Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 18 октября 2011 г. N 273
"Об утверждении республиканской целевой программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 ноября 2012 г. N 410 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Комитету лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания принять к исполнению утвержденную настоящим постановлением Республиканскую целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011 - 2015 годы".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Р.Т. Беликова.
Председатель Правительства |
Н.А. Хлынцов |
Республиканская целевая программа
"Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 18 октября 2011 г. N 273)
Паспорт республиканской целевой Программы
Наименование Программы |
Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы |
Основание для разработки Программы |
Лесной кодекс Российской Федерации |
Государственный заказчик Программы |
Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания |
Исполнители Программы |
Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания |
Основные цели Программы |
Сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов. Повышение эффективности охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы. Улучшение качества воспроизводства лесов, повышение их продуктивности; создание условий для комплексного и эффективного освоения лесных ресурсов |
Основные задачи Программы |
Обеспечение охраны лесов от пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Обеспечение защиты лесов от вредных организмов. Обеспечение воспроизводства лесов путем лесовосстановления и обеспечения ухода за лесами. |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Система программных мероприятий |
Обеспечение охраны лесов от пожаров. Организация борьбы с лесными пожарами. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров. Защита лесов от вредных организмов. Воспроизводство лесов. Обеспечение ухода за лесами Организационно-технические мероприятия. |
Ресурсное обеспечение Программы |
Средства субвенций из федерального бюджета - 143979,6 тыс. рублей. Средства субсидий из федерального бюджета - 63513,8 тыс. рублей. Средства республиканского бюджета - 16477,6 тыс. рублей. Средства иных источников 3775,1 тыс. рублей. Объемы финансирования могут корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты |
Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах на площади 172,5 тыс. га. Увеличение протяженности лесных дорог на 85,5 км. Улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га. Увеличение площади лесов на 282 га. Улучшение качественного и породного состава насаждений на площади 6000 га. Сохранение подроста на площади 4500 га. Достижение показателя приживаемости лесных культур 82,5 %. |
Оценка эффективности реализации Программы |
Экономия средств федерального бюджета в объеме 5,0 млн. рублей, предусмотренных на тушение лесных пожаров и предотвращение ущерба, причиняемого лесными пожарами. Увеличение объема заготовки древесины до 70 тыс. куб. метров и поступление платежей в федеральный и республиканский бюджеты от использования лесов до 12,0 млн. рублей. Сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. |
Состав и сроки представления отчетности |
Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы и представляет его в Правительство Республики Северная Осетия-Алания до 1 марта года следующего за отчетным. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республика Северная Осетия-Алания обладает значительными запасами лесных ресурсов, однако экономический потенциал лесного сектора в последние годы используется недостаточно эффективно, имели место потери лесного хозяйства от пожаров, вредителей и болезней леса, незаконных рубок, снизились объемы лесовосстановительных и лесохозяйственных мероприятий, сохраняется низкий уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.
На значительной площади лесов из-за неосвоения ежегодной расчетной лесосеки происходит нежелательная смена пород, накопление спелых и перестойных лиственных насаждений.
С 1 января 2007 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации, который предусматривает передачу субъектам Российской Федерации практически всех основных полномочий и прав в области лесных отношений, необходимых для обеспечения эффективной деятельности всех отраслей лесного сектора, улучшения качества и повышения продуктивности лесов.
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2007 г. N 64-РЗ "О регулировании использования лесов на территории Республики Северная Осетия-Алания"
См. также Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2008 г. N 156 "Об утверждении Порядка деятельности лесничих"
Одним из инструментов достижения поставленных целей являются республиканские целевые программы. Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации и содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства республики, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней, создание благоприятных условий для развития лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
См.:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2009 г. N 122 "О мерах по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконных заготовок и оборота древесины"
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 сентября 2007 г. N 212 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов (в том числе по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд) и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Северная Осетия-Алания"
Площадь покрытых лесной растительностью земель Республики Северная Осетия-Алания составляет 192,3 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 4,5%, мягколиственные - 25,1%, твердолиственные - 70,4%.
По группам возраста площади покрытых лесом земель лесного фонда распределены следующим образом:
2,7% - молодняки;
49,8% - средневозрастные;
10,8% - приспевающие;
36,7% - спелые и перестойные древостой.
Динамика изменения возрастной структуры характеризуется сокращением площади молодняков и увеличением площади спелых и перестойных насаждений.
Эти данные показывают, что лесные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания в настоящее время используются недостаточно эффективно.
На значительной площади лесного фонда продолжается нежелательная смена пород, происходит накопление спелых и перестойных лиственных насаждений. Резкое снижение потребности в древесине твердолиственных пород лесоперерабатывающей промышленностью республики оказало негативное влияние на состояние лесного фонда.
