В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания", в целях обеспечения конституционных прав и гарантий работников организаций на здоровые и безопасные условия труда Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществить в 2012 году финансирование мероприятий Программы из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2012 год по разделу "Социальная политика", в последующие годы обеспечивать финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства |
Н. Хлынцов |
Республиканская целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2011 г. N 387)
Паспорт Республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2010-2011 годы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания". Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 июля 1999 года N 210 "О государственной системе управления охраной труда Республики Северная Осетия-Алания". |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. |
Разработчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. |
Исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (по согласованию), Объединение организаций профсоюзов Республики Северная Осетия-Алания (по согласованию), предприятия, организации всех форм собственности. |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, на основе согласованных действий социальных партнеров по реализации государственной политики в сфере охраны труда. Задачи: 1. Совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда, совершенствование республиканской системы управления охраной труда. 2. Улучшение условий труда на рабочих местах, активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда. 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 4. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения. 5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. |
Срок реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2012-2014 годы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Прогнозируемые индикаторы и целевые показатели на 2014 год: численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более - 1,2 в расчете на 1 тыс. работающих; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих - 0,014; удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, - 55%; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - 12,1 %; удельный вес работающих, прошедших обучение по охране труда в установленные сроки, - 55%. |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных Программой |
Финансирование из федеральных внебюджетных источников в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации; средства республиканского бюджета, выделяемые Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на мероприятия по охране труда, - 1500,0 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам: 2012 год - 500 тыс. рублей; 2013 год - 500 тыс. рублей; 2014 год - 500 тыс. рублей; иные внебюджетные источники; средства организаций. |
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
Реализация государственной социальной политики по предоставлению работникам организаций гарантий государства на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. 1. Снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве: всего - до 10% от уровня в 2011 году; в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня в 2011 году. 2. Снижение количества пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в расчете на 1000 работающих: всего - до 5% от уровня в 2011 году; в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня в 2011 году. 3. Снижение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в % от списочной численности) - до 2,5 % от уровня в 2011 году. 4. Снижение показателя профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих - до 2,0 % от уровня в 2011 году. 5. Увеличение удельного веса работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, - до 52%. |
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия-Алания. Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания ежегодно, в срок до 1 марта, подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период); включает в отчет оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с методикой, и направляет ее в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. |
2. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Внесенные в последнее время изменения в трудовое законодательство, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Минздравсоцразвития России нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
См. ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1998 г. N 3222
В рамках исполнения трехсторонних соглашений между республиканскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Республики Северная Осетия-Алания Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания с 1995 года реализованы четыре республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда.
Решение вопросов обеспечения безопасности на каждом рабочем месте в республике осуществляется путем реализации указанных программ. В настоящее время завершена реализация Программы на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2010 года N 339. Программой предусматривалось развитие нормативной базы в сфере охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда специалистов, информационное обеспечение охраны труда.
Анализ работы в области охраны труда свидетельствует о том, что в республике продолжилась тенденция снижения не только общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве: с 112 в 2006 году до 84 человек в 2010 году, - но и с тяжелыми последствиями. Если в результате несчастных случаев на производстве за 2007 и 2008 годы в республике в организациях всех видов экономической деятельности погибло 6 и 13 работников, то в 2009 - 6 человек, в 2010 - 1.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Республики Северная Осетия-Алания обусловливают:
социальная острота проблемы, вызванная уровнем производственного травматизма;
невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Республики Северная Осетия-Алания, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;
необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;
отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.
Применение программного подхода зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда. Реализация единого комплекса программных мероприятий позволила за последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом (таблица N 1).
