В целях раннего выявления детей с отклонениями в развитии, повышения эффективности комплексной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, создания условий для преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечения доступности социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их родителей, социальной интеграции детей-инвалидов в среду сверстников в Республике Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы.
См. также Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 мая 2012 г. N 139 "Об утверждении республиканской целевой программы "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы"
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществить в 2012 году финансирование мероприятий Программы из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2012 год по разделу "Социальная политика", в 2013 - 2014 годах обеспечить финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.
Председатель Правительства |
С. Такоев |
Республиканская целевая программа
"Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 3 августа 2012 г. N 274)
Паспорт Республиканской целевой программы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 гг.
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания |
Орган управления Программой |
Межведомственный координационный совет по реализации Республиканской программы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 гг., утвержденный распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 августа 2011 г. N 230-р |
Основные разработчики и исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания; Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания; Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания; Миинистерство# Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания; Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения; общественные объединения инвалидов и семей с детьми-инвалидами |
Срок реализации Программы |
2012-2014 годы |
Цели Программы |
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии, детей из группы риска. Создание условий для преодоления пространственной и психологической изолированности детей-инвалидов. Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечение доступности образования и занятости, публичных социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их родителей. Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания. Реализация права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов независимо от места жительства и социального статуса семьи. Привлечение внимания гражданского общества к проблемам детей с особыми потребностями. Осуществление системных изменений в Республике Северная Осетия-Алания в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов. Создание межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами и модернизация материально-технической базы учреждений, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов. |
Задачи Программы |
Развитие и совершенствование системы межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание отделений патронажного обслуживания. Создание отделений дневного пребывания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений социального обслуживания населения и реабилитационных учреждений, отделений абилитации и реабилитации детей до 3-х лет, служб раннего вмешательства, в том числе мобильных служб. Создание программно-целевых механизмов, направленных на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте, полноценную медико-социальную реабилитацию детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми-инвалидами. Формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам. Разработка и реализация программ отдыха детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми. Оказание содействия в трудоустройстве неработающим родителям детей-инвалидов. Развитие программ социокультурной реабилитации детей-инвалидов, создание условий для занятий творчеством, физической культурой и спортом, развитие семейного социального туризма для семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми. |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе |
Дети-инвалиды - 3015 человек. Дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья - 500 человек. Родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов - 6000 человек. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители - 5500 человек. Специалисты, работающие с детьми-инвалидами и семьями с детьми-инвалидами, предоставляющие реабилитационные услуги, - 592 человека. Общественные организации, привлеченные к решению проблем детей-инвалидов, - 10 единиц, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам, - 80 человек. Работодатели, оказывающие поддержку семьям с детьми-инвалидами, предоставляющие рабочие места для трудоустройства родителей детей-инвалидов, - 10 единиц. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп |
Создание посредством открытия отделений дневного пребывания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья условий для медико-социальной абилитации и реабилитации детей-инвалидов, их интеграции в среду сверстников, предоставления родителям возможности получения образования, исполнения трудовых обязанностей. Развитие реабилитационного потенциала детей-инвалидов, улучшение состояния здоровья детей, обеспечение качественного ухода за детьми и реабилитации в учреждениях посредством формирования и ведения регистра данных о детях-инвалидах и гражданах, осуществляющих уход за ними, их потребностях в услугах, организации ранней помощи детям с врожденными нарушениями здоровья и детям из группы риска, внедрения инновационных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов, в том числе методик максимально ранней помощи, создания и внедрения программ патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, включая мобильные службы, предоставления услуги по краткосрочному размещению детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения, повышения квалификации специалистов, предоставляющих услуги детям-инвалидам, обучение их инновационным технологиям реабилитации. Создание условий для обеспечения более высокого уровня интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников и повышения их социального статуса, реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, а также семей с детьми-инвалидами, включая их братьев и сестер, проведение социокультурных мероприятий с участием детей-инвалидов и их здоровых сверстников, формирование модели допрофессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности. Повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие в трудоустройстве родителей детей-инвалидов, привлечение социально ответственного бизнеса и общественных организаций к участию в программах и мероприятиях, адресованных детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами. Формирование толерантного, дружественного отношения общества к детям-инвалидам, в том числе через информационно-просветительскую деятельность |
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) |
144669580 рублей: 2012 год - 23599400 рублей; 2013 год - 60498460 рублей; 2014 год - 60571720 рублей. Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 71585580 рублей: 2012 год - 11740400 рублей; 2013 год - 29998460 рублей; 2014 год - 29846720 рублей. Средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 63284000 рублей: 2012 год - 9679000 рублей; 2013 год - 26690000 рублей; 2014 год - 26915000 рублей. Привлеченные средства - 9800000 рублей: 2012 год - 2180000 рублей; 2013 год - 3810000 рублей; 2014 год - 3810000 рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы, который ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отчет о ходе реализации Программы. |
I. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество и необходимости ее решения программными методами
Одной из основных социальных задач, стоящих перед государством, является преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, формирование системы профессиональной помощи семьям с детьми-инвалидами, обеспечение социальной интеграции детей-инвалидов, позволяющей им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Интегрированная деятельность государственных органов и учреждений, общественных организаций и объединений в этой сфере нацелена на улучшение положения детей, усиление социальной поддержки семьи, материнства и детства, охраны здоровья матери и ребенка, защиту прав и интересов детей-инвалидов, оздоровление демографической ситуации, возрождение и развитие инфраструктуры детства, формирование благоприятной жизненной среды для детей и семей с детьми, в т.ч. с детьми-инвалидами.
Семья с ребенком-инвалидом должна стать отдельным объектом при принятии решений о дополнительных видах, формах и методах ее государственной поддержки, поскольку имеет особые потребности в рамках реализации единой государственной социальной политики, направленной на обеспечение равных прав всем членам общества.
Создание в Республике Северная Осетия-Алания социально-экономических и правовых условий нормального жизнеобеспечения семей с детьми-инвалидами на основе адресного подхода к оказанию социальной помощи является приоритетной задачей.
Решение данной проблемы реализуется посредством принятия и реализации системы мер политического, экономического и правового характера.
Дальнейшее развитие в Республике Северная Осетия-Алания получили определившиеся в последние годы позитивные тенденции стабилизации ситуации в социально-экономической сфере и, в частности, в области улучшения положения детей, семей с детьми. Исходным положением этих процессов является возрастающее внимание республиканской власти и гражданского общества к вопросам социальной сферы. Это обстоятельство стало одним из существенных факторов, обусловивших тенденции оздоровления демографической ситуации.
Постоянно совершенствуемая республиканская законодательная и нормативно-правовая база является основанием и условием разработки, развития и практического осуществления комплексной социально-демографической, семейной политики, в том числе направленной на поддержку семей с детьми-инвалидами.
Эти приоритетные цели и задачи отражены в Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, концептуальная модель которой утверждена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2008 г. N 6-РЗ, Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 01 ноября 2007 г. N 267 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Республике Северная Осетия-Алания".
