Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-657/2020 по административному исковому заявлению Белозерова Юрия Дмитриевича об оспаривании в части приказов управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 (в редакции от 25 августа 2020 года N 1217), от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции от 25 августа 2020 года N 1222)
по апелляционной жалобе Белозерова Юрия Дмитриевича на решение Брянского областного суда от 16 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень 2018 года), размещённый на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года N 1217 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень 2019 года), размещённый на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года N 1222 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
В Перечни включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу "данные изъяты", принадлежащее на праве собственности Белозерову Ю.Д.
Белозеров Ю.Д. (далее - также административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных пунктов вышеуказанных Перечней, в части включения принадлежащего ему объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Обследование нежилого помещения не проводилось и фактическое его использование не установлено.
Решением Брянского областного суда от 16 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Белозеров Ю.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение норм материального права по доводам, изложенным в суде первой инстанции, в частности полагает, что суд неверно оценил имеющиеся в материалах дела документы, а именно выписку из Единого государственного реестра недвижимости, технический паспорт, выписку из технического паспорта, материалы регистрационного дела, что привело к вынесению незаконного решения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, управлением имущественных отношений Брянской области и прокуратурой Брянской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Белозеров Ю.Д. и его представитель, представитель управления имущественных отношений Брянской области просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что приказы, которыми определены оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, приняты в пределах полномочий управления имущественных отношений Брянской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания Перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о правомерности включения нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни на 2018, 2019 годы.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласилась, исходя из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении признаваемых объектом налогообложения нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень 2018 года, утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Аналогичные положения предусмотрены действующим с 10 января 2018 года Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п.
Таким образом, из приведённых правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, которое соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположен в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", который в оспариваемые Перечни не включён.
По данным Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет назначение "нежилое помещение", наименование "нежилое помещение".
Данное нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании документов технического учёта (инвентаризации) в качестве торгового объекта.
Согласно экспликации нежилого помещения технического паспорта, составленного государственным унитарным предприятием "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 26 сентября 2006 года на нежилое помещение по адресу: город Брянск, проспект Московский, 160 и включающего план строения и экспликацию помещения наименование самого помещения - "магазин продовольственных товаров", в состав принадлежащего административному истцу нежилого помещения площадью 79, 8 квадратных метров входят в том числе три торговых зала площадью 37, 6 квадратных метра, площадью 16 квадратных метров и площадью 12, 3 квадратных метра, общая площадь которых составляет 65, 9%, что составляет 82, 58% общей площади указанного здания. Иных документов технического учёта (инвентаризации), которые опровергают назначение этих помещений на момент включения здания в оспариваемые Перечни, не представлено.
При таких данных, нежилое помещение предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку назначение общей площади помещений более 20% площади спорного объекта недвижимости в соответствии с документами технического учёта (технического паспорта) предусматривает размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения его в оспариваемые Перечни.
Суждения суда о правоустанавливающих документах на принадлежащее административному истцу помещение, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорное помещение включено в оспариваемые Перечни на основании документов технического учёта (инвентаризации) объекта недвижимости, предусматривающих размещение торговых объектов.
Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, не содержат оснований для отмены правильного решения суда.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белозерова Юрия Дмитриевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.