Таблица N 1
Динамика отдельных показателей производственного травматизма и условий труда в организациях Республики Северная Осетия-Алания
Показатель |
Ед. изм. |
Значение по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество предприятий |
ед. |
508 |
521 |
479 |
482 |
481 |
Количество работников |
чел. |
60604 |
65781 |
60810 |
57716 |
57791 |
Количество пострадавших от несчастных случаев на производстве: |
|
|
|
|
|
|
- всего |
чел. |
112 |
67 |
107 |
94 |
84 |
- со смертельным исходом |
чел. |
4 |
6 |
13 |
6 |
1 |
Количество групповых несчастных случаев |
чел. |
1 |
0 |
3 |
1 |
2 |
Количество тяжелых несчастных случаев |
чел. |
23 |
23 |
13 |
12 |
16 |
Количество впервые установленных профессиональных заболеваний |
чел. |
- |
- |
3 |
10 |
2 |
Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих: |
|
|
|
|
|
|
- всего (с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более) |
ед. |
1,8 |
1,3 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
- со смертельным исходом |
ед. |
0,066 |
0,091 |
0,214 |
0,104 |
0,017 |
Количество работников организаций, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к списочной численности |
% |
11,2 |
12,8 |
12,7 |
13,8 |
12,4 |
Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
% |
10,0 |
9,8 |
9,6 |
9,4 |
9,4 |
Затраты на мероприятия по охране труда |
млн. руб. |
160,2 |
166,7 |
112,3 |
104,9 |
135,5 |
Затраты на мероприятия по охране труда в среднем на 1 работника |
руб. |
5756 |
8563 |
7889 |
7748 |
8560 |
Доля промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда |
% |
63,1 |
62,8 |
62,3, |
61,8 |
61,8 |
Удельный вес устраненных в общем количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда |
% |
87,2 |
87,6 |
88,1 |
88,6 |
88,6 |
По Республике Северная Осетия-Алания органами государственной статистики за 2010 год проводилось обследование состояния условий труда на предприятиях и в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по основным видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь. Обследование показало, что в 2010 году 7638 человек (или 33,9% от всей численности обследуемых работников) имели хотя бы один вид компенсации за работу в неблагоприятных условиях груда, в т.ч. мужчин - 5340 человек (40,7%), женщин - 2298 человек (24,3%).
В 2010 году в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности работало 2791 человек, что на 626 человек, или на 18,3% меньше, чем в 2009 году, в т.ч. мужчин - 1805 (на 18,8% меньше), женщин - 986 (на 17,4% меньше). В 2010 году отмечается небольшое снижение численности работающих под воздействием всех видов вредных условий труда. Однако увеличилось число работающих на рабочих местах с повышенным уровнем вибрации, на 4,2% (в обрабатывающих производствах на 3,8%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды появилось 42 рабочих места). В 2010 году по республике снизилось число занятых тяжелым физическим трудом по сравнению с их числом в 2009 году на 474 (на 41,1%), в т.ч. мужчин - на 315 (на 35,4%), женщин - на 159 (на 60,0%). Это снижение наблюдается в обрабатывающих производствах на 307 человек (на 43,5%), а именно на предприятиях по производству прочих неметаллических минеральных продуктов всего на 299 человек (на 57,8%), в т.ч. мужчин - на 143 (на 49,0%), женщин - на 156 (на 69,3%), а также в строительстве - на 161 человека (на 44,4%) и на транспорте - на 33 человека (на 44,0%). Незначительно снизилась численность занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, - на 15 человек, или на 1,5%.
Из общего числа лиц, работающих на рабочих местах с превышением допустимых гигиенических нормативов условий труда в 2010 году 36,% работников испытывали воздействие повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука (40,2% в 2009 году); 22% работали в условиях повышенной запыленности воздуха (20,7% в 2009 году), 16,7% работали в условиях повышенного уровня вибрации (13,1% в прошлом году); 15,9% - в условиях повышенной загазованности воздуха рабочей зоны (17,2% в 2009 году). Опираясь на выше изложенные факты, можно сделать вывод, что в 2010 году условия труда на предприятиях обследуемых видов экономической деятельности незначительно улучшились.
Ухудшение условий труда в 2010 году наблюдается на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Так, в 2009 году таких мест насчитывалось всего 3, а в 2010 году - 136. Отчасти это произошло за счет увеличения списочной численности за исследуемый год на 952 человека, отчасти - за счет проведения аттестации рабочих мест, которая выявила места с повышенным уровнем шума, ультразвука, инфразвука, места с повышенным уровнем вибрации и с повышенной загазованностью.
Незначительно ухудшились условия труда в строительстве и появились рабочие места, не отвечающие гигиеническим нормативам, в связи (18 рабочих мест).
