Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 14 июня 2011 г. N 157
"О республиканской целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
12 октября 2012 г.
В целях повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов и эффективности сельскохозяйственного производства Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
См. также постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 9 декабря 2005 г. N 348 "О Государственной региональной программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2006-2010 годы"
2. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, рекомендовать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному учреждению "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская", администрациям местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания совместно обеспечить выполнение Программы.
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных на ее реализацию законами о республиканском бюджете на 2011-2015 годы.
4. Создать межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Программы и утвердить его прилагаемый состав.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Р.Т. Беликова.
Председатель Правительства Республики |
Н. Хлынцов |
Республиканская целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2011 г. N 157)
12 октября 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
По-видимому, в позиции "Правовое основание разработки Программы" допущена опечатка. Дату распоряжения N 1564-р следует читать как "от 1 октября 2005 г."
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы". |
Правовое основание разработки Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 октября 2005 г. N 1564-р. |
Государственный заказчик - координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания |
Государственный заказчик |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания |
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания; Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания; Федеральное государственное учреждение Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская"; Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания"; Горский государственный аграрный университет; Комитет Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов; Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства |
Цели Программы |
Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов; создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники |
Задачи Программы |
Рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов; организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; реконструкция гидротехнических и мелиоративных сооружений, охрана сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии; разработка системы агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих |
|
оптимизацию воздушного и гидротермического режимов агроландшафтов, улучшение качества природной среды и поверхностных водоисточников; улучшение социальных условий в сельских районах путем сохранения и создания новых рабочих мест, сокращения заболеваемости населения за счет получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов; научное и информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы. |
Целевые показатели Программы |
Внесение органических удобрений - 1,76 млн. тонн; применение минеральных удобрений - 102 тыс. тонн действующего вещества; строительство завода (цеха) по изготовлению известняковой муки; известкование кислых почв - 8 тыс. га.; коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, включая культуртехнические работы - 3,0 тыс. га; комплексная реконструкция орошаемых земель - 0,9 тыс. га; орошение земель - 0,2 тыс. га.; осушение земель - 0,6 тыс. га.; строительство: противоэрозионных гидротехнических сооружений - 7000 п/м, плотин - 2 шт., береговых сооружений - 0,2 тыс.га.; создание полезащитных лесных полос 0,06 тыс. га. |
Объемы и источники финансирования |
Объем инвестиций на реализацию Программы составляет 3512,0 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 336,4 млн. руб.; республиканский бюджет - 301,3 млн. руб.; средства хозяйств - 2874,4 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Прирост сельскохозяйственной продукции не менее 140 тыс. тонн зерновых единиц; восстановление и развитие деятельности ряда перерабатывающих отраслей промышленности; предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения; повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. |
Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания отчет о реализации Программы. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Республиканская целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 гг." разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года"", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 99, с поручением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N ПР-3390 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N ВП-П-11-7898 "О разработке комплекса мер по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, по сохранению и повышению плодородия почв в долгосрочной перспективе".
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2009 г. N 38-РЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Северная Осетия-Алания"
Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.
По данным агрохимического обследования, по состоянию на 1 января 2010 года в Республике Северная Осетия-Алания насчитывается 112 тыс. га пахотных почв, характеризующихся низким и очень низким содержанием гумуса, что составляет 62 % от площади обследованной пашни. Со времени разработки предыдущих этапов Программы площадь низкообеспеченных гумусом пахотных почв увеличилась на 17,3 %. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.
Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса республики, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения республики качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
В настоящее время назрела необходимость:
освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;
выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;
осуществления агролесомелиоративных мероприятий.
Программа предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением.
Составляющие элементы сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения весьма многогранны и представляют собой совокупность самых разнообразных факторов, влияющих на потенциальную отдачу сельскохозяйственных угодий в виде урожая.
Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдет снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайности до природного уровня.
Риски в реализации Программы связаны со следующими факторами:
нарушение или изменение научно обоснованной системы земледелия или отказ в проведении агротехнических мероприятий;
влияние природных факторов (засухи, затопления);
водная и ветровая эрозия;
дефицит органических удобрений в связи с недостаточным развитием животноводства;
ухудшение мелиоративного и водно-воздушного состояния орошаемых и осушенных земель;
отсутствие необходимой качественной сельскохозяйственной и мелиоративной техники.
Реализация мероприятий Программы позволит сохранить, восстановить и повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения.
2. Основные цели и задачи реализации программы
Целями Программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основной задачей Программы является воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.
Задачами Программы являются:
рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, воспроизводство природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии;
внесение в почву минеральных удобрений;
снижение степени кислотности почв;
научное, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы;
создание стимулов для сельскохозяйственных товаропроизводителей по интенсификации сельскохозяйственного производства;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;
вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
увеличение внесения в почву минеральных удобрений до 30 тыс. тонн действующего вещества;
защита земель от водной и ветровой эрозии, затопления;
использование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
уменьшение степени кислотности почв путем проведения их известкования.
Реализация Программы предусматривает:
агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв, составление картограмм и формирование базы данных агрохимических работ;
развитие материально-технической базы государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в том числе услуг в области содержания и эксплуатации государственных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения;
разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
работы по реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, орошению и осушению земель сельскохозяйственного назначения, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений.
