Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания
от 24 июня 2010 г. N А61-1125/10
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2010 г.
Заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании не действующим решения Собрания представителей Терского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - Собрание представителей) от 19.11.2009 N 29 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" как не соответствующего статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части установления тарифов на коммунальные услуги.
Заявленное требование мотивировано тем, что в нарушение статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяющей полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, оспариваемое решение принято Собранием представителей Терского сельского поселения Моздокского района с превышением своих полномочий. Кроме того, статья 26 Устава Терского сельского поселения не наделяет Собрание представителей полномочиями на установление тарифов, в том числе касающихся коммунальных услуг.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Терского сельского поселения, МУП "Терское УКХ", ООО "Чистый город".
Заинтересованное лицо и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей. Дело рассмотрено в порядке статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От администрации местного самоуправления Терского сельского поселения поступил отзыв от 25.05.2010 N 160, в котором администрация местного самоуправления признает заявленные требования.
От ООО "Чистый город" поступил отзыв от 16.06.2010 N 112, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.08.2004 N 80.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Собранием представителей 19.11.2009 принято решение N 29 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги".
Решение Собрания представителей от 19.11.2009 N 29 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" (далее также - решение N 29, решение) опубликовано в газете "Моздокский вестник" 26.11.2009 N 14.604-14.605.
Пунктом 1.1 указанного решения Собрание представителей установило тарифы на коммунальные услуги согласно приложению 1.
Оспариваемое решение N 29 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его закону и иному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок закреплены в статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". При этом в части 1 названной статьи Закона перечислены полномочия представительных органов муниципальных образований в области тарифного регулирования организаций коммунального комплекса (утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей). Осуществление названных полномочий возможно только представительными органами местного самоуправления. Иные полномочия, указанные в части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в том числе установление тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам), могут осуществляться любыми органами местного самоуправления, в том числе и представительными.
Согласно пунктам 4 и 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений (пункт 6 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Аналогичная норма содержится и в пункте 6 части 9 статьи 34 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006 N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания".
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования "Терское сельское поселение" Моздокского района, принятого Собранием представителей Терского сельского поселения 31.03.2006 N 3, Собрание представителей является представительным органом местного самоуправления на территории муниципального образования "Терское сельское поселение", обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории Терского сельского поселения.
Статьей 26 Устава определена компетенция Собрания представителей Терского сельского поселения, которая не содержит полномочий на установление тарифов, в том числе касающихся коммунальных услуг.
В связи с изложенным суд считает правомерными доводы прокурора Республики Северная Осетия-Алания об утверждении тарифов за предоставляемые коммунальные услуги на 2010 г. неуполномоченным органом.
Оспариваемое решение Собрания представителей Терского сельского поселения подписано главой Терского сельского поселения И.А. Потаповой.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании устанавливает в том числе полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, проверка полномочий лица на подписание правового акта является составной частью процедуры проверки его законности, поскольку подписание нормативного акта относится к одной из стадии процесса нормотворчества, полномочия участников которого на совершение такого действия устанавливаются юридическими нормами соответствующего уровня.
На основании изложенного суд считает, что решение N 29 в части установлении тарифов на коммунальные услуги является не действующим как принятое не уполномоченным на то органом и подписанное не уполномоченным на то лицом и не может порождать юридических последствий, а потому возлагающим на заявителя незаконную обязанность по уплате коммунальных услуг по тарифам, установленным данным решением.
Приложение 1 к оспариваемому решению в части установления тарифов на коммунальные услуги также должно быть признано не действующим как являющееся неотъемлемой частью решения N 29.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Расходы по государственной пошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на ответчика, однако он в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты. С учетом изложенного государственная пошлина по делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать не действующими решение Собрания представителей Терского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 19.11.2009 N 29 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" и приложение 1 в части установления тарифов на коммунальные услуги как не соответствующие статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решение Собрания представителей Терского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 19.11.2009 N 29 "Об утверждении нормативов, тарифов и платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги" и приложение 1 в части, признанной арбитражным судом недействующей, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке и сроки, установленные статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 июня 2010 г. N А61-1125/10 (извлечение)
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", Приложение. I квартал 2011 г.