Приняты законы Республики Северная Осетия-Алания от 17 июня 2008 г. N 28-РЗ "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", от 15 июля 2009 г. N 25-РЗ "О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому в Республике Северная Осетия-Алания", постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 июня 2009 г. N 193 "Об утверждении республиканских программ в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из социально неблагополучных семей".
Актуальным для Республики Северная Осетия-Алания является вопрос формирования доступной среды для инвалидов. Правительством республики в соответствии с концепцией Государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг. утверждена республиканская целевая программа "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012 - 2014 годы.
В целях обеспечения системных изменений в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников необходимо обеспечить разработку программно-целевых механизмов, направленных на внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами, создание межведомственных алгоритмов решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
В Республике Северная Осетия-Алания в результате последовательного осуществления комплексных профилактических мер, направленных на улучшение условий жизни, медико-социального обслуживания, повышение качества образования и реабилитации детей-инвалидов, наметилась положительная тенденция в работе по реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов.
Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Республике Северная Осетия-Алания создано педиатрическое бюро медико-социальной экспертизы, ведется государственная статистическая отчетность инвалидности у детей и ее анализ.
Общий объем освидетельствования детского населения
Годы |
Признаны детьми-инвалидами (чел.) |
||
всего (абс.) |
первично (абс.) |
повторно (абс.) |
|
2008 |
2961 |
365 |
2596 |
2009 |
2973 |
344 |
2629 |
2010 |
3015 |
367 |
2836 |
Показатель первичной инвалидности среди детского населения в 2010 году составил 24,8 (в 2008 г. - 22,3, в 2009 г. - 22,8), что ниже, чем по Российской Федерации (в 2010 г. - 28,2) и по Северо-Кавказскому федеральному округу (в 2010 г. - 54,1).
По показателям первичной инвалидности Республика Северная Осетия-Алания занимает 50-е место среди регионов Российской Федерации и самое низкое по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Невысокие показатели инвалидности являются следствием качественного медицинского обслуживания детей республики и эффективности проводимой учреждениями социального обслуживания населения реабилитационной работы.
Основными причинами детской инвалидности в Республике Северная Осетия-Алания (как и в Российской Федерации в целом) являются психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Структура детской инвалидности за последние годы не претерпела существенных изменений, хотя наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, врожденными заболеваниями глаз.
Одной из существенных составляющих процесса реабилитации детей-инвалидов является реализация мероприятий индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которую включены медицинский, социальный, психолого-педагогический, творческий, профессиональный аспекты реабилитации. Исполнение мероприятий Программы будет осуществляться различными ведомствами, в первую очередь, органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.
Положительный опыт разработки и реализации республиканских целевых программ "Социальная поддержка инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг.", "Улучшение демографической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания", "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., опыт других регионов России подтвердили практическую эффективность и действенность программно-целевого подхода к решению подобных проблем.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 августа 2012 г. N 288-а "О республиканской целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы"
Во исполнение постановление# Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 июня 2009 г. N 193 "Об утверждении республиканских программ в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из социально неблагополучных семей" в рамках Соглашения между Правительством Республики Северная Осетия-Алания, Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализованы Республиканская программа "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг., Республиканская программа "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг."
В соответствии с мероприятиями Программы "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. создан оснащенный реабилитационным оборудованием Центр дневного пребывания для детей-инвалидов, деятельность которого позволила создать в Республике Северная Осетия-Алания условия и возможности для родителей детей-инвалидов вести полноценный образ жизни, сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей-инвалидов.
В рамках Программы организована работа Совета специалистов при Центре дневного пребывания для оказания помощи семьям с детьми-инвалидами и профилактики кризисных ситуаций, оказывается комплексная консультативная помощь семьям. В консультативном центре "Очаг" родители детей-инвалидов общаются, обмениваются опытом, совместно со специалистами Центра находят решение личных проблем, что положительно сказывается и на ребенке, и на внутрисемейных межличностных отношениях.
Важной составляющей деятельности Центра является обучение родителей правильному уходу за детьми, приемам воспитания детей с особенностями в развитии, что, в конечном итоге, повышает качество реабилитационных мероприятий.
Одной из основных социальных задач, поставленных Программой "Открытый мир", является преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечение социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников и общество, позволяющей им принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Снижению показателей инвалидности, одного из целевых индикаторов Программы "Открытый мир", в значительной степени способствует функционирование единой системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на внутри- и межведомственном взаимодействии, базирующемся на единых принципах, обеспечивающих этапность, преемственность и индивидуальность программы реабилитации.
Решению этой задачи способствует создание при Научно-методическом отделении по оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Республиканского детского лечебно-реабилитационного центра "Тамиск" Межведомственного совета специалистов. Приняты меры по оснащению Центра медицинским, реабилитационным оборудованием, компьютерной и оргтехникой, которые позволяют организовать работу с детьми-инвалидами и их родителями на более высоком качественном уровне.
За период реализации Республиканской программы "Дом Солнца". Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. и Республиканской программы "Открытый мир". Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в Республике Северная Осетия-Алания" на 2009 - 2011 гг. численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общество через участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, составила 44000 человек, в том числе численность детей-инвалидов увеличилась с 1100 человек к началу реализации Программ до 1600 человек к началу 2011 года; численность детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, за соответствующий период увеличилась с 1007 до 1447 человек; доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов увеличилась с 41,0% до 43,5%; удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами - с 25,0% до 26,1%; доля родителей детей-инвалидов, не имеющих возможности трудоустроиться, снизилась с 79% к началу реализации Программ до 70% в общей численности родителей детей-инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.
Социальная интеграция ребенка-инвалида требует активных действий общества не только в плане лечения, но и обеспечения медико-социальных, психологических потребностей больного ребенка и его семьи.
Современные научные исследования показывают огромное значение первых 2-3 лет жизни в развитии ребенка.
Именно у семьи, у родителей самая большая ответственность и самые большие возможности. Отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение формируют личность ребенка и стимулируют его дальнейшее развитие.
Особое значение этот период приобретает для детей из группы риска, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задача профессионалов - помочь семье. Поэтому абилитация как особое направление работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приобретает все большое значение в современном обществе.
Ее основная задача - создание возможностей, наращивание потенциала, обеспечивающего подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Достоверно доказано, что результат развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями зависит от качества взаимодействия между родителями и ребенком, от ежедневного опыта, который обеспечивает ребенку его семья.
Еще одной важной задачей службы раннего вмешательства является сохранение полной семьи ребенка-инвалида, обеспечение его общения с близкими людьми, предотвращение отказа семьи от ребенка и определения его в интернатное учреждение. Эта служба организует специальную социальную и психолого-педагогическую помощь, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к необратимым последствиям.
Осуществление Программы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество" на территории республики явится стимулом для развития службы раннего вмешательства.
Одним из основных направлений этой работы является служба социального патронажа семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами.
