Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей: Кудриной Я.Г, Шиловой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басалыко Елизаветы Николаевны, Полынцевой Натальи Николаевны, Сашенкова Дмитрия Викторовича, Дега Любови Николаевны, Бычкова Александра Григорьевича, Романовой Любови Николаевны, Сычевой Надежды Николаевны, Махиня Галины Ивановны, Лозяниковой Аллы Геннадьевны к администрации города Владивостока, краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" о возложении обязанности по организации, восстановлению и подключению системы водоотведения (канализации) жилых домов, принятию бесхозяйных сетей водоотведения в муниципальную собственность по кассационной жалобе Полынцевой Натальи Николаевны, Сашенкова Дмитрия Викторовича, Бычкова Александра Григорьевича, Романовой Любови Николаевны, Сычевой Надежды Николаевны, Махиня Галины Ивановны, Лозяниковой Аллы Геннадьевны, поданной представителем Басалыко Елизаветой Николаевной на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 12 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М, объяснения представителя администрации города Владивостока - Р. судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Басалыко Е.Н, Полынцева Н.Н, Сашенков Д.В, Дега Л.Н, Бычков А.Г, Романова Л.Н, Сычева Н.Н, Махиня Г.И, Лозяникова А.Г. обратились в суд с иском к администрации города Владивостока, краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал"), администрации города Владивостока о возложении обязанности по подключению системы водоотведения от жилых домов N в которых они проживают к сетям канализации жилого дома N по "адрес", ссылаясь на то, что система канализации входит в конструктивные элементы указанных жилых домов, в квартирах установлены ванны и санузлы. ОАО "Водоканал" согласовало установку водомерных узлов в жилых домах, подключение к водопроводу N в районе застройки, сточные воды от домов были направлены по существующей схеме. ОАО "Водоканал" приняло на баланс от Дальневосточной опытной станции ВИР объекты водоснабжения и канализации. За услуги водоснабжения и водоотведения КГУП "Приморский водоканал" взимал с жильцов плату. По условиям договора, ответчик несет ответственность за ненадлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в жилых домах. Из-за ненадлежащей установки и подключения систем водоснабжения и канализации стал происходить сброс сточных и канализационных вод на дорогу. По результатам проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, водоотведение домов было признано неудовлетворительным. Полагают, что КГУП "Приморский водоканал" незаконно снял с баланса канализационные сети, администрация обязана организовать водоотведение на территории городского округа, принять на баланс бесхозные сети.
Истцы в соответствии с требованиями статьи 39 ГПК Росисйской Федерации уточнили исковые требования, просили: возложить на ответчиков обязанность восстановить работоспособность водоотведения (канализации) жилых домов, в которых они проживают; подключить системы водоотведения (канализации) от одноэтажных двухквартирных жилых домов N, расположенных по "адрес" к сетям канализации жилого дома N расположенного по "адрес"; обязать администрацию города Владивостока организовать систему водоотведения (канализации), привести ее в надлежащее техническое состояние и восстановить работоспособность; принять бесхозяйные сети (водоотведение) в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБНУ "Федеральный исследовательский центр всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова".
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 12 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 июля 2020 года, в удовлетворении исковых требований Басалыко Е.Н, Полынцевой Н.Н, Сашенкова Д.В, Дега Л.Н, Бычкова А.Г, Романовой Л.Н, Сычевой Н.Н, Махиня Г.И, Лозяниковой А.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Басалыко Е.Н, истцы: Полынцева Н.Н, Сашенков Д.В, Бычков А.Г, Романова Л.Н, Сычева Н.Н, Махиня Г.И, Лозяникова А.Г. просят отменить судебные постановления, принятые судами первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные. Указывают, что суды не установили обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения спора, не дали правовую оценку тому, что КГУП "Приморский водоканал" взимало с жильцов плату за услугу водоотведения, несмотря на то, что услуга не оказывалась. Считают, что имеются основания для возложения на ответчиков обязанности по подключению (технологическому присоединению) домов за счет средств местного бюджета к централизованной сети водоотведения (канализации).
Представитель ответчика администрации города Владивостока - С. в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 209, 210, 225, 290, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, на основании исследованных доказательств по делу, пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по организации, восстановлению, подключению системы водоотведения (канализации) указанных МКД к системе центрального водоотведения (канализации), принятию сетей водоотведения указанных МКД, как бесхозяйных в муниципальную собственность, при этом исходили из того, что указанные выше жилые дома в муниципальную собственность не передавались; дома введены в эксплуатацию без строительства системы водоотведения и канализационной сети. Существующие на момент разрешения настоящего спора домовые сети расположены на земельных участках, сформированных и предназначенных для обслуживания жилых домов, являются общедомовым имуществом собственников помещений жилых домов, которые должны нести бремя содержания принадлежащего им имущества. На обслуживание КГУП "Приморский водоканал" в границах эксплуатационной ответственности сети водоотведения от указанных жилых домов не передавались.