Несмотря на то, что в Республике Северная Осетия-Алания накоплен существенный опыт по созданию искусственных лесных культур на значительной площади земель лесного фонда, воспроизводство лесов следует осуществлять путем комбинированного лесовосстановления и содействия естественному лесовосстановлению. Учитывая, что воспроизводство лесов является многоэтапным, длительным, последовательным процессом, выполнение мероприятий по воспроизводству лесов целесообразно в рамках долгосрочной республиканской целевой программы.
Леса Республики Северная Осетия-Алания относятся к средней степени природной пожарной опасности и нередко подвергаются негативному воздействию лесных пожаров. Только за последние пять лет возникло 9 лесных пожаров, а ущерб составил более 10 миллионов рублей, имеют место крупные лесные пожары.
Возникновение лесных пожаров происходит, как правило, по причине:
несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу;
проведения несанкционированного выжигания естественного травостоя;
сжигания растительного и бытового мусора;
нарушения правил пожарной безопасности сельхозпроизводителями на землях, прилегающих к лесам.
Проблема охраны лесов приобрела характер общегосударственной задачи.
Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий органов государственной власти и местного самоуправления, арендаторов лесных участков и других заинтересованных организаций, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке.
За последние годы заметно снизился уровень материально-технического обеспечения лесохозяйственных работ и мероприятий по восстановлению лесов, остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, от незаконных рубок, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов.
Главная причина сложившейся неблагоприятной ситуации - это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, отсутствие в республике лесопожарной техники и оборудования, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров, слабое оснащение подрядных организаций, выполняющих мероприятия по охране лесов от пожаров, современными средствами тушения лесных пожаров.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью настоящей Программы является повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения технического обеспечения; улучшение качества и продуктивности лесов, сохранение их средообразующих, водоохранных, оздоровительных функций, создание условий для комплексного и эффективного освоения лесов.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую и социально-экономическую направленность.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшению технического обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, разработке и внедрению новых технологий и технологических средств воспроизводства лесов и их защиты.
Специфичность данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни республики вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед лесной службой, а именно:
создание материально-технической базы (снабжение горюче-смазочными материалами, наличие необходимого инвентаря и оборудования, ремонт и обслуживание техники и т.д.);
создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с лесными пожарами и осуществляющих противопожарную деятельность.
Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой намечается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем.
За период действия Программы предусматривается решение следующих задач:
создание эффективной системы оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров;
предотвращение незаконной заготовки и оборота древесины;
обеспечение надлежащего содержания сил и средств пожаротушения;
проведение работ по профилактике лесных пожаров;
создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров;
обеспечение защиты лесов от вредных организмов;
обеспечение качественного воспроизводства лесов путем лесовосстановления;
обеспечение ухода за лесами;
создание специализированного учреждения, осуществляющего охрану лесов от пожаров, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров;
обеспечение финансирования профилактических противопожарных мероприятий;
разработка и внедрение комплекса организационно-технических мер для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров.
3. Система программных мероприятий
В целях улучшения качества и продуктивности лесов в рамках Программы планируется решить комплекс задач по обеспечению охраны лесов, защиты лесов от болезней и вредителей, качественного воспроизводства лесов, ухода за лесами. В целях создания условий для комплексного и эффективного освоения лесного ресурса планируется обеспечить организацию управления лесами, осуществление государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении к Программе.
3.1. Обеспечение охраны лесов от пожаров
Сохранение лесов от повреждения и уничтожения огнем является одной из главных задач лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания. Недостаточное внимание к охране лесов от пожаров может привести к гибели лесных насаждений, уменьшению биологической продуктивности лесов из-за разрушения коренных мест произрастания и замещения коренных типов леса вторичными лесами, усилению вспышек массового размножения насекомых - вредителей леса, возникновению негативных экологических последствий.
Охрана лесов от пожаров является сложной системой мероприятий, которая включает в себя три основных блока: предупреждение лесных пожаров, ликвидацию лесных пожаров и восстановление погибших лесных насаждений. Очевидно, что с экономической и экологической точек зрения лесные пожары предпочтительнее предупреждать, чем тушить и ликвидировать их последствия.
По лесорастительным условиям леса республики имеют средний класс пожарной опасности. Главная угроза в сфере охраны лесов от пожаров - это недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы лесной отрасли, практический износ пожарной техники, недостаточное количество средств обнаружения и предупреждения очагов возникновения лесных пожаров, недостаточное обеспечение современными средствами тушения пожаров.
Программой предусматривается приобретение технических средств, строительство и ремонт дорог противопожарного назначения для формирования более эффективной системы борьбы с лесными пожарами.
