Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Яковлевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-36/2020 по апелляционной жалобе Накиповой А.Р, Накиповой Я.Р. на решение Тюменского областного суда от 12 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении их административного искового заявления о признании не действующими в части Генерального плана городского округа города Тюмень, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 года N 9, Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Администрации города Тюмени Пакуловой Л.Ю, участвовавшей в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень", опубликованным в изданиях "Тюменский курьер": 5 апреля 2008 года в N 58 и 28 марта 2009 года в N 3 (спецвыпуск), утверждён генеральный план городского округа город Тюмень на период до 2040 года (далее Генеральный план городского округа город Тюмень).
Решением Тюменской городской Думы от 26 июня 2020 N 247, опубликованным 3 июля 2020 года в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" "tyumendoc.ru", в генеральный план городского округа город Тюмень внесены изменения, в частности утверждена в новой редакции карта функциональных зон городского округа город Тюмень (приложение 8).
Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154, опубликованным 13 ноября 2008 года в издании "Тюменский курьер" N 5 (спецвыпуск), утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени (далее Правила землепользования и застройки города Тюмени).
Решением Тюменской городской Думы от 24 сентября 2020 года N 265, опубликованным 2 октября 2020 года в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" "tyumendoc.ru", внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Тюмени, в частности в статье 13-1 фрагмент карты градостроительного зонирования города Тюмени 1-го планировочного района "Березняковский" изложен в новой редакции.
Накипова А.Р, Накипова Я.Р. обратились в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив требования, просили признать не действующими Генеральный план городского округа города Тюмень и Правила землепользования и застройки города Тюмени, в части изменения территориальной зоны - зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) на территориальную зону - общественно-деловую зону застройки специализированных центров обслуживания (ОД-2) земельных участков с кадастровыми номерами: NN1-10, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование административного иска административные истцы указали, что Тюменской городской Думой при изменении оспариваемыми нормативными правовыми актами функционального и территориального зонирования не учтён вид разрешённого использования указанных принадлежащих им земельных участков - "под строительство коттеджного посёлка с обслуживающей инфраструктурой", в связи с чем Генеральный план городского округа город Тюмень и Правила землепользования и застройки города Тюмени, по мнению административных истцов, противоречат статьям 30, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и лишают административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков в целях строительства индивидуальных жилых домов.
Решением Тюменского областного суда от 12 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Накипова А.Р, Накипова Я.Р. просят решение суда первой инстанции отменить, административный иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 25 Закона Тюменской области от 5 ноября 2004 года N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения").
Согласно частям 1 и 4 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Утверждение генерального плана городского округа город Тюмень, правил землепользования и застройки города Тюмени статьёй 24 Устава города Тюмени, принятого решением Тюменской городской Думы от 16 марта 2005 года N 162 отнесено к компетенции Тюменской городской Думы.
Положениями статей 24, 25, 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки, а также особенности согласования проекта генерального плана.
Судом установлено, что Генеральный план городского округа города Тюмени, утверждённый решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 N 9, решение Тюменской городской Думы от 26 июня 2020 года N 247 о внесении в него изменений, Правила землепользования и застройки города Тюмени, утверждённые решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года N 154, а также решение Тюменской городской Думы от 24 сентября 2020 года N 265 о внесении в них изменений, приняты Тюменской городской Думой в пределах её полномочий с соблюдением процедур, предусмотренных в том числе статьями 24, 25, 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и порядка опубликования, что не оспаривается.
Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что установление для земельных участков административных истцов функциональной зоны - зоны делового, общественного и коммерческого назначения и территориальной зоны - зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (ОД-2) соответствует положениям федерального законодательства и направлено на планируемое развитие данной территории.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения частей 1 и 11 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал на то, что подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
С 2018 года Накипова А.Р. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: NN1-5, Накипова Я.Р. - с кадастровыми номерами: NN6-10, расположенных по адресу: "адрес", относящихся к землям населённых пунктов с видом разращённого использования "под строительство коттеджного посёлка с обслуживающей инфраструктурой (индивидуальное жилищное строительство)".
Из карты функциональных зон городского округа города Тюмень в первоначальной редакции усматривается, что спорные земельные участки относятся к функциональной зоне - зона делового, общественного и коммерческого назначения. Последующими решениями Тюменской городской Думы о внесении изменений в генеральный план функциональная зона не изменена.
Как установлено судом, такое назначение территории определено в соответствии при принятии генерального плана в 2008 году в целях обеспечения населения общественными зданиями обслуживания в пешеходной доступности, что обусловлено её расположением в центре существующей и планируемой застройки.
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, функциональные зоны и параметры их планируемого развития являются одним из факторов, влияющих на возможность установления той или иной территориальной зоны.
Правилами землепользования и застройки города Тюмени в первоначальной редакции в отношении спорной территории установлена территориальная зона Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Решением Тюменской городской Думы от 29 августа 2013 года N 1101 территориальная зона изменена на ОД-3 (общественно-деловая зона застройки специализированных центров обслуживания), а решением того же органа от 24 сентября 2020 года N 265 - на ОД-2 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения).
При таких данных, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расположение земельных участков в территориальной зоне ОД-2 соответствует функциональному назначению территории, установленному генеральным планом.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о невозможности использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования - "под строительство коттеджного посёлка с обслуживающей инфраструктурой (индивидуальное жилищное строительство)" подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу положений пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права. Обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тюменского областного суда от 22 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Накиповой А.Р, Накиповой Я.Р. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.