Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению АМС г. Владикавказа
от 12 мая 2009 г. N 1243
Основные направления бюджетной и налоговой политики
г. Владикавказа на 2009 год
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2009 год учитывают задачи, изложенные в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах. Бюджетная политика на 2009 год соответствует целям социально-экономического развития города Владикавказа. В то же время экономика города, как и всей страны, живет под прессом финансового кризиса.
Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила скорректировать бюджетную политику и в более планомерном режиме реформировать доходы и расходы бюджета города.
В основных направлениях учтены итоги осуществляемой в последние годы бюджетной политики города Владикавказа, накопленный опыт в осуществлении бюджетного процесса, имеющиеся внутренние резервы для принятия дальнейших мер по созданию эффективной системы управления муниципальными финансами.
1. Основные итоги бюджетной политики в 2007 и 2008 годах
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Владикавказа в предшествующие годы были определены стратегические цели по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, обеспечению сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, повышению эффективности системы управления муниципальными финансами и межбюджетных отношений, концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных социально-экономических задач.
1. Модернизация бюджетного процесса
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Следуя этим стратегическим ориентирам, были реализованы меры по следующим направлениям.
Сформированы республиканское и местное бюджетные законодательства, обеспечивающие эффективную систему управления муниципальными финансами. Приняты и действуют законы Республики Северная Осетия-Алания "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания", "О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания". Разработан и подготовлен к рассмотрению Собранием представителей г. Владикавказа проект Положения о бюджетном процессе в городе Владикавказе.
См. Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 5 ноября 2013 г. N 46/73 "Об утверждении Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании г. Владикавказ"
При формировании бюджета г. Владикавказа на 2008 год впервые был принят среднесрочный финансовый план на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.
См. постановление Администрации местного самоуправления от 12 мая 2009 г. N 1244 "О среднесрочном финансовом плане города Владикавказа"
2. Бюджетные расходы.
Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов социально-экономического развития города.
В 2008 году обеспечена выплата повышенной с 1 сентября 2007 года на 15 процентов заработной платы работникам бюджетной сферы.
Реализовано решение о дальнейшем увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 февраля 2008 года на 14 процентов.
См. постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2008 г. N 85 "Об увеличении с 1 февраля 2008 года оплаты труда работников бюджетных учреждений Республики Северная Осетия-Алания"
2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009 год и дальнейшую перспективу.
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу будет ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию города Владикавказа при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, стимулировании развития налогового потенциала.
Проект местного бюджета на 2009 год рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития города Владикавказа и параметров прогноза на период до 2011 года, предполагающих сохранение благоприятных условий экономического роста.
При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить их того, что за последние годы существенно возросла зависимость бюджета города от функционирования алкогольпроизводящей отрасли, что является фактором неустойчивости его доходной части. В 2007 году объем производства и отгрузки алкогольной продукции снизились по сравнению с 2004 годом в 3 раза, в текущем году снижение объемов производства и отгрузки продолжается.
Таким образом, внешние факторы оказывают серьезное воздействие на экономику города. Несмотря на темпы экономического роста в последние годы, нынешняя структура экономики города еще не отвечает требованиям динамично развивающегося. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
В этих условиях бюджетная политика должна формироваться с учетом всевозможных сценариев развития экономики, включая негативные, и в тоже время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики городу Владикавказу надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.
Первое. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению муниципальных услуг на основе муниципального задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.
Второе. Практический переход на современные принципы осуществления муниципальных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.
С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.
Третье. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.
В рамках бюджетного планирования следует обеспечить взаимосвязь докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснование бюджетных ассигнований.
Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
3. Основные приоритеты бюджетных расходов
Исполнение действующих расходных обязательств, реализация уже принятых решений - базовый принцип формирования бюджетных расходов.
При этом необходимо проведение на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием, в случае необходимости, решений по их прекращению или реструктуризации. Если необходимость или целесообразность таких обязательств утрачена, то изменения в акты, определяющие эти обязательства и их объем, должны вноситься своевременно, до представления проекта решения о бюджете города в Собрание представителей г. Владикавказа.
Решения по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.
При составлении и рассмотрении проекта городского бюджета на 2009 год необходимо обеспечить его социальную и инновационную направленность, обратив особое внимание на необходимость финансового обеспечения решения следующих приоритетных задач.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, социальное обеспечение.
Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда как инструмент обеспечения выполнения муниципальных обязательств по повышению качества оказываемых бесплатных социальных услуг.
С 2009 года необходимо реализовать решение о переходе бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счет средств республиканского и местного бюджетов.