3. Перечень мероприятий программы
Основой обеспечения населения республики экологически чистыми продуктами питания собственного производства является рациональное использование земельных ресурсов и повышение почвенного плодородия. В этих целях планируется осуществить комплекс мероприятий, включающих почвенные изыскания, выполнение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, культуртехнических работ и защиту почв от эрозии, внедрение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
3.1. Защита почв от эрозии
Эрозия почв разрушает исторически сложившееся динамическое равновесие в окружающей природной среде. Она по мере усиления процесса снижает плодородие почв от 26 до 80%, а при очень сильной эродированности почва разрушается и полностью теряет плодородие, тем самым наносится невосполнимый ущерб народному хозяйству.
В комплексе мер по борьбе с эрозией первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях планируется:
развивать ландшафтно-адаптивное земледелие, с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнение комплекса гидротехнических, лесо-луго-мелиоративных, противоэрозионных мероприятий;
применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, осуществить залужение пашни, подверженной эрозии в сильной степени и провести посев многолетних трав на 15 тыс. га пашни вне севооборотных участков, подверженных эрозии в средней степени;
применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, применять безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных зон. Довести до оптимальных объемов применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов;
осуществить меры по предотвращению переуплотнения структуры почвы путем совмещения операций, применения широкозахватных агрегатов, ограничения проведения полевых работ при высокой влажности почвы, внесения в почву органических удобрений, запахивание соломы и сидератов, разуплотнения почв глубоким рыхлением.
Большое значение имеют дополнение и уход за защитными лесными насаждениями на склонах Кабардино-Сунженского хребта и Моздокской степи.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается:
заложить полезащитные лесные насаждения на площади 60 га. Рубки ухода в полезащитных лесных полосах осуществить на площади 50 га (приложение 1). Полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории;
провести инвентаризацию защитных лесонасаждений на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить меры, направленные на своевременное проектирование, агролесомелиоративное устройство лесонасаждений, повышение их эффективности.
Водной эрозией ежегодно наносится огромный ущерб сельскому хозяйству республики. На пахотные угодья, расположенные у основания Терского хребта, устремляются потоки воды, стекающие с открытых затяжных склонов в период летних ливней. Смываются плодородный слой и часть посевов, происходят оползневые процессы и просадочные деформации грунтов, разрушаются коммуникации и постройки. Аналогичные процессы происходят и на землях, расположенных по берегам горных рек. Обследованиями установлены массивы общей площадью 11 тыс. га, на которых разрушительные процессы действуют наиболее активно. На этих массивах предусмотрено построить 5,0 км водонаправляющих каналов и дамб, 0,2 тыс. га береговых защитных, противоселевых и противооползневых сооружений. Основные объемы строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений приведены в приложении 2.
3.2. Применение органических удобрений
По данным агрохимического обследования, по состоянию на 1 января 2010 года в Республике Северная Осетия-Алания насчитывается 112 тыс. га пахотных почв, характеризующихся низким и очень низким содержанием гумуса, что составляет 62 % от площади обследованной пашни. Со времени разработки предыдущих этапов Программы площадь низкообеспеченных гумусом пахотных почв увеличилась на 17,3 %. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы.
По данным научных учреждений, для бездефицитного баланса гумуса необходимо ежегодно вносить в пахотные почвы республики 1,3-1,5 млн. тонн органических удобрений, а для расширенного воспроизводства - около 2 млн. тонн.
Однако в республике нет возможности в настоящее время применять такое количество органических удобрений в связи со значительным сокращением поголовья скота и снижением выхода навоза, а также из-за нехватки технических и финансовых средств на выполнение работ по заготовке, хранению и внесению в почву органических удобрений. Имеющееся поголовье скота во всех категориях хозяйств республики позволяет получить и заготовить около 400 тыс. тонн навоза в год.
В целях рационального использования имеющихся ресурсов органических удобрений предусматривается:
довести применение органических удобрений к 2015 году до 380 тыс. тонн (приложение 3). Обеспечить внесение 70-80 % органики под пропашные культуры, шире использовать зеленое удобрение и запашку соломы зерновых культур для увеличения запасов органического вещества в почве, организовать производство биогумуса;
возобновить и провести комплексное агрохимическое окультуривание полей за 5 лет на площади 1,9 тыс. гектаров (приложение 4);
увеличить использование в качестве удобрения птичьего помета и стоков животноводческих комплексов и ферм с соблюдением технических условий их применения;
в севооборотах для повышения запасов биологического азота, расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, увеличить применение ризоторфина, цеолитов, сапропеля и сидеральных культур.
3.3. Применение минеральных удобрений
В Республике Северная Осетия-Алания в настоящее время удобряются не все сельскохозяйственные угодия, в частности, не получают минеральной подкормки горные природные сенокосы и пастбища. Дефицит минеральных удобрений в полевых севооборотах привел к увеличению площадей пашни с низким содержанием питательных веществ.
Расчетная потребность сельского хозяйства республики в минеральных удобрениях составляет 40-45 тыс. тонн в действующем веществе, или в среднем 220 кг/га на пашне и 100 кг/га на других сельхозугодиях. Однако в связи с ограниченностью финансовых средств на приобретение минеральных удобрений и техники для их применения в настоящей Программе намечаются значительно меньшие объемы - от 12 тыс. тонн д.в. в 2011 г. до 30 тыс. тонн д.в. в 2015 г. Это позволит вносить в среднем 160 кг/га удобрений на пашне (приложение 3), что также улучшит баланс питательных веществ в земледелии и значительно увеличить урожайность сельскохозяйственных культур.
Настоящей Программой предусматривается выделить 4,6 млн. руб. на научные исследования и значительно расширить работы по изучению микроэлементного состава почв, содержания тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, радионуклидов нитратов и нитритов в почвах и растительной продукции. Будет также продолжено проведение мониторинга состояния плодородия почв на всей территории республики.