В целом по республике в 2010 году в расчете на 1000 работающих приходилось 124 человека, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (138 человек в 2009 году), в т. ч на предприятиях добывающей промышленности - 284 человека (284 человека в 2009 году); на обрабатывающих производствах 159 человек (183 человека в 2009 году); на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 48 человек (2 человека в 2009 году); в строительстве - 164 человека (158 человек в 2009 году); на транспорте - 133 человека (133 человека в 2009 году); в связи - 6 человек (в 2009 году рабочие места с вредными условиями труда отсутствовали).
Результаты обследования показали, что в 2010 году из числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности, каждый третий работник имел хотя бы один вид льгот или компенсаций, в т.ч. на предприятиях по добыче полезных ископаемых в обрабатывающих производствах - каждый второй, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - каждый пятнадцатый, в строительстве - каждый третий, на транспорте - каждый четвертый, в связи - каждый тринадцатый.
С целью обеспечения безопасности каждого работника, занятого на рабочем месте с тяжелыми и вредными условиями труда, на предприятиях и в организациях выдается бесплатно спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. По данным формы "1-Т условия труда", за 2010 год численность их составила 14,1 тысячи человек, что составило 62,6% от всей численности работников обследованных видов экономической деятельности (62,1% в 2009 году).
Из всей численности работников, получающих бесплатно спецодежду и спецобувь, 5,5 тысячи человек заняты во вредных и опасных условиях труда (6,1 тысячи человек в 2009 году).
Фактические расходы на средства индивидуальной защиты в 2010 году составили 35488,3 тысячи рублей (26952,7 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 31,7% больше, из них 16182,9 тысячи рублей на работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (13459,3 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 20,2% больше. В среднем на одного работника в 2010 году на средства индивидуальной защиты приходилось 2514 рублей (1758 рублей в 2009 году), что на 43,0% больше, а на одного работника, занятого во вредных и опасных условиях труда, - 2936 рублей (2208 рублей в 2009 году), что на 33,0% больше прошлогодних данных.
В 2010 году по всем обследованным предприятиям и организациям расходы на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты возросли по сравнению с расходами в прошлом году на 31,7%, в т.ч. в обрабатывающих предприятиях - на 32,1%, на предприятиях по производству электроэнергии, газа и воды - почти в 6 раз, на транспорте - на 11,6%, в связи - на 17,9%. В добывающих производствах и в строительстве наблюдается, наоборот, снижение расходов на средства индивидуальной защиты соответственно на 4,1% и 25,1%.
Расходы на одного работника в целом по всем обследуемым отраслям возросли на 43,0%.
В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 48,3 дня в целом по обследованным видам экономической деятельности, что на 9,8% больше, чем в предыдущем году.
Наличие вредных производственных факторов, использование изношенных машин и оборудования и несовершенных технологических процессов в некоторых случаях приводят к полной или частичной утрате трудоспособности работающими. На предприятиях обследованных видов экономической деятельности в течение 2010 года получили производственные травмы и временно утратили трудоспособность 84 человека, что на 10,6% меньше, чем в 2009 году.
За два года произошло снижение общего количества пострадавших на производстве со 107 до 84 человек (21,5%), пострадавших с тяжелым и смертельным исходом - с 13 до 1 человека. Количество работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, увеличилось за два года с 25,7% до 32%.
Анализ работы в области условий охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя оправдывает.
Если снижение уровня производственного травматизма раньше связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходит в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых результатов. Главная задача ближайших лет заключается в сохранении и повышении достигнутых показателей.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Республики Северная Осетия-Алания, проводимый по данным Территориального органа службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания, Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания, Государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания", показывает, что основными причинами производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования;
2) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
3) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики;
4) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
См. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29
5) отсутствие действенного экономического механизма, побуждающего работодателей заниматься вопросами обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
6) отсутствие ведомственного, ослабление государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
7) недостаточная информированность работодателей и работников по вопросам условий и охраны труда.
Вне сферы управления охраной труда находятся инвестиции в основные производственные фонды, их обновляемость, а также перевод промышленности на инновационный путь развития. Решению проблемы должно способствовать развитие механизма экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий и охраны труда, которое должно предусматривать:
планирование и финансирование мероприятий по охране труда;
обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;
обеспечение экономической ответственности работодателя за:
опасные и вредные условия труда на предприятии, выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям охраны труда;
вред, причиненный работникам повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы во вредных или опасных условиях труда, не устранимых при современном техническом уровне.
