В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Республики Северная Осетия-Алания.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Северная Осетия-Алания |
В. Битаров |
г. Владикавказ
23 декабря 2020 г.
N 389
Утвержден
Указом Главы Республики
Северная Осетия-Алания
от 23 декабря 2020 г. N 389
Перечень
приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Республики Северная Осетия-Алания
1. Общие положения
1.1. Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 733 (далее - Перечень, Стратегия), разработан в целях дальнейшей реализации государственной политики Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, направленной на охрану здоровья граждан, обеспечение государственной и общественной безопасности в рамках исполнения пунктов 21, 22, 23 Стратегии на территории Республики Северная Осетия-Алания в 2021 - 2030 годах (I этап - 2021 - 2025 годы, II этап - 2026 - 2030 годы).
1.2. Правовую основу настоящего Перечня составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года, Конституция Республики Северная Осетия-Алания, постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 г. N 374 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2021 годы.
1.3. Антинаркотическая политика реализуется по следующим направлениям:
совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков;
профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков;
сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков;
сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
1.4. По итогам проведенного мониторинга в целом состояние наркоситуации в республике оценивается как напряженное.
На наркологическом учёте в Республике Северная Осетия-Алания с диагнозами "наркомания" и "пагубное употребление наркотических веществ" на 1 января 2020 года состояли 2 930 человек, из них: с диагнозом "наркомания" - 765 человек, с диагнозом "пагубное употребление наркотических веществ" - 2 165 человек.
За 2019 год в Республике Северная Осетия-Алания было взято под наблюдение 810 больных с наркологическими расстройствами, из них с впервые в жизни установленным диагнозом 646 человек.
Уровень наркотизации составляет 471,8 человека на 100 тыс. населения Республики Северная Осетия-Алания.
В 2019 году снято с учета 66 человек, страдающих наркоманией, из них в связи с выздоровлением - 12 человек (18,1%).
Структура потребления наркотических веществ в 2019 году складывается следующим образом.
Всего с синдромом зависимости от наркотиков - 765 человек (109,7 на 100 тыс. населения), в том числе:
опиаты - 638 человек, или 91,5 на 100 тыс. населения;
каннабиноиды - 83 человека, или 11,9 на 100 тыс. населения;
другие психостимуляторы - 23 человека, или 3,2 на 100 тыс. населения;
другие наркотики и их сочетания - 21 человек, или 3,0 на 100 тыс. населения.
Зарегистрировано 8 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами среди населения.
В 2019 году каннабинолы оставались самым популярным наркотическим средством, выявлено 723 случая их употребления;
на 2-ом месте - сильнодействующее вещество трамадол (323 случая);
на 3-ем месте находится вещество "прегабалин", входящее в состав лекарственного препарата "Лирика" (имеются другие торговые наименования) (292 случая);
на 4-ом месте - метадон (264 случая);
на 5-ом месте - пировалерон (245 случаев).
Количество зарегистрированных в 2019 году преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составило 2316. Данный рост произошел за счёт выделенных составов, связанных со сбытом наркотиков, по которым ранее были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений этого вида составил 67,8%.
Окончено производство по 983 преступлениям, приостановлено 1313.
Зарегистрировано 1273 преступления, связанные со сбытом наркотиков. Их удельный вес в числе всех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составил 55,0%. Раскрываемость преступлений, связанных со сбытом наркотиков, составила 6,1%.
Правоохранительными органами выявлено 898 лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, из них: 255 - тяжкие преступления, 63 - особо тяжкие, 23 - группой лиц по предварительному сговору, 15 - организованной группой или преступным сообществом.
Из незаконного оборота изъято (на момент возбуждения уголовного дела) 57,5 кг наркотических средств, в том числе: героина - 4,961 кг, дезоморфина - 13 г, марихуаны - 49,5 кг, гашиша - 1,33 кг, масла каннабиса - 528 г, МДМА - 1 г, n- метилэфедрона - 239 г, метадона - 434 г, синтетических наркотических средств - 1,015 кг, психотропных веществ - 2 г, сильнодействующих веществ - 2,66 кг.
Социологические исследования, проводимые на территории Республики Северная Осетия-Алания в целях определения уровня наркотизации общества и оценки отношения населения к незаконному обороту наркотиков, показывают, что с предложением попробовать наркотики сталкиваются порядка 23,4% опрошенных граждан (189 человек), 5,9% респондентов (48 человек) отказались отвечать на данный вопрос.
Общая выборочная совокупность по Республике Северная Осетия-Алания составила 809 человек (N=809), или чуть более 0,1% от общей численности населения республики на период проведения исследования.
Доминирующей причиной, способствующей распространению наркотических средств, по мнению большинства участников опроса этого года, является неудовлетворенность жизнью, социальное неблагополучие. Безработицу как источник проблемы распространения наркотиков определили 38,9% (315 человек) респондентов. Моральную деградацию общества, а также излишнюю свободу отмечают 42% (340 человек) и 33,5% (271 человек) опрошенных респондентов соответственно; больше четверти (27,7% - 224 человека) участников исследования назвали влияние наркобизнеса и 29% (235 человек) плохую работу правоохранительных органов как одни из основных причин распространения наркотизации населения.