С целью повышения эффективности использования удобрений намечается:
дифференцированно вносить их в почву в соответствии с данными агрохимического обследования почв;
увеличить объемы локального внесения удобрений при посеве зерновых культур, организовать дробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов и регуляторов роста;
увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений на эродированных почвах при вспашке зяби.
С целью повышения плодородия почв предусматривается:
обеспечить поставку сельскому хозяйству в необходимом количестве и ассортименте минеральных удобрений, микроэлементов, регуляторов роста растений;
осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений;
поставить сельскому хозяйству необходимую технику для внесения в почву сухих и жидких туков, а также организовать пункт технического обслуживания и проката специализированной техники для крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей;
разработать меры по более эффективному использованию землепользователями органических и минеральных удобрений для устойчивого повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур.
3.4. Химическая мелиорация почв
В Республике Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 января 2009 г. более 56 тыс. га сельскохозяйственных угодий характеризуется повышенной кислотностью, из них 28 тыс. га пашни сильно и среднекислых почв требует первоочередного известкования.
По данным научных исследований, ежегодно необходимо известковать 10-12 тыс. га сельскохозяйственных угодий, для чего требуется 80-90 тыс. тонн известковых удобрений.
Однако ввиду отсутствия такой возможности, предусматривается в рамках выполнения программных мероприятий приступить к известкованию кислых почв в 2015 г. и провести эти работы на площади 8 тыс. га (приложении 4). Для этого в 2014 г. планируется построить завод (цех) по изготовлению известняковой муки и в период реализации Программы произвести не менее 50 тыс. тонн известняковой муки (приложение 5).
3.5. Гидромелиорация земель
Использование водных ресурсов в повышении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, увеличивает ценность земли, способствует росту урожайности, имеет также важное природоохранное значение, особенно в последние засушливые годы.
В республике имеется 92,8 тыс. га мелиоративных земель, из которых 76,7 тыс. га орошаемых и 16,1 тыс. га осушенных, 46 межхозяйственных магистральных каналов, общая длина которых составляет 544,4 км, из них 76,9 км облицованы железобетонными лотками, бетоном и железобетоном. Остальные каналы в земляном русле. На межхозяйственных каналах имеются 912 различных гидротехнических сооружений. Забор воды из источников орошения осуществляется 118 водозаборами. На балансе филиалов имеется 74 насосные станции.
Однако к настоящему времени резко ухудшилось состояние оросительных систем. Особенно пострадала сложная сеть транспортирующих и распределительных каналов, водозаборных сооружений, насосных станций сбросной и коллекторно-дренажной сети. Из-за отсутствия необходимых ремонтно-эксплуатационных работ, замены технического оборудования, работ по реконструкции мелиоративных объектов деградация мелиоративных систем достигла критического уровня.
В настоящее время износ большинства сооружений мелиоративного назначения составляет до 70%. Ввиду длительного срока работы многие из ГТС мелиоративного назначения требуют реконструкции и ремонта.
Мелиоративные системы, ГТС, защитные дамбы, насосные станции, плотины, водозаборы, каналы, трубопроводы частично утратили работоспособность вследствие износа и отсутствия надлежащего ухода.
Проведенной инвентаризацией оросительной сети на всей орошаемой площади установлено, что 62 тыс. га требуют полной реконструкции и ремонтно-восстановительных работ, а именно:
на 26 тыс. га замена лотков на сумму 34,7 млн. руб.;
на 6 тыс. га необходима замена трубопроводов протяженностью 76,7 км на сумму 65,2 млн. руб.;
на 12 тыс. га восстановление насосно-силового оборудования стоимостью 25,0 млн. руб.;
на 18 тыс. га ремонта гидротехнических сооружений на сумму 46,7 млн. руб.;
ремонта 46 штук дождевальных машин на сумму 9,2 млн. руб.
Основной задачей гидромелиорации на 2011-2015 гг., определенной с учетом результатов инвентаризации мелиорированных земель, является повышение технического уровня действующих оросительных систем, на которые будут направлены средства в размере 368,222 млн. руб. (приложение 6).
Намеченные к комплексной реконструкции первоочередные массивы Моздокского района, Архонского орошаемого массива в Пригородном районе, Завальского участка в колхозе им. Легейдо Дигорского района в современном состоянии представлены неинженерными водозаборами и сетью земляных каналов с поверхностными способами поливов и дождеванием машинами ДДН-70. Поэтому на этих и других объектах необходимо построить водозаборные сооружения на поверхностных и подземных водоисточниках, каналы с профильтрованными облицовками, сооружения по внутрисистемному регулированию и использованию сбросных вод с организацией поливов широкозахватной высокопроизводительной дождевальной техникой типа "Кубань". Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия по улучшению и развитию производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций республики.
Намечается также осуществить некоторые мероприятия по рыбохозяйственной мелиорации в республике (приложение 7). При этом выполнение планируемых работ позволит:
восстановить 59 га нагульных и 6 га выростных прудов, что даст ежегодный прирост производства товарной рыбы 50-60 тонн и рыбопосадочного материала до 0,2 млн. штук;
снять угрозу прорыва каскада прудов с возникновением катастрофической паводковой волны, в зону поражения которой попадают автодорога "Кавказ", железная дорога Ростов-Баку и ряд населенных пунктов Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
3.6. Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель
В целях повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, а также высвобождения занятой кормовыми посевами пашни под зерновые культуры, увеличения производства и улучшения качества грубых и сочных кормов в 2011-2015 гг. предусматривается провести работу по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включая культуротехнические работы на площади 3,0 тыс. га (приложение 8).
