Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Структура муниципальных правовых актов
50. Оформление муниципальных нормативных правовых актов рекомендуется осуществлять в соответствии с правилами юридической техники и государственными стандартами (ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения").
51. Наименование муниципального образования г. Владикавказ, как на бланке муниципального правового акта, так и в его тексте, должно строго соответствовать наименованию муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау).
52. Муниципальный правовой акт состоит из реквизитов и содержательной части, при необходимости может включать приложения.
53. Муниципальный правовой акт должен содержать следующие реквизиты:
1) изображение герба муниципального образования г. Владикавказ на подлиннике правового акта, расположенное над обозначением вида правового акта по центру;
2) полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления г. Владикавказ, принявшего (издавшего) правовой акт;
3) наименование вида правового акта;
4) наименование (заголовок) правового акта, кратко отражающее предмет правового регулирования;
5) дата принятия (подписания). В муниципальных правовых актах используется как цифровой (например, 29.04.2011 г.), так и словесно-цифровой (например, 29 апреля 2011 года) способ оформления даты;
6) порядковый (регистрационный) номер муниципального правового акта, обозначенный арабскими цифрами;
7) место принятия муниципального правового акта;
8) подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его фамилию и инициалы.
54. При оформлении муниципальных правовых актов рекомендуется устанавливать следующие поля документа:
верхнее - 2,0 см;
левое - 3,0 см;
правое - 1,5 см;
нижнее - 2,0 см.
55. При наборе текста рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размер 14 пт., выравнивание абзаца по ширине с отступом первой строки на 1,27 см.
56. Текст муниципального правового акта должен содержать:
наименование;
преамбулу;
постановляющую (содержательную) часть;
срок вступления в силу акта;
приложения.
57. Преамбула и приложения в правовом акте могут отсутствовать.
58. Наименование муниципального правового акта должно в краткой форме отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию правового акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
59. Правовые акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями затрудняют систематизацию и понимание правовых актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
60. Наименование муниципального правового акта, как правило, начинается с предлога "о" или предлога "об" (если первая буква следующего слова - гласная).
Пример:
Об организации архивной работы в администрации местного самоуправления г. Владикавказ
61. Если основным содержанием муниципального правового акта является утверждение документа (положения, списка и т.д.), это отражается в его наименовании.
Если правовым актом утверждается несколько документов, в наименовании правового акта их названия, как правило, не указываются. В этом случае в наименовании муниципального правового акта отражается основной предмет его правового регулирования.
Примеры:
Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка в администрации местного самоуправления г. Владикавказ или Об организации доступа к информации о деятельности администрации местного самоуправления г. Владикавказ
62. В наименованиях правовых актов о внесении изменений в правовые акты необходимо указывать правовой акт, в который вносятся изменения.
Если в правовой акт вносится одно изменение, в наименовании употребляется слово "изменение" в единственном числе, если два или более - во множественном.
Слово "дополнение" в наименовании изменяющих муниципальных нормативных правовых актов указывать не нужно, так как дополнение правового акта это частный случай его изменения, понятием "изменение" охватывается и дополнение правового акта частями, структурными единицами и др.
Если изменения вносятся более чем в два муниципальных нормативных правовых акта, рекомендуется использовать формулировки "о внесении изменений в некоторые ..." или "о внесении изменений в отдельные ...".
Примеры:
О внесении изменений в распоряжение администрации местного самоуправления г. Владикавказ "Об утверждении ___________________"
или
О внесении изменений в некоторые распоряжения администрации местного самоуправления г. Владикавказ
63. В наименованиях муниципальных правовых актов, признающих утратившими силу муниципальные правовые акты, делается указание на утрачивающий силу документ способами, аналогичными применяемым при внесении изменений в муниципальные правовые акты.
Примеры:
О признании утратившим силу распоряжения администрации местного самоуправления г. Владикавказ "Об утверждении Положения о ____________________________"
или
О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации местного самоуправления г. Владикавказ
64. Преамбула (введение) самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования правового акта;
не нумеруется;
Преамбула предваряет текст муниципального правового акта.
Структурные единицы муниципального правового акта не могут иметь преамбулу.