Важнейшей задачей, стоящей перед специалистами социального патронажа, является работа с семьей. Цель социального патронажа - разработка индивидуально для каждой семьи программы реабилитации.
Кроме того, социальный патронаж предполагает совместную деятельность специалистов по медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, поскольку преодоление сложившейся ситуации возможно при интегрированном многоаспектном подходе, требующем реализации результативной программы, межведомственного взаимодействия и целевого финансирования.
Реализация программы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников" позволит организовать в Республике Северная Осетия-Алания отделения социального патронажа, создать мобильные службы, явится продолжением целенаправленной работы, проводимой в республике по разработке основных целей и первоочередных мер в области социальной политики в отношении семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Разработанные мероприятия настоящей Программы предполагается осуществлять в результате согласованной работы различных ведомств, вовлеченных в решение вопросов комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Для координации деятельности по абилитации и реабилитации детей-инвалидов предполагается создание Интеграционного центра "Солидарность", который будет осуществлять следующие направления деятельности:
информационное (сбор и обработка данных о детях-инвалидах, их родителях и лицах, обеспечивающих уход за детьми-инвалидами, проживающих на территории Республики Северная Осетия-Алания, условиях проживания, показателях потребности ребенка-инвалида в абилитации и комплексной реабилитации, издание газеты и открытие специального сайта для детей-инвалидов и их родителей.);
методическое (разработка и издание методических материалов и рекомендаций, проведение семинаров, конференций по проблемам организации помощи детям-инвалидам и др.);
аналитическое (мониторинг эффективности реализованных программ, мероприятий);
обучающее (организация курсов повышения квалификации специалистов, предоставляющих услуги детям-инвалидам и их семьям, переобучения специалистов, обучения их инновационным технологиям, обучения родителей детей-инвалидов методам реабилитации в домашних условиях).
Программа является семейно-центрированной, направленной на помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предполагает взаимодействие специалистов различных ведомств, общественных организаций и поддержку родителей в их усилиях воспитывать ребенка в семье.
В настоящее время проблема социализации и интеграции в общество детей-инвалидов требует системных изменений. Существование барьеров между детьми-инвалидами и обществом обусловлено тем, что общество из самых благородных побуждений все решает за них (родители, педагоги, государство), формирует в них пассивность и равнодушие. Будущее ребенка-инвалида - это проблема не только родителей, но и общества в целом. Отношение окружающих к ребенку и его семье во многом определяет будущее этих детей. Тяжелым психологическим грузом на детей-инвалидов и их родителей ложатся отрицательные реакции окружающих - от демонстративного сочувствия до явного пренебрежения к детям. Создание гуманных и развивающих условий воспитания детей-инвалидов могут быть решены только путем последовательной, целенаправленной деятельности.
Реализация конкретных мероприятий по социальной защите детей-инвалидов содействует созданию и внедрению инновационных программ социализации детей-инвалидов; эффективных форм и способов социального партнерства государственных и общественных структур, семей, имеющих ребенка-инвалида, и семей со здоровыми детьми, в том числе, семей, в которых оба родителя или единственный родитель являются безработными.
К наиболее актуальным задачам социальной политики Республики Северная Осетия-Алания в отношении инвалидов относятся обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества.
Реализация настоящей Программы позволит выработать межведомственную систему проведения мероприятий, в результате которых дети-инвалиды получат доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменится восприятие их здоровыми людьми. Для изменения в сознании граждан отношения к инвалидам будет продолжена активная работа в средствах массовой информации с привлечением психологов, врачей, педагогов, представителей общественных и религиозных организаций.
Решение основной задачи Программы - преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество основывается на формировании и дальнейшем развитии в республике межведомственной системы профессиональной помощи семьям с детьми-инвалидами, применении эффективных методик и технологий работы в этой области, расширении спектра социально-медицинских услуг.
Эффективная организация работы в данном направлении базируется на системных изменениях в Республике Северная Осетия-Алания в части внедрения в практическую работу методов реабилитации и абилитации детей с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет, служб раннего вмешательства в целях раннего выявления детей с отклонениями в развитии, создании программно-целевых механизмов, направленных на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами, реализацию права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов независимо от места жительства и социального статуса, обеспечение доступности социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов, занятости их родителей.
В целях повышения эффективности реализации мероприятий по применению новых эффективных методик и технологий работы в этой области Программой предусмотрено обучение специалистов работе с детьми-инвалидами, их семьями, обеспечение их методическим сопровождением, возможностью прохождения стажировки.
Наиболее эффективным методом реализации задач Программы является организация работы по семейно-центрированному принципу с использованием технологии междисциплинарного ведения случая, предусматривающей объединение и координацию усилий всех служб, независимо от их ведомственной принадлежности, по решению конкретных проблем семьи с ребенком-инвалидом.
Координатором работы ведомств и учреждений, решающих проблемы конкретной семьи с ребенком-инвалидом, является специалист по реабилитации инвалидов - постоянный куратор семьи, работающий в составе патронажной службы территориальных учреждений социального обслуживания населения.
Внедрение данной технологии работы будет способствовать созданию межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, осуществлению системных изменений в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов и повышению эффективности реабилитационных мероприятий.
Механизмом тиражирования новых технологий в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов и детей с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет, станет организация обучения специалистов субъектов республиканской системы реабилитации инвалидов: социальная защита населения, здравоохранение, образование, служба занятости и др.
II. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
раннее выявление детей с отклонениями в развитии, детей из группы риска;
создание условий для преодоления пространственной и психологической изолированности детей-инвалидов;
преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечение доступности образования и занятости, публичных социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их родителей;
социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
реализация права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов независимо от места жительства и социального статуса семьи;
привлечение внимания гражданского общества к проблемам детей с особыми потребностями;
осуществление системных изменений в Республике Северная Осетия-Алания в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов;
создание межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами и модернизация материально-технической базы учреждений, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов.
Задачи Программы:
развитие и совершенствование системы межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание отделений патронажного обслуживания;
создание отделений дневного пребывания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений социального обслуживания населения и реабилитационных учреждений, отделений абилитации и реабилитации детей до 3-х лет, служб раннего вмешательства, в том числе мобильных служб;
создание программно-целевых механизмов, направленных на минимизацию нарушений здоровья детей и профилактику инвалидности в раннем возрасте, полноценную медико-социальную реабилитацию детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми-инвалидами;
формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам;
разработка и реализация программ отдыха детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми;
оказание содействия в трудоустройстве неработающим родителям детей-инвалидов;
См. также Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
развитие программ социокультурной реабилитации детей-инвалидов, создание условий для занятий творчеством, физической культурой и спортом, развитие семейного социального туризма для семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми.
IV. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты, оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
В рамках развития и совершенствования системы межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирования межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами предусмотрена реализация программных мероприятий.