Значительное внимание будет уделено улучшению горных природных кормовых угодий, включая культуротехнические мероприятия и окультуривание, создание высокопродуктивных сенокосов и пастбищ. Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовозрастных, выродившихся травостоев и выбитых пастбищ, шире применять противоэрозионные технологии.
3.7. Меры по улучшению, восстановлению нарушенных земель
В Программе намечен комплекс мероприятий по увеличению площади пашни за счет бросовых карьеров и пойменных земель. Будут проведены работы по рекультивации карьеров инертных материалов, отработанных еще в 60-е годы. Следует отметить, что значительную часть территории республики занимают поймы горных рек шириной от 100 до 800 метров. В сельском хозяйстве поймы с обнаженными гравийно-галечниковыми отложениями практически не используются. Доказано, что превратить эти земли в плодородные, можно предварительно заилив их с помощью вод горных рек, несущих большое количество взвешенных наносов в летний период. Необходимый слой ила создается за 1-2 сезона.
Предусмотрен комплекс гидротехнических сооружений противоэрозионных, защитных, а также систем мелких прудов-отстойников для заиливания. Работы по рекультивации и по улучшению малопродуктивных пойменных земель намечается осуществить на площади 400 га (приложение 9).
4. Реализация программы
Механизм реализации Программы включает в себя организационное, ресурсное, научное и финансовое обеспечение.
4.1 Организационное обеспечение
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, которое организует ее выполнение совместно с Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, ФГУ "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская", ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания", Комитетом Республики Северная Осетия-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов, Северо-Кавказским научно-исследовательским институтом горного и предгорного сельского хозяйства, Горским государственным аграрным университетом.
Организационное обеспечение Программы предусматривает реализацию намеченных мероприятий через исполнительные органы муниципальных образований республики, соблюдение научно обоснованных систем земледелия и ландшафтное землеустройство в каждой зоне республики.
Главным результатом применения системы земледелия является обеспечение повышения плодородия почв и высоких экономических показателей. Предусматриваются мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, совершенствование зональных научнообоснованных систем земледелия, проектирование и по необходимости введение севооборотов, обеспечивающих защиту почв от эрозии и повышение плодородия почв.
Непосредственная реализация землепользователями и собственниками земель предусмотренных Программой мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв осуществляется по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания на основе утвержденных проектов землеустройства и применения средств химизации.
Координирующим органом выполнения Программы является Межведомственный консультативный совет по контролю реализации Республиканской целевой Программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы".
4.2. Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение предоставляется государственными водохозяйственными и агрохимическими предприятиями, лесхозами и лесомелиоративными станциями, учреждениями и различными акционерными и другими предприятиями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ будет выполняться непосредственно землепользователями.
Имеющаяся производственная база недостаточна для выполнения намеченных работ, так как за последние годы совершенно не пополнялся парк почвообрабатывающей мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических и других работ. Поэтому требуется поставка большого количества техники (приложение 10). Необходимы также меры по укреплению производственной базы водохозяйственных эксплуатационных организаций, агрохимической службы и лесхозов.
4.3. Научное обеспечение
Реализация Программы наравне с ресурсным и финансовым обеспечением возможна при самом широком и надежном научном обеспечении.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, с участием заинтересованных министерств и ведомств необходимо обеспечить в 2011-2015 гг. проведение исследований по следующим важнейшим направлениям:
система управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов в системе земледелия и экологически безопасных энергосберегающих технологий воспроизводства плодородия почв;
методы комплексных мероприятий, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
система ведения мониторинга агроэкологического, агрохимического и эколого-мелиоративного состояния земель;
разработка методических основ и экономического обоснования организации агрохимического сервиса сельхозтоваропроизводителей;
разработка биотехнологий для частичной замены минеральных удобрений с целью обеспечения производства экологически чистой продукции;
подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.
К выполнению научно-исследовательских работ планируется привлечь научный потенциал республики. Стоимость научно-исследовательских работ - 4,6 млн. рублей.
Результаты исследований будут использованы для проектирования и освоения систем земледелия, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережение, охрану природной среды.
4.4. Финансовое обеспечение
Финансирование намеченных Программой мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, а также за счет средств внебюджетных источников, определенных федеральными законами "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и другими нормативными актами.
Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий путем финансирования разработки проектов землеустройства, полной или частичной компенсации произведенных затрат по охране земель и повышению плодородия почв.
Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, устанавливаются ежегодно при формировании федерального бюджета, республиканского бюджета и в пределах средств, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства.
Выполнение мероприятий, намеченных Программой, возможно только при государственной поддержке путем целевого финансирования ряда важнейших видов работ.
Состав мероприятий Программы настоящего, уже пятого этапа, скорректированы в соответствии с финансовыми возможностями и по экспертным оценкам реально выполнимы в намеченные сроки.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Оценка эффективности программы
Эффективность реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экологическом и экономическом аспектах.
Реализация Программы в целом является одним из важнейших условий обеспечения экологической и продовольственной безопасности республики.
Социальная значимость Программы определяется улучшением условий жизни и производственной деятельности человека, повышением отдачи его труда. Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, восстановление и развитие деятельности предприятий ряда отраслей промышленности, позволит сельскому населению быстрее адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Экологическая значимость выражается в предотвращении дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослаблении отрицательного влияния других природных факторов на сельскохозяйственное производство (засуха, ветровая и водная эрозия и др.), повышении устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам.