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в частности создание противопожарных барьеров (минерализованных полос) протяженностью 138,6 км за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций. Противопожарные барьеры служат для остановки продвижения кромки низовых пожаров, а также являются опорными линиями при тушении пожаров и транспортными путями, облегчают наземную охрану лесов от пожаров.
Профилактика лесных пожаров и их тушение требуют системного подхода, специфических методов и специальной организации. Организация работ по предупреждению пожаров и в случае возникновения борьба с ними невозможны без проведения тщательного анализа фактического состояния горимости лесов, определения класса пожарной опасности насаждений и планирования комплекса предупредительных противопожарных мероприятий.
Важное место в Программе отводится закупке лесопожарной техники, приобретению современного оборудования и инвентаря для обеспечения деятельности создаваемого специализированного
бюджетного учреждения на сумму более 66689,4 тыс. руб.
Ежегодные затраты на тушение лесных пожаров планируются в размере 1000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
3.1.1. Организация борьбы с лесными пожарами
В соответствии с Программой планируются конкретные виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами.
Планирование охраны лесов в пределах лесостепной наиболее освоенной части территории республики осуществляется в нескольких направлениях лесопожарной деятельности. Предупредительные противопожарные мероприятия имеют целью снижение горимости лесов за счет противопожарной пропаганды и ограничения доступа населения.
Ежегодно на пожароопасный период в Республике Северная Осетия-Алания утверждается сводный план тушения лесных пожаров. Планы тушения лесных пожаров по территориальным структурным подразделениям (лесничествам) утверждаются председателем Комитета лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания.
Дальнейшее совершенствование противопожарной охраны лесов, наряду с усилением профилактики возникновения лесных пожаров, массово-разъяснительной работы среди населения планируется осуществить в направлении повышения эффективности противопожарного устройства лесной территории и оптимизации работы системы обнаружения лесных пожаров.
Наиболее перспективным направлением является создание специализированного учреждения, осуществляющего охрану лесов от пожаров, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, а также проведение комплекса противопожарных мероприятий силами арендаторов лесных участков и лесопользователей.
В Программе особое внимание уделяется мониторингу пожарной опасности в лесах и подготовке ежегодных планов тушения лесных пожаров.
Мониторинг пожарной безопасности представляет собой систему наблюдений и контроля над пожарной опасностью в лесу по условиям погоды, состоянием лесных горючих материалов, источниками лесных пожаров с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению лесных пожаров и снижению ущерба от них.
Обязательным условием выполнения Программы является создание системы прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.
3.1.2. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров
8 из 10 пожаров в лесах возникают по вине человека из-за несоблюдения им требований и правил пожарной безопасности в лесах. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека.
Это, прежде всего, организация в средствах массовой информации передач по противопожарной тематике, соблюдению правил санитарной и пожарной безопасности в лесах и информирование населения республики о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.
Программой предусмотрены изготовление и установка средств наглядной агитации (аншлаги, витрины, информационные щиты и т.д.), а также выпуск и распространение листовок, памяток, буклетов.
Практический опыт показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число возгораний в лесу. Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности инспекторского состава лесничеств.
В учебных заведениях недостаточно материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников, рыболовов, туристов и др.), слабо ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Необходимо глубоко освещать лесопожарную обстановку и формировать у населения бережное отношение к лесу.
Особое внимание предполагается уделять совмещению традиционных и новых, современных способов ведения противопожарной пропаганды.
В условиях городских лесов, посещаемых многими сотнями горожан, особое значение приобретает организация природоохранной пропаганды и экологического образования населения, работа со средствами массовой информации, разработка памяток, листовок, плакатов, аншлагов природоохранной тематики и других средств наглядной агитации, работа со школьниками и студентами города.
Вследствие большой посещаемости городских лесов, особенно в летний период, имеется повышенная опасность возникновения на их территории лесных пожаров. Поэтому вопросам противопожарной профилактики и организации лесной охраны в этих условиях уделяется повышенное внимание.
В соответствии с пятибалльной шкалой классов пожарной опасности и принятой схемой типов леса средний класс антропогенной пожарной опасности в городских лесах составляет 3. В связи с тем, что городские леса испытывают большую рекреационную нагрузку и являются наиболее пожароопасными, антропогенная пожарная опасность устанавливается на класс выше по сравнению с природной пожарной опасностью.
Для обеспечения решения поставленных задач Программа предусматривает осуществить:
мероприятия по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров (установка аншлагов, организация выставок, противопожарной пропаганды среди населения);
организационно-технические мероприятия (устройство минерализованных полос, уход за ними, содержание лесной охраны);
материально-техническое обеспечение лесной охраны;
мероприятия по содержанию сил и средств пожаротушения в состоянии готовности.