Примеры:
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" или
В целях приведения нормативных правовых актов администрации местного самоуправления г. Владикавказ в соответствие с бюджетным законодательством
65. В постановлениях преамбула завершается словом "постановляю". В распоряжениях данное слово не указывается.
66. Постановляющая (распорядительная) часть правового акта делится на следующие структурные единицы:
пункты;
подпункты;
абзацы.
67. Пункты нумеруются арабскими цифрами. Нумерация пунктов - сквозная.
После номера пункта ставится точка, текст после точки начинается с прописной буквы. Текст пункта должен завершаться точкой.
Пример:
1. Утвердить ... .
2. Признать утратившим силу ... .
3. Контроль за исполнением постановления возложить ... .
4. Постановление вступает в силу ... .
68. Подпункты нумеруются арабскими цифрами через точку (номер пункта точка номер подпункта) или арабскими цифрами со скобкой (сквозная нумерация в пределах каждого пункта).
В правовом акте должен использоваться единый подход к нумерации подпунктов.
Примеры:
1. Утвердить:
1.1. Положение ... .
1.2. Список ... .
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление ... .
2.2. Постановление ... .
или
1. Для ... представляются:
1) копия ...;
2) справка ...;
3) выписка ... .
2. ....
69. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы. Абзацы не обозначаются номерами или иными знаками.
Если текст, предшествующий абзацу, завершается точкой, текст абзаца начинается с прописной буквы и завершается точкой.
Если текст, предшествующий абзацу, завершается двоеточием, текст абзаца начинается со строчной буквы и завершается точкой с запятой (последнего абзаца - точкой).
Абзац не должен разделяться на нижестоящие структурные единицы (в его состав не могут входить подпункты или абзацы).
70. В муниципальных правовых актах могут также употребляться следующие структурные единицы по нисходящей:
раздел;
глава;
статья,
пункт.
Вводить структурную единицу "раздел", если в решении нет глав, не следует.
71. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
Раздел II
Структура Собрания представителей г. Владикавказ
72. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Порядок внесения проектов решений в Собрание представителей г. Владикавказ и их предварительного рассмотрения
73. Основными структурными единицами решения являются статья или пункт. Статью как структурную единицу целесообразно применять в случаях, когда решением утверждается какой-либо нормативный акт (например, "Положение", "Порядок" и т.п.) и этот акт является приложением к решению. В остальных случаях в качестве основной структурной единицы решения целесообразно использовать пункт.
74. Статья:
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
может не иметь наименования.
Примеры:
Статья 41. Возвращение проектов решений Собрания представителей г. Владикавказ субъекту права нормотворческой инициативы
1. ______________. (часть 1)
2. ______________. (часть 2)
или
Статья 41
1. ______________. (часть 1)
2. ______________. (часть 2)
75. Подпись муниципального правового акта:
подпись лица, возглавляющего орган местного самоуправления г. Владикавказ в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования, с указанием его должности (приводится без сокращений), инициалов и фамилии;
подпись главы муниципального образования, с указанием его должности (приводится без сокращений) инициалов и фамилии.
76. Подпись муниципального правового акта является его необходимым реквизитами и носит обязательный характер. Подписание акта неправомочным лицом может повлечь недействительность акта (документ не будет обладать необходимой юридической силой).
77. Муниципальные правовые акты могут иметь приложения, как текстовые, так и содержащие различные таблицы, графики, карты, схемы, образцы и формы документов и т.д.
Если к муниципальному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте правового акта знак "N" также не указывается.
Следует избегать наличия приложений к приложению правового акта. Приложения к приложениям могут вводиться в исключительных случаях, если исходя из тематики приложения в него необходимо включать информацию с различающимся оформлением (текст и таблицы, таблицы и схемы и т.д.) и при этом невозможно выделить часть информации в отдельное приложение к правовому акту.
Примеры:
1. Утвердить ... согласно приложению.
или
1. Утвердить:
1.1. Положение ... согласно приложению 1.
1.2. Состав ... согласно приложению 2.
78. В приложении помещается указание на то, к какому акту оно прилагается (вид акта, принявший орган, дата и номер) и номер приложения (если приложений несколько).