Техническая возможность подключения сетей канализации (водоотведения) вышеуказанных жилых домов к централизованным сетям водоотведения имеется, однако, условия подключения (технологического присоединения) истцами не получены, проектная документация на подключение в установленном порядке не согласовывалась и не утверждалась, договор о подключении (технологическом присоединении) не заключался.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ) под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, под канализационной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории.
Согласно части 1 статьи 18 Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила N644).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 18).
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) подключение осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого с организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение, который является публичным для этой организации (части 1, 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, пункт 97 Правил N 644).
Пунктом 94 Правил N 644 определено, что при заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства направляет заявителю условия подключения (технологического присоединения) и расчет платы за подключение (технологическое присоединение).
Порядок внесения заявителем платы за подключение (технологическое присоединение) по договору о подключении установлен в пункте 98 Правил N 644.
Для подключения объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения и заключения договора водоотведения в порядке ст. 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 6, 17 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, необходимо выполнение лицом, намеренным осуществить подключение, всей последовательности действий, оформления всех документов с соблюдением технических требований и установленного законом порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, установленного постановлением Правительства РФ N 83 от 13 февраля 2006 года "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В силу подпункта "в" пункта 34 Правил N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что строительство двухквартирных домов N по "адрес" в жилом районе частной застройки осуществлялось "данные изъяты" с целью обеспечения жильем сотрудников, с которыми застройщиком заключались договоры социального найма и договоры на передачу жилых помещений в собственность граждан, указанные жилые дома в муниципальную собственность не передавались. За исключением двух квартир в указанных жилых домах, остальные жилые помещения переданы в собственность граждан.
Из актов ввода указанных жилых домов в эксплуатацию, других документов, имеющихся в материалах дела, не следует, что жилые дома сданы в эксплуатацию с системой водоотведения (канализации), которые переданы на обслуживание третьим лицам.
Объекты водоотведения (канализации) названных жилых домов в хозяйственное ведение КГУП "Приморский водоканал" не передавались и на балансе организации не числятся.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием "данные изъяты", сети канализации в указанных домах проходят от стены зданий до колодцев с самостоятельными выпусками, которые не соединены с городской канализацией.
Согласно техническим условиям, выданным ДД.ММ.ГГГГ КГУП "Приморский водоканал" ФИО21 в связи с отсутствием в радиусе 500 м от жилого дома по адресу: "адрес" объекта сетей коммунальной канализации, для канализования объекта рекомендовано выполнить локальные очистные сооружения, срок действия условий подключения - 18 месяцев. До начала производства работ заказчику необходимо разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию, чего сделано не было.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы, проведенной "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N водоотведение домов N по "адрес" осуществляется по внутриквартирным стоякам и лежакам в индивидуальные смотровые канализационные колодцы, которые объединяются чугунными трубопроводами, конечной точкой дворовой сети водоотведения является территория дома N, далее сточные воды отводятся на рельеф, что не соответствует строительно-техническим и санитарным нормам и правилам. Техническая возможность подключения жилых домов к централизованной системе водоотведения имеется в районе дома N по "адрес", для этого необходимо проектирование и строительство новых канализационных сетей, при этом необходимо обоснование целесообразности такого проекта, как вариант, возможна установка локальной канализации.
При установленных обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам, что установленный порядок подключения домовых сетей водоотведения (канализации) к централизованным сетям водоотведения (канализации), истцами не соблюден; домовая система водоотведения находится на земельных участках, используемых для обслуживания указанных жилых домов, и не является бесхозяйным имуществом; правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по восстановлению работоспособности системы водоотведения (канализации) жилых домов и подключения к центральным сетям водоотведения (канализации) за счет средств бюджета муниципального образования не имеется.
По смыслу приведенных выше норм права, условием заключения договоров водоснабжения и водоотведения является факт присоединения объектов в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Разрешая спор, суды, правильно исходили из того, что заключение истцами с КГУП "Приморский водоканал" договоров на отпуск воды и прием сточных вод до фактического присоединения жилых домов в установленном порядке к централизованной системе водоотведения (канализации) в пределах зоны деятельности гарантирующей организации, само по себе не свидетельствует о возникновении у организации обязанности по восстановлению и подключению системы водоотведения (канализации) жилых домов к централизованной системе водоотведения (канализации).
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 12 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Полынцевой Натальи Николаевны, Сашенкова Дмитрия Викторовича, Бычкова Александра Григорьевича, Романовой Любовь Николаевны, Сычевой Надежды Николаевны, Махиня Галины Ивановны, Лозяниковой Аллы Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.