3.1.3. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров
В порядке осуществления профилактики лесных пожаров планируется проведение ранневесенних и позднеосенних контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности. Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опашек и противопожарных каналов.
Программа предусматривает создание таких барьеров во всех типах леса в районах применения наземных сил и средств пожаротушения, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.
Помимо сети противопожарных барьеров, обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.
3.2. Защита лесов от вредных организмов
Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней леса, систематическое слежение за санитарным состоянием лесов, выявлением возникающих очагов вредителей и болезней леса.
Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и болезней леса и, как следствие, к гибели лесных насаждений.
Для выявления и определения размеров очагов массового размножения вредителей и болезней леса, а также других патологических изменений в лесах, оценки лесопатологического состояния и определения необходимости проведения конкретных лесозащитных мероприятий Программой предусмотрено проведение лесопатологических обследований лесных насаждений. Это сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.
На период реализации Программы данные работы будут производиться ежегодно на площади 9062 га.
В целях предупреждения повторного возникновения очагов болезней и вредителей леса на программный период планируется на конкурсной основе привлекать специализированные организации для вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений ежегодно на площади 236,6 га.
3.3. Воспроизводство лесов
Основным принципом воспроизводства лесов является обязательное восстановление лесов путем искусственного создания лесных культур, комбинированного лесовосстановления, а также регулируемое с применением различных способов содействия естественному лесовосстановлению.
В целях обеспечения непрерывного восполнения запасов древесины, изымаемых при различного рода рубках, а также потерянных в результате пожаров, болезней и вредителей ежегодно в Республике Северная Осетия-Алания за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций, на конкурсной основе проводятся работы по восстановлению лесов на площади около 594,8 га. Увеличение объемов лесопользования потребует проведения необходимых мероприятий по восстановлению лесов. В течение программного периода планируется создание искусственных лесных культур на площади 282 га и комбинированных лесных культур на площади 112,8 га, а также проведение содействия естественному лесовосстановлению на площади 200 га. При этом общая потребность в стандартном посадочном материале составит около 1801,5 тыс. шт.
Несмотря на наличие в республике положительного опыта по созданию лесных культур, в настоящее время основной объем лесных культур создается посадкой сеянцев и саженцев с применением устаревших технологий и технических средств.
3.3.1. Обеспечение ухода за лесами
Непременным условием повышения продуктивности лесов, формирования высокопроизводительных, устойчивых лесных насаждений является увеличение объемов мероприятий по уходу за лесами.
С целью улучшения условий приживаемости и роста культивируемых древесных пород в рамках Программы планируется проведение мероприятий по уходу за лесными культурами на площади 5440,1 га. Уход за лесными культурами представляет собой комплекс агротехнических мероприятий по обработке почвы и уничтожению сорной растительности. При этом улучшение условий роста культур достигается созданием благоприятных физических свойств почвы, уменьшением испаряемости с ее поверхности и устранением конкуренции травянистой растительности за свет, влагу и элементы минерального питания.
С целью формирования насаждений, улучшения породного состава и условий роста деревьев главной породы в Программе запланированы мероприятия по уходу за молодняками (осветление и прочистка) на площади 209,8 га за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций.
4. Организационно-технические мероприятия
В современных условиях увеличение интенсивности патрулирования территории лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку и принятие оперативных мер по своевременному обнаружению лесных пожаров невозможны без изменения структуры парка автотранспорта, используемого для патрулирования лесов и непосредственно для тушения лесных пожаров.
Для обеспечения контроля за лесопожарной обстановкой и выполнением работ по ликвидации лесных пожаров в лесном фонде планируется создание специализированного учреждения межрайонного назначения.
Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное обнаружение, является использование информации, получаемой по данным космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.
Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин администраций местного самоуправления поселений, прилегающих к лесному фонду и не входящих в лесной фонд лесам, арендаторов и лесопользователей, осуществляющих работы по видам использования лесов. Плановая численность добровольных пожарных дружин привлекаемых организаций должна составлять не менее двухсот человек.
5. Механизм реализации Программы и ее ресурсное обеспечение
Организация выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, возлагается на Комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, который обеспечивает взаимодействие с организациями всех форм собственности по исполнению мероприятий Программы, совместно с другими исполнительными органами государственной власти разрабатывает нормативные акты, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности, поэтому расходы на государственное управление и осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов финансируются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является федеральный бюджет.
Ресурсное обеспечение Программы, всего 227746,1 тыс. руб., в том числе:
за счет средств субвенций из федерального бюджета - 143979,6 тыс. руб.,
за счет республиканского бюджета - 16477,6 тыс. руб.,
за счет средств иных источников - 3775,1 тыс. руб.,
за счет средств субсидий из федерального бюджета - 63513,8 тыс. руб.
6. Ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:
увеличение площади лесов, выполняющих водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, в результате проведенных работ по созданию лесных культур и переводу их в категорию покрытых лесом земель - 282 га;
улучшение противопожарного состояния лесов на площади 172,5 тыс. га.
Проведенные предупредительные профилактические мероприятия позволят предотвратить возникновение лесных пожаров и обеспечить экономию средств федерального бюджета в сумме 5000,0 тыс. руб., предусмотренных на тушение лесных пожаров на плановый период;
улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га в результате проведения лесозащитных мероприятий;
улучшение транспортной доступности лесных массивов на площади 172,5 тыс. га. проведенные работы по строительству дорог противопожарного назначения протяженностью 85,5 км не только позволит улучшить пожарную безопасность в лесах, но и увеличить объемы заготовки древесины спелых и перестойных ценных твердолиственных насаждений до 70,0 тыс. куб. метров в год и поступление средств в федеральный и республиканский бюджеты в 2015 году до 12000,0 тыс. руб.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Лесоводственная эффективность от проводимых работ имеет большое экологическое, производственное, социальное и экономическое значение.
Показатель эффективности достигается за счет:
улучшения качественного и породного состава насаждений на площади до 6000 га;
сокращения возобновительного периода путем создания лесных культур на площади 283 га, сохранения подроста при проведении выборочных рубок на площади 4500 га;
создания высококачественных насаждений в количестве 350,0 тыс. шт. саженцев и повышения их продуктивности при применении селекционного посадочного материала;
внедрения научно обоснованных принципов ведения лесного хозяйства в республике на площади 172,5 тыс. га.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство.
Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Показатель приживаемости лесных культур 82,5% будет достигнут за счет использования посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами.
Увеличение объемов финансирования (планируемых) за счет средств республиканского бюджета в период 2011 - 2015 годов на 16477,6 тыс. руб. позволит предотвратить ущерб, причиняемый лесными пожарами, и обеспечить государственный лесной надзор, пожарный надзор в лесах на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Приложение
к Республиканской целевой программе
"Охрана, защита и воспроизводство лесов в
Республике Северная Осетия-Алания
на 2011-2015 годы"
Перечень
мероприятий Республиканской целевой Программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Таблица N 1
N п/п |
Наименование мероприятия <*> |
Срок реализации |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
Ответственный исполнитель |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
всего |
||||
Средства субвенций из федерального бюджета | |||||||||
|
Охрана лесов от пожаров |
2011-2015 гг. |
14788,0 |
11925,2 |
11925,2 |
13925,2 |
14589,9 |
67153,5 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
1 |
Строительство дорог противопожарного назначения |
2011-2015 гг. |
4200,0 |
4350,0 |
4785,0 |
4785,0 |
5449,7 |
23569,7 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
2 |
Содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения |
2011-2015 гг. |
805,2 |
805,2 |
805,2 |
805,2 |
805,2 |
4026,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
3 |
Создание противопожарных барьеров (минерализованных полос) |
2011-2015 гг. |
115,0 |
115,0 |
115,0 |
115,0 |
115,0 |
575,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
4 |
Уход за противопожарными барьерами (минерализованными полосами) |
2011-2015 гг. |
20,12,0 |
212,0 |
212,0 |
212,0 |
212,0 |
1060,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
5 |
Изготовление и устройство предупредительных аншлагов, панно, плакатов |
2011-2015 гг. |
430,0 |
430,0 |
430,0 |
430,0 |
430,0 |
2150,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
6 |
Организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря |
2011-2015 гг. |
1200,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
4000,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
7 |
Мониторинг пожарной опасности |
2011-2015 гг. |
690,0 |
690,0 |
690,0 |
690,0 |
690,0 |
3450,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
8 |
Охрана лесов от пожаров, лесонарушений и других негативных воздействий |
2011-2015 гг. |
6135,8 |
3623,0 |
3188,0 |
5188,0 |
5188,0 |
23323,4 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
9 |
Тушение лесных пожаров |
2011-2015 гг. |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