Особое экономическое значение имеет комплексность осуществления намеченных мер. Противоэрозионные мероприятия, агрохимические работы, гидротехнические и культуртехнические и другие мероприятия дают возможность увеличить производство сельскохозяйственной продукции, повысить ее качество. В разных условиях затраты на них окупаются за 5-10 лет. Выполнение же их во взаимоувязанном комплексе с учетом преимуществ ландшафтного земледелия позволит сократить среднюю окупаемость до 3-5 лет. При этом обеспечивается длительность, долговременность действий всех факторов капитальных мероприятий по гидротехническим мероприятиям и агролесомелиорациям и достаточно быстродействующее влияние внесения органических, минеральных удобрений и известкования.
Реализация Программы при общих затратах 3525,941 млн. рублей позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, ослабить воздействие негативных факторов на экологическое состояние природной среды, повысить урожайность выращиваемых культур и обеспечит увеличение производства валовой продукции сельского хозяйства.
На выполнение планируемых работ и в целом на реализацию Программы потребуются денежные средства в объемах, приведенных в приложении 11.
Расчет стоимости проведения мероприятий на 2011-2015 гг. произведен в действующих на конец 2010 г. ценах с ежегодной индексацией.
В целом стоимость проведения мероприятий, предусмотренных Программой, на 2011-2015 гг. составляет 3525,941 млн. рублей по всем источникам финансирования.
В соответствии с расчетами ассигнований, необходимых для реализации настоящей Программы, затраты из федерального бюджета составляют 336,4 млн. рублей, из республиканского бюджета - 301,3 млн. рублей и средств хозяйств - 2874,4 млн. рублей.
6. Контроль за реализацией программы
Контроль за выполнением Программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы" осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Система контроля предусматривает:
ежеквартальную отчетность сельхозтоваропроизводителей и органов управления агропромышленным комплексом муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания;
ежеквартальную отчетность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
ежегодный отчет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания Правительству Республики Северная Осетия-Алания;
систематическое обсуждение результатов происходящих изменений агроэкологических показателей почвы на Межведомственном консультативном совете по контролю за реализацией Программы.
Приложение 1
План
мероприятий Республиканской целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Объемы и стоимость работ по лесомелиорации
Наименование работ |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Закладка полезащитных лесных полос, тыс. га |
0,06 |
0 |
0 |
0 |
0,03 |
0,03 |
Стоимость работ, млн. руб. |
13,9 |
0 |
0 |
0 |
6,9 |
7,0 |
Рубки ухода в защитных лесных насаждениях, тыс. га |
0,05 |
0 |
0 |
0 |
0,02 |
0,03 |
Стоимость работ, млн. руб. |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0,16 |
0,24 |
Стоимость проведения комплекса лесомелиоративных работ, всего, в ценах 2010 г., млн. руб. |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
7,06 |
7,24 |
То же с ежегодной индексацией |
18,77 |
0 |
0 |
0 |
9,0 |
9,77 |
Итого затрат, млн. руб. |
18,77 |
0 |
0 |
0 |
9,0 |
9,77 |
в том числе за счет: федерального бюджета, |
5,63 |
0 |
0 |
0 |
2,7 |
2,93 |
республиканского бюджета РСО-Алания, |
5,63 |
0 |
0 |
0 |
2,7 |
2,93 |
средств хозяйств |
7,51 |
0 |
0 |
0 |
3,6 |
3,91 |
Приложение 2
Объемы и стоимость противоэрозионных гидротехнических мероприятий
Наименование мероприятий |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Водозадерживающие сооружения: |
|
|
|
|
|
|
|
валы |
п/м |
7000 |
0 |
0 |
0 |
3500 |
3500 |
плотины |
шт. |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Водонаправляющие сооружения (защитные дамбы, каналы) |
п/м |
5000 |
0 |
0 |
0 |
2500 |
2500 |
Противоселевые и противооползневые сооружения |
тыс. га |
0,02 |
0 |
0 |
0 |
0,01 |
0,01 |
Береговые сооружения |
тыс. га |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
0,1 |
Стоимость проведения противоэрозионных мероприятий, в ценах 2010 г. |
млн. руб. |
70,6 |
0 |
0 |
0 |
35,3 |
35,3 |
Стоимость противоэрозионных мероприятий с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
92,9 |
0 |
0 |
0 |
45,2 |
47,7 |
Итого затрат |
млн. руб. |
92,9 |
0 |
0 |
0 |
45,2 |
47,7 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
млн. руб. |
27,9 |
0 |
0 |
0 |
13,6 |
14,3 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
27,9 |
0 |
0 |
0 |
13,6 |
14,3 |
средств хозяйств |
млн. руб. |
37,1 |
0 |
0 |
0 |
18,0 |
19,1 |
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
Объемы и стоимость применения органических и минеральных удобрений
12 октября 2012 г.
