Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Морозковой Е.Е. и Стаховой Т.М.
при секретаре Карасевой Е.Д.
с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-205/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Парус" о признании недействующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 6 июня 2017 года N199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" по апелляционным жалобам ООО "Парус", Правительства Ленинградской области, по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Ленинградского областного суда от 5 октября 2020 года об удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, представителя ООО "Парус" Кушнарева С.Ф, представителя Правительства Ленинградской области Савченко О.А, представителя Комитета по жилищно-коммунальному строительству Ленинградской области Юрину Е.А, прокурора, судебная коллегия
установила:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N1498 Правительством Ленинградской области 6 июня 2017 года принято постановление N199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" (далее - постановление от 6 июня 2017 года N199).
Нормативы, являющиеся приложением к названному постановлению, дифференцированно определяют нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме:
для многоквартирных домов с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением;
для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением;
для многоквартирных домов без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованных раковинами, мойками и унитазами;
для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Примечанием 2 Нормативов предусмотрено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для категорий жилых помещений 1 - 3 принимается равным 0, для категории жилых помещений 4 не устанавливается в связи с отсутствием централизованного водоотведения.
Постановление от 6 июня 2017 года N199 размещено на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области и на официальном интернет-портале правовой информации 13 июня 2017 года
В настоящее время оспариваемое постановление действует в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 3 августа 2020 года N534, которым изменено приложение к постановлению. Согласно примечанию 2 Нормативов в соответствии с частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы потребления холодной воды, горячей воды, нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества.
ООО "Парус" является управляющей организацией, абонентом в договорах холодного водоснабжения, водоотведения, исполнителем по договору холодного водоснабжения и водоотведения в отношении жилых объектов, обслуживаемых по договору управления.
ООО "Парус" обратилось в суд с административным иском о признании примечания 2 приложения к постановлению от 6 июня 2017 года N199 в части недействующим как противоречащего части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 29 Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, указывая, что осуществляет управление расположенными на территории Ленинградской области многоквартирными домами, оборудованными системами горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, покупку и оплату коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах; примечанием 2 установлен нулевой норматив отведения сточных вод, что не позволяет производить начисление собственникам платы за коммунальный ресурс водоотведения и ставит ООО "Парус" в невыгодное положение.
Решением Ленинградского областного суда от 5 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены, пункт 2 примечания к приложению постановления Правительства Ленинградской области от 6 июня 2016 года N199 признан недействующим в части определения норматива потребления сточных вод, равным 0, с момента вступления решения суда в законную силу.
С Правительства Ленинградской области в пользу ООО "Парус" взысканы расходы на оплату государственной пошлины 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе истец ООО "Парус" просит решение суда изменить в части даты, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта признано недействующим, признать его недействующим со дня принятия, указывая, что признание недействующим уже отмененного нормативного правового акта с момента вступления в законную силу решения суда и невозможность применить его к правоотношениям, когда права ООО "Парус" были нарушены, противоречит задачам административного судопроизводства и не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца. ООО "Парус" на протяжении периода действия нормативного правового акта несло убытки в виде разницы в стоимости коммунального ресурса, оплаченного в пользу ресурсоснабжающей организации, и выставляемой к оплате собственникам помещений.
Ответчик Правительство Ленинградской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать; указывает, что в силу пунктов 4(1), 10 Правил установления и определения нормативов, подпункта "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов необходимо учитывать фактическую возможность предоставления соответствующего коммунального ресурса. Из представленных истцом документов не следует, что в жилых домах, находящихся в управлении ООО "Парус", фактически предоставляется услуга по отведению воды в местах общего пользования. Абзац 3 пункта 29 Правил, примененный судом, содержит общее правило и не может толковаться как обязывающий во всех случаях установить норматив отведения сточных вод независимо от наличия ресурсопотребляющего оборудования и устройств.