Вопросы улучшения условий и охраны труда актуальны для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Показатели, характеризующие состояние условий и охраны труда работающего населения нашей республики, отражают достаточно противоречивую картину и не всегда являются объективными. Это следствие целого ряда нерешенных проблем обеспечения безопасности труда, которые, как правило, являются основными причинами травматизма и заболеваемости на производстве, на профилактику которых направлены основные мероприятия целевых программ по охране труда всех уровней.
При отсутствии Программы сложно добиться положительной динамики основных показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда работающего населения республики.
Осуществление единичных и разрозненных мер по улучшению условий и охраны труда работников организаций, включая государственную поддержку, может обеспечить только кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не устранит имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе.
Целесообразность решения проблемы улучшения условий и охраны труда программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют определить важнейшие проблемы и приоритеты в развитии отрасли, добиться значимых результатов и рационального расходования финансовых (включая бюджетные) средств. Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявленных цели и задач по улучшению условий и охраны труда работников результатам, достигаемым в процессе их реализации.
Настоящая Программа разработана с учетом тенденций развития охраны труда в Российской Федерации, а также с учетом экономического состояния предприятий и организаций республики и представляет комплекс мер для решения проблемы улучшения условий и охраны труда работающих.
В значительной своей части Программа носит преемственный характер по направлениям, которые присутствовали в ранее реализуемых программах.
3. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, на основе согласованных действий социальных партнеров (исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей и профессиональных союзов) по реализации государственной политики в сфере охраны труда.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда, совершенствование республиканской системы управления охраной труда;
улучшение условий труда на рабочих местах, активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Для оценки хода и результативности реализации мероприятий Программы, реализации поставленных задач разработаны ожидаемые конечные результаты и целевые показатели.
Целевые показатели Программы совместимы с аналогичными республиканскими показателями оценки состояния условий и охраны труда, достоверны и доступны для определения, достигаются в результате реализации программных мероприятий.
Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда, позволит планомерно проводить работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих, предусмотреть необходимые финансовые и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
Реализация Программы рассчитана на 2011-2014 годы, осуществляется в один этап.
Достижение цели Программы и реализация мероприятий в рамках запланированных к решению задач обеспечат:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - показатели производственного травматизма с утратой трудоспособности на 1 день и более и со смертельным исходом, уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих и показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников);
повышение качества рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение или стабилизация удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);
снижение смертности от предотвратимых причин (индикаторы - уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих);
улучшение здоровья работающего населения (индикаторы - показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников).
Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами:
Таблица N 2
Целевые показатели Программы:
Наименование показателей |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,017 |
0,016 |
0,015 |
0,014 |
Удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания (%) |
40 |
45 |
50 |
55 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%) |
12,4 |
12,3 |
12,2 |
12,1 |
Удельный вес работающих, прошедших обучение по охране труда в установленные сроки (%) |
40 |
45 |
50 |
55 |
Данные целевые индикаторы представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания.
Динамика данных показателей в ту или иную сторону свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
4. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий Программы определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Республике Северная Осетия-Алания, статистической и аналитической информации.
Программа улучшения условий и охраны труда в Республике Северная Осетия-Алания предусматривает реализацию скоординированных действий по совершенствованию системы охраны труда работников на производстве.
Мероприятия Программы сформированы исходя из требований законодательства и положительного опыта реализации предыдущих республиканских программ по следующим направлениям (Приложение 1):
совершенствование государственной системы управления охраной труда;
совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда;
улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
улучшение системы обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций;
информационное обеспечение и пропаганда деятельности по охране труда.
Особенностью Программы является организационно-методическая и координирующая направленность программных мероприятий. Это обусловлено спецификой государственного управления в области охраны труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 ноября 2012 г. N 405 "О республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций и работодателей из числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания"
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет федеральных внебюджетных источников в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными (или) опасными производственными факторами, средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, а также за счет денежных средств организаций республики, участников и исполнителей программных мероприятий и иных внебюджетных средств.
