Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-70/2020) по административному исковому заявлению ООО "Сфера" о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04 декабря 2019 года N 38/55 "О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года N 6/3", по апелляционной жалобе Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 09 июля 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н, представителя ООО "Сфера" Булычевой Т.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А, УСТАНОВИЛА:
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 21 февраля 2018 года принято постановление N 6/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Сфера" в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2018-2021 годы".
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04 декабря 2019 года N 38/55 внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года N 6/3 (далее - постановление от 04 декабря 2019 года N 38/55).
ООО "Сфера" обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления от 04 декабря 2019 года N 38/55. Исковые требования мотивированы тем, что по результатам выполненной корректировки из необходимой валовой выручки полностью исключена сумма амортизационных отчислений, хотя по фактическим затратам по итогам 2018 года эта сумма составила 230, 5 тысяч рублей; снижены затраты на электроэнергию, холодную воду и теплоноситель, эти затраты поставлены в зависимость от выработки тепловой энергии; снижен размер фонда оплаты труда, а также неверно применены индекс потребительских цен при корректировке необходимой валовой выручки в отношении излишне полученных доходов. Считают, что корректировка необходимой валовой выручки произведена с нарушением действующего законодательства, НВВ не покрывает расходы предприятия и ведет к убыточности общества.
Решением Хабаровского краевого суда от 09 июля 2020 года административные исковые требования ООО "Сфера" удовлетворены, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04 декабря 2019 года N 38/55 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарафам Правительства Хабаровского края от 21 февраля 2018 года N6/3" признано недействующим с даты принятия.
На указанное решение Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Хабаровского краевого суда от 09 июля 2020 года отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать, указывая, что выводы суда не соответствуют представленным доказательствам. Так, исходя из экспертного заключения экономической обоснованности тарифа на тепловую энергию, все показатели приняты на уровне предположения общества, кроме потерь. Также, судом сделан ошибочный вывод о существовании у регулятора обязанности по учету данных за предшествующий период и по запросу дополнительной информации. Однако это является правом органа регулирования. Указывает, что при проведении корректировки тарифа комитетом оцениваются представленные регулируемой организацией документы, подтверждающие их фактические затраты, в результате необоснованные доходы исключаются из необходимой валовой выручки. Соответственно, отдельные расходы и доходы, связанные с регулируемой деятельностью не могут быть включены в необходимую валовую выручку только в случае их экономической необоснованности.
Директором ООО "Сфера" Процким К.Ю. и прокурором, участвовавшим в деле, на указанную жалобу поданы возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ООО "Сфера" Булычева Т.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года N 142-пр, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту - Комитет по ценам и тарифам, Комитет) устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей теплоснабжающих организаций в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, постановление Комитета от 04 декабря 2019 года N 38/55 принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Постановлением администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 15 августа 2016 года ООО "Сфера" присвоен статус единой теплоснабжающей организации с использованием централизованной системы теплоснабжения на территории поселка Эльбан Эльбанского городского поселения.
В соответствии с пунктом 39 Правил регулирования, решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
Согласно пункту 13 Правил регулирования, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций (пункт 14 Правил регулирования).
Распоряжением Комитета от 20 ноября 2019 года N 284/2, по инициативе Комитета открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год (с целью корректировки установления долгосрочных тарифов на 2018-2021 годы методом индексации) для потребителей ООО "Сфера".
ООО "Сфера 29 октября 2019 года обратилась в Комитет по ценам и тарифам с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию на 2020 год (с целью корректировки установленных долгосрочных тарифов на 2018-2021 годы).
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из такой группы расходов как амортизация основных средств и нематериальных активов.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что при установлении тарифов на долгосрочный период 2018-2021 годы в необходимую валовую выручку регулируемой организацией включена амортизация основных средств и нематериальных активов ООО "Сфера" в размере 232, 59 тысяч рублей.
При корректировке тарифов на 2020 год амортизационные расходы из необходимой валовой выручки исключены в полном объеме.
Из экспертного заключения, а также пояснений стороны административного ответчика следует, что основаниями для исключения амортизационных расходов явилось непредставление Обществом и отсутствия у тарифного органа документов, подтверждающих наличие у регулируемой организации имущества, на которые начисляются амортизационные расходы.
Суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что Комитет должен был принять во внимание данные за предшествующий период регулирования, использованные при установлении действующих тарифов для ООО "Сфера" на долгосрочный период регулирования и запросить соответствующие документы у Общества.
Кроме того, на момент вынесения оспариваемого нормативного правого акта, Комитет по ценам и тарифам обладал информацией о наличии в собственности регулируемой организации имущества, на которое начисляется амортизационные расходы.
Как указано выше, ООО "Сфера" 29 октября 2019 года обратилась в Комитет по ценам и тарифам с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию на 2020 год (с целью корректировки установленных долгосрочных тарифов на 2018-2021 годы).
Вместе с заявлением Общество представило сведения о фактическом размере амортизационных отчислений в сумме 230, 5 тысяч рублей.
Таким образом, как правильно указал краевой суд, у Комитета не имелось правовых оснований для исключения из необходимой валовой выручки расходов на амортизацию основных средств в полном объеме.
Согласно пункту 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 40 Методических указаний, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 настоящих Методических указаний.
Из пункта 34 Методических указаний следует, что на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний: объем потерь тепловой энергии, устанавливаемый для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя; объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях.
Тарифный орган при формировании долгосрочного тарифа на 2018-2021 годы принял за основу объем вырабатываемой ООО "Сфера" тепловой энергии в размере 127 438, 50 Гкал, исходя из нормативов выработки тепловой энергии по схеме теплотрассы.
Данные представленные Обществом в регулирующий орган до принятия решения о корректировки тарифов на 2020 год, свидетельствуют, что ООО "Сфера" за 2018 год произвело выработку тепловой энергии в количестве 107 537, 12 Гкал.
Установив, что фактическая выработка тепловой энергии ООО "Сфера" ниже объема, принятого при формировании тарифов на долгосрочный период принял правильное решение о необходимости корректировки расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Выводы суда о том, что корректировка указанных расходов не могла быть произведена, так как условия были сопоставимы, являются не обоснованными.
Ввиду снижения годового объема выработки тепловой энергии в 2018 году объем холодной воды не может остаться неизменным.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что произведенная регулирующим органом корректировка расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя является неверной.
Расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определяются согласно формуле 30 Методических указаний N 760-э
(тыс. руб.), где
- расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле (30), тыс. руб.;
Vi, z - объем потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов в i-м году;
- фактический объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в i-м году, тыс. Гкал (тыс. куб. м);
- объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), учтенный при установлении тарифов на i-й год, тыс. Гкал (тыс. куб. м);
- фактическая стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя в i-м году.
Комитетом расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя скорректированы в зависимости от фактической выработки тепловой энергии в размере 127 436, 48 Гкал, учтенной при установлении тарифа, по отношению к объему фактической выработки тепловой энергии за 2018 год в размере 107 537, 12 Гкал.
Тогда как, согласно указанной выше формулы 30 расходы корректируются пропорционально изменившемуся объему полезного отпуска (без учета тепловой энергии на собственные нужды и потери тепла).
Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки и тарифа произведена органом регулирования с нарушением пункта 52 Основ ценообразования и пунктов 52, 55, 56 Методических указаний.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 09 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.