Прокурор, участвующий в деле, в апелляционном представлении просит решение суда отменить в части определения момента, с которого постановление признается недействующим, вынести новое решение; указывает на неподтвержденность стороной истца факта наличия на территории Ленинградской области, в границах обслуживаемой истцом территории, объектов жилого фонда, к которым может быть применен оспариваемый нормативный правовой акт, на условия заключенного ООО "Парус" 10 декабря 2018 года договора водоотведения, в котором ориентировочный объем водоотведения определен, как "0", на отсутствие доказательств оказания истцом услуг в помещениях, относящихся к общему имуществу, с подключением к централизованной системе водоотведения, доказательств несения убытков, на неправильное распределение судом первой инстанции бремени доказывания юридически значимых обстоятельств, а также на то, что судом при определении момента, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, не учтено, что приложение к постановлению от 6 июня 2017 года N199 изменено и введена в действие новая редакция примечаний.
Истцом, заинтересованным лицом Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области представлены отзывы на апелляционные жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 9.1. статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3);
норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 2).
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 Правил N306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 Правил N306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно позиции административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции оспариваемый норматив отведения сточных вод с цифровым значением "0" установлен в связи с тем, что конструктивные особенности многоквартирных домов Ленинградской области не позволяли предоставить услугу по отведению сточных вод при содержании общего имущества многоквартирных домов, т.к. в них не предусмотрена канализация по отведению такого рода сточных вод: хозяйственно-бытовая канализация предназначена для отвода сточных вод только от санитарно-технических приборов (унитазов, умывальников, душевых, и т.п.) и отсутствуют официально установленные специальные устройства - сантехническое оборудование или специальные приемники для отведения сточных вод.
Административный истец указал, что на территории Ленинградской области и в его управлении имеются многоквартирные дома, оборудованные санитарно-техническими приборами и подключенные к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, в подтверждение чего представил в дело копию проектной и технической документации на многоквартирные жилые дома.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, в установленной форме, официально опубликовано, что в апелляционных жалобах/представлении не оспаривается, и сделал обоснованный вывод о несоответствии норматива отведения сточных вод, равного нулю, абзацу 3 пункта 29 Правил N306.
Вывод суда по существу административного спора соответствует нормам права, регулирующим данные отношения, и представленным доказательствам. Оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
С 1 января 2017 года применяются положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, статьи 156 ЖК РФ, измененные Федеральным законом от 29 июня 2015 года N176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из идентичных положений статьи 156 ЖК РФ, подпункта "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, введенного после изменения состава платы за содержание жилого помещения, следует, что нормативы потребления коммунальных ресурсов устанавливаются в целях расчета оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения, которая вносится, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса, отведения.
Анализ пунктов 4(1), 29 Правил N306 показывает, что в отношении коммунального ресурса водоотведения Правила не определяют конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, которые учитываются при определении нормативов в отношении отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, а величина указанных нормативов зависит от величины нормативов потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества. Данное правовое регулирование, по мнению судебной коллегии, обусловлено характером коммунальной услуги водоотведения.
Проанализировав оспоренные положения на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции сделал правильный вывод о противоречии примечания 2 в оспариваемой части абзацу 3 пункта 29 Правил N306, определяющему норматив отведения сточных вод как сумму нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы апелляционных жалобы, представления о неправильном применении судом первой инстанции абзаца 3 пункта 10 Правил N306, о неподтвержденности факта наличия в границах обслуживаемой административным истцом территории объектов жилого фонда, к которым мог быть применен оспариваемый нормативный правовой акт, о неправильном распределении судом бремени доказывания данного обстоятельства не могут быть приняты во внимание.
Постановление от 6 июня 2017 года N199, являясь нормативным правовым актом, подлежит применению к регулируемым им правоотношениям, возникающим в период действия постановления, в целях расчета платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества как в существующих многоквартирных домах, так и в домах, которые будут возведены, на территории Ленинградской области.
