Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 3. Порядок проведения правовой экспертизы правовых актов (проектов актов)
3.1. Правовая экспертиза проводится в отношении правовых актов (проектов актов), указанных в пункте 1.4. настоящего Порядка.
3.2. Правовой акт (проект акта) для проведения правовой экспертизы направляется разработчиком в Уполномоченный орган на бумажном и электронном носителе.
3.3. Правовая экспертиза правового акта (проекта акта) проводится сотрудником Уполномоченного органа, не принимавшим участия в его разработке.
3.4. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта (проекта акта), должны быть проанализированы на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ, установленных федеральными законами и законами Республики Северная Осетия-Алания.
3.5. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого правового акта (проекта акта) среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, требуется установить, во исполнение какого или в соответствии с каким федеральным законом или законом Республики Северная Осетия-Алания (иным федеральным актом или актом Республики Северная Осетия-Алания), положением Устава муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау) принят правовой акт, либо разработан проект акта, соответствуют ли правовые основания его принятия (разработки) основаниям, предусмотренным в федеральном и республиканском законодательстве, Уставе муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау), муниципальных актах более высокой юридической силы, принятых в муниципальном образовании г. Владикавказ. В целях изучения состояния правового регулирования анализируются как законы и подзаконные акты, так и затрагивающие соответствующие правоотношения решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также учитываются все изменения, внесенные ранее в федеральные, республиканские и муниципальные акты.
3.6. При проведении правовой экспертизы правовых актов (проектов актов) оценивается компетенция органа (должностного лица) местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ, принявшего соответствующий акт, (разработавшего проект акта), в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Республики Северная Осетия-Алания (иными федеральными актами и актами Республики Северная Осетия-Алания), Уставом муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау).
3.7. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
3.8. При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
3.9. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:
- форма правового акта, проекта акта;
- наименование органа (должностного лица), принявшего правовой акт (разработавшего проект акта);
- название правового акта (проекта акта), в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать его содержанию;
- дата и место принятия и (или) подписания правового акта (проекта акта);
- номер правового акта;
- полное наименование должности лица, подписавшего правовой акт (проект акта);
- источник официального опубликования;
- дата (срок) вступления в силу.
3.10. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
- употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте (проекте акта) в одном и том же значении;
- имеют ли термины общепризнанное значение;
- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и республиканском законодательстве.
3.11. Признаками несоответствия правовых актов (проектов актов) Конституции Российской Федерации являются:
- принятие (разработка) органами (должностными лицами) местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ, правовых актов (проектов актов) и норм по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;
- включение в правовой акт (проект акта) норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации;
- иные признаки.
3.12. Признаками несоответствия правового акта (проекта акта) федеральному закону или закону Республики Северная Осетия-Алания (иному правовому акту), Уставу муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау) являются:
- отсутствие правовых оснований, которые необходимы для принятия правового акта (разработки проекта акта);
- принятие правового акта (разработка проекта акта) во исполнение отмененных или признанных утратившими силу федеральных законов или законов Республики Северная Осетия-Алания (иных правовых актов), их норм, а также норм Устава муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау);
- неправильный выбор федеральных законов или законов Республики Северная Осетия-Алания (иных правовых актов), норм Устава муниципального образования г. Владикавказ (Дзауджикау), применяемых при принятии правового акта (разработке проекта акта);
- принятие правового акта (разработка проекта акта) органом (должностным лицом) местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ, в компетенцию которого данное полномочие не входит, либо принятие правового акта (разработка проекта акта) с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу) местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ;
- нарушение порядка принятия правового акта (разработки проекта акта);
- иные признаки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.