Планируемый общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы за счет республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2014 г.г. составляет 1500,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 500,0 тыс. рублей;
2013 год - 500,0 тыс. рублей;
2014 год - 500,0 тыс. рублей.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Исследования ученых и специалистов, практика работы в сфере охраны труда показывают, что программы улучшения условий и охраны труда являются экономически эффективными за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба и снижения экономических потерь в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, в том числе:
выплат из Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с досрочным выходом на пенсию по старости на льготных основаниях за работу во вредных и опасных условиях труда, а также по инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболеваний;
выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации (ежемесячные выплаты пострадавшим, пособия по временной нетрудоспособности, расходы на реабилитацию пострадавших);
расходов работодателей на компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, молоко и лечебно-профилактическое питание).
Социальные последствия реализации программных мероприятий выражаются в улучшении демографической ситуации, сохранении здоровья и трудоспособности работающего населения, в т.ч. снижении смертности от предотвратимых причин.
В ходе выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, планируется улучшение условий труда.
Для достижения этих целей предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Эффективность реализации мероприятий Программы и степень решения ее задач оценивают путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов ее реализации и достигнутых (фактических) важнейших целевых показателей.
Источниками информации для оценки эффективности реализации Программы являются статистические отчеты и информация органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Эффективность применения программного подхода к улучшению охраны и условий труда работающего населения выразится в достижении динамики предусмотренных индикаторов (показателей):
1) снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве:
всего - до 10% от уровня в 2011 году;
в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня в 2011 году.
2) снижение количества пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих:
всего - до 5% от уровня в 2011 году;
в том числе со смертельным исходом - до 5 % от уровня в 2011 году;
3) снижение (численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в % от списочной численности) до 2,5 % от уровня в 2011 году;
4) снижение показателя профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих до 2,0 % от уровня в 2011 году.
Программа действий по улучшению условий и охраны труда занимает особое место в Стратегии социально-экономического развития республики до 2025 года, поскольку является системным элементом демографической политики и направлена на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества.
См. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2012 г. N 54-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года"
Мероприятия Программы направлены на выстраивание эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления охраной труда.
Социально-экономический эффект выражается значениями индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Северная Осетия-Алания по функции управления охраной труда (таблица N 3).
Таблица N 3
Наименование индикатора |
Прогнозные значения индикаторов |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
1. Число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами |
48,3 |
48,2 |
48,1 |
2. Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
3. Удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, % |
12,3 |
12,2 |
12,1 |
4. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, % |
3,0 |
2,9 |
2,7 |
Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться также в увеличении средств, выделяемых работодателями на мероприятия по охране труда, что обеспечит повышение безопасности работающих.
Реализация Программы позволит сформировать организационные и экономические принципы деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда. Тем самым средства, выделяемые на реализацию Программы из бюджета Республики Северная Осетия Алания, будут стимулировать и экономически увеличивать собственные вложения предприятий на реализацию мероприятий по охране труда.
Так, по итогам 2010 года при расходовании финансовых средств на охрану труда (в среднем по республике) в размере 2345 рублей в расчете на одного работающего, общие расходы на охрану труда при численности 57791 человек работающих составили 135,5 млн. рублей. При тенденции ежегодного увеличения на 11% объемов средств, направляемых на реализацию мероприятий по охране труда, прогнозируемые затраты на охрану труда на предприятиях республики могут составить:
в 2012 г. - 166,9 тыс. руб.
в 2013 г. - 185,3 тыс. руб.
в 2014 г. - 205,7 тыс. руб.
Увеличение затрат на охрану труда повлечет улучшение условий труда работающих и снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Реализация Программы позволит сохранить жизнь и здоровье многим работникам, что нельзя оценить в материальном выражении.
7. Методика оценки эффективности реализации Программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также сравнения текущих значений показателей (индикаторов) с их целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока ее выполнения и в целом по истечении срока действия Программы.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей (индикаторов) Программы к уровню ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
,
где:
N - общее число целевых показателей (индикаторов);
X План.n - плановой значение n-го целевого показателя (индикатора);
X Тек.n - текущее значение n-го целевого показателя (индикатора);
F План - плановая сумма финансирования по программе;
F Тек. - сумма финансирования (расходов) на текущую дату.
Для расчета комплексного показателя эффективности R используются все целевые индикаторы Программы.
При значении комплексного показателя эффективности R от 80 % до 100 % и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80 % - низкой.
