28 июня 2013 г.
В целях создания условий для развития и расширения функциональных возможностей осетинского языка и обеспечения его статуса как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2013-2015 годы.
2. Назначить координатором Республиканской целевой программы "Осетинский язык" на 2013-2015 годы Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
3. Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания включить Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2013-2015 годы в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета.
4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на ее реализацию.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства |
С. Такоев |
Республиканская целевая программа
"Осетинский язык" на 2013-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2013 г. N 2)
28 июня 2013 г.
Паспорт республиканской целевой программы "Осетинский язык" на 2013-2015 годы
Полное наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Осетинский язык" на 2013-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Конституция Республики Северная Осетия-Алания; Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31 июля 2006 года N 42-РЗ "Об образовании"; Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания"; постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития педагогического образования в Республике Северная Осетия-Алания"; постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации". |
Основной разработчик Программы |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания. |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания. |
Основные исполнители Программы |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания; Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям; Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований им. В.И. Абаева. |
Цели Программы |
Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания; совершенствование государственной политики в области осетинского языка; развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка Республики Северная Осетия-Алания; повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народа; укрепление позиции осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций. |
Основные задачи Программы |
Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере; анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике; подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии; реализация Концепции полилингвального и поликультурного образования; переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования; разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры через средства массовой информации. |
Срок реализации Программы |
Срок реализации: 2013-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 42 900,0 тыс. руб.: Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания - 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. - 14 000,0 тыс. руб., 2014 год - 14 000,0 тыс. руб., 2015 год - 14 000,0 тыс. руб.); Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям - 900,0 тыс. руб. (в т.ч. 2014 год - 450,0 тыс. руб., 2015 год - 450,0 тыс. руб.). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики; формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ); создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа); повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка. |
Система программных мероприятий |
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям: 1. Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка. 2. Научные исследования в области осетинской филологии. 3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования. 4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации. 5. Кадровое обеспечение реализации Программы. |
Система контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы - Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, который представляет ежегодно отчет о ходе реализации мероприятий Программы. |
Введение
Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта - иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, понятие "осетинский язык" обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.
Осетинский язык - важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия-Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия-Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
1. Обоснование необходимости принятия Республиканской целевой программы "Осетинский язык"
Социальные процессы, происходившие на протяжении XX века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют серьезные трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); разработка норм осетинского литературного языка не отвечает потребностям современного общества; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия-Алания в общероссийское и мировое сообщество.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер, и требуется принятие срочных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой программы.
Программа "Осетинский язык" разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования" и решения Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Главе Республики Северная Осетия-Алания от 1 февраля 2012 года N 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания N 104 следует читать "от 23 апреля 2004 года"
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 июня 2009 г. N 184 "О Научно-экспертном совете по осетинскому языку при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания"
См. также постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 октября 2010 г. N 287 "О Республиканской целевой программе "Комплексное научное осетиноведение: фундаментальные и прикладные исследования" на 2011-2013 гг.
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Основные цели Программы:
обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Республики Северная Осетия-Алания;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
2.2. Основные задачи Программы:
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагают реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
3.1.1 Основными целями этого направления являются:
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в республике;
изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;
определение роли осетинского языка в национальной идентификации;
выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.
3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
разработка проекта и принятие закона Республики Северная Осетия-Алания "О государственных языках в Республике Северная Осетия-Алания";
разработка и издание терминологических словарей по делопроизводству на осетинском языке;
создание осетиноязычных версий официальных порталов и сайтов органов государственной и муниципальной власти, организаций и учреждений.
3.2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.2.1. Целями данного направления Программы являются:
изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;
расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.
3.2.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
разработка программы приоритетных научных исследований по осетинской филологии;
подготовка и издание словарей осетинской ономастики;
издание научно-методического журнала "Осетинский язык";
создание мультимедийных обучающих программ по осетинскому языку;
учреждение Государственной премии имени В.А. Абаева в области осетиноведения;
разработка и издание новой редакции Правил орфографии иронского литературного варианта осетинского языка;
переработка и издание орфографического словаря иронского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание Правил орфографии дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание орфографического словаря дигорского литературного варианта осетинского языка;
разработка и издание фразеологического словаря осетинского языка;
создание электронного переводчика с осетинского языка на другие языки.
3.3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
3.3.1. Основными целями направления являются:
воспитание бережного отношения к осетинскому языку как национальной культурной ценности, основе национального самосознания и духовности;
повышение языковой культуры населения;
разработка и внедрение модели национальной осетинской школы, способной предоставить современный уровень среднего образования на осетинском языке и одновременно обеспечить возможность эффективного обучения в высшей школе как в Российской Федерации, так и за рубежом;
обновление содержания и методов обучения осетинскому языку в русскоязычной средней школе.