Примеры:
Приложение
к постановлению
администрации _______________
от 13 сентября 2010 N 214
и
Приложение 1
к Положению об _______________
79. Приложение должно иметь наименование. Наименование, содержащееся в приложении, должно совпадать с наименованием приложения, указанным в постановляющей (распорядительной) части правового акта.
80. Структурными единицами текстовых приложений (положений, порядков, инструкций, методик и т.д.) являются:
раздел;
пункт;
подпункт;
абзац.
81. В муниципальном правовом акте должен использоваться единый подход к нумерации пунктов и подпунктов всех текстовых приложений.
82. Таблицы состоят из следующих элементов:
графы (вертикальные столбцы);
строки, пункты (горизонтальные);
позиции (ячейки, пересечения граф и строк).
83. Приложение может быть подписано должностным лицом, определенным муниципальными правовыми актами. В случае наличия в приложении подписи, в ней должны быть указаны:
полное наименование должности в соответствии с Уставом муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау) или штатным расписанием органа местного самоуправления г. Владикавказ;
инициалы, фамилия должностного лица.
84. Юридическая сила приложений и муниципального правового акта, к которому они относятся, одинакова.
85. При подготовке проекта муниципального правового акта необходимо обеспечить как единство терминологии с федеральным и республиканским законодательством, Уставом муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау), так и единство терминологии по тексту правового акта.
86. Если у понятия существует определение, данное в акте более высокой юридической силы, регулирующем сходные общественные отношения, необходимо использовать данное понятия именно в этом значении.
87. Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, должности необходимо воспроизводить в соответствии с правовыми актами, регулирующими статус соответствующих органов.
88. Не рекомендуется для описания одного и того же предмета или явления использовать разные термины.
Так, если речь в правовом акте идет о проведении собраний граждан, именно такой термин и должен употребляться везде. Недопустимо в различных положениях правового акта называть их сходами, собраниями жителей и т.д.
89. Не рекомендуется давать определения тем понятиям и терминам, которые имеют общепризнанное значение или уже имеют определения в актах федерального или областного законодательства, регулирующих те же общественные отношения.
90. Использование сокращений и аббревиатур в правовых актах допускается только в случае их предварительной расшифровки.
Вводить сокращение или аббревиатуру можно после первого использования полной формулировки в тексте правового акта. В наименовании правового акта, приложений к нему и разделов (подразделов) сокращения не вводятся.
Сокращение заключается в скобки, используется слово "далее" и знак "-" (тире).
Сокращение действует в пределах одного правового акта. Если муниципальный правовой акт имеет приложения, вводить сокращения необходимо отдельно для основного документа и для каждого из приложений.
Примеры:
... гражданам Российской Федерации (далее - граждане)...
или
... участковых избирательных комиссий (далее - УИК)...
91. В целях повышения качества муниципальных правовых актов при написании текста муниципального правового акта следует соблюдать следующие правила:
- использовать простые предложения, так как длинные фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, приводят к искажению смыла текста муниципального правового акта;
- при использовании условных предложений следует помнить, что чем больше условий и чем больше в предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения между отдельными частями нормативной информации с использованием конструкций "если, то ...", "в случае ...", "в случаях, когда ...", "если иное не предусмотрено ..." и т.д.;
- использовать исходя из содержания юридического документа, по мере необходимости, устоявшиеся в юридическом языке штампы и клише ("в порядке, установленном ...", "в соответствии с действующим законодательством ...", "если иное не предусмотрено ...", "признать утратившим силу ..." и другие). Попытки изменения или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании и применении документа;
- необходимо правильно использовать разделительные и соединительные союзы и знаки препинания. Разделительный союз "или" и соединительный союз "и" являются самыми употребляемыми в юридических текстах. Союз "или" означает наличие альтернативы, т.е. используется либо один признак, либо другой. Союз "и", наоборот, означает одновременное наличие тех признаков, которые им соединены. Нехарактерно природе правовых норм использование соединительных союзов "а", "но", "чтобы", и тем более не рекомендуется использовать редко применимые в официальных текстах союзы "да", "да и", "не то", "хоть". Необходимо помнить, что злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет применение правовых норм, снижает эффективность правового регулирования. В таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими способами с использованием подпунктов, абзацев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.