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы - это система взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей и профессиональных союзов, иных организаций республики, обеспечивающая выполнение заявленных целей и задач в области охраны труда.
Основным источником средств для реализации Программы являются федеральные внебюджетные источники, определяемые ежегодно в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации (ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РСО-Алания").
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается законом Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы в соответствии с бюджетным законодательством, осуществляет Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статью 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статью 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Объемы финансирования мероприятий Программы корректируются в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета и фактических затрат.
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование выделяемых средств.
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания осуществляет мониторинг реализации Программы с целью получения объективной информации о ходе реализации, полученных результатах, достижении поставленных целей, выявления проблем и трудностей, возникающих при ее реализации, распространения положительного опыта, достигнутого в результате реализации Программы.
Методы управления реализацией Программы:
1. Нормативно-правовые:
подготовка проектов нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в области охраны труда в связи с изменениями федерального и республиканского законодательства;
совершенствование системы управления охраной труда в Республике Северная Осетия-Алания - разработка и реализация мероприятий по улучшению условий труда.
2. Организационные и технические:
создание и постоянное обновление базы данных о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование организационного и технического обеспечения государственного управления охраной труда;
проведение комплекса организационных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда работников организаций, в том числе на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, содействующих созданию систем управления охраной труда.
3. Информационные:
проведение мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях республики.
В ходе реализации Программы Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания как государственный заказчик Программы координирует деятельность основных исполнителей программных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации Программы и эффективным использованием бюджетных средств; ежегодно формирует заявки на финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и представляет их в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания; обеспечивает реализацию программных мероприятий, сбор, анализ и подготовку отчетных данных, а также отчитывается о результатах выполнения Программы в установленном порядке.
Система контроля выполнения Программы включает:
мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности;
контроль за целевым и эффективным использованием исполнителями Программы выделенных финансовых средств;
оценку социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий.
Как ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания ежегодно, в срок до 1 марта, подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период); включает в отчет оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с методикой, и направляет ее в Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приложение
к Республиканской целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда"
на 2012-2014 годы
Перечень
мероприятий Республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы
N п/п |
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задач Программы |
Исполнители мероприятий Программы* |
Срок исполнения |
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей в ценах соответствующих лет |
Ожидаемый результат (эффект) от реализации мероприятий Программы |
|
всего |
в том числе по годам |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Совершенствование государственной системы управления охраной труда | |||||||
1.1. |
Внедрение в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории РСО-Алания, системы управления охраной труда в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" |
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, предприятия, организации |
2012- 2014 годы, систематически |
- |
- |
- |
Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда. |
1.2. |
Содействие внедрению современных систем управления охраной труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, работодатели |
2012- 2014 годы, систематически |
- |
- |
- |
Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда. |
1.3. |
Организация и проведение государственной экспертизы условий труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, систематически |
- |
- |
- |
Повышение уровня защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда. |
1.4. |
Организация проведения заседаний Республиканской межведомственной комиссии по охране труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежеквартально |
- |
- |
- |
Повышение уровня защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда. |
1.5. |
Проведение ежегодного мониторинга состояния условий и охраны труда в республике, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Разработка и проведение профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РСО-Алания" |
2012- 2014 годы, ежегодно I квартал |
- |
- |
- |
Снижение уровня производственного травматизма улучшение условий и охраны труда работающих. |
1.6. |
Проведение республиканских совещаний по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, предприятий и организаций республики |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежегодно |
- |
- |
- |
Повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда. |