Координирующим органом реализации Программы является Межведомственный координационный совет, который организует осуществление программных мероприятий:
проведение анализа эффективности деятельности субъектов (органов исполнительной власти и учреждений различной ведомственной принадлежности) республиканской системы реабилитации инвалидов по вопросам профилактики инвалидности детей, раннего вмешательства, разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
анализ действующих нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в сфере профилактики инвалидности детей, системы раннего вмешательства и реабилитации детей-инвалидов;
определение приоритетных направлений, разработку и утверждение необходимых нормативных документов на республиканском уровне в сфере профилактики инвалидности детей, системы раннего вмешательства и реабилитации детей-инвалидов;
создание необходимых условий для функционирования и повышения эффективности деятельности субъектов системы реабилитации инвалидов, занимающихся решением проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, раннего выявления нарушений здоровья детей, повышение реабилитационного потенциала детей-инвалидов;
проведение межведомственных научно-практических конференций, рабочих совещаний по реализации механизма межведомственного взаимодействия специалистов республиканской системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, профилактики инвалидности детей и раннего выявления детей с нарушениями здоровья.
Данные мероприятия направлены на разработку и утверждение нормативных документов, администрирование, контроль и оценку эффективности реализации Программы.
Оказание профессиональной помощи семьям с детьми-инвалидами основывается на применении эффективных методик и технологий работы в этом направлении.
Для повышения эффективности реализации мероприятий Программы в данной области предусмотрено обучение специалистов работе с семьями с детьми-инвалидами, их методическое сопровождение. В этих целях будут реализованы следующие мероприятия:
подготовка специалистов, организация стажировок и обучения специалистов новым технологиям и методам работы на базе республиканских учреждений по теме "Междисциплинарное введение случая нарушения здоровья детей в раннем возрасте для оказания комплексной поддержки семьи, профилактики инвалидности";
организация обучения и стажировок специалистов служб раннего вмешательства, абилитации и реабилитации детей в возрасте до 3-х лет, детей с нарушением здоровья, патронажных отделений, системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на базе учреждений городов Москва, Санкт-Петербург по темам "Организация служб раннего участия абилитации и реабилитация детей в возрасте до 3-х лет с нарушением здоровья", "Комплексная реабилитация детей-инвалидов с использованием новых методов работы".
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов республиканской системы реабилитации детей-инвалидов, ведения и актуализации единого республиканского регистра о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья и их семьях, осуществления мониторинга социально-экономического положения семей с детьми-инвалидами и детьми до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, осуществления координации деятельности по реализации мероприятий Программы, разработки и внедрения эффективных методик работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, оказания методической помощи, информационной поддержки, консультирования и сопровождения специалистов с привлечением методических и профессиональных ресурсов субъектов республиканской системы реабилитации детей-инвалидов планируется создание интеграционного центра "Солидарность".
С целью широкого информирования населения, привлечения внимания гражданского общества к проблемам детей с особыми потребностями, формирования позитивного и заинтересованного отношения граждан к детям-инвалидам планируется проведение информационной кампании:
издание информационных материалов о ходе реализации Программы, публикация материалов о результатах реализации Программы, работа со СМИ о ходе выполнения программы, тиражирование и распространение опыта внедрения новых технологий, механизма межведомственного взаимодействия в работе по профилактике инвалидности детей, реабилитация детей-инвалидов;
повышение уровня информированности населения по проблемам детей-инвалидов, регулярное освещение хода реализации Программы, распространение опыта организации работы по комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Для формирования механизма своевременного выявление нарушений здоровья детей в раннем возрасте, профилактики инвалидности детей, комплексной реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов предусмотрено внедрение новых видов помощи и поддержки, инновационных технологий социальной поддержки, позволяющих оказывать своевременную квалифицированную помощь семьям с детьми-инвалидами, с детьми с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет, в том числе проживающим в отдаленных горных районах республики, а именно:
создание отделения реабилитации и абилитации детей в возрасте до 3 лет с нарушениями в развитии здоровья на базе Государственного учреждения "Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов "Феникс" в целях развития реабилитационного потенциала, улучшения состояния здоровья детей, создания условий для сохранения семьи посредством формирования системы профессиональной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальной психологической работы с ребенком и родителями, информирования и консультирования родителей по вопросам особенностей развития ребенка, прав и мер социальной поддержки, предоставляемых государством семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирования у ребенка навыков повседневной жизни;
создание служб раннего вмешательства для семей с детьми с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет на базе 12 территориальных учреждений социального обслуживания населения в целях улучшения состояния здоровья детей, максимального развития их реабилитационного потенциала, улучшения социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;
создание отделений дневного пребывания для детей с нарушениями здоровья совместно со здоровыми сверстниками на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Промышленного района г. Владикавказ и Центра социальной помощи семье и детям г. Алагир и Республиканского реабилитационно-оздоровительного центра "Горный воздух" для создания условий интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, трудоустройства родителей детей с нарушениями здоровья;
создание патронажных отделений с мобильными службами для сопровождения семей с детьми-инвалидами на базе 12 территориальных социальных служб в целях повышения качества жизни семей с детьми-инвалидами, улучшения социального самочувствие семей, воспитывающих детей-инвалидов, создания условий для улучшения состояния здоровья детей и более высокого уровня их интеграции в общество через формирование системы патронажного социального, психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами участковыми социальными работниками, внедрение программ патронажного обслуживания, включая мобильные службы, предоставляющие социальные, правовые, социально-экономические, социально-бытовые, психологические услуги по месту жительства семей с детьми-инвалидами. В состав специалистов мобильных служб в зависимости от потребности конкретной семьи по соглашению включаются различные специалисты;
внедрение нового вида социальной услуги для родителей детей-инвалидов "Передышка" (услуга "социальные няни") по краткосрочному пребыванию детей-инвалидов на базе 4 учреждений социального обслуживания населения ив 12 учреждениях социального обслуживания населения - на дому по месту жительства семей с детьми-инвалидами для улучшения качества жизни семей с детьми-инвалидами, создания условий для обучения, исполнения трудовых обязанностей, решения неотложных проблем.
Преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, в том числе пространственной и психологической, социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников в республике посредством реализации программ социокультурной и спортивной реабилитации детей-инвалидов, созданию условий для повышения уровня жизни семей с детьми-инвалидами будет способствовать реализация следующих эффективных мероприятий:
открытие спортивных секций и специально оборудованных на базе учреждений социального обслуживания населения спортивных площадок, создание условий для оздоровления и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, интеграции их в среду здоровых сверстников;
организация и проведение мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию детей-инвалидов, их интеграцию в среду здоровых сверстников, проведение социокультурных и спортивных мероприятий для детей-инвалидов и здоровых детей;
проведение специальных профилактических и социально-реабилитационных мероприятий для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
создание отделения профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов в возрасте от 15 до 18 лет и безработных родителей детей-инвалидов на базе ГУ "Республиканский центр реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата";
организация отдыха и оздоровления детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками;
привлечение к работе по оказанию услуг детям-инвалидам, детям с нарушениями здоровья в раннем возрасте, семьям с детьми-инвалидами предприятий и организаций, социально ответственного бизнеса, некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и семей с детьми-инвалидами, волонтерского движения.
