В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления г. Владикавказа по выполнению муниципальных функций и обеспечению граждан и общества муниципальными услугами, увеличению их доступности и качества, а также реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах администрация местного самоуправления г. Владикавказа постановляет:
См. Приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. NN 194н, 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов"
См. также Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р
1. Утвердить прилагаемую Программу по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ до 2013 года (далее - Программа).
См. Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 25 декабря 2012 г. N 38/75 "О бюджете муниципального образования г. Владикавказ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
2. Органам местного самоуправления г. Владикавказа, участвующим в реализации Программы, обеспечить своевременное выполнение предусмотренных ею мероприятий.
3. Отделу информационного обеспечения (Салиева Д.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Владикавказ".
4. Контроль над выполнением настоящего постановления возложить на начальника Финансового управлении Цокова К.В.
Глава администрации |
С. Дзантиев |
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ на период до 2013 года
(утв. постановлением Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 27 января 2012 г. N 134)
Раздел 1. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ до 2013 года
Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением.
Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности муниципальных расходов.
Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети.
Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату.
Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.
Основанием для разработки и реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов является необходимость решения комплекса проблем системного характера.
1. Бюджетное планирование слабо увязано со стратегическим планированием и не ориентировано на достижение конечных результатов.
Несмотря на использование при планировании бюджетных расходов программно-целевых инструментов, формирование бюджета муниципального образования г. Владикавказ в целом продолжается по сметному принципу путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности муниципальных учреждений г. Владикавказа продолжают планироваться и расходоваться без привязки к результатам деятельности.
См. Решение Собрания представителей г. Владикавказа от 5 ноября 2013 г. N 46/73 "Об утверждении Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании г. Владикавказ"
2. Применяемые методы программно-целевого планирования носят формальный характер.
Сложившаяся практика использования муниципальных ведомственных целевых программ показывает, что зачастую они являются дополнительным источником финансирования мероприятий текущего ведомственного характера. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки.
3. Расходование бюджетных средств ориентировано на поддержание бюджетной сети, а не на предоставление услуг.
Несмотря на создание в г. Владикавказе правовых основ для перехода к финансовому обеспечению муниципальных заданий, финансирование деятельности муниципальных учреждений продолжает происходить вне зависимости от количества и качества оказываемых ими услуг.
Отсутствие конкурсного распределения бюджетных ресурсов на этапе бюджетного планирования и неустановленные меры ответственности за последствия недостижения определенных результатов деятельности как руководителем муниципального учреждения г. Владикавказа так и конкретным исполнителем способствует нежеланию муниципальных учреждений улучшить качество производимых услуг и оптимизировать имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
Отсутствие на федеральном уровне единых подходов к классификации услуг, к оценке стоимости услуг, показателей качества оказания услуг создает условия для манипулирования планируемыми результатами и демонстрации ложной эффективности деятельности.
См. Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 16 марта 2011 г. N 362 "Об утверждении порядков, разработанных в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
4. Низкое качество управления муниципальными финансами.
Органам местного самоуправления г. Владикавказа необходимо проводить работу по сокращению, а в перспективе добиться полного отсутствия неэффективных расходов. Наличие неэффективных расходов бюджета негативно отражается на показателях эффективности деятельности органов местного самоуправления, рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета неэффективных расходов местных бюджетов, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1313-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607; "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
В условиях дефицита бюджета муниципального образования г. Владикавказ, наличия долговой нагрузки и кредиторской задолженности наличие неэффективных расходов бюджета является недопустимым.
Требует расширения практика применения информационно-коммуникационных технологий на стадиях организации и предоставления муниципальных услуг, осуществления функций органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и другими юридическими лицами при исполнении соответствующих муниципальных полномочий. Необходимо автоматизировать процессы, требующие значительной технической работы и, соответственно, значительных трудовых затрат.
Все вышеобозначенные проблемы формируют необходимость системной и последовательной реализации комплекса управленческих решений, обеспеченных системой контроля за результатами реализации и необходимыми ресурсами. Наиболее эффективным, с точки зрения соблюдения данных условий является применение программно-целевого метода, обеспечивающего в установленном порядке наличие четко закрепленных результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать аналогичные программы по повышению эффективности бюджета.
Раздел 2. Цели и задачи Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ на период до 2013 года
Цель программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации местного самоуправления г. Владикавказа и эффективное их выполнение;
- обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целепологания бюджетных расходов;
- оптимизировать объемы и порядок выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведение структурных реформ;
- повышение прозрачности и подотчетности всех видов деятельности органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации местного самоуправления г. Владикавказа и подведомственных им муниципальных учреждений, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач необходимо принять решения по следующим основным направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- переход к утверждению "программного" бюджета;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование механизмов муниципальных закупок;
- повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики (отраслям экономики и социальной сферы);
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) муниципальной политики.
Раздел 3. Переход к программной структуре расходов бюджета
Программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
Муниципальные программы, как инструмент муниципального регулирования экономики, обеспечивают достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.
Программная структура должна охватывать большую часть расходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования реестра расходных обязательств, муниципальных заданий.