1.7. |
Обеспечение реализации Республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, профсоюзы, Работодатели |
2012- 2014 годы, ежегодно |
- |
- |
- |
Реализация государственной политики в области охраны труда. |
1.8. |
Сбор, анализ и систематизация статистической и аналитической информации в целях реализации мероприятий Программы |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежеквартально |
- |
- |
- |
Анализ состояния условий и охраны труда. |
1.9. |
Подготовка отчетности о ходе реализации Программы |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
I квартал ежегодно до 2015 года |
- |
- |
- |
Мониторинг и оценка хода реализации Программы. |
2. Совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда | |||||||
2.1 |
Участие в подготовке предложений по проектам республиканских законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование: законодательства об охране труда; государственного управления охраной труда; обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РСО-Алания", профсоюзы |
2012- 2014 годы, по мере необходимости |
- |
- |
- |
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда. |
2.2. |
Подготовка проекта закона РСО-Алания о внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания" в соответствии с федеральным законодательством |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012 год, 1 квартал |
- |
- |
- |
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда. |
2.3. |
Разработка проекта республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2015-2017 годы |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
111 квартал 2014 г. |
- |
- |
- |
Определение приоритетных направлений по улучшению условий и охраны труда. |
3. Улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и снижение их последствий | |||||||
3.1. |
Осуществление экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения на соответствие нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, по мере представления проектной документации |
- |
- |
- |
Соответствие условий охраны труда работников на строящихся объектах требованиям нормативных актов по охране труда. |
3.2. |
Участие в организации аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях республики, проведение мониторинга ее результатов |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, работодатели |
2012- 2014 годы, систематически |
- |
- |
- |
Повышение уровня защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда. |
3.3. |
Проведение экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, систематически |
- |
- |
- |
Оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему государственным нормативным требованиям охраны труда. |
3.4. |
Реализация комплекса мер по активизации и повышению эффективности работы служб охраны труда предприятий и организаций республики |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, работодатели |
2012- 2014 годы, систематически |
средства организаций |
- |
- |
Повышение заинтересованности работодателей в обеспечении безопасности труда. |
3.5. |
Участие в рассмотрении правильности предоставления работникам организаций, предусмотренных законодательством компенсаций за вредные и опасные условия труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РСО-Алания", профсоюзы, организации |
2012- 2014 годы, по мере необходимости |
- |
- |
- |
Повышение уровня защиты прав работников на здоровые и безопасные условия труда. |
3.6. |
Реализация мероприятий по улучшению условий охраны труда в соответствии с ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации о порядке и условиях финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РСО-Алания" |
2012- 2014 годы, ежегодно |
внебюджетные источники в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования РФ |
- |
- |
Увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения. |
3.7. |
Обеспечение лечения застрахованных непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установление стойкой утраты профессиональной трудоспособности за счет Фонда социального страхования Российской Федерации |
ГУ "Региональное отделение ФСС РФ по РСО-Алания" |
2012- 2014 годы, по мере необходимости |
внебюджетные источники в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования РФ |
- |
- |
Увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения. |
4. Улучшение системы обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций | |||||||
4.1. |
Совершенствование системы непрерывного обучения по охране труда в целях формирования у руководителей и специалистов предприятий и организаций знаний и навыков, необходимых для безопасного труда и для обеспечения функционирования системы государственного управления охраной труда на территории республики |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, Государственная инспекция труда в РСО-Алания; профсоюзы, организации, обучающие вопросам охраны труда работодатели |
2012- 2014 годы, постоянно |
внебюджетные источники, средства организаций |
- |
- |
Повышение квалификации по охране труда работников организаций. |
4.2. |
Организация проведения учебных семинаров по различным направлениям охраны труда с привлечением специалистов всероссийских и республиканских аккредитованных учебных заведений |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, систематически |
республиканский бюджет РСО-Алания |
150,0 |
2012 г. - 50,0 2013 г.- 50,0 2014 г. - 50,0 |
Повышение квалификации по охране труда работников организаций. |
4.3. |
Повышение качества обучения по охране труда и эффективности работы учебно-методических центров по обучению и проверке знаний требований охраны труда, координация их деятельности; согласование учебных планов и программ обучения по охране труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, организации, обучающие вопросам охраны труда |
2012- 2014 годы, ежегодно |
в рамках расходов на основную деятельность исполнителей |
- |
- |
Обеспечение качественного обучения по охране труда. |
4.4. |
