Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Брянцевой Н.В. и Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андреевым О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2020 (УИД N) по административному исковому заявлению Дакуева Магомеда Гитиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 27 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Дакуев М.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере рыночной стоимости - 1 823 000 рублей и находящегося на нем объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 24 ноября 2018 года в размере рыночной стоимости - 20 140 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению размера уплачиваемого налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Обжалуемым решением Верховного Суда Республики Дагестан от 27 октября 2020 года заявленные требования административного истца удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере рыночной стоимости - 2 096 929 рублей, нежилого здания по состоянию на 24 ноября 2018 года в размере рыночной стоимости - 34 557 542 рублей.
Этим же решением датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 1 октября 2019 года.
Не согласившись с решением суда, Правительство Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и принять новое решение об отказе в иске, поскольку из экспертных заключений и отчета об оценке прослеживается отсутствие обоснованности и проверяемости информации об объектах-аналогах, используемых для определения стоимости объектов оценки, что является нарушением основных принципов оценки. Информация об объектах-аналогах, использованная из интернет-ресурсов, не отвечает требованиям проверяемости и однозначности. В документах отсутствует информация об осуществлении дозвона или иных действий по проверке достоверности предложений о продаже объектов-аналогов. Истцом не доказана обоснованность поданного им административного искового заявления, а также полученных по делу результатов судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон Об оценочной деятельности) предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 3 Закона Об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Как следует из материалов дела, административному истцу Дакуеву М.Г. на праве собственности принадлежит расположенный по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N, площадью 514, 7 кв.м, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "строительство торгового комплекса" и находящийся на нём объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 5 765, 4 кв.м.
Согласно представленным в суд выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении принадлежащих Дакуеву М.Г. объектов недвижимости установлена следующая кадастровая стоимость объектов: с кадастровым номером N - в размере 3 622 654, 19 рублей по состоянию на 1 декабря 2012 года; с кадастровым номером N - в размере 41 257 663, 63 рубля по состоянию на 24 ноября 2018 года.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего Дакуеву М.Г. земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан", а в отношении принадлежащего истцу нежилого здания - Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года N 552 N "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан".
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов недвижимости необоснованной и не соответствующей их рыночной стоимости, Дакуев М.Г. обратился в суд с настоящим административным иском.
Как правильно указал суд первой инстанции, являясь в силу пункта 1 статьи 388 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, Дакуев М.Г. обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельного участка и нежилого здания.
Сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Дакуеву М.Г. земельного участка с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24 июля 2013 года, а сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Дакуеву М.Г. нежилого здания с кадастровым номером N - 25 ноября 2018 года.
Таким образом, установленный законом пятилетний срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N административным истцом не пропущен, тогда как в отношении земельного участка с кадастровым номером N данный срок пропущен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 года N 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы.
В этой связи, учитывая, что Дакуев М.Г. обратился в суд с административным иском до принятия и вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, а также, учитывая право административного истца на пересчёт суммы налоговой базы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N на момент подачи административного иска 1 октября 2019 года, рассмотрения дела и вынесения решения затрагивает права и законные интересы Дакуева М.Г, что дает суду основания для восстановления пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объектов недвижимости, а также возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Согласно материалам административного дела и письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан от 7 августа 2020 года N 05-2821-ПР-20, принадлежащий Дакуеву М.Г. земельный участок с кадастровым номером N впервые поставлен на кадастровый учёт 31 мая 2007 года, а принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N поставлено на кадастровый учет 24 ноября 2018 года. Указанная информация подтверждена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан в письме от 17 февраля 2021 года N 05-00853-ПР-21, представленном в суд апелляционной инстанции.
Перечень земельных участков, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" был сформирован по состоянию на 1 декабря 2012 года, а перечень объектов недвижимости, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2013 года N 552 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Дагестан" - по состоянию на 18 июля 2012 года.
В этой связи, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего Дакуеву М.Г. земельного участка с кадастровым номером N является дата формирования перечня земельных участков, результаты государственной кадастровой оценки которых утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, то есть 1 декабря 2012 года, а датой определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером N - дата постановки на кадастровый учёт выявленного объекта недвижимости, то есть 24 ноября 2018 года, соответственно.
Данное обстоятельство обусловило привлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика ФГБУ "ФКП Росреестра".
В соответствии со статьей 11 Закона Об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных познаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Как верно указал суд первой инстанции, представленный в материалы дела отчёт от 20 сентября 2019 года N 19/09-202 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N не содержит анализа рынка недвижимости г. Махачкалы на дату оценки, расчётов или иллюстраций, обосновывающих размеры примененных оценщиком корректировок на снижение стоимости в процессе торгов, местоположение земельного участка, площадь и рельеф земельного участка, наличие инженерных коммуникаций, что не позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости и прийти к аналогичным результатам, то есть представленный отчёт не отвечает принципу проверяемости.
Из отчёта от 23 сентября 2019 года N 19/09-210 об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N усматривается, что данный отчет также фактически не содержит анализа рынка нежилой недвижимости г. Махачкалы на дату оценки, выводы отчета о диапазоне цен на нежилую недвижимость не проиллюстрированы объявлениями о продаже либо ссылками на соответствующие объявления. Определяя в рамках затратного подхода рыночную стоимость объекта недвижимости - капитального нежилого здания 2016 года постройки, оценщиком по состоянию на 24 ноября 2018 года накопленный износ здания рассчитан в размере 67, 1 %, что с учетом года постройки и материалов конструктивных элементов (ж/б монолит, кирпич). Выводы оценщика вызвали обоснованные сомнения у суда первой инстанции.
В связи с недостатками представленных отчётов, определением суда первой инстанции от 15 ноября 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по делу назначена судебная оценочная экспертиза на предмет установления рыночной стоимости принадлежащих Дакуеву М.Г. объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости, то есть на 1 декабря 2012 года (земельный участок с кадастровым номером N) и на 24 ноября 2018 года (нежилое здание с кадастровым номером N).
В соответствии с заключениями эксперта ФИО12 от 16 декабря 2019 года N 161219/Э и от 26 февраля 2020 года N 260220/Э, являющегося сотрудником ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость принадлежащих Дакуеву М.Г. объектов недвижимости составила: земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 года - 2 096 929 рублей, а нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 24 ноября 2018 года - 34 557 542 рубля.
Оценив данные экспертные заключения в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 24, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом было произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи недвижимости соответствующего назначения.
В заключениях приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранных подходов (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключениями по результатам проведенных оценочных экспертиз и приобщена к материалам дела; в заключениях эксперт ответил на поставленные вопросы.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертных заключений и определенных в нем величин рыночной стоимости, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН, рыночной стоимости объектов недвижимости ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости в ином размере не заявлено, правовых оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда не установлено.
Учитывая изложенное, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключения судебной экспертизы сомнений в достоверности у судебной коллегии также не вызывает.
Судебные расходы, связанные с проведением судебных экспертиз, суд правильно отнес на административного истца на основании статей 103, 106, 111 КАС РФ, с учетом из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения определения.
Председательствующий Г.В. Рассказова
Судьи Н.В. Брянцева
Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.