5000,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
Защита лесов |
2011-2015 гг. |
3147,7 |
4607,0 |
4607,0 |
4607,0 |
4607,0 |
21575,7 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
10 |
Лесопатологические обследования |
2011-2015 гг. |
433,7 |
436,0 |
436,0 |
436,0 |
436,0 |
2177,7 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
11 |
Выборочные санитарные рубки |
2011-2015 гг. |
2714,0 |
4171,0 |
4171,0 |
4171,0 |
4171,0 |
19398,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
Воспроизводство лесов |
2011-2015 гг. |
9267,2 |
11170,7 |
11170,7 |
11323,0 |
11471,8 |
54403,4 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
12 |
Посадка сеянцев, саженцев |
2011-2015 гг. |
1820,0 |
2582,0 |
2582,0 |
2582,0 |
2582,0 |
12148,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
13 |
Естественное лесовосстановление (содействие естественному лесовосстановлению) |
2011-2015 гг. |
|
248,0 |
248,0 |
248,0 |
248,0 |
992,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
14 |
Комбинированное лесовосстановление |
2011-2015 гг. |
|
170,0 |
170,0 |
170,0 |
170,0 |
680,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
15 |
Проведение агротехнического ухода за лесными культурами |
2011-2015 гг. |
2586,0 |
3350,0 |
3350,0 |
3517,4 |
3588,6 |
16392,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
16 |
Дополнение лесных культур |
2011-2015 гг. |
710,0 |
432,0 |
432,0 |
432,0 |
432,0 |
2438,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
17 |
Подготовка лесного участка для лесовосстановления, в том числе: |
2011-2015 гг. |
2650,0 |
|
|
2000,0 |
2050,0 |
6700,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
расчистка |
2011-2015 гг. |
265,0 |
|
|
200,0 |
205,0 |
670, |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
раскорчевка |
2011-2015 гг. |
2385,0 |
|
|
1800,0 |
1845,0 |
6030,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
18 |
Обработка почвы под лесные культуры будущего года |
2011-2015 гг. |
871,5 |
1167,6 |
1167,6 |
1167,6 |
1167,6 |
5541,9 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
19 |
Уход за лесами - всего |
2011-2015 гг. |
148,0 |
542,9 |
542,9 |
499,6 |
499,6 |
2233,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
в том числе: осветление и прочистка |
2011-2015 гг. |
148,0 |
542,9 |
542,9 |
499,6 |
499,6 |
2233,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
20 |
Заготовка семян лесных семян |
2011-2015 гг. |
43,0 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
112,2 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
в том числе семян с улучшенными свойствами |
2011-2015 гг. |
12,9 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
40,5 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
21 |
Выращивание стандартного посадочного материала: |
2013-2015 гг. |
438,7 |
660,9 |
660,9 |
689,1 |
716,7 |
3166,3 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
в том числе: сеянцев |
2011-2015 гг. |
251,1 |
293,5 |
293,5 |
293,5 |
293,5 |
1425,1 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
саженцев |
2011-2015 гг. |
187,6 |
367,4 |
367,4 |
395,6 |
423,2 |
1741,2 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
22 |
Отвод и таксации лесосек, всего |
2011-2015 гг. |
169,4 |
169,4 |
169,4 |
169,4 |
169,4 |
847,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
из них при проведении выборочных санитарных рубок |
2011-2015 гг. |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
275,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
при проведении мероприятий по уходу за лесами |
2011-2015 гг. |
114,4 |
114,4 |
114,4 |
114,4 |
114,4 |
572,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
Итого |
2011-2015 гг. |
27372,3 |
27872,3 |
27872,3 |
30024,6 |
30838,1 |
143979,6 |
|
Средства иных источников | |||||||||
|
Семеноводство |
||||||||
23 |
Закладка объектов единого генетико-селекционного комплекса, всего |
2011-2015 гг. |
|
285,0 |
285,0 |
285,0 |
|
855,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
в том числе лесосеменные плантации |
2011-2015 гг. |
|
285,0 |
285,0 |
285,0 |
|
855,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
24 |
Уход за аттестованными объектами генетико-селекционного комплекса, всего |
2011-2015 гг. |
370,0 |
684.7 |
684,7 |
521,2 |
659,5 |
2920,1 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
в том числе: за лесосеменными плантациями, испытательными культурами, архивами клонов и маточными плантациями плюсовых деревьев |
2011-2015 гг. |
370,0 |
131,3 |
131,3 |
76,4 |
134,4 |
843,4 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
уход за постоянными лесосеменными участками |
2011-2015 гг. |
|
553,4 |
553,4 |
444,8 |
525,1 |
