Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Романова М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 01 октября 2020 г. по гражданскому делу N 2-1065/2020 по иску ФИО1 к Оренбургскому линейному отделу министерства внутренних дел России на транспорте, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на льготное исчисление выслуги лет, перерасчете размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указав, что с марта 1994 года проходил службу в органах внутренних дел РФ, приказом от 13.08.2019г. N 182 л/с был уволен по п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Выслуга на день увольнения в календарном исчислении составила 27 лет 02 месяца 06 дней, в льготном исчислении - 29 лет 02 месяца 13 дней.
В период с 2001 года по 2004 год расчет выслуги по замещаемой им должности старшины милиции при УВД г. Оренбурга был произведен в календарном исчислении, поскольку Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденного приказом Министерства внутренних Российской Федерации от 20.12.2016 г. N 868, указанная должность не предусмотрена.
Таким образом, в период с 2001 года по 2004 года замещаемая им должность в отдельном батальоне конвойной службы милиции УВД г. Оренбурга не соответствует приказу МВД России от 20.12.2016г. N 868, так как была введена до издания указанного приказа и ранее действовавшего приказа МВД России от 09.10.2004г. N 640.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования и окончательно просил суд обязать Оренбургский линейный отдел министерства внутренних дел РФ на транспорте включить в его стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период прохождения службы в органах внутренних дел России с 01.01.2001г. по 18.09.2006г. Обязать УМВД России по Оренбургской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанного периода в льготном исчислении с даты назначения пенсии.
Определением суда от 26.02.2020г, в протокольной форме произведена замена ненадлежащего ответчика МУ МВД России "Оренбургское" на надлежащего ответчика Оренбургский линейный отдел МВД России на транспорте.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 01 октября 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное толкование нормы закона, подлежащего применению, отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1).
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет предусмотрен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 690 постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 дополнено абз. 45 пп. "г" п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001г.
Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 г. N 684 абз. 45 пп. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. N 824 абз. 45 п. п. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Из перечисленных выше положений следует, что с 01.01.2001 и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640 утвержден перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - перечень). В указанном перечне поименована должность милиционера взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
В приложении N 3 к приказу от 20.05.2004 г. N 309 приведено типовое штатное расписание отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, в котором предусмотрены штатные единицы милиционеров.
Согласно п. 2 Приказа от 20.05.2004 г. N 309 Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, предписано привести штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями.
Приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий" утвержден новый перечень соответствующих должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, которым признан утратившим силу приказ МВД России от 09.10.2004 г. N640.
Утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016 г. N 868 перечень должностей выполнение обязанностей, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии в разделе 1 (должности, введенные с 23.08.2014 г.) также содержит указание такой должности как полицейский (отделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в территориальных органах МВД России (в том числе в территориальных органах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте), не имеющих ИВС).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно выписке из Перечня изменений в штатном расписании ЛОВД на ст. Оренбург, приказом начальника Южно-Уральской УВДТ N13ЖСП от 22.07.2004 г, подразделение конвойной службы милиции, в котором работал истец, реорганизовано в отделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
В соответствии с представленными функциональными обязанностями милиционера охранно - конвойной службы ИВС ЛОВД на ст. Оренбург Южно - Уральского УВД на транспорте ФИО1, милиционер охранно - конвойной службы изолятора временного содержания ЛОВД на ст. Оренбург Южно-Уральского УВД на транспорте обеспечивает охрану подозреваемых и обвиняемых при содержании их в ИВС, во время принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, стационарного лечения в медицинских учреждениях (кроме принудительных мер медицинского характера), производства следственных действий и уголовного судопроизводства; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские упреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования, экспертиз) санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из органов внутренних дел в ИВС; конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИСВ, на обменные пункты плановых маршрутов конвоирование и обратно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец проходил службу в охранно-конвойной службе изолятора временного содержания линейного отдела внутренних дел на ст. Оренбург Южно - Уральского УВД на транспорте, выполнение обязанностей в которой связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанного периода в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы ответчика о том, что в спорный период времени истец нес службу в должности, не предусмотренной Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, указав, что данные доводы опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы подателя жалобы, повторяющие его позицию, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 01 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.