Внедрение в республике семейно-центрированной технологии в работе с семьями с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет, междисциплинарного ведения случая по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида позволят за период реализации Программы увеличить на 30 процентных пунктов удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов.
Создание отделения абилитации и реабилитации детей с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет на базе Республиканского центра реабилитации детей-инвалидов "Феникс" станет решающим шагом в увеличении удельного веса данной категории детей, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья (55% по окончании реализации Программы), поскольку в настоящее время реабилитационные учреждения подобного типа в республике отсутствуют.
Деятельность созданных в рамках Программы отделений дневного пребывания для детей с нарушениями здоровья совместно со здоровыми сверстниками будет способствовать созданию условий для преодоления пространственной и психологической изолированности семей с детьми-инвалидами, содействию в трудоустройстве неработающим родителям детей-инвалидов и, как следствие, повышению уровня жизни семей с детьми-инвалидами. В результате реализации указанных мероприятий планируется увеличение численности трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов, на 30%.
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами к концу реализации Программы увеличится в 10 раз.
Осуществление патронажного сопровождения семей с детьми-инвалидами соответствующими отделениями с мобильными службами, включающими в состав специалистов различного профиля в зависимости от потребностей конкретной семьи, будет способствовать улучшению социального самочувствия около 3 тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов, более высокому уровню интеграции детей-инвалидов в общество.
Реализация мероприятий Программы позволит внедрить новые профилактические и реабилитационные технологии, направленные на развитие системы раннего вмешательства, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей в возрасте до 3-х лет с нарушениями здоровья, социальную интеграцию детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.
Создание единого реабилитационного пространства для семей с детьми-инвалидами и семей с детьми в возрасте до 3-х лет с нарушениями здоровья будет осуществляется на базе Интеграционного центра Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, 12 территориальных учреждений социального обслуживания населения, охватывающих все районы республики, включая отдаленные и высокогорные районы, Республиканского центра реабилитации детей-инвалидов, Республиканского лечебно-реабилитационного центра, Республиканского реабилитационно-оздоровительного центра, Центра социальной помощи семье и детям, что позволит увеличить число детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, на 30%.
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов до 27%, а удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, - до 19,5%.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить в республике формирование республиканской системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, основанной на развитии и совершенствовании системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и профилактике инвалидности детей, в том числе в возрасте до 3-х лет, сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, внедрению в практическую деятельность всех учреждений социального обслуживания населения программно-целевых механизмов, направленных на минимизацию нарушений здоровья детей, полноценную медико-социальную реабилитацию детей с инвалидностью.
По завершении реализации Программы, с учетом опыта внедрения механизма межведомственного взаимодействия, в республике будут определены основные направления деятельности по дальнейшему совершенствованию системы реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов в общество, преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами, будет предоставлена возможность обобщения и распространения полученного опыта в других регионах.
В ходе реализации Программы предполагается обучение 112 специалистов реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания населения инновационным технологиям работы с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет, с семьями, имеющими детей-инвалидов, для оказания высококвалифицированной межведомственной помощи.
Реализация данных мероприятий предполагает следующие ожидаемые результаты:
улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, создание условий для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, трудоустройства родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами, создание условий для обучения, исполнения трудовых обязанностей, решения неотложных проблем родителей, организация в этих целях краткосрочного пребывания детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения, оздоровление детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование положительной мотивации, осуществление мероприятий по реабилитации методами физической культуры и спорта, формирование активной жизненной позиции, формирование толерантного, открытого и дружественного отношения к детям-инвалидам.
Основными индикаторами оценки эффективности реализации мероприятий Программы является достижение следующих показателей:
увеличение на 30 процентных пунктов удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов;
увеличение на 54 процентных пункта удельного веса детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение на 3 процентных пункта удельного веса детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством в общей численности детей-инвалидов;
увеличение на 5,4 процентных пункта удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов;
увеличение в 10 раз числа семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами;
увеличение на 30% численности трудоустроенных при содействии патронажных служб родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов;
увеличение в 2,5 раза числа некоммерческих организаций, привлеченных к решению проблем детей-инвалидов;
увеличение в 5 раз численности волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами.
Основным принципом реализации Программы является принцип партнерства органов государственной власти, институтов гражданского общества, социально ориентированного бизнеса в решении проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
Реализация Программы предполагает четкую структуру мероприятий, выстроенных в определенном логическом порядке, и полностью обеспечивающих решение поставленных задач.
V. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Правительством Республики Северная Осетия-Алания и заявителем-координатором Программы Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.
Основные исполнители представляют отчеты о ходе реализации мероприятий Программы в Межведомственный координационный совет, который анализирует и контролирует ход исполнения заявленных мероприятий и поручает Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в установленные сроки представлять отчеты об итогах реализации Программы Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Отчеты о реализации Программы представляются Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в сроки, установленные для рассмотрения отчета об исполнении республиканского бюджета за очередной финансовый год.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания в рамках Программы Фонда "Право быть равным" планирует выделять ежегодно не менее 30 000 тыс. рублей.
Управление Программой будет осуществляться Межведомственным координационным советом. В ведении Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания будет функционировать контрольно-ревизионная комиссия по расходованию средств, выделяемых на реализацию Программы.
Общественный контроль над деятельностью в сфере реабилитации детей-инвалидов осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами, социальной поддержкой инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 144669580 руб., в том числе, 2012 год - 23599400 руб., 2013 год - 60498460 руб., 2014 год - 60571720 руб., в том числе:
средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
71585580 рублей (49,5% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2012 год - 11740400 рублей (49,8% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2013 год - 29998460 рублей (49,6% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2014 год - 29846720 рублей (49,4% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания:
63284000 рублей (43,7% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2012 год - 9679000 рублей (41,0% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2013 год - 26690000 рублей (44,1% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2014 год - 26915000 рублей (44,3% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
привлеченные средства:
9800000 рублей (6,8% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2012 год - 2180000 рублей (9,2% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2013 год - 3810000 рублей (6,3% от общего объема финансирования мероприятий Программы);
2014 год - 3810000 рублей (6,3% от общего объема финансирования мероприятий Программы).
Мероприятиями, на реализацию которых запрашиваются средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются:
создание отделения реабилитации и абилитации детей в возрасте до 3-х лет с нарушениями здоровья;
создание служб раннего вмешательства для семей с детьми в возрасте до 3-х лет с нарушениями здоровья;
создание отделений дневного пребывания для детей с нарушениями здоровья совместно со здоровыми сверстниками;
создание патронажных отделений с мобильными службами для сопровождения семей с детьми-инвалидами;
внедрение нового вида социальной услуги для родителей детей-инвалидов по краткосрочному пребыванию детей-инвалидов в учреждениях и услуги "социальные няни";
открытие спортивных секций и специально оборудованных спортивных площадок для детей-инвалидов;
проведение социокультурных и спортивных мероприятий для детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми;
проведение специальных профилактических и социально-реабилитационных мероприятий по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
подготовка и повышение квалификации специалистов, обучение новым технологиям и методам работы по договору с организациями;
создание Интеграционного центра для оказания методической, координационной и консультационной работы;
создание отделения профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов в возрасте от 15 до 18 лет и их безработных родителей.