2076,7 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
Итого |
2011-2015 гг. |
370,0 |
969,7 |
969,7 |
806,2 |
659,5 |
3775,1 |
|
Средства республиканского бюджета | |||||||||
25 |
Содержание специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров |
2011-2015 |
|
4475,8 |
4475,8 |
2888,0 |
2888,0 |
14727,6 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
26 |
Приобретение автотранспорта для осуществления функций по государственному лесному контролю и пожарному надзору |
2011-2015 |
|
700,0 |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
1750,0 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
|
Итого |
|
|
5175,8 |
4825,8 |
3238,0 |
3238,0 |
16477,6 |
|
Субсидии из федерального бюджета | |||||||||
27 |
Приобретение техники и оборудования для оснащения специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров |
2012-2013 гг. |
|
31756,9 |
31756,9 |
|
|
63513,8 |
Комитет лесного хозяйства РСО-Алания |
Всего на финансирование Программы | |||||||||
|
|
2012-2013 гг. |
27742,3 |
65774,7 |
65424,7 |
34068,8 |
34735,6 |
227746,1 |
|
Целевые показатели
Республиканской целевой Программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Таблица N 2
Наименование мероприятия |
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Отчетный период |
Период реализации Программы |
||||||||
год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
5-й год |
|||
Охрана лесов от пожаров | ||||||||||||
Строительство дорог противопожарного назначения |
Увеличение протяженности дорог противопожарного назначения |
км |
|
|
|
|
|
14,5 |
14,5 |
18 |
18 |
20,5 |
Содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения |
Улучшение состояния дорог противопожарного назначения |
|
|
|
|
|
|
36,6 |
66 |
66 |
66 |
66 |
Создание противопожарных барьеров (минерализованных полос) |
Создание преград распространения низовых пожаров |
|
|
|
|
|
|
42,6 |
24 |
24 |
24 |
24 |
Уход за противопожарными барьерами (минерализованными полосами) |
Улучшение состояния минерализованных полос |
|
|
|
|
|
|
285,4 |
236 |
236 |
236 |
236 |
Изготовление и устройство предупредительных аншлагов, панно, плакатов |
Предупреждение возникновения лесных пожаров |
шт. |
|
|
|
|
|
172 |
172 |
172 |
172 |
172 |
Организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря |
Готовность к тушению лесных пожаров |
шт. |
|
|
|
|
|
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
Мониторинг пожарной опасности |
Организация системы обнаружения, контроля, приема сообщений и учета лесных пожаров |
га |
|
|
|
|
|
172,5 |
172,5 |
172,5 |
172,5 |
172,5 |
Охрана лесов от пожаров, лесонарушений и других негативных воздействий |
Предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение, ограничение распространения и тушение; пресечение незаконных рубок лесных насаждений; защита от вредных организмов |
га |
|
|
|
|
|
172,5 |
172,5 |
172,5 |
172,5 |
172,5 |
Тушение лесных пожаров |
Борьба против стихийного неуправляемого распространения огня в лесном фонде |
га |
|
|
|
|
|
172,5 |
172,5 |
172.5 |
172,5 |
172,5 |
Защита лесов | ||||||||||||
Лесопатологические обследования |
Планирование и обоснование мероприятий по защите леса |
га |
|
|
|
|
|
8997 |
9062 |
9062 |
9062 |
9062 |
Выборочные санитарные рубки |
Улучшение санитарного состояния лесных насаждений |
|
|
|
|
|
|
236,6 |
236,6 |
236,6 |
236,6 |
236,6 |
Воспроизводство лесов | ||||||||||||
Посадка сеянцев, саженцев |
Облесение пустырей, прогалин, гарей, полян в лесном фонде |
га |
|
|
|
|
|
49 |
83 |
50 |
50 |
50 |
Естественное лесовосстановление (содействие естественному лесовосстановлению) |
Сохранение подроста лесных насаждений ценных древесных пород |
га |
|
|
|
|
|
|
50 |
50 |
50 |
50 |
Комбинированное лесовосстановление |
Повышение лесистости территории за счет сочетания искусственного и естественного лесовосстановления |
га |
|
|
|
|
|
|
28,2 |
28,2 |
28,2 |
28,2 |
Проведение агротехнического ухода за лесными культурами |
Предупреждение опасности ухудшения роста и гибели лесных насаждений главной лесной древесной породы от воздействия травянистой растительности и нежелательных быстрорастущих лесных древесных пород. |
Га |
|
|
|
|
|
834,3 |
1083,6 |
1129,6 |
1184,3 |
1208,3 |
Дополнение лесных культур |
Восстановление площадей лесных культур с низкой приживаемостью |
га |
|
|
|
|
|
98,6 |
60 |
40 |
40 |
40 |
Подготовка лесного участка для лесовосстановления, в том числе: |
Создание необходимых условий для обработки почвы под лесные культуры и последующих агротехнических приемов |
га |
|
|
|
|
|
10б |
80 |
80 |
80 |
82 |
- расчистка |
га |
|
|
|
|
|
53 |
40 |
40 |
40 |
41 |
|
- раскорчевка |
|
|
|
|
|
|
53 |
40 |
40 |
40 |
41 |
|
Обработка почвы под лесные культуры будущего года |