3.3.2. Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей-предметников для осетинской национальной школы на педагогических факультетах вузов республики;
разработка и издание учебно-методических комплектов по подготовке учителей осетинского языка и литературы в вузах республики;
издание учебно-методических комплектов по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе, истории Осетии, географии Осетии и традиционной культуре осетин для средних школ;
организация экспертизы учебников по общеобразовательным предметам для национальной школы в Российской академии образования и Российской академии наук и их издание;
разработка и издание учебных материалов по осетинскому языку и другим предметным областям на осетинском языке для дошкольных образовательных учреждений;
создание базовых школ и дошкольных образовательных учреждений для реализации моделей национального (полилингвального) образования, в т.ч. дошкольных образовательных учреждений с осетинским языком обучения и воспитания;
разработка и издание учебников для преподавания осетинского языка как государственного языка республики в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
подготовка и издание полного осетинско-русского словаря;
создание центров обучения осетинскому языку населения республики;
разработка и изготовление детских настольных, развивающих игр, игровых и учебных пособий, печатных материалов на осетинском языке для детей;
проведение в летний каникулярный период лингвистических лагерей и смен;
издание адаптированных текстов нартовских сказаний для начальной школы.
3.4. Осетинский язык в сфере культуры и средствах массовой информации.
3.4.1. Основными целями данного направления являются:
соблюдение норм осетинского литературного языка в средствах массовой информации;
регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке;
повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан;
воспитание у населения уважения к осетинскому языку.
3.4.2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
создание фонда аудио- и видеоматериалов на осетинском языке;
перевод и дублирование на осетинском языке художественных, документальных и мультипликационных фильмов;
производство и размещение в СМИ социальной рекламы на осетинском языке;
создание обучающих видеопрограмм по осетинскому языку для детей и взрослых;
создание информационно-развлекательного Интернет-портала на осетинском языке.
4. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2013-2015 годы.
В течение этого периода планируется полномасштабная реализация всего комплекса мероприятий Программы посредством обеспечения из республиканского бюджета.
5. Основные программные мероприятия
Программные мероприятия формируются по следующим основным направлениям:
1. Осетинский язык как один из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
2. Научные исследования в области осетинской филологии.
3. Осетинский язык в системе дошкольного, среднего, высшего и послевузовского образования.
4. Осетинский язык в сфере культуры и средств массовой информации.
5. Кадровое обеспечение реализации Программы.
6. Механизм реализации Программы
Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой, прежде всего, путем правового регулирования, предусматривающего принятие законов и других нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности, разработку и принятие закона "О языках Республики Северная Осетия-Алания", составление долгосрочных и краткосрочных программ разного уровня (республиканских, муниципальных, межведомственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности.
Программа предусматривает проведение совместно с органами местного самоуправления, научными учреждениями, учебными заведениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, общественными организациями сбалансированной, координируемой языковой политики, направленной на оздоровление языковой ситуации в республике.
Программа реализуется на основе принципов гласности, регулярного информирования общественности о ходе ее выполнения, открытого доступа к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.
Механизм реализации Программы: ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодное уточнение механизма реализации Программы и состава ее исполнителей.
Экономический механизм реализации Программы предполагает:
1. Рациональное использование финансовых ресурсов образовательных, научных, культурных и иных организаций и учреждений, направляемых на мероприятия в области языковой политики.
2. Адресное республиканское бюджетное финансирование разработки и реализации мероприятий Программы.
3. Привлечение внебюджетных источников для финансирования отдельных проектов Программы.
Для реализации экспериментальных мероприятий предполагается использование научно-педагогических ресурсов республиканских научных организаций, учебных заведений дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского уровней.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания отчет о ходе реализации Программы.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 42 900,0 тыс. руб.:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания - 42 000,0 тыс. руб. (в т.ч. 2013 г. - 14 000,0 тыс. руб., 2014 год - 14 000,0 тыс. руб., 2015 год - 14 000,0 тыс. руб.);
Комитет Республики Северная Осетия-Алания по связи и информационным технологиям - 900,0 тыс. руб. (в т.ч. 2014 год - 450,0 тыс. руб., 2015 год - 450,0 тыс. руб.).
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
8. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет достигнуто следующее:
обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;
формирование системы полилингвального и поликультурного образования (30% процентов - удельный вес образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ);
создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в республике (100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики: учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.
9. Организация управления Программой и контроль над ходом ее реализации
Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, являющееся государственным заказчиком - координатором Программы. Государственный заказчик-координатор Программы определяет промежуточные и итоговые результаты ее реализации, готовит предложения по оптимизации порядка выполнения, включению, исключению и корректировке содержания отдельных мероприятий, уточняет целевые показатели, осуществляет общее руководство выполнением программных мероприятий и контроль ее реализации, а также определяет приоритетные первоочередные направления финансирования Программы. План реализации основных программных мероприятий утверждается Министром образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Исполнители программных мероприятий ежегодно представляют в Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания информацию о выполнении мероприятий и эффективности использования выделенных средств.
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания систематизированную, обобщенную информацию о ходе реализации Программы.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 июня 2013 г. N 231 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Республиканской целевой программе
"Осетинский язык" на 2013-2015 годы
Мероприятия Республиканской целевой программы "Осетинский язык" (2013-2015 годы)
28 июня 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2013 г. N 2 "О республиканской целевой программе "Осетинский язык" на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" за январь-февраль 2013 г. N 1 (дата выхода номера из печати 29 марта 2013 г.)
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. N 390 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 4 октября 2013 г. N 349
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 июня 2013 г. N 231