Программа будет осуществляться в рамках системы Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, располагающего сетью социальных учреждений, материальная база, кадровый потенциал, методическое обеспечение которых позволяют оказывать необходимую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны оригинальные инновационные социальные технологии, модели и методики по работе данной категорией граждан.
Данные инновационные технологии активно применяются специалистами органов и учреждений социальной защиты населения во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения, образования, культуры, занятости, спорта и физической культуры, общественными объединениями инвалидов.
Выполнению поставленных задач и достижению конечных результатов Программы в определенной степени могут помешать потенциальные риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем:
повышение стоимости товаров и услуг, закупаемых в рамках реализации Программы, вследствие инфляционных процессов;
сокращение финансирования мероприятий, что в итоге может привести к сокращению их количества и, как следствие, снижению уровня помощи целевым группам Программы.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается:
создание эффективной системы управления реализацией Программы на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
развитие комплексной системы реабилитации детей-инвалидов;
осуществление тесного межведомственного взаимодействия между исполнителями Программы;
формирование единого информационно-методического пространства сопровождения Программы;
организация мониторинга выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач Программы.
VII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации республиканской Программы
Основными индикаторами оценки эффективности реализации мероприятий Программы является достижение следующих показателей:
увеличение на 30 процентных пунктов удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов;
увеличение на 54 процентных пункта удельного веса детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение на 3 процентных пункта удельного веса детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов;
увеличение на 5,4 процентных пункта удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов;
увеличение в 10 раз числа семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами;
увеличение на 30% численности трудоустроенных при содействии патронажных служб родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов;
увеличение в 2,5 раза числа некоммерческих организаций, привлеченных к решению проблем детей-инвалидов;
увеличение в 5 раз численности волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами.
Основным принципом реализации Программы является принцип партнерства органов государственной власти, институтов гражданского общества, социально ориентированного бизнеса в решении проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
Приложение
Перечень
основных мероприятий республиканской целевой программы "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Исполнители* |
Сроки реализации |
Объем финансирования (рублей) с указанием источников финансирования |
|||
Всего |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||||
I. Разработка и внедрение механизма межведомственного взаимодействия в решении проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, реализации мероприятий по комплексной реабилитации и интеграции в общество. | |||||||
1. Анализ действующих правовых законодательных актов Республики Северная Осетия-Алания в сфере профилактики инвалидности детей, системы раннего вмешательства и реабилитации детей-инвалидов |
Определение приоритетных направлений, разработка и принятие на республиканском уровне необходимых нормативных документов в сфере профилактики инвалидности детей, системы раннего вмешательства и реабилитации детей-инвалидов |
координационный совет |
III квартал 2012 г. |
не нуждается в финансировании |
|
|
|
2. Проведение межведомственных научно-практических конференций, рабочих совещаний по реализации механизма межведомственного взаимодействия специалистов республиканской системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, профилактики инвалидности детей и раннего выявления детей с нарушениями здоровья |
Формирование механизма своевременного выявление нарушений здоровья детей в раннем возрасте, профилактики инвалидности детей, комплексной реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов |
координационный совет |
2012- 2014 годы |
320000 - за счет средств республиканского бюджета |
20000 - за счет средств республиканского бюджета |
150000 - за счет средств республиканского бюджета |
150000 - за счет средств республиканского бюджета |
3. Организация обучения и стажировок специалистов служб раннего вмешательства, абилитации и реабилитации детей в возрасте до 3-х лет, детей с нарушением здоровья, патронажных отделений, системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на базе учреждений городов Москва, Санкт-Петербург по темам "Организация служб раннего участия абилитации и реабилитация детей в возрасте до 3-х лет с нарушением здоровья", "Комплексная реабилитация детей-инвалидов с использованием новых методов работы" |
Повышение профессиональной компетенции, обучение новым методам работы специалистов реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания для оказания высококвалифицированной межведомственной помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с нарушениями здоровья в раннем возрасте |
Министерство труда и социального развития РСО-А |
2012- 2014 годы |
1760000 - за счет средств Фонда 400000 - за счет средств республиканского бюджета 400000 - за счет внебюджетных средств |
- |
620000 - за счет средств Фонда 200000 - за счет средств республиканского бюджета 200000 - за счет внебюджетных средств |
1140000 - за счет средств Фонда 200000 - за счет средств республиканского бюджета 200000 - за счет внебюджетных средств |
4. Создание интеграционного центра "Солидарность" |
Обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов республиканской системы реабилитации детей-инвалидов, ведение и актуализация единого республиканского регистра о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья и их семьях, осуществление мониторинга социально-экономического положения семей с детьми-инвалидами и детьми до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, осуществление координации деятельности по реализации мероприятий Программы, разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, оказание методической помощи, информационной поддержки, консультирование и сопровождения специалистов с привлечением методических и профессиональных ресурсов субъектов республиканской системы реабилитации детей-инвалидов |
Министерство труда и социального развития РСО-А, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-А", "Владикавказский центр протезирования и ортопедии", Комитет РСО-А по занятости населения |
2013- 2014 |
724680 - за счет средств Фонда |
- |
483120 -за счет средств Фонда |
241560-за счет средств Фонда |
5. Издание информационных материалов о ходе реализации Программы, публикация материалов о ходе и результатах реализации Программы, тиражирование и распространение опыта внедрения новых технологий, механизма межведомственного взаимодействия в работе по профилактике инвалидности детей, реабилитация детей-инвалидов |
Повышение уровня информированности населения по проблемам детей-инвалидов, регулярное освещение хода реализации Программы, распространение опыта организации работы по комплексной реабилитации детей-инвалидов |
координационный совет |
2012- 2014 годы |
300000 - за счет средств республиканского бюджета 315000-за счет внебюджетных средств |
15000 - за счет внебюджетных средств |
150000 - за счет средств республиканского бюджета 150000 - за счет внебюджетных средств |
150000 - за счет средств республиканского бюджета 150000 - за счет внебюджетных средств |
6. Проведение мониторинга и организация контроля эффективности реализации программных мероприятий |
Обеспечение эффективности реализации Программы |
координационный совет |
2012-2014 годы |
не нуждается в финансировании |
|
|
|
Итого по разделу I |
|
|
|
4219680, в том числе: 2484680 - за счет средств Фонда 1020000 - за счет средств республиканского бюджета 715000 - за счет внебюджетных средств |
35000, в том числе: 0 - за счет средств Фонда 20000 - за счет средств республиканского бюджета 15000 - за счет внебюджетных средств |