Создание условий, способствующих улучшению физических, биохимических свойств почвы в целях создания благоприятных условий для корневого питания древесных и кустарниковых растений |
|
|
|
|
|
|
30 |
78,2 |
78,2 |
78,2 |
78,2 |
Уход за лесами - всего |
Улучшение породного состава, регулирование густоты, условий роста и формирования состава деревьев главной породы |
га |
|
|
|
|
|
23,7 |
46,4 |
46,4 |
42,7 |
42,7 |
в том числе: осветление и прочистка |
|
га |
|
|
|
|
|
23,7 |
54,3 |
46,4 |
42,7 |
42,7 |
Заготовка семян лесных семян |
Обеспечение процессов лесоразведения и лесовосстановления |
кг |
|
|
|
|
|
500 |
350 |
350 |
350 |
350 |
в том числе семян с улучшенными свойствами |
Обеспечение генетически ценными семенами лесных пород, способствующих повышению продуктивности и качества лесов |
|
|
|
|
|
|
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
Выращивание стандартного посадочного материала: |
Сокращение периода воспроизводства лесов |
тыс. шт. |
|
|
|
|
|
328,5 |
419,7 |
341,4 |
351,1 |
360,8 |
в том числе: сеянцев |
тыс. шт. |
|
|
|
|
|
276,4 |
321,7 |
211,7 |
211,7 |
211,8 |
|
саженцев |
тыс. шт. |
|
|
|
|
|
52,1 |
98,0 |
129,6 |
139,3 |
149,0 |
|
Отвод и таксация лесосек, всего |
Перечет, намечаемых в рубку деревьев и определение качественных и количественных характеристик лесных насаждений |
|
|
|
|
|
|
169,4 |
169,4 |
169,4 |
169,4 |
169,4 |
из них при проведении выборочных санитарных рубок |
га |
|
|
|
|
|
55,0 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
|
при проведении мероприятий по уходу за лесами |
га |
|
|
|
|
|
114,4 |
114,4 |
114,4 |
114,4 |
114,4 |
|
Семеноводство | ||||||||||||
Закладка объектов единого генетико-селекционного комплекса, всего |
Производство семян лесных растений с ценными наследственными свойствами |
га |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
в том числе лесосеменные плантации |
и высокими посевными качествами |
га |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Уход за за# аттестованными объектами генетико-селекционного комплекса, всего |
Сохранение генетического фонда лесных растений путем качественного и своевременного проведения работ по их формированию, уходу, содержанию |
га |
|
|
|
|
|
19,7 |
23,2 |
29,7 |
22,6 |
28,6 |
в том числе: за лесосеменными плантациями, испытательными культурами, архивами клонов и маточными плантациями плюсовых деревьев |
|
|
|
|
|
|
13,5 |
6,5 |
21,5 |
12,5 |
22,0 |
|
- уход за постоянными лесосеменными участками |
га |
|
|
|
|
|
6,2 |
16,7 |
8,2 |
10,1 |
6,6 |
|
Содержание специализированного государственного автономного учреждения по охране лесов от пожаров |
Повышение эффективности борьбы с лесными пожарами и оперативное управление охраной лесов от пожаров |
Ед. |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан комплекс организационно-технических мер, направленных на повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов, в т.ч. на улучшение технического обеспечения, качества и продуктивности лесов, сохранение их средообразующих, водоохранных, оздоровительных функций.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному обнаружению и ликвидации их в начальной стадии развития, разработке и внедрению новых технологий воспроизводства лесов и их защиты.
Срок реализации программных мероприятий - 2011-2015 годы. Общий объем финансирования Программы составит 143 979,6 тыс. рублей. Источниками финансирования являются средства из федерального и республиканского бюджетов, а также средства иных источников.
Результатом проведения программных мероприятий является обеспечение мер пожарной безопасности в лесах на площади 172,5 тыс. га, увеличение протяженности лесных дорог на 85,5 км, улучшение санитарного состояния лесов на площади 1183 га, увеличение площади лесов на 282 га, улучшение качественного и породного состава насаждений на площади 6000 га, сохранение подроста на площади 4500 га, достижение показателя приживаемости лесных культур 82,5 %.
Проведена оценка эффективности реализации Программы. В частности, ее реализация позволит сократить предоставляемые из федерального бюджета средства на тушение лесных пожаров до 5 млн. рублей, а также увеличить объем заготовки древесины до 70 тыс. куб. метров и поступление платежей в федеральный и республиканский бюджеты от использования лесов до 12,0 млн. рублей.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2011 г. N 273 "Об утверждении республиканской целевой программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Северная Осетия-Алания на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" за октябрь 2011 г. N 8
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 ноября 2012 г. N 410 настоящее постановление признано утратившим силу