Дата вступления в законную силу - 22 марта 2021 г.
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего, судьи Савушкиной О.С, с участием прокурора Гращенковой Н.К, при секретаре Андриановской А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" о признании недействующими пунктов 5, 2467, 2698, 2757, 4799, 4800, 5903 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. N 1615 "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", установил:
20 декабря 2019 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) N 1615 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 27 декабря 2019 г.
В пункт N Перечня объектов на 2020 год включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
В пункт N Перечня на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу:...
Публичное акционерное общество "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" (далее - Общество, ПАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечня со дня вступления данного приказа в силу, поскольку они противоречат статьям 373, 374, 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее - НК РФ), ст. 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. N 83-з "О налоге на имущество организаций" и незаконно возлагают на Общество обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что до издания оспариваемого приказа и утверждения Перечня, ему на праве собственности принадлежали:
- АЗС N 74 с условным N, инвентарный N, по адресу:.., право собственности на которую было прекращено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (дата) в связи с уничтожением АЗС - сносом (разрушением, демонтажем);
- здание заправочной АЗС N 31 с условным N, литера N и здание красного уголка (ларек) АЗС N 31 с условным номером N, литера N, имевшие общий инвентарный N, по адресу:.., право собственности на которые были прекращены в ЕГРП (дата) вследствие преобразования объектов в единое сооружение с кадастровым номером N и в последующем (по состоянию на (дата)) уничтоженных путем сноса (демонтажа);
- АЗС N 22 с условным N с инвентарным N, по адресу:.., право собственности на которую прекращено в ЕГРП (дата) в связи с преобразованием объекта в новую АЗС;
- АЗС N 73 с условным N с инвентарным N, по адресу:.., право собственности на которую было прекращено в ЕГРП (дата) в связи с преобразованием объекта в новую АЗС N 73 после проведения строительных работ по реконструкции, в ходе которых прежнее здание АЗС прекратило существование.
В ходе проверки в 2020 г. сведений в ЕГРН Обществом было выявлено наличие в государственном реестре учета за иными (кадастровыми) номерами N, N, N, N, N фактически прекративших существование на местности объектов недвижимости, включенных в оспариваемые пункты N Перечня. Управлением Росреестра по Смоленской области было признано ошибочным внесение в ЕГРН данных объектов недвижимости, в связи с чем в ЕГРН были исправлены технические ошибки, а перечисленным объектам недвижимости присвоен статус "архивный" в связи со снятием их с учета.
Кроме того, Обществу также принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- Автозаправочная станция с кадастровым номером в ЕГРН N, по адресу:... (п. N Перечня);
- Автозаправочная станция с кадастровым номером в ЕГРН.., по адресу:.., АЗС N 103 (п. N Перечня).
Вышеперечисленные АЗС в (дата) были уничтожены Обществом в результате сноса (демонтажа) и прекратили свое существование. Сведения о данных объектах сняты с государственного кадастрового учета, а зарегистрированные в ЕГРН права собственности Общества на них прекращены.
Таким образом, указанные объекты, включенные в Перечень, на момент издания оспариваемого приказа Департамента были фактически уничтожены, сняты с кадастрового учета, зарегистрированные в ЕГРН права на них прекращены. Следовательно, объекты не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
На обращение Общества в Департамент с просьбой исключить спорные объекты из Перечня, был получен отказ.
В письменных возражениях относительно административных исковых требований административный ответчик административный иск не признал, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. На момент определения Перечня на 2020 год, направления указанного Перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещения перечня на официальном сайте Департамента или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети "Интернет", указанные объекты недвижимости стояли на государственном кадастровом учете. Данные объекты недвижимости включены в Перечень на 2020 год в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ на основании сведений из ЕГРН как объекты, предназначенные для размещения торговых объектов (л.д. N).
Заинтересованное лицо УФНС России по Смоленской области в письменных возражениях оставили решение указанного спора на усмотрение суда, поскольку формирование Перечня не входит в компетенцию налогового органа (л.д. 5-6 том 2).
