Кассационный военный суд в составе председательствующего Лядова В.Л., судей Гусейнова Т.Г. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-47/2020 по кассационной жалобе административного истца Степаняна Артура Арюциковича на решение 5-го гарнизонного военного суда от 17 июля 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 11 ноября 2020 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Степаняна А.А. об оспаривании действий командира и решения жилищной комиссии войсковой части N 1. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Степаняна А.А, в котором он оспорил решение жилищной комиссии войсковой части N 1. от 23 апреля 2020 г, оформленное протоколом N "данные изъяты" и утвержденное командиром той же воинской части, об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в избранном после увольнении месте жительства, - в г. "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной 19 января 2021 г, административный истец просит отменить указанные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование этого автор кассационного обращения, анализируя оспариваемые судебные постановления и излагая фактические обстоятельства дела в контексте собственного толкования отдельных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", Соглашения между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики "данные изъяты" в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты", от 15.03.1994 г, приводит совокупность доводов, суть которых сводится к несогласию с обоснованностью выводов судов об отсутствии у него общей продолжительности военной службы, предоставляющей военнослужащему право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном после увольнении месте жительства.
По его мнению, нормы законодательства, примененные судами по данному делу, а также пункт 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2017), на который сослались суды, не содержат предписаний о том, чтобы при решении вопроса о нуждаемости военнослужащего в обеспечении жильем учитывались только те периоды его военной службы, которую он проходил в статусе гражданина Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Степанян А.А. с 1 июня 2005 г. проходит военную службу по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты". Очередной контракт заключен им 4 июня 2014 г. до достижения предельного возраста пребывания на военной службе 3 августа 2020 г.
При этом до 19 августа 2019 г. он являлся гражданином Республики "данные изъяты", а после указанной даты - приобрел гражданство Российской Федерации.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней Степанян А.А. 7 февраля 2020 г. обратился в жилищную комиссию воинской части с просьбой о признании его с семьей, состоящей из... человек, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства, но получил отказ.
Основанием к принятию данного решения послужило то, что на момент обращения в жилищную комиссию воинской части общая продолжительность военной службы Степаняна А.А, которую он проходил в статусе гражданина Российской Федерации, составила 1 год 1 месяц и 26 дней.
В статье 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 32 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Согласно статьям 6, 9, 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики "данные изъяты" в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты", от 15.03.1994 г. (далее - Соглашение) граждане Республики "данные изъяты", поступившие на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики "данные изъяты", являются военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации и имеют правовой статус, определенный законодательством Российской Федерации, Договором между Российской Федерацией и Республикой "данные изъяты" о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты", и условиях их функционирования, если иное не оговорено в настоящем Соглашении.
Военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты", засчитывается гражданам Республики "данные изъяты" как военная служба в Вооруженных Силах Республики "данные изъяты" с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством Республики "данные изъяты".
Жилищное обеспечение граждан Республики "данные изъяты", проходящих военную службу по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики "данные изъяты", осуществляется в соответствии с законодательством Республики "данные изъяты" соответствующими органами Республики "данные изъяты".
Как указано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих"), под военнослужащими - гражданами в настоящем Законе понимаются граждане Российской Федерации.
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили вышеперечисленные нормы материального права и обоснованно признали отказ жилищного органа в постановке Степаняна А.А. на жилищный учёт по избранному месту жительства законным, поскольку таким правом административный истец, имеющий общую продолжительность военной службы после приобретения им гражданства Российской Федерации в 2019 г. менее 10 лет, не обладает.
При этом суждения автора кассационной жалобы о необходимости включения в общую продолжительность военной службы для соответствующего подсчета периода его военной службы по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации в статусе гражданина Республики "данные изъяты", с июня 2005 г. по 19 августа 2019 г, являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судами по его делу.
Что касается ссылки судов на пункт 45 Обзора судебной практики, упомянутого административным истцом в жалобе, то она под сомнение законность принятых судебных актов не ставит, так как изложенная в них правовая позиция согласуется с вышеприведенными положениями, поскольку льгота, предоставляемая законом определенной категории военнослужащих, не может быть расширена произвольно.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые 5-м гарнизонным военным судом и Южным окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 5-го гарнизонного военного суда от 17 июля 2020 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 11 ноября 2020 г, принятые по административному исковому заявлению Степаняна Артура Арюциковича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 г.
Председательствующий В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.