Обстоятельства того, имеется ли в местах общего пользования многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Парус", санитарно-техническое оборудование для отвода сточных вод в централизованную систему водоотведения, когда такие дома введены в эксплуатацию, условия заключенного ООО "Парус" договора водоотведения о нормативном объеме потребления водоотведения на общедомовые нужды, величина убытков общества определяющим образом не влияют на право ООО "Парус" обратиться в суд с требованиями об оспаривании нормативного правового акта, поскольку общество, как управляющая организация является субъектом отношений, регулируемых постановлением от 6 июня 2017 года N199, расчеты за приобретаемые у поставщиков и предоставляемые потребителям услуги по водоотведению осуществляет с учетом нормативов отведения сточных вод; в период действия оспариваемой редакции постановления от 6 июня 2017 года N199 ООО "Парус" выставляло счета на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом платы за содержание общего имущества многоквартирного дома (том 1 л.д.192-194).
Пункт 10 Правил N306 связывает установление нормативов потребления коммунальных ресурсов с наличием ресурсопотребляющего оборудования, при этом понятие "ресурсопотребляющее оборудование" законодательно не закреплено, поэтому его содержание должно определяться в зависимости от вида потребляемого коммунального ресурса.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определяет водоотведение как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Соответственно, наличие у многоквартирного дома инженерных систем, позволяющих отводить поступающие воды в централизованную систему водоотведения (канализации), является конструктивной особенностью многоквартирного дома, предусматривающей возможность потребления коммунального ресурса водоотведения.
Мнение ответчика и заинтересованного лица о необходимости подтвердить в целях установления нормативов наличие в помещениях, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов, именно специальных санитарно-технических приборов либо приемников для канализации не соответствует части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, подпункту "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из вышеизложенного следует, что норматив отведения сточных вод, рассчитываемый согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N306, как сумма нормативов по водоснабжению, может быть равным нулю, т.е. не устанавливаться, если на территории субъекта Российской Федерации многоквартирные дома имеют конструктивные особенности, которые не обеспечивают отвод поступающих коммунальных ресурсов горячей и холодной воды в централизованную систему водоотведения.
Таких обстоятельств по делу не установлено. Доказательств того, что все многоквартирные жилые дома, находящиеся на территории Ленинградской области, не оснащены централизованной системой водоотведения (канализации), в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ ответчиком не представлены.
Кроме того, правовая позиция ответчика и заинтересованного лица противоречит содержанию примечания 2 к Приложению, т.к. в не обжалуемой части примечания предусмотрено, что в отношении категории жилых помещений 4, т.е. для жилых помещений в домах без централизованного водоотведения, норматив не устанавливается в связи с отсутствием централизованного водоотведения.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика не усматривает.
Вместе с тем, поскольку при изложении резолютивной части решения судом первой инстанции использованы формулировки, не в полной мере совпадающие с текстом оспариваемой нормы права, коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть без изменения ее содержания в иной редакции.
Апелляционную жалобу административного истца, апелляционное представление прокурора судебная коллегия также считает не подлежащими удовлетворению.
В абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснена возможность признания недействующим нормативного правового акта полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Установив, что постановление от 6 июня 2017 года применялось, суд первой инстанции на основе принципа соблюдения баланса экономических интересов организаций и потребителей коммунальных услуг сделал соответствующий части 2 статьи 215 КАС РФ, вышеприведенным разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации вывод относительно времени признания акта недействующим.
Согласно разъяснениям абзаца 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
Поскольку в данном случае установлены основания для признания нормативного правого акта недействующим с иной даты, нежели день его принятия, довод апелляционного представления о том, что судом не учтен факт внесения изменений в постановление от 6 июня 2017 года N199, не свидетельствует о наличии оснований к изменению решения суда в указанной части.
Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).
В целях обеспечения гласности и доведения решения суда до населения и организаций судебная коллегия на основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ находит решение суда подлежащим изменению в части, с дополнением его указанием на опубликование сообщения о принятии решения в официальном печатном издании Правительства Ленинградской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского областного суда от 5 октября 2020 года изменить.
Признать пункт 2 примечаний приложения к постановлению Правительства Ленинградской области от 6 июня 2017 года N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" в редакции от 6 июня 2017 года в части принятия норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для категорий жилых помещений 1-3 равным 0 недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Ленинградской области.
Апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Парус", Правительства Ленинградской области и апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, оставить без удовлетворения.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.