В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1482 "Об утверждении правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год" и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2017 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания":
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Северная Осетия-Алания N 33-РЗ следует читать "от 9 июля 2008 г."
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы.
См. Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2016 г. N 372-р "Об основных направлениях бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания с целью проведения единой долговой политики на территории Республики Северная Осетия-Алания при формировании местных бюджетов учитывать основные направления долговой политики.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015 года N 354-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2015-2018 годы".
Председатель Правительства |
Т. Тускаев |
Основные направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 11 апреля 2017 г. N 121-р)
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы (далее - долговая политика) разработаны в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" и Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1482 "Об утверждении правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год".
Под долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на поддержание объема государственного долга Республики Северная Осетия-Алания (далее - государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Текущее состояние государственного долга
Анализ исполнения республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания (далее - республиканский бюджет) за 2016 год показал, что опережение роста объема расходов республиканского бюджета по сравнению с ростом собственных доходов республиканского бюджета обусловило утверждение и исполнение дефицита республиканского бюджета в объеме, близком к его предельному значению, и неуклонный рост объема государственного долга.
По итогам 2016 года государственный долг составил 9 223,1 млн. рублей, или 91,1 процента от объема доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, что на 159,4 млн. рублей больше, чем в 2015 году.
При этом необходимо отметить, что по-прежнему наибольший объем в структуре долга занимают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета (по состоянию на 1 января 2017 г. - 88,4 процента), рыночный долг составляет 11,0 процентов (кредиты кредитных организаций), объем государственных гарантий составляет 0,6 процента.
Что касается структуры долгового портфеля республики по срочности, то он представлен в основном среднесрочными долговыми обязательствами.
По состоянию на 1 января 2017 г. долговые обязательства республики сроком до 1 года составляли 1 014,7,0 млн. рублей, или 11,0 процентов от объема долговых обязательств республики (без учета государственных гарантий Республики Северная Осетия-Алания), сроком до 3 лет - 7 813,9 млн. рублей, или 85,2 процента, сроком свыше 3 лет - 342,8 млн. рублей, или 3,7 процента.
Несмотря на рост государственного долга в абсолютном и относительном значении в 2015-2016 годах был проведен ряд мероприятий, направленных на максимальное снижение расходов по его обслуживанию, в том числе:
были осуществлены заимствования из федерального бюджета в сумме 1 348,4 млн. рублей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2016 г. N 40 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год" с целью погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, это позволило снизить расходы республиканского бюджета;
на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета в 2016 году были привлечены бюджетные кредиты, предоставленные в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сумме 5 060,0 млн. рублей под 0,1 процента годовых на пополнение остатков средств республиканского бюджета в целях исполнения расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и социальным выплатам.
Также сокращению расходов на обслуживание долга способствовало снижение платы по реструктурированной в 2015 году задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), которой предусмотрена отсрочка по возврату кредита до 2025 года и рассрочка возврата долга по кредитам в течение 10 лет с 2025 по 2034 год до 0,1 процента годовых.
Проведение вышеуказанных мероприятий позволило в полном объеме и в установленные сроки произвести погашение долговых обязательств, срок исполнение которых наступил в 2016 году, значительно сократить расходы республиканского бюджета на обслуживание государственного долга, а также соблюсти условия соглашений, заключенных между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Северная Осетия-Алания бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях замещения рыночных долгов в 2015-2016 гг.
Ниже приведены данные о динамике показателей государственного долга и расходов на его обслуживание.
Таблица 1. Государственный долг и расходы на его обслуживание
(млн. рублей)
|
2015, факт |
2016, факт |
Отклонение |
Государственный долг (на конец года) |
9 063,7 |
9 223,1 |
159,4 |
Расходы на обслуживание государственного долга (за год) |
430,0 |
168,1 |
261,9 |
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания, являются:
влияние рисков ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации и сохранения неустойчивости восстановления мировой экономики в среднесрочной перспективе на возможность рыночных заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на приемлемых условиях;
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами и неопределенностью темпов восстановления национальной экономики;
возможные действия рейтинговых агентств;
низкая долговая нагрузка на бюджет республики;
сохранение потребности в финансировании инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Республики Северная Осетия-Алания;
установленные условия бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному объему государственного долга субъекта Российской Федерации.
IV. Основные риски, связанные с управлением государственным долгом, цели и задачи долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
риски принятия республиканского бюджета с превышением расходов над доходами;
риски недостижения запланированных налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
риски роста процентных ставок на рынке заимствований;
риски снижения ликвидности рынка заимствований;
риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;
риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из федерального бюджета;
риски наступления гарантийного случая - риск неисполнения обязательств заемщиками по гарантиям, предоставленным из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
риски рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований - на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, а также невозможность рефинансирования.
Целями долговой политики являются:
непревышение уровня государственного долга, установленного бюджетным законодательством;
абсолютное исключение условий для невыполнения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
снижение расходов на обслуживание государственного долга;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных программой оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания
Задачами долговой политики являются:
удержание размера государственного долга на текущем уровне либо снижение темпов прироста государственного долга;
планирование объемов заимствований с учетом нестабильности поступления доходов и необходимости обеспечивать кассовые разрывы при исполнении бюджета путем привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
своевременное погашение долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания, имеющих сроки погашения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов;
эффективное использование государственных заимствований Республики Северная Осетия-Алания, контроль за параметрами государственного долга и расходами на его обслуживание;
определение экономической безопасности уровня государственного долга;
снижение расходов на обслуживание государственного долга в результате сокращения объема коммерческих кредитов в структуре государственного долга, ставки по которым имеют тенденцию к изменению.
V. Мероприятия, проводимые в рамках реализации основных направлений долговой политики
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1) поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне, в рамках которого предполагается:
установление и исполнение расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей республиканского бюджета и приводящих к ликвидации дефицита республиканского бюджета и снижению государственного долга, таких как:
жесткое ограничение действующих расходных обязательств в течение всего периода реализации основных направлений долговой политики;
максимальное ограничение принятия новых расходных обязательств;
реализация неэффективных и непрофильных активов;
концентрация ресурсов на приоритетных социально значимых направлениях с целью достижения наибольшего эффекта;
повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки, введение "принципа нуждаемости";
последовательная реализация мер по оптимизации бюджетной сети;
осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении республиканского бюджета;
направление остатков средств на едином счете республиканского бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в целях снижения объема государственного долга;
2) минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
управление ликвидностью единого счета республиканского бюджета;
проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга;
осуществление заимствований в кредитных организациях, преимущественно в виде возобновляемых кредитных линий с одновременным использованием краткосрочных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета, в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга;
обеспечение информационной открытости и поддержание кредитного рейтинга республики на должном уровне;
3) равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания.
Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать снижению долговой нагрузки на бюджет Республики Северная Осетия-Алания, росту долговой устойчивости бюджета и повышению инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 апреля 2017 г. N 121-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы"
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 19 апреля 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 октября 2017 г. N 350-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.