
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.
Статья 52. Регулярные платежи за пользование недрами
1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ.
В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются с пользователей недр, осуществляющих:
1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) пользование недрами для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
4) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
5) разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.
2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной части лицензионного участка.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ абзац 3 пункта 2 статьи 52 настоящего Закона изложен в новой редакции
Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным, органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.
4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 53. Плата за геологическую информацию о недрах
За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр взимается плата.
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
См. постановление Правительства РФ от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах"
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ статья 53 настоящего Закона дополнена абзацем третьим
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается в соглашении о разделе продукции.
Положения настоящей статьи не распространяются на геологическую информацию о недрах, полученную недропользователями за счет собственных средств.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ в статью 54 настоящего Закона внесены изменения
Статья 54. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
Раздел VI.
Ответственность за нарушение настоящего закона
Статья 55. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона Российской Федерации "О недрах" и настоящего Закона, являются недействительными.
Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям не предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом;
нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
самовольном пользовании недрами;
выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;
нарушении федерального законодательства и настоящего Закона, нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, не пригодное для эксплуатации;
нарушении прав собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;
систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения настоящего Закона.
Статья 56. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством.
Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
2) обжалование решений органов государственной власти, противоречащих Закону Российской Федерации "О недрах" и настоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
3) обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих федеральному законодательству и настоящему Закону;
4) обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
По взаимной договоренности сторон имущественные споры, связанные с пользованием недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции разрешаются согласно условиям указанных соглашений.
Статья 57. Возмещение причиненного вреда
Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов.
Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр.
Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, в случае, если участок недр не передан в пользование.
Размер вреда определяется территориальным органом управления государственным фондом недр.
Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, в республиканский бюджет и в местные бюджеты.
Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
Президент Республики
Северная Осетия-Алания |
А.Дзасохов |
27 апреля 1998 г.
N 3-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 апреля 1998 г. N 3-З "О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 1 ноября 2023 г. N 64-РЗ
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2023 г.
Подпункты "а" и "б" пункта 4, подпункт "б" пункта 6, пункты 10 и 11, абзац четвертый подпункта "а" и абзацы четвертый и седьмой подпункта "б" пункта 12 и пункт 18 статьи 1 названного Закона вступают в силу с 1 марта 2024 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 декабря 2022 г. N 78-РЗ
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2022 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2021 г. N 80-РЗ
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2021 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2020 г. N 84-РЗ
Изменения вступают в силу с 3 декабря 2020 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 7 декабря 2018 г. N 97-РЗ
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2018 г., за исключением абзацев второго и третьего пункта 2, абзаца тринадцатого пункта 10, абзаца третьего пункта 13 и пункта 15 статьи 1 Закона, которые вступают в силу с 1 января 2019 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2012 г. N 32-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 13 января 2010 г. N 3-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18 апреля 2007 г. N 13-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 мая 2006 г. N 28-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2005 г. N 4-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования вышеназванного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2002 г. N 22-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2000 г. N 13-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования вышеназванного Закона