1953120, в том числе: 1103120 - за счет средств Фонда 500000 - за счет средств республиканского бюджета 350000 - за счет внебюджетных средств |
2231560, в том числе: 1381560 - за счет средств Фонда 500000 - за счет средств республиканского бюджета 350000 - за счет внебюджетных средств |
II. Развитие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, оказание поддержки семьям с детьми-инвалидами и детьми с нарушением здоровья в раннем возрасте | |||||||
7. Создание отделения реабилитации и абилитации детей в возрасте до 3 лет с нарушениями в развитии здоровья на базе Государственного учреждения "Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов "Феникс" |
Развитие реабилитационного потенциала, улучшение состояния здоровья детей, создание условий для сохранения семьи посредством формирования системы профессиональной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальной психологической работы с ребенком и родителями, информирования и консультирования родителей по вопросам особенностей развития ребенка, прав и мер социальной поддержки, предоставляемых государством семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирования у ребенка навыков повседневной жизни |
Министерство труда и социального развития РСО-А |
2012- 2014 годы |
14770900 - за счет средств Фонда, 3910000 - за счет средств республиканского бюджета 3675000 - за счет внебюджетных средств |
2039000 - за счет средств Фонда 20000 - за счет средств республиканского бюджета 1995000 - за счет внебюджетных средств |
5691900 -за счет средств Фонда 1945000 - за счет средств республиканского бюджета 840000 - за счет внебюджетных средств |
7040000 -за счет средств Фонда 1945000 - за счет средств республиканского бюджета 840000 - за счет внебюджетных средств |
8. Создание служб раннего вмешательства для семей с детьми с нарушениями здоровья в возрасте до 3-х лет на базе 12 территориальных учреждений социального обслуживания населения |
Улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов |
Министерство труда и социального развития РСО-А |
2012- 2014 годы |
15572520-за счет средств Фонда 13890000 - за счет средств республикаского# бюджета 3000000 - за счет внебюджетных средств |
8541800 - за счет средств Фонда 1100000 - за счет средств республиканского бюджета 0 - за счет внебюджетных средств |
2413120 - за счет средств Фонда 6395000 - за счет средств республиканского бюджета 1500000 - за счет внебюджетных средств |
4617600 - за счет средств Фонда 6395000 - за счет средств республиканского бюджета 1500000 - за счет внебюджетных средств |
9. Создание отделений дневного пребывания для детей с нарушениями здоровья совместно со здоровыми сверстниками на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Промышленного района г. Владикавказ, Центра социальной помощи семье и детям г. Алагир и Республиканского реабилитационно-оздоровительного центра "Горный воздух" |
Создание условий для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, трудоустройства родителей детей с нарушениями здоровья |
Министерство труда и социального развития РСО-А |
2012- 2014 |
10490280 - за счет средств Фонда 11010000 - за счет средств республиканского бюджета 380000 - за счет внебюджетных средств |
799600 - за счет средств Фонда 770000 - за счет средств республиканского бюджета 60000 - за счет внебюджетных средств |
2747120 - за счет средств Фонда 5120000 - за счет средств республиканского бюджета 160000 - за счет внебюджетных средств |
6943560 - за счет средств Фонда 5120000 - за счет средств республиканского бюджета 160000 - за счет внебюджетных средств |
10. Создание на базе 12 комплексных центров социального обслуживания патронажных отделений с мобильными службами для сопровождения семей с детьми-инвалидами |
Повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами, улучшение социального самочувствие семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание условий для улучшения состояния здоровья детей и более высокого уровня их интеграции в общество через формирование системы патронажного социального, психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами участковыми социальными работниками, внедрение программ патронажного обслуживания, включая мобильные службы, предоставляющие социальные, правовые, социально-экономические, социально-бытовые, психологические услуги по месту жительства семей с детьми-инвалидами, с включением в состав мобильных служб специалистов в зависимости от потребности конкретной семьи |
Министерство труда и социального развития РСО-А Министерство здравоохранения РСО-А, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-А", "Владикавказский центр протезирования и ортопедии", Комитет РСО-А по занятости населения, Министерство образования и науки РСО-А, волонтеры |
2012- 2014 годы |
9176000 - за счет средств Фонда 1800000 - за счет средств республиканского бюджета 500000 - за счет внебюджетных средств |
360000 - за счет средств Фонда 200000 - за счет средств республиканского бюджета 100000 - за счет внебюджетных средств |
8816000 - за счет средств Фонда 800000 - за счет средств республиканского бюджета 200000 - за счет внебюджетных средств |
0 - за счет средств Фонда 800000 - за счет средств республиканского бюджета 200000 - за счет внебюджетных средств |
11. Внедрение новой социальной услуги для родителей детей-инвалидов "Передышка" по краткосрочному пребыванию детей-инвалидов - в 4-х учреждениях социального обслуживания населения и на дому по месту жительства семей с детьми-инвалидами в 12 учреждениях социального обслуживания населения (услуга "социальные няни") |
Улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами, создание условий для обучения, исполнения трудовых обязанностей, решения неотложных проблем, организация в этих целях краткосрочного пребывания детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения |
Министерство труда и социального развития РСО-А |
2012- 2014 годы |
4323200 - за счет средств Фонда 2139000 - за счет средств республиканского бюджета 470000 - за счет внебюджетных средств |
839000 - за счет средств республиканского бюджета 10000 - за счет внебюджетных средств |
4323200 - за счет средств Фонда 650000 - за счет средств республиканского бюджета 230000 - за счет внебюджетных средств |
650000 - за счет средств республиканского бюджета 230000 - за счет внебюджетных средств |
12. Открытие спортивных секций и специально оборудованных на базе учреждений социального обслуживания населения спортивных площадок, создание условий для оздоровления и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, интеграции в среду здоровых сверстников |
Оздоровление детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование положительной мотивации, осуществление мероприятий по реабилитации методами физической культуры и спорта |
Министерство труда и социального развития РСО-А, Министерство РСО-А по делам молодежи, физической культуры и спорта |
2012- 2014 годы |
3077000 - за счет средств Фонда |
- |
- |
3077000 - за счет средств Фонда |
13. Организация и проведение мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию детей-инвалидов, их интеграцию в среду здоровых сверстников. Проведение социокультурных и спортивных мероприятий для детей-инвалидов и здоровых детей |
Формирование активной жизненной позиции, оздоровление детей-инвалидов, приобщение их к здоровому образу жизни, осуществление мероприятий по комплексной реабилитации детей-инвалидов, привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами, интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников |
Министерство труда и социального развития РСО-А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО-А, Министерство РСО-А по делам молодежи, физической культуры и спорта, общественные объединения родителей с детьми-инвалидами, волонтеры |
2012- 2014 |
1260000 - за счет средств Фонда 1260000 - за счет средств республиканского бюджета |
|
630000 - за счет средств Фонда 630000 - за счет средств республиканского бюджета |
630000 - за счет средств Фонда 630000 - за счет средств республиканского бюджета |