Раздел 4. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов местного самоуправления и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации местного самоуправления г. Владикавказа, в результате которой должно сократиться дублирование функций и полномочий;
- оптимизация численности муниципальных служащих;
- жесткое соблюдение принципа обеспеченности бюджетным финансированием вновь принимаемых нормативных правовых актов и решений органов местного самоуправления, влекущих дополнительные бюджетные расходы.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления г. Владикавказа является управление муниципальной собственностью. Для повышения его эффективности необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
- упорядочение состава имущества муниципального образования и обеспечение его учета;
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- приватизация имущества, которое не обеспечивает выполнение муниципальных функций и полномочий;
- совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
- проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности в целях дальнейшей оптимизации;
- оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий.
Раздел 5. Повышение качества предоставления муниципальных услуг
На сегодняшний день муниципальные учреждения г. Владикавказа функционируют в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Как правило, расходы на их содержание планируются, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. Таким образом, прежде всего необходимо принять меры по повышению качества муниципальных услуг и только потом по оптимизации бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение конкурентоспособности, доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и других социально значимых сферах;
- обеспечение беспрепятственной реализации гарантированных прав физических и юридических лиц на получение бесплатных муниципальных услуг (единые перечни бесплатных услуг);
- создание условий для оптимизации бюджетной сети, обеспечивающей удовлетворение потребностей в муниципальных услугах;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров, путем повышения материальной заинтересованности, предоставления социальных гарантий, обеспечения профессиональной переподготовки и трудового устройства.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- совершенствование системы предоставления муниципальных услуг;
- внедрение гибких и прозрачных взаимоотношений при оказании и финансовом обеспечении муниципальных услуг (регламентация, доступность, открытый характер организации и предоставления услуг);
- внедрение новой отраслевой системы оплаты труда;
- разработка и утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
Муниципальные услуги предоставляются по обращениям физических и юридических лиц и направлены на удовлетворение их потребностей и интересов. Функции, не связанные с оказанием муниципальных услуг, осуществляются в обеспечение деятельности органа местного самоуправления и не связаны с удовлетворением запросов потребителей.
В органах местного самоуправления и подведомственных им муниципальных учреждениях должны быть четко регламентированы процедуры осуществления всех функций и предоставления всех муниципальных услуг.
Решающее значение стандарта качества предоставления муниципальной услуги для целей формирования муниципального задания заключается в том, что в нем устанавливаются наименования показателей, характеризующих качество муниципальной услуги, единица их измерения, методика расчета, источник информации для проведения расчетов. В этой связи при отсутствии утвержденных стандартов качества становится невозможным формирование муниципального задания, а значит, исполнение требований законодательства.
В открытом доступе для населения г. Владикавказа должны быть конкретные стандарты качества предоставления муниципальных услуг, гарантирующие их права и законные интересы и дающие точное понимание о том, как, в каком объеме, порядке и в какие сроки им должна быть оказана та или иная муниципальная услуга.
Проводимая работа по совершенствованию муниципальных услуг должна находить отражение на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Кроме того, необходимо проработать систему мониторинга всего комплекса реализуемых мероприятий, включая вопросы стимулирования, а также принять меры, направленные на повышение профессиональной подготовки действующего кадрового состава муниципальных учреждений.
Раздел 6. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету муниципального образования г. Владикавказ, приведение в соответствие действующих норм бюджетного законодательства новым принципам организации бюджетного процесса, внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг и, соответственно, совершенствование правового статуса муниципальных учреждений требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, в том числе путем:
- организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
- установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства.
Содержание муниципального финансового контроля должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.
Раздел 7. Организация реализации Программы и оценка ее эффективности
Эффективность реализации Программы оценивается по индикативным показателям, характеризующим:
- состояние и динамику структуры, количества бюджетных услуг;
- состояние и динамику структуры бюджетных расходов, направляемых на обеспечение предоставления населению бюджетных услуг, выполнение муниципальных функций.
Индикативные показатели реализации Программы:
- увеличение доли муниципальных учреждений, переведенных на новую отраслевую систему оплаты труда;
- увеличение доли расходов бюджета муниципального образования г. Владикавказ, охваченных муниципальными ведомственными целевыми программами, в общем объеме расходов;
- наличие у всех исполнителей Программы перспективных планов, ориентированных на конкретные цели, измеримые результаты и содержащие индикативные показатели, характеризующие деятельность органов местного самоуправления и структурных подразделений администрации местного самоуправления г. Владикавказа;
- снижение доли неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и организации муниципального управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ до 2013 года.
Ее цель - создание условий для повышения эффективности деятельности органов МСУ по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для этого необходимо четко определить сферу ответственности органов МСУ и структурных подразделений АМС г. Владикавказа; оптимизировать объемы и порядок выполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг; создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов.
Основные направления Программы включают: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов МСУ; переход к утверждению "программного" бюджета; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг; реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля; совершенствование механизмов муниципальных закупок; повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям муниципальной политики (отраслям экономики и социальной сферы); создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов МСУ.
Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 27 января 2012 г. N 134 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования г. Владикавказ на период до 2013 года"
Текст постановления опубликован в газете "Владикавказ" от 16 февраля 2012 г. N 26 ( 1139 )