Обучение, повышение квалификации специалистов системы государственного управления охраной труда, в т.ч. обучение и стажировка экспертов и специалистов испытательной лаборатории в федеральных учебных заведениях (в гг. Москва, Санкт-Петербург, Иваново) |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
300,0 |
2013 г. - 110,0 2014 г. - 190,0 |
Обеспечение эффективного осуществления государственного управления охраной труда. |
5. Информационно-консультативное обслуживание в сфере охраны труда | |||||||
5.1. |
Оказание методической и практической помощи организациям и работодателям в улучшении условий и охраны труда, распространение передовых методов и приемов труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Республиканский центр охраны труда", профсоюзы |
2012- 2014 годы, весь период |
- |
- |
- |
Повышение информированности работников и работодателей по вопросам основных направлений государственной политики в области охраны труда. |
5.2. |
Проведение районных, городских, отраслевых тематических семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами организаций республики с подготовкой методических и информационных материалов |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Республиканский центр охраны труда", профсоюзы |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
60,0 |
2012 г.- 20,0 2013 г. - 20,0 2014 г. - 20,0 |
Обмен опытом работы по обеспечению охраны труда и пропаганда здоровых и безопасных условий труда. |
5.3. |
Создание и обеспечение функционирования республиканского методического кабинета охраны труда на базе ГУ "Республиканский центр охраны труда". Содержание и совершенствование его материально - технической базы. Формирование для общего пользования компьютерного банка данных о нормативных правовых актах по охране труда. Тиражирование материалов для органов местного самоуправления и организаций. Разработка и выпуск для общего пользования справочно-методических и информационных пособий по организации работы по охране труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
680,0 |
2012 г. - 310,0 2013 г. - 225,0 2014 г. - 145,0 |
Оказание практической и методической помощи предприятиям и учреждениям республики в организации работы по охране труда обеспечение служб охраны труда организаций республики материалами по охране труда. |
5.4. |
Проведение в республике выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежегодно |
внебюджетные источники |
- |
- |
Пропаганда и внедрение современных средств безопасности труда. |
5.5. |
Проведение республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди предприятий производственной сферы |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, работодатели, профсоюзы |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
180,0 |
2012 г. - 60,0 2013 г. - 60,0 2014 г. - 60,0 |
Повышение заинтересованности работодателей в создании благоприятных условий труда. |
5.6. |
Проведение республиканского конкурса "Лучший специалист по охране труда РСО-Алания" |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, работодатели, профсоюзы |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
45,0 |
2012 г. - 15,0 2013 г. - 15,0 2014 г. - 15,0 |
Повышение престижа работы в сфере охраны труда |
5.7. |
Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации, распространение передового опыта в этой области |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, профсоюзы |
2012- 2014 годы, систематически |
республиканский бюджет РСО-Алания |
30,0 |
2012 г. - 10,0 2013 г. - 10,0 2014 г. - 10,0 |
Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и др.). |
5.8. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, профсоюзы |
2012- 2014 годы, ежегодно |
- |
- |
- |
Пропаганда вопросов охраны труда. |
5.9. |
Развитие и сопровождение республиканского сайта по охране труда с целью реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания |
2012- 2014 годы, ежегодно |
республиканский бюджет РСО-Алания |
55,0 |
2012 г. - 35,0 2013 г. - 10,0 2014 г. - 10,0 |
Повышение эффективности управления охраной труда в организациях республики. |
|
Всего |
Министерство труда и социального развития РСО-Алания, ГУ "Региональное |
2012- 2014 годы, ежегодно |
финансирование из федеральных внебюджетных источников |
- |
- |
|
отделение ФСС РФ по РСО-Алания", профсоюзы, |
|
иные внебюджетные источники |
- |
- |
|
||
организации всех форм собственности, работодатели |
|
средства организаций |
- |
- |
|
||
|
|
республиканский бюджет РСО-Алания |
1500,0 |
2012 г. - 500,0 2013 г. - 500,0 2014 г. - 500,0 |
|
* Мероприятия согласованы с исполнителями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерством труда и социального развития РСО-Алания разработана Программа, направленная на улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профзаболеваемости работников организаций.
Среди задач Программы - совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда и республиканской системы управления охраной труда; улучшение условий труда на рабочих местах, активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест и приведению их в соответствие с нормативными требованиями охраны труда, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; совершенствование лечебно - профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Срок реализации Программы - 2012-2014 годы. Планируемый объем финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий за счет республиканского бюджета составит 1500,0 тыс. рублей.
По результатам реализации программных мероприятий ожидается снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве; снижение количества пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; снижение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; снижение показателя профессиональной заболеваемости; увеличение удельного веса работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2011 г. N 387 "О Республиканской целевой программе "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" за январь 2012 г. N 1 (дата подписания номера в печать 17 февраля 2012 г.)