14. Проведение специальных профилактических и социально-реабилитационных мероприятий для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Улучшение состояния здоровья детей, развитие их реабилитационного потенциала, создание условий для повышения уровня интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников и повышение их социального статуса; повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях с детьми-инвалидами, формирование толерантного, открытого и дружественного отношения к детям-инвалидам. Проведение мероприятий по реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в части социальной и психологической реабилитации по специально разработанным программам, направленным на восстановление социально-средового статуса детей-инвалидов, восстановление функции общения, достижение психологической коррекции мотивации к обучению трудовой деятельности, посредством организации "социального туризма" для семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми; оплата услуг по проведению реабилитационных мероприятий для семей с детьми-инвалидами и здоровыми детьми на базе реабилитационных, оздоровительных, санаторно-курортных учреждений (в том числе в курортных рекреационных зонах), учреждений социального обслуживания населения, проводимых по специально разработанным программам (содержащим экскурсионные, познавательные, туристические мероприятия с учетом состояния здоровья детей) продолжительностью от 1 до 15 дней. Социальное включение семей, воспитывающих детей с нарушениями здоровья, в равноправные партнерские отношения в обществе, поддержка групп родительской самопомощи, формируемых в рамках деятельности клуба выходного дня, групп "социального туризма" |
Министерство труда и социального развития РСО-А, общественные объединения родителей с детьми-инвалидами, волонтеры |
2012- 2014 годы |
6783000 - за счет средств Фонда 1000000 - за счет внебюджетных средств |
- |
3105000 - за счет средств Фонда 500000 - за счет внебюджетных средств |
3678000 - за счет средств Фонда 500000 - за счет внебюджетных средств |
15. Создание отделения профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов в возрасте от 15 до 18 лет и безработных родителей детей-инвалидов на базе ГУ "Республиканский центр реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата" |
Формирование условий для профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности, оказание помощи в обучении (переобучении) родителей детей-инвалидов профессиям, востребованным на рынке труда |
Министерство труда и социального развития РСО-А, Комитет РСО-А по занятости населения |
|
3648000 - за счет средств Фонда 330000 - за счет средств республиканского бюджета 60000 - за счет внебюджетных средств |
30000 - за счет средств республиканского бюджета |
1169000 - за счет средств Фонда 150000 - за счет средств республиканского бюджета 30000 - за счет внебюджетных средств |
2479000 - за счет средств Фонда 150000 -за счет средств республиканского бюджета 30000 - за счет внебюджетных средств |
16. Организация отдыха и оздоровления детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками |
Разработка и реализация программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, создание условий для занятий детей-инвалидов творчеством, физкультурой и спортом, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, улучшение состояния здоровья детей, профилактика инвалидности, интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников |
Министерство труда и социального развития РСО-А, Министерство здравоохранения РСО-А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО-А, Министерство РСО-А по делам молодежи, физической культуры и спорта |
2012- 2014 годы |
26190000 - за счет средств республиканского бюджета |
4965000 - за счет средств республиканского бюджета |
10500000 - за счет средств республиканского бюджета |
10725000 - за счет средств республиканского бюджета |
17. Привлечение к работе по оказанию услуг детям-инвалидам, детям с нарушениями здоровья в раннем возрасте, семьям с детьми-инвалидами предприятий и организаций, социально ответственного бизнеса, некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и семей с детьми-инвалидами, волонтерского движения |
Разработка и реализация программ и мероприятий, адресованных детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами с участием предприятий и организаций, социально ответственного бизнеса, некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и семей с детьми-инвалидами, волонтерского движения |
Министерство труда и социального развития РСО-А, Министерство здравоохранения РСО-А, Министерство образования и науки РСО-А, Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО-А, Министерство РСО-А по делам молодежи, физической культуры и спорта, Комитет РСО-А по занятости населения, социально ответственный бизнес, общественные объединения инвалидов и семей с детьми-инвалидами, волонтеры |
2012- 2014 годы |
не нуждается в финансировании |
|
|
|
Итого по II разделу |
Всего 140449900, в том числе: |
Всего 23564400, в том числе: |
Всего 58545340, в том числе: |
Всего 58340160, в том числе: |
|||
69100900-за счет средств Фонда 62264000-за счет средств республиканского бюджета 908S000-за счет внебюджетных средств |
11740400-за счет средств Фонда 9659000-за счет средств республиканского бюджета 2165000-за счет внебюджетных средств |
28895340-за счет средств Фонда 26190000 -за счет средств республиканского бюджета 3460000- за счет внебюджетных средств |
28465160-за счет средств Фонда 26415000-за счет средств республиканского бюджета 3460000-за счет внебюджетных средств |
||||
Итого по Программе |
Всего 144669580, в том числе: 71585580 - за счет средств Фонда 63284000 - за счет средств республиканского бюджета 9800000 - за счет внебюджетных средств |
Всего 23599400, в том числе: 11740400 - за счет средств Фонда 9679000 - за счет средств республиканского бюджета 2180000 - за счет внебюджетных средств |
Всего 60498460, в том числе: 29998460 - за счет средств Фонда 26690000 - за счет средств республиканского бюджета 3810000 - за счет внебюджетных средств |
Всего 60571720, в том числе: 29846720 - за счет средств Фонда 26915000 - за счет средств республиканского бюджета 3810000 - за счет внебюджетных средств |
* Мероприятия согласованы с исполнителями
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На 2012-2014 годы разработана Программа "Радуга надежды. Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в РСО-Алания".
Цель Программы - раннее выявление детей с отклонениями в развитии, детей из группы риска; создание условий для преодоления пространственной и психологической изолированности детей-инвалидов; преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечение доступности образования и занятости, публичных социальных и реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их родителей; социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; реализация права на реабилитацию и социальную интеграцию детей-инвалидов независимо от места жительства и социального статуса семьи.
Программа также предусматривает привлечение внимания гражданского общества к проблемам детей с особыми потребностями; осуществление системных изменений в республике в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов; создание межведомственного алгоритма решения проблем детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами; внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами и модернизация материально-технической базы учреждений, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов.
Общий объем финансирования Программы составит 144 669 580 рублей.
Программные мероприятия направлены на достижение следующих показателей: увеличение на 30% удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов; увеличение на 54% удельного веса детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей в возрасте до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья; увеличение на 3% удельного веса детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов; увеличение на 5,4% удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов; увеличение в 10 раз числа семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами; увеличение на 30% численности трудоустроенных при содействии патронажных служб родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов; увеличение в 2,5 раза числа некоммерческих организаций, привлеченных к решению проблем детей-инвалидов; увеличение в 5 раз численности волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2012 г. N 274 "О республиканской целевой программе "Радуга надежды". Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, социальная интеграция детей-инвалидов в общество в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" за август-сентябрь 2012 г. N 7 (дата выхода номера из печати 30 октября 2012 г.)