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 1 марта 2005 г. N 6-РЗ "Об оплате труда работников бюджетных учреждений Республики Северная Осетия-Алания"
Важнейшим направлением повышения эффективности предоставления бюджетных услуг является реструктуризация и оптимизация бюджетной сети. Необходимо формирование муниципальных Программ повышения эффективности бюджетных расходов, центральным элементом которых должны быть меры по реструктуризации и оптимизации бюджетной сети
Важно расширить сферу применения программно-целевых методов бюджетного планирования, провести реструктуризацию бюджетной сети. Актуальным является принятие организационных решений по укрупнению и (или) переподчинению распорядителей и получателей бюджетных средств в рамках реструктуризации системы органов местного самоуправления.
Одним из основных инструментов реструктуризации должна выступать постоянно действующая система мониторинга эффективности использования сети распорядителей и получателей средств местного бюджета.
4. Основные цели и задачи налоговой политики на 2009 год
Основная цель налоговой политики города Владикавказа в 2009 году состоит в обеспечении условий для устойчивого экономического роста, в повышении уровня и качества жизни населения в городе.
Главными задачами налоговой политики города Владикавказа на 2009 годы продолжает оставаться развитие собственной налоговой базы и мобилизация внутренних налоговых резервов, а также сохранение муниципальной поддержки производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития города. Приоритетным направлением должно стать обеспечение условий для дальнейшего экономического роста города и расширения его налоговой базы за счет стимулирования экономической активности действующих хозяйствующих субъектов, притока в город инвестиционных ресурсов. Необходимо активизировать работу с инвесторами, повысить эффективность системы поддержки и сопровождения инвестиций, обеспечить развитие инвестиционной инфраструктуры города.
Несмотря на меры, принимаемые администрацией города в области бюджетно-налоговой политики, необходимо решение следующих проблем:
Первое. Несмотря на относительно высокий уровень доходов населения, по-прежнему велики масштабы выплаты заработной платы "в конвертах", что приводит к недополучению в бюджет города значительных объемов налога на доходы физических лиц. По данным Федеральной налоговой службы России рост поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в текущем году относительно прошлого года составляет 39,3% , в Республике Северная Осетия-Алания 21,6%.
Второе. Актуальной остается и задача взыскания недоимки по налогам и сборам по платежам в бюджет. В этих целях необходимо активизировать работу налоговых органов города по укреплению налоговой дисциплины и легализации налоговой базы.
Третье. В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос увеличения доходов за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности. Необходимо пересмотреть в сторону увеличения действующие минимальные размеры арендной платы за использование муниципального имущества, с целью обеспечения компенсации затрат на содержание этих объектов. Результатом должно стать недопущение фактов сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, а также максимальное сокращение льгот при использовании указанного имущества.
Четвертое. Для обеспечения сохранности муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и повышения эффективности его использования, последовательно проводить работу по совершенствованию механизмов управления этими предприятиями, а при невозможности реорганизации и ликвидации убыточных муниципальных унитарных предприятий по изменению организационно-правовой формы муниципальных унитарных предприятий.
Пятое. Особое внимание следует уделить стимулированию развития налоговой базы, формируемой малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями, роль которых в формировании доходной части бюджета города в настоящее время незначительна. Но, учитывая вклад малого предпринимательства в решение проблем занятости населения повышения уровня жизни и формирования среднего класса, необходимо продолжить осуществление муниципальной поддержки малого предпринимательства. За счет этого может быть увеличена как численность занятых в сфере малого бизнеса, так и налоговые поступления. Необходимо увеличить собираемость единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД), максимально привлечь к налогообложению все объекты, дислоцированные на территории города.
Шестое. Неотработанность процедур администрирования земельного налога и неполнота сведений о владельцах и правообладателях земельных участков негативно отражаются на начислении и поступлении земельного налога в бюджет.
Седьмое. Налогообложение имущества граждан по инвентаризационной стоимости, которая не уточнялась с 2006 года, приводит к серьезным диспропорциям в налогообложении и социальной несправедливости, а также снижает доходную базу бюджета города.
Восьмое. Особое внимание, наконец, необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы республиканского и местных бюджетов, неопределенности прогнозов экономической конъюнктуры на алкогольном рынке снижение нагрузки на бюджет возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.
5. Цели и задачи долговой политики на 2009 год
В целях совершенствования долговой политики города Владикавказа на 2009 год, в рамках государственных и муниципальных финансов необходимо:
Первое. Планировать объемы заимствований на принципах, обеспечивающих устойчивость бюджета города.
Второе. Контролировать долговую емкость бюджета и риски неисполнения долговых обязательств города, в зависимости от факторов, влияющих на их изменение по периодам финансового года.
Третье. Осуществлять оценку эффективности муниципальных заимствований города Владикавказа; прогнозирования параметров муниципального долга города и расходов на его обслуживание.
Четвертое. Определять экономическую безопасность уровня муниципального долга и платежей по долговым обязательствам города Владикавказа за весь период прогнозирования.
Пятое. Производить оценку инвестиционного потенциала муниципального долга.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 12 мая 2009 г. N 1243 "Об основных направлениях бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.