В судебном заседании представители административного истца ФИО, ФИО1 поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента - ФИО2 административные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на административный иск.
Заинтересованные лица - Администрация Смоленской области, УФНС России по Смоленской области явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. N 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункты 3.21.5 раздела 3).
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте Заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.
В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 г. N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме" определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (publication. pravo.gov.ru) 27 декабря 2019 г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещен на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На территории Смоленской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. N 83-з "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ПАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" являлось собственником следующих объектов недвижимости:
- АЗС N 74, кадастровый N, условный N, инвентарный N, по адресу:.., на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N). Право собственности прекращено, дата государственной регистрации прекращения права - (дата) (п. N Перечня) (л.д. N);
- здание заправочной АЗС N 31, кадастровый N, условный N, литера N и здание красного уголка (ларек) АЗС N 31, кадастровый N, условный N, литера N имевшие общий инвентарный N, по адресу:.., на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N). Согласно акту обследования от (дата), АЗС N 31 прекратила свое существование (л.д. N). Право собственности прекращено, дата государственной регистрации прекращения права - (дата) (пункты N и N Перечня) (л.д. N);
- АЗС N 22, кадастровый N, условный N, инвентарный N, по адресу:.., на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N). Право собственности прекращено, дата государственной регистрации прекращения права - (дата) в связи с преобразованием объекта в новую АЗС N 22 после проведения реконструкции (п. N Перечня) (л.д. N);
- АЗС N 73, кадастровый N, условный N, инвентарный N, по адресу:.., АЗС N 73, на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N). Право собственности прекращено, дата государственной регистрации прекращения права - (дата) (п. N Перечня) (л.д. N).
На основании Протоколов N и N совещания региональной рабочей группы по вопросам взаимодействия Управления Росреестра по Смоленской области от (дата), соответственно, исправлены технические ошибки, объектам недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N присвоен статус записи "архивный".
Данные обстоятельства подтверждаются письмами Управления Росреестра по Смоленской области от (дата) N и от (дата) N (л.д. N).
Кроме того, Обществу принадлежали:
- автозаправочная станция с кадастровым номером в ЕГРН N, условный N, по адресу:.., на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N), которая согласно акту обследования фактически прекратила свое существование, в связи с уничтожением (сносом и демонтажем) объекта, право собственности на него прекращено в (дата) (п. N Перечня) (л.д. N);
- автозаправочная станция с кадастровым номером в ЕГРН N, условный N, по адресу:.., АЗС N 103, на основании договора купли-продажи от (дата) N (л.д. N), которая согласно акту обследования фактически прекратила свое существование, в связи с демонтажем объекта (п. N Перечня) (л.д. N).
Изучив доводы административного истца о том, что пунктами N в Перечень включены фактически несуществующие объекты недвижимости в отношении которых уполномоченным органом принято решение о снятии с кадастрового учета в связи с ликвидацией объекта недвижимости, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о правомерности требований истца.
Положениями статей 3 и 14 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
По смыслу статьи 376.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Положения статьи 378.2 и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 НК РФ.
Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по начислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Таким образом, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и утверждается перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что в перечень недвижимого имущества могут включаться только существующие объекты недвижимости.
Включенные в Перечень объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, были сняты с кадастрового учета, зарегистрированные в ЕГРН права на них прекращены, как объекты права на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не существовали, сведения об указанных объектах в ЕГРН отсутствовали. Недвижимое имущество, прекратившее свое существование, не может являться объектом налогообложения.
Оценив собранные доказательства в их совокупности с учетом анализа приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных налоговым законодательством, для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N в перечень объектов, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах, включение в Перечень вышеуказанных объектов недвижимости противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2020 год, при этом признание оспариваемой нормы с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимого имущества недействующим со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ПАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты" согласно платежному поручению от (дата) N (л.д. N). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Публичного акционерного общества "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты N перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года N 1615.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Публичного акционерного общества "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт" расходы на уплату государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2021 г.
Судья О.С. Савушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.