Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 22 июня 2010 г. N А61-1124/10
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 июня 2010 г.
Прокурор Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании не действующим решения Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - Собрание представителей) от 25.11.2009 N 24 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" в части установления тарифов на коммунальные услуги" Как не соответствующего статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Заявленное требование мотивировано тем, что в нарушение статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяющей полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, оспариваемое решение принято Собранием представителей Ново-Осетиновского сельского поселения Моздокского района с превышением своих полномочий. Кроме того, статья 26 Устава Ново-Осетиновского сельского поселения не наделяет Собрание представителей полномочиями на установление тарифов, в том числе касающихся коммунальных услуг.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Собрание представителей направило в суд отзыв от 31.06.2010 N 112, в котором считало заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Изучив Материалы дела, выслушав прокурора, суд считает, что заявленные требования подлежат Удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Собранием представителей 25.11.2009 принято решение N 24 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги", которое опубликовано в газете "Моздокский вестник" 28.11.2009 (N 14.606 - 14.607).
Пунктом 1.1 указанного решения Собрание представителей установило тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению, предоставляемые МУП "Павлодольское УКХ", согласно приложению N 1. Приложением N 1 к указанному решению установлены тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению, предоставляемые МУП "Павлодольское УКХ" Ново-Осетиновского сельского поселения с 01.01.2010, и дифференцированные цены для населения, учитывающие степень благоустройства жилого фонда по водоснабжению, предоставляемые МУП "Павлодольское УКХ" Ново-Осетиновского сельского поселения с 01.01.2010, и установлены тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению для населения Ново-Осетиновского сельского поселения, предоставляемые МУП "Павлодольское УКХ".
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80).
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его закону и иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок закреплены в статье 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". При этом в части 1 названной статьи Закона перечислены полномочия представительных органов муниципальных образований в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса (утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей). Осуществление названных полномочий возможно только представительными органами местного самоуправления. Иные полномочия, указанные в части 2 статьи 5 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в том числе установление тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам), могут осуществляться любыми органами местного самоуправления, в том числе и представительными.
Согласно пунктам 4 и 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений (пункт 6 части 10 статьи 35 Закона). Аналогичная норма содержится и в пункте 6 части 9 статьи 34 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006 N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания".
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования "Ново-Осетиновское сельское поселение" Моздокского района, принятого Собранием представителей Ново-Осетиновского сельского поселения 31.03.2006, Собрание представителей является представительным органом местного самоуправления на территории муниципального образования "Ново-Осетиновское сельское поселение", обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории Ново-Осетиновского сельского поселения.
Статьей 26 Устава определена компетенция Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения, которая не содержит полномочий на установление тарифов, в том числе касающихся коммунальных услуг.
В связи с изложенным суд считает правомерными доводы прокурора Республики Северная Осетия-Алания об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2010 г. неуполномоченным органом.
На основании изложенного суд считает, что решение Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения от 25.11.2009 N 24 в часта установления тарифов на коммунальные услуги является не действующим как принятое неуполномоченным на то органом и подписанное неуполномоченным на то лицом и не может порождать юридических последствий, а потому возлагающим на заявителя незаконную обязанность по уплате коммунальных услуг по тарифам, установленным данным решением.
Приложение N 1 к оспариваемому решению также должно быть признано недействующим как являющееся неотъемлемой частью решения Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения от 25.11.2009 N 24.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 110, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать не подлежащим применению решение Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения от 25.11.2009 N 24 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" в части установления тарифов на коммунальные услуги и приложение N 1 как не соответствующее статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решение Собрания представителей Ново-Осетиновского сельского поселения от 25.11.2009 N 24 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" в части, признанной арбитражным судом недействующей, и приложение N 1 не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке и сроки, установленные статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 июня 2010 г. N А61-1124/10 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. IV квартал 2010 г.