Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1396/2020 (УИД: 38RS0027-01-2019-001659-64) по иску Алахвердяна Роберта Гариковича к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Октябрьского муниципального образования" о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании Муниципального казенного учреждения "Администрация Октябрьского муниципального образования" включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе Алахвердяна Роберта Гариковича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения Алахвердяна Р.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алахвердян Роберт Гарикович (далее Алахвердян Р.Г, истец) обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Октябрьского муниципального образования" о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании Муниципального казенного учреждения "Администрация Октябрьского муниципального образования" включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование своих требований указывал на то, что Алахвердян Р.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17 июля 2014 г, данный дом принадлежал Алахвердяну Р.Г. на дату введения чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Иркутской области в июне 2019 г. В результате паводка, произошедшего 29-30 июня 2019 г, жилой дом стал непригодным для проживания. Согласно заключению строительно-технической экспертизы N 051119 от 31 октября 2019 г. ООО "МНСЭ" установлен факт аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций помещения, при котором его эксплуатация не допускается. Экспертами установлено, что причиной разрушения жилого дома является температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, высокий уровень грунтовых вод в связи с паводком реки, произошедшим в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Постановлением мэра Чунского района N 274 от 7 ноября 2019 г. утвержден перечень улиц в населенных пунктах Чунского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 г. на территории Иркутской области. В указанный перечень принадлежащий Алахвердяну Р.Г. дом не включен.
Алахвердян Р.Г. просил суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 34, 2 кв. м, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания. Обязать Муниципальное казенное учреждение "Администрация Октябрьского муниципального образования" включить жилое помещение общей площадью 34, 2 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области. Признать за Алахвердяном Робертом Гариковичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем "данные изъяты", право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории. Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения общей площадью 34, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", вследствие чрезвычайной ситуации: (паводка) в июне 2019 года в Чунском районе Иркутской области.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 г. исковые требования Алахвердяна Р.Г. удовлетворены. Признано жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 34, 2 кв. м, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания.
На Муниципальное казенное учреждение "Администрация Октябрьского муниципального образования" возложена обязанность включить жилое помещение общей площадью 34, 2 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области.
Признано за Алахвердяном Р.Г. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории. Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения общей площадью 34, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", вследствие чрезвычайной ситуации: (паводка) в июне 2019 года в Чунском районе Иркутской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. решение Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 г. о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании Муниципального казенного учреждения "Администрация Октябрьского муниципального образования" включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения отменено. Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Алахвердян Р.Г. просит об отмене апелляционного определения как незаконного.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Алахвердян Р.Г. является собственником жилого дома площадью 34, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования N 159 от 29 июня 2019 г. в связи с наводнением с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского районного муниципального образования "О внесении изменений в постановление мэра Чунского района от 29 сентября 2019 года N 155 "О введении на территории Чунского района режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" от 19 ноября 2019 года N 282, утвержден перечень улиц в населенных пунктах Чунского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями. Согласно данному перечню, жилой "адрес" не попал в зону затопления на территории Октябрьского муниципального образования.
Удовлетворяя требования Алахвердяна Р.Г. о признании жилого помещения непригодным для проживания и возлагая на МКУ "Администрация Октябрьского муниципального образования" обязанность включить спорное жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 г. на территории Чунского района Иркутской области и как следствие, признавая за истцом право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого дома, суд первой инстанции, сославшись на заключение строительно-технического экспертного исследования N 051119.05 от 31 октября 2019 г. ООО "МНСЭ", исходил из того, что ответчик не оспорил факт нахождения дома по "адрес", в зоне затопления вследствие паводка, вызванного сильными дождями, а также не представил возражений и доказательств в обоснование своих возражений относительно доводов истца о невозможности проживания в указанном доме после затопления вследствие разрушения несущий конструкций дома.
Также суд первой инстанции исходил из бездействия МКУ "Администрация Октябрьского муниципального образования".
С данным выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда в части удовлетворения исковых требований истца о признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности на МКУ "Администрация Октябрьского муниципального образования" включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу, признании права на получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес", и принимая в указанной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 557-пп, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, исходил из того, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или органом местного самоуправления. Однако такое заключение межведомственной комиссии в материалах дела отсутствует. В отсутствие положительного решения межведомственной комиссии по вопросу признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу за истцом не может быть признано право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что Алахвердян Р.Г. не представил доказательства, что в порядке, установленном Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 557-пп, он обращался в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства по месту жительства в целях получения свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Истцом не представлено доказательств того, что он обращался в межведомственную комиссию с заявлением по вопросу пригодности спорного жилого помещения для постоянного проживания, и что ему было в этом отказано. Данный вопрос не был предметом рассмотрения межведомственной комиссии и никаких распоряжений, касающихся состояния спорного жилого помещения органами исполнительной власти не принималось. Действия (бездействия) межведомственной комиссии истцом не обжаловались.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца и признавая принадлежащее ему жилое помещение не пригодным для проживания, фактически разрешилвопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, установив фактические обстоятельства дела, учитывая, что принадлежащее истцу жилое помещение не признано в установленном законом порядке не пригодным для постоянного проживания, принимая во внимание, что обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затоплены) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании за истцом права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, заявитель приводит доводы, которые по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов суда апелляционной инстанции, не могут повлечь отмену обжалуемого апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Учитывая, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены судами первой или апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ), последующие правоотношения по включению спорного дома в зону затопления, выдаче истцу сертификата, его аннулирования, не принимаются судом во внимание.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алахвердяна Роберта Гариковича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.