2. Приоритетные направления реализации Стратегии в Республике Северная Осетия-Алания
2.1. Совершенствование антинаркотической деятельности и контроля за оборотом наркотиков.
В рамках данного приоритетного направления в 2021 - 2025 годах предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение эффективности координации антинаркотической деятельности;
совершенствование системы мониторинга наркоситуации.
Решение задач будет осуществляться путем реализации следующих мер:
методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики;
формирование регионального плана профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих реализацию антинаркотической политики;
привлечение институтов гражданского общества к решению задач, предусмотренных Перечнем;
выполнение мероприятий по противодействию организованным формам наркопреступности, в том числе межрегионального характера;
подрыв экономических основ наркобизнеса путем выявления, документирования и пресечения деятельности по легализации доходов, полученных от незаконного сбыта наркотиков, привлечения к уголовной ответственности организаторов указанных схем;
принятие мер по противодействию распространению наркотиков посредством использования современных информационных технологий, таких как сеть Интернет, почтовая и мобильная связь;
осуществление контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию.
Мероприятия предусматривают:
недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;
подготовку (переподготовку), обучение специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, республиканских государственных учреждений;
проведение межведомственных профилактических операций и акций антинаркотической направленности в подростковой и молодежной среде;
изготовление антинаркотических пропагандистских материалов (буклетов, видеороликов, листовок и т.д.), размещение статей антинаркотической направленности в средствах массовой информации;
организацию работы межведомственной бригады по профилактике асоциальных проявлений в муниципальных образованиях Республики Северная Осетия-Алания;
организацию и проведение мониторингов, социологических исследований по вопросам профилактики немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Мероприятия, реализуемые в рамках данного направления, включены в государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 г. N 374.
2.2. Профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков.
В рамках данного приоритетного направления в 2021 - 2025 годах предусмотрено решение следующих задач:
формирование комплексной антинаркотической профилактической деятельности;
создание условий для формирования в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков с учетом традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей.
Решение задач будет осуществляться путем реализации следующих мер:
развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков;
совершенствование педагогических программ и методик профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и включения таких программ и методик в электронные образовательные ресурсы;
расширение практики использования универсальных педагогических методик (тренинг, проектная деятельность и другие);
включение профилактических мероприятий во внеурочную и воспитательную работу, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;
активное привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации антинаркотической политики;
совершенствование механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях, создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков;
организация сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, направленного на повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь, несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках, связанных с незаконным потреблением наркотиков, и последствиях такого потребления.
В рамках данного приоритетного направления будут реализованы следующие мероприятия:
организация эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности;
создание и сопровождение интернет-ресурсов по оказанию адресной психолого-педагогической и социальной помощи в вопросах профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ;
организация и проведение республиканских конкурсов, направленных на формирование в детско-подростковой и молодежной среде антинаркотического мировоззрения, ведение здорового и безопасного образа жизни;
организация деятельности родительской группы для семей, имеющих детей "группы риска", "Социальные риски несовершеннолетних";
развитие системы раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания, а также образовательных организациях высшего образования и допризывников;
организация и проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий в рамках календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий Республики Северная Осетия-Алания;
проведение информационно-тематической кампании, приуроченной к Международному дню борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом;
проведение социологического исследования общественного мнения по проблемам наркотизации населения.
Мероприятия, реализуемые в рамках данного направления, включены в государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 г. N 374.
2.3. Сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков.
В рамках данного приоритетного направления в 2021 - 2025 годах предусмотрено решение следующих задач:
повышение эффективности функционирования наркологической службы;
повышение доступности для наркопотребителей профилактики, диагностики и лечения инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем);
повышение доступности социальной реабилитации и ресоциализации для наркопотребителей, включая лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;
поддержка государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги наркопотребителям;
совершенствование правового механизма побуждения наркопотребителей к прохождению по решению суда лечения наркотической зависимости, медицинской и социальной реабилитации.
Решение задач будет осуществляться путем реализации следующих мер:
сокращение количества случаев отравления людей и снижение уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков;
сохранение государственной наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе совершенствование материально-технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля;
обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;
совершенствование раннего выявления (на уровне первичного звена здравоохранения) незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием;
внедрение программ профилактики социально значимых инфекционных заболеваний среди наркопотребителей;
развитие системы социальной реабилитации больных наркоманией, а также ресоциализации наркопотребителей;
развитие с участием негосударственных организаций системы ресоциализации наркопотребителей, создание условий для эффективной деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере социальной реабилитации больных наркоманией.
