Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста.
Основные виды
2.1. Общие положения
Реабилитационные услуги должны быть направлены на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного и профессионально-трудового статуса граждан путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления ее срока, социального и профессионального функционирования.
Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.
Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и быть направлен и на организм, и на личность, и на социум.
Реабилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей.
Реабилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте.
Каждый этап предоставления реабилитационных услуг и их вид должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должны знать граждане и к достижению которой они должны стремиться совместно со специалистами.
Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
обследование граждан;
проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации;
постановка диагноза;
уточнение реабилитационного потенциала;
проведение реабилитации;
мониторинг (наблюдение);
оценка эффективности реабилитационных воздействий. Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан.
Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных видов жизнедеятельности.
Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
полноты и качества документов, в соответствии с которыми учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
условий размещения учреждения;
укомплектованности учреждения специалистами и уровня их квалификации;
специального и табельного технического оснащения учреждения (оборудования, приборов, аппаратуры, технических средств реабилитации), применяемого в процессе реабилитации;
состояния информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
наличия и состояния собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
2.2. Документы
В состав документов должны входить:
устав учреждения, в котором должны быть изложены правовой статус учреждения, предмет, цели и направления деятельности учреждения, информация об имуществе и финансах учреждения, финансово-хозяйственной деятельности учреждения, структурных подразделениях учреждения, трудовом коллективе учреждения, отражены вопросы управления учреждением, порядок ликвидации и реорганизации учреждения;
положение об учреждении, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации учреждения, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности учреждения, структурные подразделения, объем и порядок предоставления реабилитационных услуг;
руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения;
эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
национальные стандарты Российской Федерации, применяемые на добровольной основе и составляющие нормативную основу практической работы учреждения.
В учреждении следует осуществлять постоянный контроль состояния документов для своевременного включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших документов.
2.3. Условия размещения учреждения
Условия размещения учреждения, в котором оказывают реабилитационные услуги, должны предусматривать его расположение в специально оборудованных для него зданиях (помещениях); помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания клиентов и обслуживающего персонала, оснащены телефонной и электронной связью.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов учреждения и предоставление им реабилитационных услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
2.4. Укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
Специалисты учреждения должны периодически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов, утвержденным руководителем учреждения.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Все специалисты учреждения, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны быть аттестованы в установленном порядке.
Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
При оказании реабилитационных услуг персонал учреждения должен проявлять к обслуживаемым клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
Сведения личного характера об обслуживаемых гражданах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании ими реабилитационных услуг, составляют профессиональную тайну.
Сотрудники, виновные в разглашении этой тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.5. Специальное и табельное техническое оснащение
Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, приборами, аппаратурой, техническими средствами реабилитации граждан, обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых реабилитационных услуг, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий и других подобных документов.
В каждом учреждении должен быть перечень применяемого при реабилитации специального и табельного технического оснащения, обеспечивающего своевременное, полное и качественное предоставление реабилитационных услуг.
Специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратуру и технические средства реабилитации следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное техническое оснащение должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного должна быть подтверждена его проверкой.
2.6. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг
Состояние информации об учреждении должно соответствовать требованиям.
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение.
Учреждение должно предоставлять гражданам в доступной форме необходимую и достоверную информацию о выполняемых учреждением реабилитационных услугах.
Если предоставление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о реабилитационной услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу гражданина, то он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного ущерба в установленном законодательством порядке.
2.7. Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг
Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию реабилитационных услуг на их соответствие стандартам и другим внутренним и внешним документам в области реабилитации.
Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с гражданами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с действующим законодательством, а также вышестоящий орган, которому подведомственна организация.
Учреждение может оценить качество и безопасность предоставляемых им реабилитационных услуг и подтвердить их соответствие национальным стандартам или требованиям системы добровольной сертификации, созданной в соответствии с действующим законодательством.
При поступлении граждан в реабилитационное учреждение проверяют:
состояние их физического здоровья и потребности в уходе за ними;
состояние зрения, слуха и разговорной речи;
состояние полости рта;
состояние ног;
их мобильность и сноровку;
историю их болезней;
способность регулировать экстреторные функции;
необходимость в медикаментозном лечении;
состояние рассудка и когнитивные способности (способность узнавания, восприятия, познания);
социальные интересы, хобби, религиозные и культурные потребности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.