Наименование |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Внесение органических удобрений |
млн. т |
1,76 |
0,32 |
0,34 |
0,36 |
0,36 |
0,38 |
Стоимость заготовки и внесения органических удобрений, в ценах 2010 г. |
млн. руб. |
95,7 |
17,4 |
18,5 |
19,6 |
19,6 |
20,7 |
Стоимость применения органических удобрений с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
116,5 |
18,6 |
21,1 |
23,7 |
25,1 |
28,0 |
Применение минеральных удобрений |
тыс. т.д.в. |
102,0 |
12,0 |
15,0 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
Стоимость применения минеральных удобрений, в ценах 2010 г. |
млн. руб. |
1851,4 |
217,8 |
272,3 |
363,0 |
453,8 |
544,5 |
Стоимость применения минеральных удобрений с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
2298,5 |
233,1 |
310,4 |
439,2 |
580,7 |
735,1 |
Научное обеспечение Программы |
млн. руб. |
1,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Итого затрат |
млн. руб. |
2416,2 |
251,9 |
331,7 |
463,1 |
606,1 |
763,4 |
в том числе за счет средств хозяйств |
млн. руб. |
2416,2 |
251,9 |
331,7 |
463,1 |
606,1 |
763,4 |
Компенсация части затрат на приобретение средств химизации, всего: |
млн. руб. |
97 |
15,0 |
16 |
17 |
22,0 |
27,0 |
в том числе: за счет федерального бюджета |
млн. руб. |
54 |
8,0 |
9,0 |
10 |
12,0 |
15,0 |
за счет республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
43,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
10,0 |
12,0 |
Приложение 4
Объемы и стоимость агрохимических работ
Наименование работ |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе по годам |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Известкование кислых почв |
тыс. га |
8,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8,0 |
Комплексное агрохимическое окультуривание полей (КАХОП) |
тыс. га |
1.9 |
0 |
0 |
0 |
0,9 |
1,0 |
Агрохимическое обследование почв |
тыс. га |
90,0 |
0 |
0 |
0 |
45 |
45 |
Стоимость агрохимических работ в ценах 2010 года |
млн. руб. |
87,3 |
0 |
0 |
0 |
40,5 |
46,8 |
Стоимость агрохимических работ с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
118,6 |
0 |
0 |
0 |
53,3 |
65,3 |
Научное обеспечение Программы |
млн. руб. |
1,6 |
0 |
0 |
0 |
0,8 |
0,8 |
Итого затрат |
млн. руб. |
120,2 |
0 |
0 |
0 |
54,1 |
66,1 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
млн. руб. |
36,0 |
0 |
0 |
0 |
16,2 |
19,8 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
36,0 |
0 |
0 |
0 |
16,2 |
19,8 |
средств хозяйств |
млн. руб. |
48,2 |
0 |
0 |
0 |
21,7 |
26,5 |
Приложение 5
Объемы производства и затраты на химическую мелиорацию
Наименование мероприятий |
2011- 2055# гг., всего |
В том числе по годам |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Строительство завода (цеха) по производству известняковой муки |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
- |
Производство известняковой муки, тонн |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
50 |
Стоимость затрат в ценах 2010 г. млн. руб. |
11,5 |
0 |
0 |
0 |
6,5 |
5,0 |
То же с ежегодной индексацией, млн. руб. |
14,8 |
0 |
0 |
0 |
8,4 |
6,4 |
Итого затрат, млн. руб. |
14,8 |
0 |
0 |
0 |
8,4 |
6,4 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
6,1 |
0 |
0 |
0 |
4,2 |
1,9 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
6,1 |
0 |
0 |
0 |
4,2 |
1,9 |
средств хозяйств |
2,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,6 |
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 6
Объемы и стоимость работ по гидромелиорации земель
12 октября 2012 г.
Наименование мероприятий |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
в том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Комплексная реконструкция орошаемых земель |
тыс. га |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
0,5 |
Орошение земель |
тыс. га |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
Осушение земель |
тыс. га |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
0,3 |
Стоимость работ по мелиорации земель |
млн. руб. |
180,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
90,0 |
90,0 |
в т.ч. работ по повышению технического уровня и улучшению мелиоративного состояния земель |
млн. руб. |
150 |
0 |
0 |
0 |
75 |
75 |
Стоимость содержания и ремонта мелиоративных систем |
млн. руб. |
99,16 |
11,71 |
14,26 |
12,59 |
30,3 |
30,3 |
Развитие строительной индустрии и базы водохозяйственных систем организаций |
млн. руб. |
6 |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
Научное обеспечение Программы |
млн. руб. |
0,2 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
0,1 |
Итого затрат в ценах 2010 года |
млн. руб. |
285,36 |
11,71 |
14,26 |
12,59 |
123,4 |
123,4 |
То же с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
359,4 |
10,0 |
13,0 |
12,2 |
157,9 |
166,3 |
Итого затрат |
млн. руб. |
359,4 |
10,0 |
13,0 |
12,2 |
157,9 |
166,3 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
млн. руб. |
103,1 |
1,6 |
2,1 |
2,0 |
47,4 |
50,0 |
республиканского бюджета |
млн. руб. |
97,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
47,4 |
50,0 |
средств хозяйств |
млн. руб. |
158,9 |
8,4 |
10,9 |
10,2 |
63,1 |
66,3 |
Субсидии на компенсацию части затрат по оплате электроэнергии, потребляемой мелиоративными насосными станциями, всего |
млн. руб. |
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0 |
0 |
0 |
в том числе: из республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0 |
0 |
0 |
Приложение 7
Объемы и стоимость работ по рыбохозяйственной мелиорации
Наименование |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Рыбохозяйственная мелиорация прудов |
га |
65 |
0 |
0 |
0 |
30,0 |
35,0 |
Ремонт и восстановление дамб |
км |
8,0 |
0 |
0 |
0 |
4,0 |
4,0 |
Ремонт и восстановление подающих и отводящих каналов |
км |
16,0 |
0 |
0 |
0 |
8,0 |
8,0 |
Стоимость работ в ценах 2010 г., всего |
млн. руб. |
27,4 |
0 |
0 |
0 |
12,7 |
14,7 |
То же с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
36,2 |
0 |
0 |
0 |
16,3 |
19,9 |
Итого затрат |
млн. руб. |
36,2 |
0 |
0 |
0 |
16,3 |
19,9 |
в том числе из: федерального бюджета |
млн. руб. |
10,86 |
0 |
0 |
0 |
4,89 |
5,97 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
10,86 |
0 |
0 |
0 |
4,89 |
5,97 |
средств хозяйств |
млн. руб. |
14,48 |
0 |
0 |
0 |
6,52 |
7,96 |
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 8
Объемы и стоимость работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий
12 октября 2012 г.