В рамках данного приоритетного направления будут реализованы следующие мероприятия:
организация расширения тестирования различных групп населения (трудовые коллективы и т.д.) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием;
увеличение количества ежегодно тестируемых обучающихся образовательных организаций Республики Северная Осетия-Алания в целях раннего выявления незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием;
организация посещения реабилитационных центров, включенных в реестр негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, иных негосударственных реабилитационных организаций, предоставляющих услуги наркопотребителям;
обеспечение подготовки специалистов медицинских организаций Республики Северная Осетия-Алания в сфере оказания наркологической помощи и медицинской реабилитации потребителей наркотических средств и психотропных веществ;
привлечение выпускников медицинских вузов на обучение в целевую ординатуру по специальностям "психиатрия", "психиатрия-наркология", а также привлечение медицинских кадров из других регионов в целях увеличения численности специалистов в республиканской психиатрической и наркологической службах;
предоставление субсидий некоммерческим организациям в целях возмещения затрат на проведение мероприятий по реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях;
организация выездных профилактических мероприятий (семинаров, тренингов, круглых столов) в реабилитационных центрах для наркозависимых;
организация и проведение обучающих семинаров, выездных совещаний, тренингов для специалистов, работающих по профилактике наркомании и иных асоциальных проявлений, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Мероприятия, реализуемые в рамках данного направления, включены в государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 г. N 374.
2.4. Сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В рамках данного приоритетного направления в период 2021 - 2025 годов предусмотрено решение следующих задач:
уничтожение инфраструктуры незаконного производства, транспортировки и распространения наркотиков;
существенное сокращение сырьевой базы незаконного производства наркотиков.
Решение задач будет осуществляться путем реализации следующих мер:
пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий;
выявление и пресечение функционирования в сети Интернет ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков;
совершенствование механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования.
В рамках данного приоритетного направления будут реализованы следующие мероприятия:
проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
развитие деятельности специализированных волонтерских объединений (добровольческих организаций) в сфере информационной безопасности и размещения позитивного контента в социальных сетях.
Мероприятия, реализуемые в рамках данного направления, включены в государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 октября 2014 г. N 374.
3. Сроки и механизмы контроля реализации Перечня
3.1. Контроль за реализацией Перечня осуществляет Антинаркотическая комиссия Республики Северная Осетия-Алания.
С целью осуществления контроля за исполнением приоритетных направлений Стратегии Антинаркотическая комиссия Республики Северная Осетия-Алания заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам выполнения Перечня.
Отчеты о проведенных мероприятиях исполнителями Перечня направляются в аппарат Антинаркотической комиссии Республики Северная Осетия-Алания в срок до 1 февраля ежегодно. Оценка результатов реализации Стратегии отражается в ежегодном докладе о наркоситуации.
3.2. В Перечень на основании решений Антинаркотической комиссии Республики Северная Осетия-Алания могут вноситься изменения в части изменения приоритетного направления, задач, мероприятий, исполнителей и источников финансирования, а также ожидаемых результатов с учетом изменения наркообстановки на территории Республики Северная Осетия-Алания.
4. Оценка эффективности реализации Стратегии в Республике Северная Осетия-Алания
4.1. Наркообстановка на территории Республики Северная Осетия-Алания по итогам 2019 года характеризуется следующими критериями и показателями:
вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. населения);
криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. населения);
количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. населения);
количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. населения);
общая оценка наркоситуации в Республике Северная Осетия-Алания (по данным мониторинга наркоситуации).
4.2. К 2025 году планируемые значения показателей эффективности реализации I этапа Стратегии отражены в приложении.
Приложение
к Перечню приоритетных направлений
реализации Стратегии государственной
антинаркотической политики Российской Федерации
на период до 2030 года на территории
Республики Северная Осетия-Алания
Сведения
о показателях эффективности реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Республики Северная Осетия-Алания (на 2021 - 2025 годы)
Год реализации мероприятий |
Наименование показателя |
||||
|
Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (на 100 тыс. человек) |
Криминогенность наркомании (на 100 тыс. человек) |
Количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек) |
Количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек) |
Общая оценка наркоситуации на территории Республики Северная Осетия-Алания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2019 |
128,8 |
332,3 |
20,8 |
1,1 |
напряженная |
2021 |
118,0 |
310,0 |
20,0 |
1,1 |
напряженная |
2022 |
107,0 |
298,0 |
19,0 |
1,0 |
напряженная |
2023 |
97,0 |
275,0 |
18,0 |
1,0 |
напряженная |
2024 |
90,0 |
261,0 |
17,0 |
0,9 |
напряженная |
2025 |
82,0 |
250,0 |
16,0 |
0,9 |
напряженная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2020 г. N 389 "Об утверждении перечня приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года на территории Республики Северная Осетия-Алания"
Вступает в силу с 23 декабря 2020 г.
Текст Указа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2020 г. N 1500202012290008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 22 марта 2024 г. N 118
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.
Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 23 декабря 2022 г. N 446
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2022 г.
Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 1 марта 2021 г. N 57
Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.