Наименование мероприятий |
Единицы измерения |
2011- 2015 гг., всего |
в том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Коренное улучшение сельхозугодий, в т.ч. культуртехнические работы |
тыс. га |
3,0 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Стоимость работ по коренному улучшению сельхозугодий (в ценах 2010 г). |
млн. руб. |
130 |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
26,0 |
То же с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
161,1 |
28,1 |
30,2 |
32,3 |
34,2 |
36,3 |
Научное обеспечение Программы |
млн. руб. |
1,6 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Итого затрат |
млн. руб. |
162,7 |
28,4 |
30,5 |
32,6 |
34,5 |
36,7 |
в том числе: за счет федерального бюджета |
млн. руб. |
21,36 |
0 |
0 |
0 |
10,35 |
11,01 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
|
21,36 |
0 |
0 |
0 |
10,35 |
11,01 |
средств хозяйств |
|
119,98 |
28,4 |
30,5 |
32,6 |
13,80 |
14,68 |
Субсидии на проведение мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв, всего |
млн. руб. |
89,5 |
15,0 |
12,0 |
16,5 |
22,0 |
24,0 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
млн. руб. |
50,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
39,5 |
7,0 |
3,0 |
6,5 |
11,0 |
12,0 |
Приложение 9
Объемы и стоимость работ по улучшению и рекультивации нарушенных земель
Наименование мероприятий |
Единица измерения |
2011- 2015 гг., всего |
В том числе |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Рекультивация нарушенных земель |
тыс. га |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0,6 |
стоимость работ (в ценах 2010 г.) |
млн. руб. |
4,0 |
0 |
0 |
0 |
1,6 |
2,4 |
Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных земель заиливанием |
тыс. га |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0,1 |
0,15 |
стоимость работ ( в ценах 2010 г.) |
млн. руб. |
2,5 |
0 |
0 |
0 |
1,0 |
1,5 |
Стоимость работ всего, (в ценах 2010 г.) |
млн. руб. |
6,5 |
0 |
0 |
0 |
2,6 |
3,9 |
Стоимость работ с ежегодной индексацией |
млн. руб. |
8,6 |
0 |
0 |
0 |
3,3 |
5,3 |
Итого затрат |
млн. руб. |
8,6 |
0 |
0 |
0 |
3,4 |
5,2 |
в том числе в счет: федерального бюджета |
млн. руб. |
2,6 |
0 |
0 |
0 |
1,0 |
1,6 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
млн. руб. |
2,6 |
0 |
0 |
0 |
1,0 |
1,6 |
средств хозяйств |
млн. руб. |
3,4 |
0 |
0 |
0 |
1,3 |
2,1 |
Приложение 10
Перечень
и стоимость технических средств для реализации работ, предусмотренных Программой
Наименование технических средств |
Потребность технических средств, всего |
Затраты на приобретение, млн. руб. |
В том числе по годам |
|||||
в ценах 2010 г. |
с ежегодной индексацией |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Машины для основной обработки почвы безотвальным способом (для восстановления физико-механических свойств почвы в пахотном горизонте) |
20 |
25,5 |
33,59 |
0 |
0 |
0 |
15,36 |
18,23 |
Машины для поверхностной обработки почвы |
30 |
7,6 |
10,05 |
0 |
0 |
0 |
3,84 |
6,21 |
Машины для защиты почвы от эрозии |
10 |
1,4 |
1,85 |
0 |
0 |
0 |
0,90 |
0,95 |
Машины для мелиоративных работ |
35 |
9,0 |
11,87 |
0 |
0 |
0 |
5,12 |
6,75 |
Машины для защитного лесоразведения |
2 |
2,1 |
2,76 |
0 |
0 |
0 |
1,28 |
1,48 |
Машины для подготовки и внесения минеральных удобрений |
20 |
15,3 |
20,44 |
0 |
0 |
0 |
8,96 |
11,48 |
Машины для подготовки и внесения органических удобрений |
10 |
10,5 |
13,82 |
0 |
0 |
0 |
6,40 |
7,42 |
Итого затрат |
137 |
71,4 |
94,38 |
0 |
0 |
0 |
41,86 |
52,52 |
в том числе за счет: федерального бюджета |
0 |
0 |
18,88 |
0 |
0 |
0 |
8,37 |
10,51 |
республиканского бюджета РСО-Алания |
0 |
0 |
9,44 |
0 |
0 |
0 |
4,19 |
5,25 |
средств хозяйств |
0 |
0 |
66,06 |
0 |
0 |
0 |
29,30 |
36,76 |
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 11
Финансирование работ по повышению плодородия почв на 2011 - 2015 гг.
12 октября 2012 г.
N п/п |
Виды работ |
Всего стоимость работ, млн. руб. |
В том числе по годам |
|||||
в ценах 2010 г. |
с ежегодной индексацией |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Стоимость работ по лесомелиорации, всего |
|
18,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
9,0 |
9,7 |
федеральный бюджет |
14,3 |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,7 |
2,9 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
5,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,7 |
2,9 |
|
средств хозяйств |
|
7,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
3,9 |
|
2 |
Стоимость противоэрозионных гидротехнических мероприятий, всего |
|
92,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
45,2 |
47,7 |
федеральный бюджет |
70,6 |
27,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
13,6 |
14,3 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
27,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
13,6 |
14,3 |
|
средств хозяйств |
|
37,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
18,0 |
19,1 |
|
3 |
Стоимость применения органических и минеральных удобрений, всего |
1948,3 |
2416,2 |
251,9 |
331,7 |
463,1 |
606,1 |
763,4 |
за счет средств хозяйств |
|
2416,2 |
251,9 |
331,7 |
463,1 |
606,1 |
763,4 |
|
Компенсация части затрат на приобретение средств химизации, всего |
|
97,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
22,0 |
27,0 |
|
федеральный бюджет |
|
54,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
43,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
10,0 |
12,0 |
|
4 |
Стоимость агрохимических работ, всего |
|
120,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
54,1 |
66,1 |
федеральный бюджет |
87,3 |
36,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
16,2 |
19,8 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
36,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
16,2 |
19,8 |
|
средств хозяйств |
|
48,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
21,7 |
26,5 |
|
5 |
Объемы производства и затрат на химическую мелиорацию, всего |
11,5 |
14,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,4 |
6,4 |
федеральный бюджет |
|
6,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,2 |
1,9 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
6,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,2 |
1,9 |
|
средств хозяйств |
|
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,6 |
|
6 |
Стоимость работ по гидромелиорации земель, всего |
|
359,4 |
10,0 |
13,0 |
12,2 |
157,9 |
166,3 |
федеральный бюджет |
|
103,1 |
1,6 |
2,1 |
2,0 |
47,4 |
50,0 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
285,36 |
97,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
47,4 |
50,0 |
|
средств хозяйств |
|
158,9 |
8,4 |
10,9 |
10,2 |
63,1 |
66,3 |
|
Субсидии на компенсацию части затрат по оплате электроэнергии, потребляемой мелиоративными насосными станциями, всего |
|
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
7 |
Стоимость работ по рыбохозяйственной мелиорации, всего |
|
36,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
16,3 |
19,7 |
федеральный бюджет |
27,4 |
10,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,9 |
5,9 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
10,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,9 |
5,9 |
|
средств хозяйств |
|
14,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6,5 |
7,9 |
|
8 |
Стоимость работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, всего |
|
162,7 |
28,4 |
30,5 |
32,6 |
34,5 |
36,7 |
федеральный бюджет |
|
21,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10,4 |
11,0 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
21,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10,4 |
11,0 |
|
средств хозяйств |
|
120,0 |
28,4 |
30,5 |
32,6 |
13,8 |
14,7 |
|
Субсидии на проведение мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв, всего |
|
89,5 |
15,0 |
12,0 |
16,5 |
22,0 |
24,0 |
|
федеральный бюджет |
|
50,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
39,5 |
7,0 |
3,0 |
6,5 |
11,0 |
12,0 |
|
9 |
Стоимость работ по улучшению и рекультивации нарушенных земель, всего |
|
8,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,3 |
5,3 |
федеральный бюджет |
6,5 |
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
1,6 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
2,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,0 |
1,6 |
|
средств хозяйств |
|
3,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,3 |
2,1 |
|
10 |
Перечень и стоимость технических средств для реализации работ, предусмотренных программой, всего |
71,4 |
94,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
41,9 |
52,5 |
федеральный бюджет |
|
18,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,4 |
10,5 |
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
|
9,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,2 |
5,3 |
|
средств хозяйств |
|
66,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
29,3 |
36,8 |
|
Итого: |
2653 |
3512,0 |
321,1 |
404,0 |
541,4 |
1020,7 |
1224,8 |
|
в том числе: за счет федерального бюджета |
336,4 |
17,6 |
20,1 |
22,0 |
131,7 |
144,9 |
||
республиканского бюджета РСО-Алания |
301,3 |
14,8 |
10,8 |
13,5 |
125,5 |
136,7 |
||
средств хозяйств |
2874,4 |
288,7 |
373,1 |
505,9 |
763,4 |
943,2 |
||
Из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
компенсация части затрат на приобретение средств химизации, всего |
97,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
22,0 |
27,0 |
||
в том числе: за счет федерального бюджета |
54,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
||
республиканского бюджета РСО-Алания |
43,0 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
10,0 |
12,0 |
||
Субсидии на проведение мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв, всего |
|
89,5 |
15,0 |
12,0 |
16,5 |
22,0 |
24,0 |
|
в том числе: за счет федерального бюджета |
50,0 |
8,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
||
республиканского бюджета РСО-Алания |
39,5 |
7,0 |
3,0 |
6,5 |
11,0 |
12,0 |
||
Субсидии на компенсацию части затрат по оплате электроэнергии, потребляемой мелиоративными насосными станциями, всего |
|
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
в том числе: из республиканского бюджета РСО-Алания |
|
1,6 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Состав
межведомственного консультативного совета по контролю за реализацией Государственной региональной программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2011 г. N 157)
Засеев Р.К. |
- Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (председатель совета); |
Тотров О.В. |
- заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (заместитель председателя совета); |
Бестаев В.В. |
- директор ФГУ "Станция агрохимической службы "Северо-Осетинская" (по согласованию); |
Гарисов Э.Б. |
- начальник отдела растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания; |
Дзагоева И.Т. |
- первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания; |
Плиев В.Я. |
- директор ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Северная Осетия-Алания" (по согласованию); |
Уртаев А.Ю. |
- начальник отдела бюджетного финансирования Агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 июня 2011 г. N 157 "О республиканской целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Республики Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" за июнь 2011 г. N 4 (дата подписания номера в печать 7 июля 2012 г.)
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. N 392 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2013 г. N 491
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 октября 2012 г. N 363